Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения




НазваниеЗадачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению.

Блок С, задание с 2.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию экзаменационной работы (сочинения-рассуждения).

Задачи урока:

Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение.

Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»).

Учить использовать полученные знания при написании сочинения.

Воспитывать уважение к своему языку, формировать коммуникативную культуру.

Развивать грамотную речь, творческие способности учащихся.

^ Формы работы учителя: выдача заданий, формулирование вопросов, организация работы с текстом, организация работы в группе, выдача раздаточного материала, выдача домашнего задания.

^ Формы работы учащихся: лексическая работа, общение в парах, демонстрация монологической речи, выполнение тестовых заданий, рефлексия собственной деятельности.

^ Ведущая педагогическая идея урока:

Через личностно ориентированные задания – включённость в содержание материала.

Через деятельность – освоение информации.

Через выбор заданий – формирование ответственности, самоуважения, самореализации, ощущение комфорта деятельности.

Через многоканальную подачу материала – положительные эмоции, объёмность мира.

Через творчество – самопознание и радость.

Оборудование:

-электронная презентация «Юбилей В.Г.Распутину»;

-портрет писателя, выставка книг, стенд «Советуем прочитать»;

-раздаточный материал (текст с заданиями);

-карточки с оформлением цитат, с образцом композиции текста-рассуждения;

-запись на доске: тема урока, композиция рассуждения.

План урока:

1.Организационный момент. Слово учителя.

2.Презентация;

3.Самостоятельная работа с текстом в парах;

4. Проверка;

5.Выполнение заданий А-1 – А-3;

6.Работа над текстом сочинения.

- Работа с карточками (способы цитирования).

- Работа с аргументами, введение цитат.

- Работа с выводом, личностная оценка.

7. Рефлексия. Чему научились?

8.Выдача домашнего задания.
Ход урока

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста, готовиться к выполнению экзаменационного задания с 2. блока С.

^ Автор текста - Валентин Григорьевич Распутин, выдающийся современный писатель, автор известного вам рассказа «Уроки французского».

В этом году ему исполняется 75 лет, и у нас в стране отмечают юбилей писателя.

^ Он автор книг, по которым сняты художественные фильмы: «Уроки французского», «Живи и помни», «Василий и Василиса».

-Посмотрите презентацию о писателе. Заполните таблицу

Факты биографии

Книги

Кинофильмы










3.Актуализация знаний.

Запишите в тетради слово «самостоятельность», подберите к нему слова-ассоциации.

( Сам-стоять, свободный, независимый, сам делаю, сам отвечаю за свои поступки…)

Вам нравится быть самостоятельным? Почему?

(устали от излишней опеки со стороны родителей, в этом возрасте (15 лет) хочется жить по-своему, найти своё место в жизни…)

2.Чтение текста учителем.

Учитель читает текст, учащиеся слушают и отмечают ключевые слова.

-О чём текст В.Г.Распутина?

(в тексте рассказывается о пятнадцатилетнем герое Саньке, который вдруг неожиданно обрёл желаемую им самим самостоятельность).

3.Самостоятельная работа с текстом. (Работа в парах).

А сейчас ещё раз прочитайте текст, подчеркните ключевые слова, составьте план текста, определив основную мысль микротемы-абзаца.

План записать в тетрадь.

Работать будем в парах.

1-й абзац (подчеркнём слова в тексте: всмотрелся, пятнадцать лет, ребёнок, сам с усам, заявить о себе)

^ 1.Самостоятельность – хватит ходить по указке.

2-й абзац (повезло, уехали родители, у бабушки на Байкале)

2.Август у бабушки на Байкале – золотой месяц без родителей.

3-й абзац (Бабушка уехала, Саня один)

^ 3. Бабушка уехала тоже.

4-й абзац (полюбил ходить в магазины, полоть грядки, получил способность оглянуться на мир)

4. Саня полюбил ходить в магазины, готовить еду…, чего раньше терпеть не мог.

5-й абзац (гордясь собой)

5. Гордость за себя.

4. Выполните задание А-1 - А-3.Работа в парах.

-Проверим, поставьте себе балл за правильный ответ.

5. А теперь читаем задание С2. 2.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл первого предложения текста: «Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за неё что угодно». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.

Вспомним композицию сочинения-рассуждения. Впишите пропущенный пункт.

1.Вступление.

2. ….

3. Аргументы с примерами. В качестве примеров цитаты из текста.

4. Вывод.

6.Работа над сочинением. Пользуйтесь заданиями А-1 – А-3.

Обязательно соблюдайте абзацы.

1-й абзац. Вступление. Сверните текст в одно – два предложения.

Примерные варианты вступления.

В тексте В.Г. Распутина речь идёт о...

Автор текста В.Г.Распутин повествует…

(В тексте речь идёт о мальчике…)

-Сформулируйте тезис на основе темы.

По мнению автора,…

Автор утверждает…

-Аргументы с примерами. В качестве примеров – цитаты из текста.

Во-первых,…

Во-вторых,…

Вывод.

Следовательно,…

^ Один из вариантов сочинения

В тексте Валентина Распутина речь идёт о мальчике Саньке, который впервые в жизни получил возможность проявить свою самостоятельность.

^ По мнению автора, самостоятельность может быть «привлекательной и увлекательной штукой».

И это действительно так.

Во-первых, Саньке исполнилось пятнадцать лет. Это возраст, когда человек самоутверждается в жизни и хочет решать вопросы самостоятельно. (Предложения 4-6).

^ Во-вторых, Санька, оставшись один, получил возможность посмотреть на себя со стороны, оценить свои способности, выделить себя из «общего ряда». (Предложения 24-26).

Следовательно, самостоятельность показалась Саньке «привлекательной штукой». Санька гордился собой и своей самостоятельностью. За самостоятельность действительно можно отдать что угодно.

6.Рефлексия. Чему я научился.

7.Домашнее задание: Текст сочинения написать на чистовик.

Карточки:

Способы оформления цитат (использовать как раздаточный материал):

  1. Как прямая речь. Автор уверен: «Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется привлекательной и увлекательной штукой…».

  2. Как косвенная речь. Автор уверен, что «тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется привлекательной и увлекательной штукой…».

  3. С помощью вводных слов. По мнению автора, «тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется привлекательной и увлекательной штукой…».

  4. Как часть предложения. По мнению автора, самостоятельность может быть «привлекательной и увлекательной штукой».

Композиция сочинения-рассуждения (использовать как раздаточный материал):

  1. Вступление.

В тексте … рассказывается о …, который…

  1. Тезис. Основная мысль текста.

Тезис формулируем на основе задания.

  1. Аргументы или доказательства с примерами. Примеры – цитаты из текста.

Во-первых,…

Во-вторых,…

  1. Вывод.

Следовательно,…

^ Текст и задания к нему.

(1) Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за неё что угодно. (2) Саню буквально пора­зило это слово, когда он всмотрелся в него. (3) Не вчитался, не вдумался, а именно всмотрелся и увидел. (4) «Самостоятельность» — самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок — вот что это значит. (5) Хватит ходить по указке. (6) Пят­надцать лет человеку, а для папы с мамой всё ребёнок, и никогда это не кончится, если не заявить раз и навсегда: сам. (7) Сам с усам. (8) Конечно, он не собирался переходить границы, в этом не было необходимости, но границы собирался пораздвинуть.

(9) И удивительно: стоило Сане принять решение, ему сразу же повезло.

(10) Ещё в начале лета родители никуда не собирались, но, вернувшись в июне из
спортивного лагеря, он вдруг узнал, что они уезжают в Калининград, затем в Брест,
затем ещё куда-то и возвращаются только в конце августа, чтобы собрать Саню в
школу. (11) «А ты побудешь у бабушки», — сказала мама. (12) Август у бабушки на
Байкале — золотой месяц; ягоды, рыбалка, купанье... (13) Папа, будь его воля, не
раздумывая, поменялся бы с Саней местами. (14) Только Саня, разумеется, отка­зался бы меняться — не потому, что ему не хотелось побывать в Прибалтике и Бре­сте. (15) Хотелось, и особенно в Брест, но он предпочитал быть там, где нет папы с
мамой, которые и в Бресте умудрились бы затолкать его в окоп и не позволили бы
высовываться, чтобы, не дай бог, не схлопотать выпущенную полвека назад пулю.

(16) На Байкале, куда Саня приехал к бабушке, везение продолжилось. (17) Прошло три дня — вдруг бабушке приносят телеграмму: срочно выезжай, Вера в больнице, дети одни. (18) Тётя Вера, мамина сестра, жила в Нижнеангарске. (19) Бабушка заохала, потерялась: и здесь парнишка на её руках, и там неизвестно что. (20) Выручила соседка, согласилась не только кормить бабушкиных поросят, но и доглядывать за её внуком. (21) Бабушка уехала, а соседка и думать забыла про Саню..

(22) Саня зажил как кум королю. (23) Он полюбил ходить в магазин, варить себе немудрёную еду, полюбил даже пропалывать грядки в огороде, чего раньше терпеть не мог... (24) Ничего, казалось бы, не изменилось, кроме одного: он получил уди­вительную способность оглянуться на этот мир, на этот порядок с расстояния. (25) Люди только на чужой взгляд остаются в общем ряду, каждый же в отдельности, на свой взгляд, выходит вперёд, иначе жизнь не имеет смысла. (26) Ощущение того, что он вышел вперёд, было отчётливое и радостное, как ощущение высоты, когда открываются дали.

(27) Так Саня прожил неделю, потихоньку гордясь собой, своей самостоятель­ностью и беспокоясь лишь о том, чтобы не нагрянула бабушка, от которой не было никаких известий.

(По В. Распутину)

Распутин Валентин Григорьевич — выдающийся современный писатель, автор повестей и рассказов, затрагивающих острые нравственные и социальные вопро­сы («Уроки французского», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Деньги для Марии» и др.).

A 1 В каком(-их) предложение-ях) содержится информация, необходимая для обо­снования ответа на вопрос: «Почему Сане понравилось самому выполнять рабо­ту по дому?

1) (12) Август у бабушки на Байкале — золотой месяц: ягоды, рыбалка, купанье... (15) Хотелось, и особенно в Брест, но он предпочитал быть там, где нет папы с мамой, которые и в Бресте умудрились бы затолкать его в окоп и не позволили бы высовываться, чтобы, не дай бог, не схлопотать выпущенную полвека назад пулю.

  1. (20) Выручила соседка — согласилась не только кормить бабушкиных поро­сят, но и доглядывать за её внуком.

  2. (22) Саня зажил как кум королю. (23) Он полюбил ходить в магазин, варить себе немудрёную еду, полюбил даже пропалывать грядки в огороде, чего рань­ше терпеть не мог...

4) (24) Ничего, казалось бы, не изменилось, кроме одного: он получил удиви­тельную способность оглянуться на этот мир, на этот порядок с расстояния. (26) Ощущение того, что он вышел вперёд, было отчётливое и радостное, как ощущение высоты, когда открываются дали.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поразить» (предложение 2).

  1. сбить с толку, привести в недоумение

  2. произвести сильное впечатление

  3. возмутить 4) обеспокоить

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется настолько привлекатель­ной и увлекательной штукой, что он отдаст за неё что угодно.

  2. Пятнадцать лет человеку, а для папы с мамой всё ребёнок, и никогда это не кончится, если не заявить раз и навсегда: сам.

  3. Конечно, он не собирался переходить границы, в этом не было необходимо­сти, но границы собирался пораздвинуть.

4) Саня зажил как кум королю

Похожие:

Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения iconСочинение рассуждение на лингвистическую тему. Как писать сочинение?
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему имеет такую же структуру, как и любое другое сочинение
Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения iconУрока: Систематизировать знания о написании -не
Пока я буду записывать ваши слова на доске, а вы запишите в тетрадь число и тему урока
Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения iconУрок Тема: Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии
Цели: повторить и закрепить знания о фонетике, формировать умение применять знания по фонетике при написании орфограмм; закрепить...
Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения iconПодготовка к написанию сжатого изложения
При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы можете использовать авторские ключевые...
Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения iconУчебного занятия по экономике в профильном социально-экономическом классе Тема урока
Опираясь на ранее полученные знания учащихся, показать основные черты, присущие понятию капитал в различных видах его проявления...
Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения iconПлан урока Ход урока Организационный момент. Приветствие учителя...
Образовательные: объяснить понятие процента, учить находить от числа совершенствовать навыки устных вычислений, закреплять знания...
Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения iconУрок Соблюдай правила дорожного движения
Цель урока: повторить полученные знания по пдд в 1-2 классе, ознако­мить учащихся с одной из основных особенностей современного города...
Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения iconУрок истории в 7 классе Тема урока: § 30,31
Задачи урока: 1) Развивающая (знания) – Учащиеся должны усвоить основные понятия, уяснить причины, задачи и движущие силы французской...
Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения iconУрок игра путешествие в 8 классе. Тема: «типы химических реакций»
Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные...
Задачи урока: Обучать учащихся писать сочинение-рассуждение. Повторить основные сведения по текстоведению (что такое тема, идея, определение микротемы, понятие «ключевые слова»). Учить использовать полученные знания при написании сочинения iconУрока: Проверить теоретический материал по теме: «Состав слова»
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по стране Знаний, и пунктом нашего назначения будет остров Морфемики. Во время нашей прогулки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница