Самостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной




НазваниеСамостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипСамостоятельная работа
 

Государственное автономное образовательное учреждение

начального профессионального образования профессиональное училище № 108

с. Новобелокатай Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАОУ НПО ПУ№108

Накаряков А. М.

Принято на заседании

педагогического совета

ГАОУ НПО ПУ № 108

протокол № от ___ ____ 20__г

ПОЛОЖЕНИЕ

О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Положение о самостоятельной работе обучающихся ГАОУ НПО ПУ № 108 определяет сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

1.2. Самостоятельная работа обучающихся (СРО) может рассматриваться как организационная форма обучения - система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность обучающихся по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.

1.3. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

  •   систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  •  углубления и расширения теоретических знаний;

  •  формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

  •  развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;

  •  развития исследовательских умений;

  • выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.

1.4. В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

  •  аудиторная;

  • внеаудиторная.

1.5. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

1.6. Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

1.7. Самостоятельная работа обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами должна составлять не менее 50% времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной образовательной программы с учётом рекомендаций Министерства образования Российской Федерации по количеству часов аудиторных занятий в неделю.

1.8. Самостоятельная работа обучающихся включает в себя:

  • подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным, Интернет-конференциям и др.) и выполнение соответствующих заданий;

  • самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

  • подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

  • выполнение письменных контрольных и курсовых работ, электронных презентаций;

  • подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе курсовым, цикловым и комплексным экзаменам и зачётам;

  • подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;

  • работу в кружках, семинарах и т.п.;

  •  другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой училищем и органами ученического самоуправления.

1.9. Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется обучающимися инициативно, с целью реализации собственных учебных и научных интересов.

1.10. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающегося и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин.

1.11. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

  • в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;

  • в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с ориентировочным распределением по разделам или конкретным темам.

 

2. ^ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1. Для организации СРО необходимы следующие условия:

  • готовность обучающихся к самостоятельному труду;

  • мотив к получению знаний;

  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, методических рекомендаций по выполнению СРО, технологических карт прохождения индивидуального образовательного маршрута обучающегося, доступа в сеть Интернет;

  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

  • консультационная помощь, в том числе взаимодействие в сети Интернет;

  • наличие помещений для выполнения групповых самостоятельных работ.

2.2. Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

В частности, материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы обучающихся включает в себя:

  • библиотеку, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;

  • учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий;

  •  компьютерный класс с возможностью работы в INTERNET;

  • учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;

  • классы для консультационной деятельности;

  • учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, и иные материалы.

2.3.  Формы СРО определяются содержанием учебной дисциплины и профессиональных модулей, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский характер. Форму СРО определяют преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин.

 

  

^ 3. ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

3.1. Планирование СРО осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по каждой дисциплине.

3.2. При составлении учебных планов  училищем определяется:

  • общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом, и объемом времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку, консультации по теоретическому обучению);

  • объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки обучающихся, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл;

  • объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения обучающими учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки обучающихся (иметь представление, знать, владеть умениями).

3.3. Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем. Преподавателем учебной дисциплины эмпирически определяется затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением обучающими аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента их расчета знаний и умений обучающихся. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.

3.4.  Методические  комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по объему внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине, входящей в цикл, при необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала учебной дисциплины, и устанавливают время внеаудиторной самостоятельной работы по всем дисциплинам цикла в пределах общего объема максимальной учебной нагрузки обучающегося, отведенной рабочим учебным планом на данный цикл дисциплин.

При разработке рабочего учебного плана учитываются предложения методических  комиссий по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин, при необходимости вносятся коррективы.

3.5. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической  учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.

3.6. График СРО включает обязательные и рекомендуемые виды самостоятельной работы.

3.7. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием.

3.8. Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.

3.9. Обучающимся, перешедшим на индивидуальный план, предоставляются технологические карты прохождения индивидуального образовательного маршрута по каждой дисциплине, составляется индивидуальный график самостоятельной работы.

3.10. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами;

  • Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста;

  • графическое изображение структуры текста;

  • составление электронной презентации;

  • конспектирование текста;

  • выписки из текста;

  • работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами;

  • учебно-исследовательская работа;

  • использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

  • Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

  • ^ Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.

3.11. При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

  •  воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

  •  реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

  • эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

  • творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

3.12. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, данной дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

3.13. Руководство разработкой и составление графиков СРО осуществляют председатели  методических комиссий.

3.14. Графики СРО утверждаются заместителем директора.

 

 ^ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

4.1. Организационно-методическое обеспечение СРО включает разработку и проведение комплекса мероприятий по планированию и организации СРО:

  •  планирование СРО (на всех уровнях от преподавателя до администрации  училища);

  • обеспечение информационной поддержки СРО: учебной литературой, методическими пособиями, компьютерной техникой, полезными Интернет-ссылками, электронными книгами и пособиями, электронными информационными ресурсами, автоматизированными обучающими системами и программами;

  •  создание виртуальных лабораторий, учебно-лабораторной базы и ее оснащение в соответствии с содержанием самостоятельной работы по данным курсам изучаемых дисциплин;

  • создание необходимых условий для СРО в библиотеке.

4.2. Активизация самостоятельной работы обучающихся при проведении различных видов учебных занятий включает:

  • переработку учебных планов и программ в рамках существующих ГОСТов с целью увеличения доли самостоятельной работы обучающегося. При этом должна учитываться обеспеченность тем и разделов учебной литературой и ее доступность для всех обучающихся.

  • оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий, электронных образовательных ресурсов;

  • совершенствование системы текущего контроля СРО (использование возможностей балльно-рейтинговой системы, компьютеризированного тестирования и др.);

  • совершенствование методики проведения профессиональной практики и учебно-исследовательской работы обучающихся;

4.3.   Разработка нормативных документов по организации и планированию СРО включает:

  •  разработку положения о самостоятельной работе обучающихся;

  • разработку технологической карты образовательных дисциплин с учетом графика самостоятельной работы обучающихся;

  • разработку технологических карт прохождения индивидуального образовательного маршрута обучающегося, структурно-логической схемы учебной дисциплины с включением всех видов СРО и других организационно-методических материалов.

4.4. Работа по учебно-методическому обеспечению СРО в  училище под руководством заместителя директора включает:

  • отбор учебного содержания для самостоятельного изучения;

  •  определение видов самостоятельной работы;

  • разработку методических указаний (в целом по курсу или отдельно для организации СР) по выполнению обучающимся заданий по СР;

  • определение приемов контроля результатов СРО.

  

^ 5. РУКОВОДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

5.1. Руководство СРО осуществляют преподаватели училища.

5.2. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением обучающимся внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (виртуальный инструктаж) по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

5.2. Во время выполнения обучающимся внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

5.3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся,  на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

5.4. В функции методических комиссий  входит:

  • подготовка пакета необходимых для СРО материалов, в том числе электронных, по всем дисциплинам и специальностям, обеспечиваемым методическими комиссиями;

  • отслеживание обеспеченности учебниками и учебными пособиями, в том числе на электронных носителях, всех курсов, преподаваемых в училище;

  • осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании СРО каждым преподавателем училища;

  • подготовка и издание программ учебных курсов, методических указаний для СРО, электронных учебников и учебных пособий;

  • реализация мониторинга, в том числе виртуального, СРО по учебным дисциплинам.

5.5. В функции преподавателя входит:

  • разработка плана СРО по учебному курсу;

  • определение объема учебного содержания и количества часов, отводимых на СРО;

  • подготовка пакета четких контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;

  • определение системы индивидуальной работы со обучающимся;

  • своевременное донесение полной информации о самостоятельной работе до обучающихся.

5.6. В функции учебно-методического объединения входит:

  • осуществление контроля своевременности составления преподавателями графиков СРО;

  • отслеживание обеспеченности учебной и учебно-методической литературой для СРО библиотеки училища;

  • осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании СРО.

  

^ 6. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ  (МОНИТОРИНГ) САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

6.1. Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности обучающихся, в помощи при возникающих затруднениях.

6.2. Контроль СРО предусматривает:

  • соотнесение содержания контроля с целями обучения;

  • объективность контроля;

  • валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);

  • дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

6.3. Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:

  • текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях);

  • решение ситуационных задач по практикоориентированным дисциплинам;

  •  конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;

  • представленный текст контрольной работы;

  • отчёт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур, и т.п.;

  • тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;

  • отчёт о учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);

  • статья, тезисы выступления и др. публикации в научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации училища;

  • представление изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.

6.4. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы Интернет-конференции, обмен информационными файлами, семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и электронных презентаций и др.

6.5. Результаты самостоятельной учебно-исследовательской работы обучающихся могут быть опубликованы на сайте училища, в специализированных научно-методических изданиях, апробированы на научно-практических студенческих конференциях.

6.6. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).

6.7. Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

  • уровень освоения обучающихся учебного материала;

  • умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общеучебных умений;

  • умения обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Заместитель директора Е. И. Ведерникова

Похожие:

Самостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной  iconСамостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой
Число различных техноло­гий необозримо. Технологии обучения можно классифицировать следующим образом
Самостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной  iconВыпускная работа по учебной программе «Мыследеятельностная педагогика:...
Сам этот механизм может быть рассмотрен как естественный процесс, имеющий четыре этапа
Самостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной  iconСамостоятельная работа учащихся как средство формирования профессиональных навыков
Ий, познавательных интересов и способностей, творческой активности будущего специалиста. Сам учебный процесс должен вызывать у учащегося...
Самостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной  iconУроки-экскурсии одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Такая форма организации обучения как урок-экскурсия повышает познавательный интерес обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,...
Самостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной  iconПрограмма социального направления «Казачата»
Программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ, а также...
Самостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной  iconТематический план и содержание учебной дисциплины «Основы анатомии...
Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной  iconОсновная деятельность психологической службы в
...
Самостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной  iconОписания опыта работы: «Школьное лесничество в сельской школе как...
«Школьное лесничество в сельской школе как форма трудового обучения и социальной адаптации обучающихся основной школы»
Самостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной  iconРешение тестовых заданий при подготовке к итоговой аттестации
Казалось бы, дистанционная форма обучения и школа – понятия не совсем совместимые. Ведь школа изначально подразумевает очную форму...
Самостоятельная работа обучающихся (сро) может рассматриваться как организационная форма обучения система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной  icon«Здоровьесберегающая направленность педагогических приемов и методов...
Ния двигательной активности учащихся внеурочная работа строиться в такой последовательности, которая направлена на закрепление умений...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница