Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история»




НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история»
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2
МОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области»







Утверждаю







Приказ №195

от "30" августа 2013 г.
Директор школы

__________ С.А. Фандина



















Рассмотрено

Согласовано

Принята

на заседании ШМО учителей гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от "29" августа 2013 г.

Рук.ШМО

"30" августа 2013 г.
Зам.директора по УВР

на педагогическом совете
Протокол №1 от "30" августа 2013 г.

_________________ И.В.Мезина

__________ Е.А. Акользина




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ
8 класс

2 ч в неделю, всего 70 ч.

Учитель
Фандина С.А.

2013-2014 учебный год

Класс 8.

Предмет ИСТОРИЯ.

Количество часов: всего 70 (федеральный компонент), в неделю 2 ч.

Плановых проверочных работ 4.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история», а так же в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

Указанные в стандарте 2004 год цели, изучения истории сформулированы в данной рабочей программе в виде линий развития личности средствами предмета – так как это принято в развивающей Образовательной системе «Школа 2100»:

^ Цели обучения по программе - в виде линий развития личности ученика средствами предмета «история»

Соответствие линий развития авторской программы с целями Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории

^ 1-2. Овладение исторической картиной мира:

умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
3. Формирование открытого исторического мышления:

умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
4. Нравственное самоопределение личности:

умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей
^ 5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности:

умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.


  • Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многокофессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран



В рабочей программе включен весь обязательный минимум содержания государственного стандарта.

Так же указаны наиболее важные научные и учебные проблемы, обсуждение и поиск решения которых предлагается ученикам на каждом уроке изучения нового материала в соответствии с принятой в Образовательной системе «Школа 2100» технологией проблемно-диалогического обучения.

^ Особенности структуры и содержания

Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих, процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир.

Второй отличительной особенностью структуры рабочей программы является ее деление не только на темы, но и на модули – группы тем, связанных дидактическим единством и системой изучения материала: определение целей в начале модуля, обобщение и контроль – в конце. Таким образом, в 6 классе ученикам представлен двумя модулями по всеобщей истории и двумя модулями по истории России.

Третьей отличительной особенностью данной рабочей программы является использование учебно-методологической системы понятий, с помощью которой происходит осмысление исторического процесса. В основу этой системы понятий заложено сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного). Основой системы понятий в 7-9 классах достраивается с помощью понятий, «аграрное (традиционное) общество», «модернизация», «индустриальное общество», «информационное общество». Для описания социально-экономических процессов активно используются категории «феодальные отношения», «капиталистические отношения», «социализм» и т.п. являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»). С 8-9 класса - постепенно знакомим учеников с тем, что существует несколько разных теорий объясняющих исторический процесс.

Цели

Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:

^ 1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новой истории XIX - начала XX века как в России, так и в мире в целом.

^ 3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы модернизации, формирования индустриального общества на Западе, в России и на Востоке, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в XIX - начале XX века.

^ 4-я линия развития. Делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в XIX - начале XX века.

^ 5-я линия развития. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях резких общественных перемен, быстрой смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху XIX - начала XX века. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.

^ Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

3 часа

^ Модуль 1. Всеобщая история: Рождение индустриального Запада


2

Тема 1. Особенности западной цивилизации XIX века. (1800-1880-е годы).

4 часа.

3

Тема 2. Разрушение аграрного общества Европе. (1799-1849 гг.).

9 часов.

Модуль 2. Всеобщая история: Мировая победа индустрии


4

Тема 3. Модернизация стран Запада к 1880-м годам.

3 часа.

5

Тема 4. Мир за пределами Западной цивилизации (1800-1880-е годы).

5 часов.

6

Тема 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX-XX веков).

7 часа.

Модуль 3. Российская история: Нужна ли России модернизация?

7

Тема 6. Выбор пути развития России при Александре I (1801-1825).

7 часов.

8

Тема 7. Консервативный путь развития Россия при Николае I (1825-1855).

9 часов.

Модуль 4. Российская история: Ускоренная модернизация России.

9

Тема 8. Освободительные реформы Александра II (1855-1881).

13 часов

10

^ Тема 9. Россия на рубеже XIX-XX веков – между реформами и революцией.

9 часов.


Содержание курса истории для 8 класса

Подчеркивание – фразы из обязательного минимума гос.стандарта.

Прямой – обязательная для контроля часть программы.

^ Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.

Модуль 1. Всеобщая история: Рождение индустриального Запада

Вводная тема. 3 часа.

Вопрос о принципиальных отличиях Нового времени. Модернизация - переход от аграрного к индустриальному обществу.

Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции.^ Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе.

Тема 1. Особенности западной цивилизации XIX века. (1800-1880-е годы). 4 часа.

Возникновение научной картины мира: атомная теория строения вещества, периодическая система химических элементов Д.Менделеева, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Ч.Дарвина. Изменение взгляда человека на общество и природу: «мир не храм, а мастерская!» Технический прогресс в Новое время как принципиальное расширение возможностей человечества: паровоз и пароход, телеграф и телефон, система электроосвещения и другие достижения.

^ Промышленный переворот и его социальные последствия: утверждение капиталистических отношений, развитие фабричного машинного производства и мирового рынка, классы буржуазии и пролетариата и противоречия между ними,

^ Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма: основные идейные отличия в целях и средствах. Марксизм (К.Маркс, и Ф.Энгельс) – вариант социалистического учения, коммунизм.

^ Культурное наследие Нового времени: смена основных художественных стилей западной цивилизации XIX века: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Их идейные отличия и основные достижения в литературе и искусстве.

Тема 2. Разрушение аграрного общества Европе. (1799-1849 гг.). 9 часов.

^ Наполеон Бонапарт (годы правления 1799-1815), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе.

Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз.

Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений.

Европейские революции 1848-1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты

Обобщение и контроль по модулю

^ Модуль 2. Всеобщая история: Мировая победа индустрии

Тема 3. Модернизация стран Запада к 1880-м годам. 3 часа.

Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д.Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за независимость от Османской империи и образование национальных государств.

Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. ^ Социальный реформизм во второй половине XIX в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии.

^ Превращение США в великую державу. Гражданская война в США (1861-1865): причины противоречий Севера и Юга, основные события, результаты (отмена рабства и ускорение модернизации юга). Роль А. Линкольна (особенности личности и политические взгляды).

^ Тема 4. Мир за пределами Западной цивилизации (1800-1880-е годы). 5 часов.

Индустриальный Запад и аграрный Восток в XIX веке: колонизация и создание колониальных империй. ^ Судьба Тропической Африки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке (Симон Боливар, полуколониальное положение).

Нарастание кризисных явлений в традиционных аграрных обществах Востока: проникновение европейцев и их порядков в страны исламского мира, превращение Индии в колонию Британской империи (причины и последствия), принудительное «открытие» Китая и Японии для контактов с европейцами. Черты модернизации в странах Востока.

^ Начало модернизации в Японии: причины и цели, восстановление власти императора (Муцухито), основные реформы Мейдзи (с 1868 г.), первые результаты и особенности японской модернизации.

^ Тема 5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX-XX веков). 7 часа.

Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX веков и рост возможностей человечества (двигатель внутреннего сгорания, революция в естествознании и другие достижения). Монополистический капитализм: монополии, финансовая олигархия, массовое производство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв.: противоречия между высокой культурой («модерн») и запросами массовой культуры, снижение значения моральных ценностей в условиях монополистического капитализма.

^ Обострение противоречий в развитии индустриального общества в условиях монополистического капитализма: экономические кризисы, рост социального недовольства, борьба за демократизацию общества, усиление популярности социалистических идей и разделение социалистов на революционное и реформистское крыло. Социальный реформизм в начале XX века: расширение избирательных прав, деятельности профсоюзов и массовых политических партий, начало создания государственной системы социального обеспечения и регуляции отношений труда и капитала.

Кризис традиционного аграрного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. и рост антиколониальных выступлений: революции в Турции и Иране, массовое движение в Индии, революция в Китае (с 1911 г.)

Завершение колониального раздела мира и противоречия между великими державами в колониях и в Европе. ^ Начало борьбы за передел мира: первые войны за передел мира, образование противостоящих блоков Тройственного союза (к 1882 г.) и Антанты (к 1907 г.). Гонка вооружений и усиление военных настроений.

Обобщение и контроль по модулю

Модуль 3. Российская история: Нужна ли России модернизация?

^ Тема 6. Выбор пути развития России при Александре I (1801-1825). 7 часов.

Вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций. Уровень модернизации России к началу XIX века и сдерживающие факторы (крепостничество, крестьянская община, сословный строй, привилегии дворян-помещиков и т.д.).

^ Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.): попытка либеральной модернизации (указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Роль М.М. Сперанского (особенности личности и взглядов).

Основные направления и цели внешней политики России в XIX веке.

^ Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, Бородинское сражение, роль М.И.Кутузова и героизма простого народа, результаты и значение. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.

Постепенный отказ Александра I от либеральных планов (Аракчеев, военные поселения). Зарождение движения декабристов, их цели и средства.

Восстание декабристов 14 декабря 1825 года: цели, средства, результаты. Вопрос об оценке выступления декабристов.

^ Тема 7. Консервативный путь развития Россия при Николае I (1825-1855). 9 часов.

Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины) и зарождение буржуазных отношений (втягивание помещичьих хозяйств в рынок, развитие промышленности и торговли). Начало промышленного переворота: 1830-1840-е гг, первые русские фабрики, железная дорога Москва-Санкт-Петербург (1851 г.).

Внутренняя политика Николая I(1825-1855): русский консерватизм, укрепление абсолютной монархии (III Отделение, «Свод законов»).Вопрос об оценке курса Николая I.

^ Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология: консервативная «теория официальной народности», западники и славянофилы (варианты либеральной оппозиции – общее и различия), утопический социализм: идеи А.И.Герцена.

Светский, рациональный характер культуры: наука (мировое значение открытий Н.И.Лобачевского), образование (увеличение числа университетов и школ, сдерживание этого процесса). Золотой век русской литературы и искусства: значение А.С.Пушкина, национальные достижения русской культуры созданные в разных общеевропейских стилях (классицизм-ампир, романтизм, реализм). Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.

Великодержавная внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа: причины, ход, начало Кавказской войны (1817-1864 гг.), имам Шамиль.

Обобщение и контроль по модулю.

^ Модуль 4. Российская история: Ускоренная модернизация России.

Тема 8. Освободительные реформы Александра II (1855-1881). 9 часов

Крымская война (1853-1856 гг.): причины, участники, основные события, оборона Севастополя, героизм русских воинов и причины поражения России.

Кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II (1855-1881), особенности личности. Подготовка реформ либеральной правительственной группировкой и представителями общества.

^ Великие реформы 1860 - 1870-х гг. Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.) и его условия: выкуп, временообязанные, отрезки. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.): суды присяжных и другие черты. Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформы образования и печати. Значение реформ для ликвидации сословного строя и других преград на пути модернизации России. Частичный отказ от либеральной политики правительства после покушения Каракозова (1866 г.)

^ Завершение промышленного переворота к 1890-м годов, формирование классов индустриального общества (буржуазия и пролетариат). Противоречия и непоследовательность ускоренной модернизации в городе и деревне.

^ Общественные движения второй половины XIX в.: оценка консерваторами, либералами и социалистами великих реформ. Народничество и его революционно-террористическое крыло («хождение в народ» и общество «Земля и воля»). Проблема целей и средств для русской интеллигенции XIX века.

Восстановление положения России как великой державы: присоединения в Средней Азии, на Дальнем Востоке, русско-турецкая война 1877-1878 гг. Правительственный кризис на рубеже 1870-1880-х годов: выбор между консервативной и либеральной линией, террор «Народной воли» (цели, средства, результаты). Убийство Александра II 1 марта 1881 года. .

^ Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры - достижения второй половины XIX века: расширение системы образования, научные открытия (Д.И.Менделеев), вклад в национальную и мировую культуру творчества Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, художников-передвижников, русских композиторов и т.д.

^ Тема 9. Россия на рубеже XIX-XX веков – между реформами и революцией. 13 часов.

Александр III (1881-1894): особенности личности и контрреформы, усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинах. С.Ю.Витте (личность и взгляды) и продолжение экономический модернизации.

^ Промышленный подъем на рубеже XIX-XX веков и формирование монополий . Государственный капитализм. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации: крестьянский вопрос и рабочий вопрос, национальный вопрос, политический вопрос. Проблема неизбежности революции.

Нарастание общественных противоречий в начале правления Николая II (1894-1917), формирование подпольных партий: социал-демократы (большевики и меньшевики), социалисты-революционеры. В.И.Ленин (особенности личности и политических взглядов).

^ Россия в военно-политических блоках: противостояние с Тройственным союзом и создание Антанты (1894-1907) Русско-японская война (1904-1905 гг.): причины, поражения русских войск и героизм русских воинов, итоги.

^ Революция 1905-1907 гг.: причины, основные этапы, события 9 января 1905 года, Манифест 17 октября и его значение, отношения правительства и Государственной Думы, окончание и значение революции для модернизации России.

Политические партии России: черносотенцы, либералы (кадеты и октябристы), социалисты: различия в подходах к решению основных общественных противоречий.

^ Стабилизация социально-экономической и политической ситуации в 1907-1913 гг. П.А. Столыпин (особенности личности и политических взглядов). Аграрная реформа Столыпина: основные черты и значение.

^ Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры: достижения науки (нобелевские премии Павлова и Мечников) и высокой культуры «серебряного века» (модерн, авангард). Демократизация культурной жизни на рубеже XIX-XX вв: рост грамотности, появление массовой культуры.

Обобщение и контроль по модулю.
  1   2

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история» iconРабочая программа по Истории Древнего Мира 5 класс Пояснительная записка
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по...
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории средних веков...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история» iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена...
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история» iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:...
...
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 года
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 года
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:...
География. Программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы.\ сост. С. В. Курчина. М.: Дрофа, 2010. 62
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история» iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена...
География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс./ Программа для оу. География. 6-11 классы общеобразовательных учреждений
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:...
...
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основании Государственного образовательного стандарта 2004 года по предмету «история» iconРабочая программа по учебному предмету «География»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница