Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год




НазваниеОб утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5




  1. Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263);

  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;

  3. Настоящими рекомендациями.

В соответствии с областным базисным учебным планом на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе - 35 часов (1 час в неделю), в 7 - 9 классах по 70 часов (2 часа в неделю). На ступени среднего (полного) общего образования предполагается два уровня изучения биологии: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение биологии отводится 70 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе), на профильном уровне, предмет «Биология» преподается в объеме 210 часов (3 часа в неделю).

На ступени основного общего образования курса биологии предшествует курс природоведения, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. В курсе природоведения рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: энергия, тела и вещества, неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, почва и др. Опираясь на эти знания, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т. д.).

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами – физики, химии, географии.

По-прежнему существует проблема реализации межпредметных связей между курсами химии и биологии в старшей школе: изучение ряда понятий, связанных с особенностями строения молекул органических веществ, начинается в курсе биологии, предваряя их формирование в курсе органической химии. В старшей школе на базовом уровне это несоответствие устраняется за счет исключения из стандарта сведений о строении молекул органических веществ. В профильных классах эта проблема остается актуальной и решается путем опережающего изучения соответствующего материала в курсе биологии.

Наиболее приоритетным направлением работы методических объединений учителей биологии в 2011-2012 учебном году должно стать совершенствование методической деятельности учителя по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. N 1897. Цели и образовательные результаты представлены в нем на нескольких уровнях: метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Деятельность учителя биологии с введением ФГОС ООО должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программ по биологии:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В рамках подготовки к внедрению ФГОС ООО учителям рекомендуется использовать в учебном процессе новые образовательные технологии, способствующие формированию надпредметных универсальных умений и навыков у учащихся (проблемно-диалогическое обучение, технология проектно-исследовательского обучения; технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология «Портфолио» и т.д.).

  1   2   3   4   5

Похожие:

Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год icon«Об утверждении перечня учебников на 2013 – 2014 учебный год»
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных...
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год iconПриказ 10. 09. 12 г. №01 13/157 г. Ухта Об утверждении перечня умк,...
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных...
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа №34» приказ
На основании федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных...
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год iconПояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии...
Приказ Министра образования и науки А. А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к...
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год iconПеречень учебников и учебных пособий, рекомендованных (допущенных)...
Перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2011-2012 учебный...
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год iconУчебники, содержание которых соответствует федеральному государственному
Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном...
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год iconУчебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном...
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год iconСписок
Список составлен на основании федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в специальных...
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год iconПеречень учебников, рекомендованных (допущенных)
...
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном пр оцессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год iconРеспублика башкортостан муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Об утверждении перечня учебников допущенных к использованию в образовательном процессе мобу оош д. Турушла на 2012-2013 уч год”
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница