Журнал практической психологии и психоанализа




НазваниеЖурнал практической психологии и психоанализа
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Журнал практической
психологии и психоанализа


 

Главная страница
Содержание номера



#1-2 май 2001 г.

 

 




 

 

Сессия Карла Роджерса с Глорией: анализ вербальных вмешательств


К.В.Ягнюк
психолог-консультант, психоаналитический психотерапевт, участник учебной программы по психоаналитической психотерапии, реализуемой Американской психоаналитической ассоциацией. В Институте практической психологии и психоанализа преподает курс "Современные направления психотерапии".

 

Существует общепринятое мнение о том, что необходимой основой формирования профессиональной компетентности психотерапевтов является освоение концептуальных и технических средств психотерапии. В связи с этим очень важными представляются усилия по разработке различных моделей и конкретных процедур терапевтического воздействия и исследование их практического применения.

Сердцевиной любого метода психотерапии является концепция терапевтического (психокоррекционного) воздействия, которая содержит указания для действий терапевта и критерии для их оценки, то есть выполняет важную регуляторную функцию по преобразовании намерений и гипотез терапевта в стратегию целенаправленных психотехнических действий.

Замысел моей работы заключается в создании руководства по применению и оценке вербальных вмешательств терапевта, которое являлось бы одновременно и средством развития "терапевтического инструмента",1) и методом обработки записей сессий, пригодным для классификации вербальных реакций консультантов и психотерапевтов. Первый шаг к этой цели был сделан в статье "Анатомия терапевтического воздействия: типология техник" (Ягнюк К.В. в печати), в которой была предпринята попытка систематического изложения описанных в литературе вербальных техник. Результатом сопоставления различных терапевтических процедур явился набор вмешательств, включающий в себя 15 категорий. В результате практического приложения созданной системы классификации - анализа записей сессий, а также последующего изучения уже существующих систем, в частности "Системы категорий видов вербальных реакций консультанта Хилл" (Hill, C., 1978, 1999) и "Системы видов вербальных реакций" Стайлза (Stiles, W., 1979, 1992) - была создана "Типология вербальных вмешательств", состоящая из 10 категорий. Данная типология вбирает в себя шесть основных видов вербальных реакций (вопрос, совет (advisement), информация, отражение, интерпретация и самораскрытие), выявленных в результате сравнительного изучения, проведенного авторами шести систем классификации реакций терапевтов (Elliott, R., Hill, C., Stiles, W., Friedlander, M., Mahrer, A. & Margison, F., 1987), а также четыре других категории.

В процессе психотерапии можно выделить четыре аспекта: содержание (то, что говорится), действие (то, что делается), стиль (как говорится и делается) и качество (насколько хорошо осуществляется) (Elliott, 1984). Детальное описание модели терапевтического воздействия, в целом, и отдельных видов вмешательств, в частности, должно включать все четыре эти аспекта. Кроме того, должны быть соотнесены между собой такие понятия, как концептуализация случая, формулировка проблемы, терапевтическая стратегия, вмешательство, намерение и т.д.

Идея создания руководства по применению и оценке вербальных вмешательств вытекает из стремления максимально полно прописать различные аспекты модели терапевтического воздействия. Существующие на данный момент руководства создавались преимущественно для исследовательских целей и, как правило, ограничиваются лишь определением видов реакций, их описанием, выделением вспомогательных категорий и иллюстрациями примеров. Но ведь каждое вмешательство имеет свой фокус или мишень воздействия, цель или функцию, собственные критерии эффективности. Вид вмешательства задает определенную ролевую конфигурацию взаимодействия между терапевтом и клиентом. Наконец, существуют типичные трудности при применении определенных вмешательств и характерные для них реакции клиента. Подробное описание всех этих аспектов, их психотехническое осмысление может стать ценным средством развития мастерства начинающих консультантов и терапевтов и одновременно инструментом для научного исследования процесса терапевтического воздействия.

Это сложная, но заслуживающая усилий задача. Данная статья - шаг к ее решению. "Именно анализ записей реальных сессий может дать ответ на вопрос о том, в какой степени определенный набор вмешательств отражает реалии практики, насколько он пригоден для психотехнического описания того, что привносит терапевт в процессе психотерапии, и особенно, каким именно образом осуществляются изменения в клиенте" (Ягнюк К.В. в печати).

В качестве средства для оценки вербальных вмешательств будет использована "типология вербальных вмешательств". Объем журнальной статьи позволяет привести лишь определения выделенных видов вмешательств. Подробное же описание принципов и видов терапевтического воздействия - это задача для последующих работ.

В качестве материала для изучения была выбрана сессия Карла Роджерса2) - создателя одной из наиболее влиятельных психотерапевтических школ. Я надеюсь, что данный пример терапевтической встречи, а также пошаговая классификация использованных в ней психотехнических средств послужит реальным примером того, как в отношениях с клиентом создаются условия для личностного изменения, каким именно образом практически воплощаются эмпатия, конгруэнтность и безусловное позитивное отношение.
  1   2   3   4

Похожие:

Журнал практической психологии и психоанализа iconПсихология вопросы психологии
Журнал публикует оригинальные теоретические и экспериментальные работы в области общей, возрастной и педагогической психологии, а...
Журнал практической психологии и психоанализа iconПрограмма развития службы практической психологии в системе образования...
Рф от 31. 07. 98г. №867 «Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого – педагогической...
Журнал практической психологии и психоанализа iconВоронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса
Тематика Межрегиональной Летней Психологической Школы крым 2011: Стресс и стрессоустойчивое поведение
Журнал практической психологии и психоанализа iconСтатья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции...
...
Журнал практической психологии и психоанализа iconСобеседований
Вот один из диалогов по этому поводу, которые мне пришлось вести при собеседованиях и занятиях (хороший образец патологии и предмет...
Журнал практической психологии и психоанализа iconПоложение о службе практической психологии в системе образования...
Служба практической психологии в системе образования Чувашской Республики (далее – Служба) является частью системы образования Чувашской...
Журнал практической психологии и психоанализа iconПоложение о службе практической психологии в системе образования...
Положение определяет организационно-мето­дическую основу деятельности Службы практической психологии в системе образования города...
Журнал практической психологии и психоанализа iconФакультет психологии Основные понятия и теории классического психоанализа
«философии жизни» (Шопенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для человеческого...
Журнал практической психологии и психоанализа iconПоложение о службе практической психологии в системе образования...
Положение определяет организационно-мето­дическую основу деятельности Службы практической психологии в системе образования города...
Журнал практической психологии и психоанализа iconРальф Ромео Гринсон. Техника и практика психоанализа
Ральф Р. Гринсон. Техника и практика психоанализа. Воронеж, нпо «модэк», 1994. 491 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница