Элективный курс «Начинающему водителю»




НазваниеЭлективный курс «Начинающему водителю»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипЭлективный курс

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 380

Красносельского района
СОГЛАСОВАНО ДОПУЩЕНО

Директор НМЦ Председатель президиума РЭС

_____________Н.Н.Мошкова ___________________В.Е.Фрадкин

«___»_____________200__г. М.П.
М.П. Председатель секции по _________
___________________________фио
Протокол №________ от «___»__________200__г.

УТВЕРЖДЕНО

На педсовете школы № 380

Протокол № ___1___
От «31» августа 2005 г.
Директор школы

________________Т.С.Хворостенко
М.П.

ПРОГРАММА



^

НАЧИНАЮЩЕМУ ВОДИТЕЛЮ


(элективный курс по выбору предпрофильной подготовки

для учащихся 9-х классов, 17,5 часов)
Автор- составитель Учитель технического труда

ГОУСОШ № 380

________________Турова М.Г.

«___»______________2005 г.

Санкт-Петербург


2005

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

^

НАЧИНАЮЩЕМУ ВОДИТЕЛЮ



Вид курса: межпредметный (ориентационный).

Продолжительность: 17,5 часов

Число часов в неделю: 2 часа.
Курс предназначен для учащихся 9-х классов.

Многие учащиеся собираются после окончания 9-го класса получать среднее профессиональное или среднее специальное образование на базе лицеев и колледжей.

Выбор профессии – важное дело в жизни каждого человека. Он зависит от его наклонностей, образовательного уровня, места проживания и многих других факторов. Юноши и девушки зачастую недостаточно ориентируются в окружающем мире и наша задача помочь им в этом.

Содержание предложенного курса органически связано с такими общеобразовательными и базовыми профильными предметами как алгебра и начала анализа, геометрия, техническое черчение, физика, химия, основы безопасности жизнедеятельности, технический труд и др.

^ Элективный курс «Начинающему водителю» должен помочь определиться будущим выпускникам в выборе профессии.

Кроме того, выходя на улицу, мы все становимся участниками дорожного движения. Не важно – находимся ли мы за рулем автомобиля или является пешеходами. Мы знаем, что автомобиль является источником повышенной опасности. И хочется надеяться, что изучение курса поможет учащимся правильно ориентироваться в дорожной ситуации, что, в свою очередь, поможет сохранить свое здоровье, а возможно и саму жизнь.

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цели: В современном мире один из основных видов транспорта – автомобильный. Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Большой процент грузоперевозок по стране осуществляется именно этим видом транспорта, чему способствует широкая сеть автомобильных дорог. Профессия водителя всегда является востребованной. Кроме того, автомобиль давно стал не роскошью, а необходимым средством передвижения для подавляющего большинства людей. За последние годы поток машин возрос в десятки раз. А ведь участниками дорожного движения являются не только водители, но и пассажиры транспортных средств, и пешеходы. Для того, чтобы достичь максимальной безопасности на дороге все участники дорожного движения должны хорошо знать Правила Дорожного Движения. От этого зависит не только материальное благополучие, но и сама жизнь многих людей. Предлагаемая программа ставит своей целью дать учащимся необходимые знания о Правилах Дорожного Движения РФ, необходимых начинающему водителю.
Задачи: В результате прохождения этого курса учащийся должен знать историю возникновения автомобильного транспорта, иметь представление об устройстве автомобиля, ознакомиться с дорожными знаками и представлять, что они обозначают, иметь представление о психологии водителя, маневрировании, проезде перекрестков, торможении, прохождении поворотов, вождении в сложных условиях, автостраховании. А также, знать неисправности, при которых эксплуатация автомобиля категорически запрещена.


^ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ.
В современном мире автомобиль занимает все больше места. Поток автотранспорта на дорогах в течение последних лет вырос в десятки раз и продолжает неуклонно расти. Автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения, доступным практически каждой семье. Кроме того, растет поток грузов, перевозимых грузовым и специализированным автотранспортом. В отличие от железнодорожного транспорта, требующего наличие рельсового пути, автомобиль проедет везде. Развитая сеть автомобильных дорог способствует доставке грузов в самые дальние места.

А это значит, что все мы раньше или позже сядем за руль. Но мы знаем, что автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и неумелому и безответственному водителю не место на дороге. Для того, что бы наша поездка была максимально комфортной и безопасной мы должны хорошо знать Правила Дорожного Движения и неукоснительно придерживаться их. Идеального водителя, вероятно, в природе не существует. Поэтому кроме навыков и опыта, которые приходят лишь со временем, любому водителю необходимо: быть ответственным, сосредоточенным, уметь прогнозировать ситуацию, проявлять терпение к другим участникам дорожного движения, быть уверенным на дороге (не стоит путать это качество с наглостью!).

Ну, а если даже мы никогда не сядем за руль автомобиля, мы все равно, выходя на улицу, являемся полноправными участниками дорожного движения. И не знание ПДД может нам стоить здоровья, а то и жизни, тем более что интенсивность движения неуклонно растет.

Для того, что бы учащиеся познакомились с Правилами Дорожного Движения как можно лучше, смогли оценить свои способности и умение ориентироваться в дорожной ситуации и предлагается элективный курс «Начинающему водителю».


^

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



НАЧИНАЮЩЕМУ ВОДИТЕЛЮ – 17,5 ЧАСОВ.
Занятие 1. (2 часа).

Вступление. Общие сведения об автомобилях.

«ПОРТРЕТ» АВТО. Виды кузовов. ЧЕЛОВЕК ЗА РУЛЕМ. Что находится в салоне. Важность выбора шин. Почему у нас принято правостороннее движение. Общее устройство автомобиля. ИЗ ИСТОРИИ. Предшественники авто. Родственники автобусов. Движимые ветром. Самодвижущиеся экипажи. Эпоха пара. Первый четырехтактный двигатель. Кто изобрел автомобиль? КАК СОВРЕМЕННИКИ ВСТРЕТИЛИ НОВЫЙ ВИД ТРАНСПОРТА. Не пугайтесь «самодвижущегося»! Трудное дело быть автомобилистом. Как усиливалась мощность двигателя и уменьшался вес. Измены в компоновке первых автомобилей, способы управления ими. Первые соревнования. Появление профессионалов. Виды звуковых сигналов на заре автомобилизма. Сколько колес лучше. АВТО РОССИИ. Первые производители. От «самодеятельности» к заводскому производству. «Портрет» сегодняшнего авто.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ВОДИТЕЛЯ. Ключевые факторы, определяющие качества хорошего водителя – ответственность, сосредоточенность, умение прогнозировать ситуацию, терпение, уверенность. Что не следует делать за рулем.

Занятие 2. (2 часа).

ПДД. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Основные понятия и термины. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ. Наличие необходимых документов. Использование ремней безопасности и мотошлема. Участие в международном транспортном движении. Контроль за исправностью технического средства. Неисправности, при которых движение запрещается. Выполнение требований сотрудников милиции. Предоставление транспортного средства по требованию работников милиции и медицинских учреждений. Действия при ДТП. Что запрещается водителю.

ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ. Транспортные средства с проблесковым маячком синего цвета. Использование проблесковых маячков желтого или оранжевого цвета. Применение проблескового маячка бело-лунного цвета и звуковой сигнализации.

ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ. Движение отдельных лиц по тротуарам или обочинам дорог. Движение организованных пеших колонн по проезжей части. Пересечение проезжей части. Ожидание транспортного средства.

ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРОВ. Требования к пассажирам транспортных средств.

СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА. Цвета и форма световых сигналов. Значение круглых сигналов светофора. Значение сигналов светофора, выполненных в виде стрелок и силуэтов. Использование светофоров со звуковым сигналом. Сигналы реверсивного светофора. Регулирование движения трамваев, а также других транспортных средств. Регулирование проезда железнодорожных переездов. Сигналы регулировщика. Требования об остановке транспортного средства. Приоритет сигналов светофора перед дорожными знаками.

Занятие 3. (2 часа).

ПРИМЕНЕНИЕ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ЗНАКА АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ. Применение аварийной световой сигнализации. Применение знака аварийной остановки.

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ, МАНЕВРИРОВАНИЕ. Подача сигналов световыми указателями поворотов соответствующего направления или рукой. Приоритет движения. Расположение на проезжей части. Поворот налево, направо, разворот. Очередность проезда. Движение задним ходом.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ. Количество полос движения. Дороги с двусторонним движением. Скорость движения и расположение по полосам движения. Выезд на левую сторону дорог с односторонним движением, остановка и стоянка на таких дорогах. Движение транспортных средств со скоростью не более 40 км в час. Движение по трамвайным путям. Выезд на дорогу с реверсивным движением. Места, запрещенные для движения транспортных средств. Допустимая дистанция. Объезд препятствий на дорогах с двусторонним движением.

СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ. Скорость движения в населенных пунктах. Скорость движения вне населенных пунктов. Скорость движения при буксировке транспортных средств, перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. Что запрещается водителю.

ОБГОН, ВСТРЕЧНЫЙ РАЗЪЕЗД. Начало обгона. С какой стороны выполнять обгон. Что запрещается водителю обгоняемого транспортного средства. Завершение обгона. Когда обгон запрещен. Кто должен уступать дорогу при наличии препятствия и на спуске.

ОСТАНОВКА И СТОЯНКА. Понятие «остановка» и «стоянка». Где и как можно ставить транспортное средство. Стоянка с целью длительного отдыха вне населенного пункта. Места, где запрещается остановка. Места, где запрещается стоянка.
Занятие 4. (2 часа).

ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ. Необходимость уступать при повороте налево или направо дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть и велосипедистам, пересекающим её. Действия при возникновении затора на перекрестке или пересечении проезжих частей. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Правила проезда регулируемых перекрестков. Правила проезда нерегулируемых перекрестков.

ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ И МЕСТА ОСТАНОВОК МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. Уступаем дорогу пешеходам – на нерегулируемом и регулируемом переходе. Запрещается въезд на переходный переход. Пропускаем слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью. Уступаем дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству. Приоритет движения транспортных средств, имеющих опознавательный знак «Перевозка детей».

ДВИЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУТИ. Проезд по железнодорожным переездам. Чем должен руководствоваться водитель при подъезде к железнодорожному перекрестку. Когда запрещается выезжать на переезд. Где должен остановиться водитель, если движение через переезд запрещено. Действия при вынужденной остановке на переезде.

ДВИЖЕНИЕ ПО АВТОМАГИСТРАЛЯМ. Что запрещается на автомагистралях. Действия при вынужденной остановке на автомагистралях.

ДВИЖЕНИЕ В ЖИЛЫХ ЗОНАХ. Преимущество пешеходов. Что запрещено при движении в жилых зонах. Выезд из жилой зоны.

^ ПРИОРИТЕТ МАРШРУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

Приоритет движения трамваев в месте пересечения трамвайными путями проезжей части, кроме случаев выезда из депо. Запрет на движение и остановку транспортных средств на полосах, обозначенных определенными знаками. Преимущество автобусов и троллейбусов, начинающих движение от обозначенных мест остановки в населенных пунктах.
Занятие 5. (2 часа).

ПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИМИ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ И ЗВУКОВЫМИ СИГНАЛАМИ. Световые приборы, которые должны быть включены при движении в темное время суток, в условиях недостаточной видимости, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве. Переключение дальнего света на ближний. Обозначение транспортного средства при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных дорогах, а также в условиях недостаточной видимости. Использование противотуманных фар. Обозначение транспортных средств световыми приборами в светлое время суток. Использование фары-прожектора и фары-искателя. Использование задних противотуманных фонарей. Использование опознавательного знака «Автопоезд». Использование проблесковых маячков желтого и оранжевого цвета. Применение звуковых сигналов. Предупреждение об обгоне.

БУКСИРОВКА МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. Наличие водителя на буксируемом транспортном средстве. Можно ли перевозить людей в буксируемом и буксирующем транспортном средстве. Буксировка на гибкой сцепке. Случаи, когда буксировка запрещена.

УЧЕБНАЯ ЕЗДА. Места для первоначального обучения. Учебная езда на дорогах. Документы, которые должен иметь при себе обучающий вождению. Возраст обучаемых. Оборудование и опознавательные знаки учебного транспортного средства. Места, где учебная езда запрещена.

ПЕРЕВОЗКА ЛЮДЕЙ. Классификация водителей. Перевозка людей в кузове грузовых автомашин. Число пассажиров. Правила перевозки. Организованная перевозка группы детей. Обязанности водителя при перевозке пассажиров. Случаи, когда перевозить людей запрещено.

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ. Ограничение массы перевозимого груза. Обязанности водителя перед началом и во время движения. Условия, при которых допускается перевозка груза. Перевозка и обозначение груза, выступающего за габариты транспортного средства. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, а также крупногабаритных грузов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДВИЖЕНИЮ ВЕЛОСИПЕДОВ, МОПЕДОВ, ГУЖЕВЫХ ПОВОЗОК, А ТАКЖЕ ПРОГОНУ ЖИВОТНЫХ. Допустимый возраст. Расположение на проезжей части. Что запрещается водителям велосипеда и мопеда. Проезд нерегулируемого пересечения велосипедной дорожки с дорогой. Действия водителя гужевой повозки. Перегон животных, в том числе через железнодорожные пути. Что запрещается водителям гужевых повозок (саней) и погонщикам скота.

Занятие 6. (2 часа).

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации (таблички).

ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Занятие 7 (2 часа).

ПЕРЕЧЕНЬ неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Тормозные системы. Рулевое управление. Внешние световые приборы. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла. Колеса и шины. Двигатель. Прочие элементы конструкции.

^ ШТРАФЫ И ДРУГИЕ НАКАЗАНИЯ.

АВТОМОБИЛЬНАЯ АПТЕЧКА.

ПСИХОЛОГИЯ ВОДИТЕЛЯ.

МАНЕВРИРОВАНИЕ.

ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТОВ.

ТОРМОЖЕНИЕ.

ПРОХОЖДЕНИЕ ПОВОРОТОВ.

^ ВОЖДЕНИЕ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ.

АВТОСТРАХОВАНИЕ.

Занятие 8. (2 часа.).

Работа с карточками, содержащими экзаменационные вопросы при сдаче ППД в ГИБДД. Разбор ошибок.
Занятие 9. (1.5 часа).

Работа с карточками, содержащими экзаменационные вопросы при сдаче ПДД в ГИБДД. Разбор ошибок.

^ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧАЩИХСЯ.
КОНТРОЛИРУЕМОСТЬ УСВОЕНИЯ КУРСА
Проводится в виде тестирования. Каждый учащийся должен в течение 40 минут ответить на 4 экзаменационные карточки (используются карточки экзаменационных вопросов сдачи ПДД в ГИБДД). Отличным результатом считается ответ на все 4 карточки и наличие в каждой карточке не более 1 ошибки. Это говорит о твердом усвоении курса. При наличии 2-3 ошибок учащимся рекомендуется более серьезно отнестись к изучению правил дорожного движения. Наличие более 4-х ошибок отражает несерьезное отношение учащегося к изучению курса или его неспособность применять полученные знания в условиях дорожного движения.

^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
В процессе изучения курса возможна следующая самостоятельная деятельность учащихся:

  1. Самостоятельное изучение дома правил дорожного движения.

  2. Изготовление макетов улиц и микрорайонов, макетов транспортных средств, дорожных знаков и знаков горизонтальной и вертикальной разметки. Возможно изготовление жезла регулировщика движения. Все эти средства могут успешно использоваться в изучении ПДД.

  3. Находясь на улицах, учащиеся могут наблюдать за дорожными знаками, регулирующими проезд и осмысливать их значение. Наблюдая за дорожной обстановкой на улицах города учащиеся делают свои выводы о необходимости соблюдения ПДД, делятся ими на занятиях друг с другом.


ЛИТЕРАТУРА





  1. В.А.КАЛЬНЕЙ, В.С.КАПРАЛОВА, В.А.ПОЛЯКОВ. «Основы методики трудового и профессионального обучения». Библиотека учителя труда. Под редакцией В.А.Полякова. - М.: Просвещение, 1987.

  2. Правила Дорожного Движения РФ. Официальный текст с изменениями и дополнениями. – М.: «РусьАвтокнига», 2004.

  3. А.СВЕТЛОВ. «Начинающему водителю».- М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004.

  4. С.Ф.ЗЕЛЕНИН, В.А.МОЛОКОВ. «Учебник по устройству автомобиля». – М.: «РусьАвтокнига», 2002.

  5. ЕВДОКИМОВ Н.М., МЕЛЬЦЕР А.В., НАУМОВА Т.М., ЕЛОХИНА Л.Н. «Компенсация морального вреда при автопроисшествиях, производственных травмах и профессиональных заболеваниях». – СПб.: Изд.Сизова М.П., 2000.

  6. С.Н.ЗИГУНЕНКО. «1000 увлекательных рассказов о машинах». – М.: Астрель – АСТ, 2002.


ПРИМЕЧАНИЕ
При изучении элективного курса «Начинающему водителю» каждый учащийся должен иметь «Правила дорожного движения». Наличие «Правил» значительно помогает в изучении тем, Дорожных знаков, Знаков горизонтальной и вертикальной дорожной разметки. Во время занятий используются элементы игры, когда один учащийся выполняет роль регулировщика, а другие – различных транспортных средств, выполняющих его команды. При прохождении очередной темы происходит обсуждение дорожных ситуаций, свидетелями или участниками которых были сами учащиеся. Кроме того, для лучшего усвоения программы курса используются компьютерные программы «Виртуальный водитель» (с наличием тестов и комментариев к ответам на них) и «Вопросы экзаменационных билетов для сдачи в ГИБДД» так же с комментариями к ответам на них.



Похожие:

Элективный курс «Начинающему водителю» iconЭлективный курс — 11 класс./ Иванова М. А. Пояснительная записка
Данный элективный курс нацелен на развитие умений школьников контролировать свою письменную и устную речь
Элективный курс «Начинающему водителю» iconЭлективный курс «Занимательный русский язык» (5 класс)
Данный элективный курс является дополнением к изучаемому курсу биологии, являясь расширяющим и углубляющим содержание основного биологического...
Элективный курс «Начинающему водителю» iconЭлективный курс. Предпрофиль Вся жизнь в задачах Составила: учитель...
Данный элективный курс «Вся жизнь в задачах» рассчитан на 14 часов и предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса....
Элективный курс «Начинающему водителю» iconЭлективный курс «Введение в языкознание» 9 класс. 34 ч. Учитель:...
В конце изучения курса учащимся будет предложено выступить на научно-практической конференции по вопросам языкознания
Элективный курс «Начинающему водителю» iconОриентационный элективный курс "Основы выбора профессии" Труд есть...
Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, к психологическому и материальному благополучию...
Элективный курс «Начинающему водителю» iconЭлективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.)
Элективный курс «Химия и здоровье человека» направлен на развитие познавательной активности учащихся 10-х классов, рассчитан на 17...
Элективный курс «Начинающему водителю» iconЭлективный курс по технологии для 9 класса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство»
Элективный курс «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» ориентирован на обучение, воспитание и творческое развитие учащихся
Элективный курс «Начинающему водителю» iconЭлективный курс «Медицинская география» Пояснительная записка Программа...
«Медицинская география» для 11 класса школ медицинского профиля (авторы Т. В. Кучер и Т. К. Беляева). Данный элективный курс рекомендуется...
Элективный курс «Начинающему водителю» iconКол-во часов
Элективный курс «Основы сельскохозяйственного производства» это ознакомительный курс для обучающихся среднего звена с основами сельского...
Элективный курс «Начинающему водителю» iconЭлективный курс для 10 класса «Основы профессионального самоопределения»
Данный курс нацелен на формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница