О нарушениях письменной речи




НазваниеО нарушениях письменной речи
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
О нарушениях письменной речи

Учитель – логопед Морозова Е.А.

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами д и с л е к с и я и д и с г р а ф и я. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.

Возникновение специфических ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

Нарушения письма и чтения могут быть обусловлены целым рядом причин, к которым относятся:

  • задержка в формировании определенных функциональных систем,

важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка;

  • органические речевые расстройства;

  • наследственная предрасположенность к дислексии, когда передается

качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи;

  • проявление системного нарушения речи, отражение недоразвития

устной речи во всех ее звеньях (концепция Р.Е.Левиной);

  • трудности становления процесса латеризации (неустановленная

доминантная роль одного из больших полушарий головного мозга может явиться причиной нарушений речевого развития);

  • расстройство в обширной области праксиса и гнозиса,обеспечивающих

восприятие пространства и времени;

  • нарушение синтеза слуховых и зрительных возбуждений на уровне

коры головного мозга;

  • несформированность произвольной моторики, недостаточность слухо-

моторных координаций, чувства ритма и т.д.

Возможно сочетание дислексии и дисграфии с умственной недостаточностью, снижением слуха или зрения, двуязычием в семье, нерегулярностью школьного обучения.
^ Специфические ошибки на письме

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые не связаны с применением орфографических правил и носят стойкий характер.

И.Н. Садовникова разработала классификацию специфических ошибок письма, выделила 3 группы таких ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога

  • ошибки на уровне слова

  • ошибки на уровне предложения (словосочетания)


Ошибки на уровне буквы и слога

  1. Ошибки звукового анализа

Простые формы звукового анализа формируются в норме спонтанно, а сложные – уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового анализа проявляется в виде пропуска, перестановки, вставки букв или слогов.

^ Пропуск букв и слогов

Причина: ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова.

^ Перестановки букв и слогов

Причина: трудности анализа последовательности звуков в слове.

Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных

(«ноябарь», «Александар» и т.д.). Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный. В отдельных случаях возможно повторение гласной или согласной, которая уже есть в составе слова («дуружно», в укуклы»; «гулямем» «сахахрный» и т.д.). Это может быть отражением колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразились одновременно и не замеченная ребенком шибка, и правильное написание.


  1. Ошибки фонематического восприятия

В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем,

имеющих акустико – артикуляционное сходство. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву.

По акустико – артикуляционному сходству обычно смешиваются

следующие фонемы:

  • Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции (исключаются

случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами): Д - Т, З - С, Б - П, Ж - Ш, Г - К, В - Ф.

  • Лабиализованные гласные: О – У, Ё – Ю.

  • Заднеязычные: Г – К – Х.

  • Сонорные: Р – Л, Й – Л’

  • Свистящие и шипящие: С – Ш, З – Ж, C’ – Щ.

  • Аффрикаты: Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – Т’, Ц – Т, Ц – С.


3. Смешение букв по кинетическому сходству

Буквы рукописного шрифта – это различные комбинации определенных элементов, принятых в системе данного языка. Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно – мышечным ощущениям (кинестезиям). Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезий позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание 1 элемента которых требует тождественных движений, например: о – а (в ударной позиции), б – д, и –у, У – Ч, т – п, л – м, Л – М, х – ж, ч – ъ, Г – Р, н – ю, и – ш, л – я, Н – К, а – д.

Ошибки на уровне слова

Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Если ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы, то это приводит к ошибкам.

1. Раздельное написание частей слова.

2. Слитное написание смежных слов.

3. Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.

4. Слияние слов, провоцируемое наличием одноименной буквы в составе смежных слов.

5. Контаминации слов (случаи грубого нарушения звукового анализа: «лептбау» (лепят бабу), «блзм» (была зима).

6. Морфемный аграмматизм, который является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов:

- ошибки при словообразовании («лед – ледик, мед – медик»;

- ошибки при образовании существительных посредством суффикса -ищ-;

- ошибки при образовании прилагательного от существительного;

- уподобление различных морфем;

- ошибки в обобщении значения морфем (неправильное использование приставки или суффикса);

- ошибки в выборе соответствующей формы глагола (по времени и виду).

Персеверации (застревание), антиципации (упреждение, предвосхищение) являются примером своеобразного искажения фонетического наполнения слов.

Примеры персевераций в письме:

«магазим», «колхозниз», «за зашиной»; «у деда Модоза»;

«Девочка кормила петуха и курм».

Примеры антиципаций в письме:

«на девевьях», «с родмыми местами»; «Жукчат ручейки». В основе ошибок указанных двух видов лежит слабость дифференцировочного торможения.
Ошибки на уровне предложения

Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемых аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов - согласования и управления.

Похожие:

О нарушениях письменной речи iconЕдиные требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению...
Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
О нарушениях письменной речи icon«Как помочь ребенку, имеющему специфические ошибки в письменной речи»
Нарушения письменной речи (т е письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т к они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие...
О нарушениях письменной речи iconО соблюдении единого орфографического режима
Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
О нарушениях письменной речи iconПрограмма занятий с учениками 4х классов по коррекции письменной речи № п/п
Развитие и совершенствование навыков языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста
О нарушениях письменной речи iconУрок русского языка во 2 ««а» классе
Цель. Учить детей применять свои умения в свободной письменной речи: писать простейшие кулинарные рецепты
О нарушениях письменной речи iconДидактические упражнения по коррекции письменной речи
...
О нарушениях письменной речи iconТема : Как сказы сказываются. П. Бажов «Серебряное копытце»
Создать условия для развития критического мышления учащихся через навыки письменной речи и осознанного чтения
О нарушениях письменной речи iconПоложение об орфографическом режиме
...
О нарушениях письменной речи iconКак средство подготовки руки к письму
Важный аспект работы подготовка руки дошкольника к обучению письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников
О нарушениях письменной речи iconПлан работы учителя логопеда муниципального казённого специального...
Цель: своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница