Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под




НазваниеПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка
d:\documents and settings\сош\мои документы\мои рисунки\учпрограммы\литбреш11012.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям (имея в виду под приобщением самостоятельное чтение школьниками изучаемых произведений и их духовное освоение под руководством учителя). Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном необходимы как инструмент более глубокого постижения произведения.

При общности главной цели у профильного изучения литературы есть и свои, специальные цели и задачи:

  • воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;

  • развитие интереса к отечественной, зарубежной литературе и литературе народов России; умения рассматривать русскую литературу в широком историко-культурном контексте; углубление представлений о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; развитие способностей сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений; формирование умения выявлять социальные и эстетические корни литературных явлений; развитие литературно-творческих способностей учащихся, потребности в самообразовании в области литературы и филологии, в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие образного мышления и воображения, эмоциональной сферы личности; художественного вкуса; углубление эстетического восприятия литературных произведений;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений в их историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; умений выявлять в них конкретно-исторической и общечеловеческое содержание, сопоставлять различные научные, критические и художественные интерпретации литературных произведений;

  • повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного и эстетического кругозора, формирование читательской культуры, развитие умения правильно пользоваться русским литературным языком, писать сочинения на литературные темы, искать, обрабатывать и использовать информацию необходимую для постижения художественных произведений (справочная литература, масс-медиа, ресурсы Интернета);

  • подготовка к осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.


Задача учителя не сводится к приведению учащихся к некоторому общему уровню усвоения произведения. Методика работы учителя здесь должна быть ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию обучения в зависимости от возможностей конкретных учащихся. Немаловажное значение для этого имеет учебно-исследовательская работа учащихся, как индивидуальная, так и групповая, в частности участие их в учебно-исследовательских проектах на межпредметной основе.
^ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ

  • Творческое чтение художественных текстов.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов и фрагментов прозаических текстов.

  • Выразительное чтение.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и с историей.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.



^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА



В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен

знать

  • содержание художественных произведений, обязательных для изучения;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов (по выбору);

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков, творческую историю изучаемых произведений;

  • закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; основные черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания и с современностью; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • анализировать художественное произведение, его проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительных средства языка, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • выявлять авторскую позицию, давать самостоятельную интерпретацию изученного произведения; характеризовать особенности стиля писателя;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты);

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; отстаивать свою позицию, участвуя в диалоге или дискуссии;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения,

  • писать сочинения на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • применять знания по литературе при самостоятельном знакомстве с явлениями художественной культуры и оценке их эстетической значимости;

  • использовать различные информационные источники при самостоятельном выборе книг для чтения и анализе художественной литературы;

  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

^ Форма зачетных работ:

В течение всего периода обучения по данному курсу учащиеся выполняют рефераты, готовят сообщения.

Итоговые сочинения.

Заучивание наизусть фрагментов произведений, стихов поэтов Серебряного века.

Контрольное тестирование.

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

        1. Лотман Ю.М. История всемирной литературы. - Т. 6. - М., 1989. - С. 321-338

        2. В.Непомнящий. "Поэзия и судьба". Советский писатель, 1987.
        3. ^

          Журнал «Учитель» №2, Март – апрель 2003.


        4. г. «Первое сентября» №9. 1999; №31. 2000.

        5. Жуков Д. А. К. Толстой. – М.: Мол. гвардия. 1982.

        6. Толстой А. К. Собр. соч. в 10-ти томах. – М.: Худ. лит. 1961.

        7. Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 кл. Вып.1/под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Олма-пресс, 2002.

        8. Голубков М.М. Максим Горький. (3-е изд., М., 2000).

        9. Кулешов Ф.И. Лекции по истории русской литературы конца XIX начала XX века. Минск, 1976.

        10. Литература. 11 класс. Методические советы. Под ред. В.П. Журавлева. М., 2000.

        11. Русская литература ХХ века. 11 класс. 1-2 части. Под ред. В.В. Агеносова. М., 1997.

        12. Русская литература ХХ века. 11 класс. 1-2 части. Под ред. В.П. Журавлева. М., 2002.

        13. Русская поэзия Серебряного века. Антология. М., «Наука», 1993.

        14. Михайлов О.Н. Литература Русского зарубежья. Книга для учителя. М., 2001.

        15. Шром Н.И. Новейшая русская литература 1987 – 1999. – Рига: Ritorika A, 2000.

        16. Буслакова Т.П. Русская литература ХХ века: Учебн. Минимум для абитуриента. М., 2001.

        17. Иванченко Н.П. Подготовка к экзамену по литературе: уроки повторения русской классики в 11 кл. М., 2001.

        18. Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе: Планы, конспекты, материалы: Пособие для учителя. 3- е изд. М., 2001.

        19. Литературоведческий словарь: Учеб. пособие для поступающих в вузы/Сост. и научн. ред. Б.С. бугров, М.М. Голубков. 3-е изд., М., 2001.

        20. Московские областные олимпиады школьников по литературе: Сборник. 9 – 11 кл. / Сост. Л.В. Тодоров., М., 2002.

        21. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5 – 11 кл. М., 2001.

        22. Поэзия серебряного века в школе: книга для учителя / авт.-сост. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. М., 2001.

        23. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: в помощь выпускнику школы и абитуриенту: учебное пособие, СПб., 2002.

        24. Русская литература XIX- ХХ веков: 11 кл. В 2 т. Т.2: Русская литература ХХ века: Литературоведческий словарь: Учеб. пособие для поступающих в вузы/Сост. и научн. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. 3 – е изд., дораб. М., 2001.

        25. Семенов А.Н., Семенова В.В. Русская литература ХХ века в вопросах и ответах: В 2 ч. М., 2001.

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 11 классе




Дата

Темы уроков

Всего 105 ч.

1



^

Литература и история.


“На рубеже веков”. (Литература начала 20 века).








^ И.А.Бунин. Стихотворения и рассказы.

2




“Раздумья о путях человечества”

(Стихи и проза И.А. Бунина).


3-4




“Господин из Сан-Франциско”, “Антоновские яблоки”, “Темные аллеи”, “Чистый Понедельник”, «Солнечный удар»

^ Александр Иванович Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь».

5-6




“Книги о любви, могучей и прекрасной”

(А.И. Куприн и его повести «Олеся» и «Гранатовый браслет», «Суламифь»).

7




«Да святится Имя Твое…»

Любовь в произведениях Куприна.

^ Серебряный век русской поэзии.

8-9




Серебряный век русской поэзии.

Символизм. «Старшие символисты».

Поэзия «младосимволистов».


10




Традиции Чехова, Гоголя в литературе 20 века.

Федор Сологуб «Маленький человек»

11




Акмеизм.

Мир образов Николая Гумилева.

12-13




Жизнь и судьба поэта А.Ахматовой в поэме «Реквием».

Тема Библии в поэме.

14




Футуризм.

15-16




«Моим стихам... настанет свой черёд». Поэтический мир Марины Цветаевой.

17




Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению на предложенные темы.

(поэзия Серебряного века).






^

Творчество А.М. Горького. Романы «Мать», «Дело Артамоновых» (обзор).


Драма «На дне».

18




Творчество

М. Горького.

Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.

19-20




Обзор романа М.Горького «Дело Артамоновых».

21-22




Обзор романа М.Горького «Мать».

23




Особенности жанра и конфликта в пьесе

«На дне».

24




Роль Луки в драме «На дне».

25




Вопрос о правде в драме Горького

«На дне».

26




Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.М. Горького.

^ Творчество А. Блока. Стихи. Поэма «Двенадцать».

27




Творчество А. Блока.

Периоды в творчестве Блока.

28-29




Поэма «Двенадцать».

^ Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина.

30




Поэзия Н. Клюева,

С. Клычкова,

П. Орешина (обзор).

31-32




Сергей Есенин как национальный поэт.

Лирика Есенина.

33




Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина».

^ Творчество В.В. Маяковского.

34




Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского.

Поэма «Облако в штанах».

Маяковский и революция.

35-36




Настоящее и будущее в пьесе В.В. Маяковского «Клоп».


37




Р.Р. Сочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина,

В. Маяковского.
^

Литература 30-х – начала 40-х годов.


А. Толстой «Петр 1», М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», А. Платонов «Котлован».

38




Литература 30-40-х г.

39-40




А. Н. Толстой.

Роман «Петр Первый» (обзор).

41




«Искусство быть собой».


42-43




Сатира Булгакова.

«Собачье сердце».

44




Роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

45-46




Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

47




Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

48-49




Любовь и творчество в романе.

50-51




Хронотоп в произведениях Булгакова, Гоголя.

52




Р.Р. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита».

53-54




А.П. Платонов.

Проблема трагической участи России в повести «Котлован».

^ Е.И. Замятин «Мы»

55




Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»

56




Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. Замятина «Мы»).

^ М.А. Шолохов «Поднятая целина», «Тихий Дон».

57




М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность.

Обзор романа «Поднятая целина».

58




История создания романа «Тихий Дон».

Картины жизни донских казаков в романе.

59




Гражданская война в изображении Шолохова.

60




Судьба Григория Мелехова.

61




Григорий Аксинья. Образ Натальи в романе.

62




Р.Р. Сочинение по роману «Тихий Дон».

^ Творчество Б.Л. Пастернака. Лирика. Роман «Доктор Живаго».

63-64




Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество.

Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в романе.

65




«Стихи Юрия Живаго».
^

Великая Отечественная война в литературе 40-х годов


и послевоенных десятилетий

66




Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий.

67-68




В. Быков «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников».


69-70




Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…»


71




В. Закруткин «Матерь человеческая».

72




Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению.

^ Творчество А.Т. Твардовского

73-74




А.Т. Твардовский. Жизнь, творчество, личность.


^ Творчество А.И. Солженицына

75




Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Повесть

А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» – символ целой эпохи.

76




Тема праведничества в произведении «Матренин двор».

^ Особенности развития поэзии и прозы в 60-70 годы ХХ века. В.М. Шукшин, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, Н.Рубцов

77-78




«Деревенская» проза: истоки, проблемы, герои. Герои Шукшина.


79-80




Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба».

81-82




Актуальные и вечные вопросы в повестях В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», «Пожар», «Живи и помни».

83




«Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова.

84






Р.Р. Сочинение по произведениям «деревенской» прозы или по творчеству Николая Рубцова.
^

Русское Зарубежье. И. Шмелев, Б.Зайцев, В. Набоков, П. Краснов,


В. Ходасевич, Л. Андреев, А. Аверченко, Теффи.

85



^

Русское литературное зарубежье.


86



Реалисты серебряного века в эмиграции: И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев. Обзор эмигрантского творчества А.И. Куприна.


87



^

И.С. Шмелев.

Роман «Лето Господне».


88



Б. Кустодиев и И. Шмелев. Анализ творчества обоих художников.


89-90




Русские «короли смеха» в эмиграции: А.Т. Аверченко, Теффи, Саша Черный.

91-92



^

Поэты серебряного века в эмиграции: К. Бальмонт, Вяч. Иванов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, М. Цветаева, В.Ходасевич (обзор).


93




Творчество В.В. Набокова.

94-95




Творчество Л.Андреева.


96




Белый генерал П. Н. Краснов.

^

Литература последних десятилетий ХХ века.


В. Дудинцев, Ч. Айтматов, В. Токарева.

97




Литература на современном этапе.


98-99




В. Дудинцев «Белые одежды».


100




Ч. Айтматов. «Плаха».


101-102



А. Приставкин.


«Кукушата, или… Жалобная песнь для успокоения сердца».


103



В. Токарева «Я есть».


104



Авторская песня.


Творчество В. Цоя, И. Талькова,

В. Высоцкого.


105



Собеседование по курсу литературы 20 века





Похожие:

Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под iconПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение...
Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном...
Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под iconПояснительная записка. Цели изучения русской литературы в 8 классе...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под iconКалендарно-тематическое планирование
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под iconКалендарно-тематическое планирование
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под iconРабочая программа Предмет литература основное общее образование,...
Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного...
Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под iconПояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под iconПлан работы школы на 2012-2013 учебный год по духовно-нравственному...
Цель: приобщение детей, их семей, педагогов к вечным непреходящим духовно – нравственным ценностям через совместную деятельность
Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под iconПояснительная записка рабочая программа курса литературы в 9 классе...
Целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова и на основе творческой...
Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под iconПояснительная записка. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Пояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение учащихся к высшим художественным ценностям имея в виду под iconКонспект открытого урока
Цель: закрепление материала по всему курсу «Светская этика», формирование духовно-нравственных качеств, развитие у детей чувства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница