Рабочая программа по окружающему миру 4 класс




НазваниеРабочая программа по окружающему миру 4 класс
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1


Согласовано Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО зам.директора по УВР директор МБОУ СОШ № 1

учителей начальных классов _________(Кострова О.Б.) __________(Морозова В.Е.)

Протокол №1 от «___»_____2013г. «___»______________2013г. «___»______________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 класс

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Комар Г.А.

2013 г.

Содержание рабочей программы:

1.Пояснительная записка.

2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь) - УУД.

3.Учебно-тематическое планирование.

4.Календарно-тематическое планирование.

5.Учебно-методическое обеспечение.

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 4 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2011).

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук.

Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения

здоровья детей в течение года.

Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего

края.

^ Цели курса

Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
^ Задачи курса:

-Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

-Воспитывать любовь к своему городу , к своей Родине.

-Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.

-Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующая тема программы – «Страницы всемирной истории» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Далее в теме «Страницы истории Отечества» изучаются важные события истории России, от древности до XXI века. И завершает курс – «Современная Россия», где обучающиеся получают представления о государственном устройстве нашей страны, узнают, что такое права человека, знакомятся с государственной символикой и главными праздниками страны.

Национально-региональный компонент включен при изучении таких тем, как «Наш край», «Поверхность нашего края», «Водоемы нашего края», «Наши подземные богатства», «Растениеводство в нашем крае», «Животноводство в нашем крае», «Родной край-часть большой страны», «Славные символы». Использование НРК поможет углубить знания учащихся в области национальной культуры, традиций, обычаев, т.к. краеведческий материал содействует воспитанию лучших моральных качеств.
^ Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе автора А. А. Плешакова из расчета  2 часа в неделю, 68часов в год.

 Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.

Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.


Количество часов

I полугодие

II полугодие

год

Общее кол-во часов

32

36

68

Кол-во часов в неделю

2

2




П/р.

10

10

20


^ 2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь) + УУД.

Учащиеся должны знать:

— способы изображения Земли, ее поверхности – глобус, географическая карта (план местности);

— названия океанов и материков;

— положение России, своего края на карте;

— природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

— особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; способы использования и охраны природы края;

— исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, новейшее время;

— важнейшие события и великие люди отечественной истории;

— государственную символику и праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;

— правила поведения на природе.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать полезные ископаемые, растения и животных своего края;

— проводит наблюдения природных тел и явлений;

— приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги;

— соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

— приводить примеры народов России;

— самостоятельно находить в учебнике и дополнительной литературы сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

— владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;

— применять иллюстрацию учебника как источник знаний;
использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

— оценки деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определения причин отрицательных изменений в природе, определения необходимых мер по охране природы, вариантов личного участия в сохранении природного окружения.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
I.^ Организация учебного труда

Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.

Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II.^ Работа с книгой и другими источниками информации

Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

III.^ Мыслительные умения

Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.

Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.

На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Заканчивать сравнение элементарным выводом.

Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.

Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 – 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.

Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. – в различных учебных ситуациях.

Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.

Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знаний.

Критерии оценок:

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
^ Оценка «5 ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
^ Оценка «4 ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
^ Оценка «3 ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
^ Оценка «2 ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

ТЕСТЫ.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов.

Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет».

Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Как один из вариантов оценивания:
«ВЫСОКИЙ» – все предложенные задания выполнены правильно;
«СРЕДНИЙ» – все задания с незначительными погрешностями;
«НИЗКИЙ» – выполнены отдельные задания.



Базовый уровень 0 – 60%

60 – 77%

77 – 90%

90 – 100%

менее 17 баллов

18 – 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

“2”

“3”

“4”

“5”


Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля.

Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

    Ошибки:

   — неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

    — нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

    — неправильное  раскрытие  (в  рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

    — ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

    — незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные  примеры,  подтверждающие  высказанное суждение;

     — отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

    — ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

    — неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

    Недочеты:

    — преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

    — неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

    — отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;                                                   

   — неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

   — неточности при нахождении объекта на карте.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на...
Книга Начальная школа. Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна Издательство М.: Баласс, 2011. Образовательная система «Школа 2100»....
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconПояснительная записка рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconПрограмма учебного курса по окружающему миру (автор А. А. Плешаков) умк «Школа России»
Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по по учебной дисциплине «Окружающий мир» Для 1-4 классов
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабоча программа по окружающему миру 2 класс
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (2011г.),...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру на 2012 2013 учебный год
«Естествознание» и «Обществознание», реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconУрок по окружающему миру. 3 класс. Тема «Растениеводство»
Познакомить с одной из отраслей с/х – растениеводство. Научить различать культурные растения
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconИтоговый тест по окружающему миру. 2 класс
Похолодание, таяние льда, отлёт перелётных птиц, цветение растений, прилет птиц, листопад
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру пояснительная записка программа...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница