Урок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса




НазваниеУрок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Открытый урок в 7 классе.

Урок-путешествие.

Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса.

Цель урока:

  • продолжить формировать у учащихся знания о природных зонах Африки,

  • закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности;

  • познакомить с органическим миром пустынь и жестколистных лесов;

  • показать взаимосвязь между компонентами природы;

  • развивать умение обобщать, классифицировать, делать выводы;

  • воспитывать чувство ответственности за сохранение природы, бережного отношения к окружающей среде.

Методы обучения:

  • словесный,

  • наглядный (учебные картины, видеофрагменты)

  • практический (создание опорного конспекта на контурной карте)

  • частично-поисковый

  • проблемный

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Опрос у доски. Дать характеристику зоны саванн и редколесий (1 чел.).

  2. Дать характеристику зоны влажных экваториальных лесов. (заполнить таблицу) (1 чел.).

  3. Работа на контурных картах: нанести все географические объекты изученных зон (2 чел.).

  4. Работа на местах (2 чел.).

  5. Игра-почта (2 чел.).\

III. Изучение нового материала.

  1. Беседа.

- Вспомним, что такое природная зона?

Ответ: природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.

- Каковы закономерности размещения природных зон на поверхности Земли?

Ответ: Природные зоны соответствуют определенным климатическим поясам, изменяются от экватора к полюсам, т.е. соблюдается главный закон географии – широтная зональность.

- Так какие же вопросы мы должны рассмотреть на уроке?

Ответ: Условия образования зон пустынь и жестколистных лесов, их климат, почвы и органический мир.

- Ребята, откроем атласы на с. 15, рабочие тетради на с.42. и в путь!

- Посмотрите, а нас с вами встречают!

Египтянка. Меня зовут Клеопатра. Я египтянка. Моя страна Египет находится на территории самой величайшей пустыни мира Сахара. Я люблю эти земли и потому хочу вам о них рассказать. Пустыня Сахара простирается на юг на 2 тысячи километров. Как вы уже успели заметить, здесь очень жарко, и температура воздуха достигает иногда 58 градусов Цельсия. Дожди крайне редки. Бывает и так, что капли дождя не достигают земной поверхности, испаряясь в воздухе. Днем в Сахаре жарко, а ночью холодно. Суточные колебания температуры воздуха достигают 30 градусов.

Учитель. Ребята, а как вы сможете объяснить это явление? Почему в пустыне днем жарко, а к вечеру температура понижается? (Эта зона находится в области тропиков, воздух там разряженный. Солнечные лучи светят на землю прямо, и она сильно нагревается. А когда солнце заходит за горизонт, земля очень быстро остывает.)

Египтянка. Для нашей пустыни характерны пыльные песчаные бури. Представьте себе, как с бешеной скоростью по широчайшим равнинам несутся тучи песка, шлифуя камни и разрушая скалы. Довольно часто возникают смерчи. В Сахаре есть озера, но почти все они не выдерживают смертельной борьбы с песком и солнцем. Чаще всего это болотистые, небольшие углубления, поверхность которых покрыта плотным, прозрачным, как стекло, слоем соли и лишь иногда тоненьким слоем воды. В связи с бедностью растительного покрова в почве очень мало органических веществ. Здесь образуются пустынные тропические почвы, которые содержат очень мало перегноя.

Учитель. Неужели пустыня так жестока, и мы не встретим ни одного живого существа?

Египтянка. Несмотря на кажущуюся безжизненность пустыни, в ней насчитывается 65 видов млекопитающих, 74 вида птиц и 530 видов разнообразных насекомых.

Учитель. Ребята, какие обитатели пустыни известны вам? Какие растения мы можем встретить в этой природной зоне? (верблюжья колючка, саксаул).

Учитель. Совершенно верно. Эти растения приспособились жить в пустыне. Ребята, как вы думаете, почему верблюжью колючку очень сложно выдернуть из земли? ( У нее очень длинный корень.)

Учитель. Зачем нужен длинный корень этому растению? (Таким образом растения достают воду с большой глубины. Растениям пустыни свойственна стержневая корневая система с хорошо развитым главным корнем, глубоко уходящим в землю.)

Учитель. А какие еще особенности помогают растениям выжить в пустыне? (У одних растений, как у верблюжьей колючки, листья видоизменились в колючки, другие имеют толстый воскообразный покров, что позволяет экономно расходовать воду.)

Учитель. Растения засушливых мест обитают на значительном расстоянии друг от друга. Как вы думаете, с чем это связано? (Благодаря этому корни каждого из растений захватывают большую площадь питания и до последней капли собирают на ней воду во время дождей.)

Египтянка. Для пустыни характерны растения – эфемеры, они пользуются коротким сроком увлажнения. Ранней весной, как только выпадают дожди, растения быстро начинают развиваться т заканчивают этот период с наступлением жаркого лета. Они как бы «убегают» от засухи. А следующей весной после выпадения дождей вновь начинается их развитие. В каменистой пустыне распространены лишайники, на засоленных почвах – солянки и полыни.

Учитель. Королевой оазисов пустыни является финиковая пальма. В народе говорят: она держит голову в огне, а ноги в воде. Растет она только в тех местах, где дождей почти не бывает, но существуют грунтовые воды, до которых способны дотянуться ее корни. Финиковая пальма – это важный источник существования населения африканских оазисов.

Необычен мир пустыни.

Кораблем пустыни называют это животное. Медленно, с высочайшим чувством достоинства движется он по пескам Сахары. Кто это, ребята? (верблюд)

Египтянка. Что примечательного в этом животном?(Верблюды могут неделями оставаться без воды. Они запасают в тканях своего тела жир, при расходовании которого освобождается вода.)

Египтянка. В засушливых районах живут антилопы – хорошие бегуны. В поисках воды пробегают они огромные расстояния. Некоторые животные, например, тушканчики, питаются сочными частями растений и довольствуются той влагой, которая поступает вместе с пищей.

Животным пустынь и полупустынь угрожает перегрев. Днем, когда поверхность земли нагревается, они спасаются в глубоких прохладных норках, прячутся в тени кустов и камней. Ночью животные ведут активный образ жизни. В пустыне обитают животные, которые впадают в спячку на многие недели и даже месяцы, например, черепахи активны 2-3 месяца в году, а холодное и засушливое время года проводят в зимней и летней спячке.

Учитель. Спасибо, Клеопатра, твой рассказ был очень интересен. А вот как описал пустыню Сахару Николай Гумилев.

Все пустыни друг другу от века родны,

Но Аравия, Сирия, Гоби –

Это лишь затиханье сахарской волны,

В сатанинской воспрянувшей злобе.

Солнце клонит лицо с голубой вышины,

И лицо это девственно юно,

И, как струи пролитого солнца, ровны

Золотые песчаные дюны.

Всюду башни, дворцы из порфировых скал,

Вкруг фонтаны и пальмы на страже,

Это солнце на глади воздушных зеркал

Пишет кистью лучистой миражи.

Буйный ветер в пустыне второй властелин.

Вот он мчится порывами, точно

Средь высоких холмов и широких долин

Дорогой иноходец восточный.

- Ребята, хотелось бы обратить ваше внимание, что пустыня Сахара увеличивает свою площадь, продвигаясь в глубь материка. Словно ржавчина на поверхности металла, пустыня разрастается, расширяет свои границы, захватывает все новые и новые районы. Только за последние 20 лет она продвинулась к югу больше чем на 200 км.

Откройте учебники на с.130, рисунок 59.

Из курса 6-ого класса вспомните, от чего происходит опустынивание? (Большой ущерб Африке наносился на протяжении нескольких сотен лет, когда раскорчевывались и выжигались под пашни и плантации леса, когда массово истреблялись животные ради спортивного интереса, когда на протяжении многих лет нерационально велось сельское хозяйство.)

Учитель. Скажите, можно ли оставить продвижение пустыни в глубь материка? (ответы учащихся).

^ IV. Закрепление изученного.

Тест.

  1. Среди животных пустыни чаще всего встречаются:

а) жираф

б) верблюд

в) мартышки

2. Какими приспособлениями обладают растения пустыни?

а) листья видоизменились в колючки

б) растения сбрасывают листву постепенно

в) листья плотные с расчлененной листовой пластиной

3) Какие растения свойственны пустыням?

а) эпифиты

б) суккуленты

в) эфемеры

4) Какое количество осадков характерно для пустынь?

а) менее 500

б) от500 до 1000

в) от 1000 до 2000

5. Какие растения не свойственны пустыне?

а) лианы

б) колючки

в) кактусы

6) Пустыня Сахара простирается на:

а) 1000 км

б) 1500 км

в) 2000 км

7) Для животных пустынь характерно:

а) яркая окраска

б) активность только 2-3 месяца в году

в) хорошо развитый волосяной покров

8) Пустыня занимает пространство между:

а) Тихим океаном и Красным морем

б) Атлантическим океаном и Красным морем

в) Атлантическим океаном и Аравийским морем

9) Пустыня Сахара находится:

а) в тропическом климатическом поясе

б) в субтропическом климатическом поясе

в) в экваториальном климатическом поясе

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Хорошо усвоили знания о зоне пустынь. И прежде чем двинуться дальше, мы отдохнем в тени пальмовых ветвей оазиса Сахары.

Физминутка.

Учитель. Ребята, а теперь самостоятельно прочитайте о пустыне Намиб. Ответьте на вопросы:

1. Что такое пэны?

  1. Какие животные и птицы обитают в пустыне?

  2. Какое растение характерно для пустыни?

  3. Как насекомые получают влагу из атмосферы?

Учитель. А теперь нанесите на контурную карту границы пустынь.

Учитель. Следующая природная зона – Вечнозеленые жестколистные леса. Эти леса преимущественно из ксерофильных, жестколистных пород. Древесный полог одноярусный, с густым подлеском из вечнозеленых кустарников. Стволы деревьев одеты мощной коркой иди пробкой, кроны широкие; листья склерофильного строения. Леса из вечнозеленых дубов и др. жестколистных пород (мирт, мастиковое дерево, дикая маслина, цитрусовые, каменный дуб, кипарис). В результате рубок, пожаров, усиленного выпаса жестколистные леса сменяются жестколистными кустарниками (маувис, гарига).

На склонах Антиатласа простираются леса из аргана, редкостного дерева высотой 5-6 м. На ветвях его можно увидеть много коз, они ловко забираются и поедают плоды, похожие на маслины. Из ядер косточек, находящихся в плодах, крестьяне выжимают масло, которое используют в светильниках и для приготовления пищи.

Формации вечнозеленых лесов и кустарников Южной Африки отличаются эндемичностью видов вересковых, бобовых с характерной голубоватой или серебристо-серой листвой. Среди травянистых растений преобладают луковичные и клубеньковые растения.

Климатические условия благоприятны для жизни человека, поэтому давно освоены, и первоначальные ландшафты практически не сохранились.

Учитель. А теперь нанесите на контурную карту зону вечнозеленых жестколистных лесов.

Учитель. На этом уроке мы закончили изучение природных зон Африки.

Задание. Перед вами лежат карточки с африканскими пейзажами. Нарисуйте себя там, где вы сейчас хотели бы оказаться. Какое место на изученном нами материке сейчас больше всего соответствует вашему настроению? (Учащиеся показывают свои рисунки и кратко комментируют их).

Учитель. Ребята, а у нас, в России, есть такие природные зоны?

Работа с контурной картой. Отметить на контурной карте границы национальных парков и заповедников в изученных природных зонах.

Учитель. Ребята, вы сегодня плодотворно поработали, проявили находчивость, смекалку, артистические способности, и за это получили следующие отметки…

V. Домашнее задание.

параграф 28, стр. 124-129,

параграф 29, стр. 129-131,

подготовить сообщения о странах Египет, Нигерия, ЮАР, Эфиопия.

Похожие:

Урок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса iconУрок 49. Тема урока: повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»
Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку...
Урок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса iconНаучно-исследовательская работа по теме: «Историография Саровской пустыни и ее старца Серафима»
Тема моей исследовательской работы посвящена историографии Саровской пустыни и ее старцу Серафиму
Урок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса iconТема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели
Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок – путешествие в семью. Вы сможете познакомить всех со своей семьёй, её членами, традициями...
Урок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса iconМоу томинская сош открытый урок по мхк
Сообщение темы, цели урока. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на север нашей родины в прекрасный город Санкт-Петербург,...
Урок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса iconУрок-путешествие
Целью нашего урока является: закрепление умений и навыков работы с различными по содержанию картами. Для достижения этой цели я вам...
Урок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса iconУрок Тема: Путешествие по Африканскому континенту
Разработка урока учителя географии муниципального образовательного учреждения Оглухинской средней общеобразовательной школы Крутинского...
Урок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса iconУрок истории в 8 классе. Тема урока
Тип урока: комбинированный, урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы
Урок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса icon2010 год Всероссийская олимпиада школьников по географии
Определите, какой широте и какому из материков соответствует следующее сочетание природных зон: жестколистные вечнозеленые леса и...
Урок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса iconТема: транспорт леса
Характерной особенностью транспорта леса является односторонность грузопотока, что предопределяет неизбежные
Урок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса iconУрока: «путешествие в город сладкоежкино». Тема урока по программе: «Изделия из пресного теста»
Научить приготавливать пряничное тесто и выпекать пряники, а так же их расписывать
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница