Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена»




НазваниеКонспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипКонспект
ГУО «УПК Сморгонский детский сад-начальная общеобразовательная школа

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена»

Учитель начальных классов

Волкова И.Г.

2010 год
Цели: 1) формировать представление о творчестве Р.Распе через знакомство с его произведениями; формировать умение определять эмоциональное настроение, интонацию произведения; характеризовать героя по его поступкам; отстаивать своё мнение;

2) содействовать развитию воображения, внимания, кругозора, самооценки, пополнению словарного запаса;

3) способствовать воспитанию желания расти правдивым человеком.

Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, аудио аппаратура, фото, весы, толковый словарь, карточки для работы в группах
^ Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Разминка

Мы продолжаем путешествие по стране Вообразилии. (1 слайд). В этой стране можно фантазировать, сочинять, придумывать небылицы. Вспомните, с какими героями фантазёрами и выдумщиками мы уже познакомились? А представьте себя хотя бы на минутку, предположим, хотя бы…Вини-Пухом. Винни известный сочинитель стихов. На парте у вас лежат строчки стихотворения, которые нужно разместить так, чтобы получилось четверостишье, в котором и смысл понятен, и слова в рифму.

^ Пятачок мой лучший друг.

Много дел у нас вокруг.

Мы идём на день рожденья,

Крошка Ру сварил варенье.

  1. Введение в новую тему

В конце урока я каждому выставлю отметку за: (на доске)

1) активность;

2) умение характеризовать героя;

3) сплочённую работу в группе.

А сегодня мы познакомимся ещё с одним таким выдумщиком и фантазёром. Сегодня мы будем читать о приключениях барона Мюнхаузена. (2 слайд)

--Знакомо ли вам это имя? Откуда? Кто читал о приключениях барона? Какие истории вы о нём помните? (объяснить слово «барон»)

Написал книгу «Приключения барона Мюнхаузена» более 200 лет назад немецкий писатель Рудольф Эрих Распе. (3 слайд). Как это произошло.

Действительно, в то далёкое время жил в немецком городе Боденвердере барон по имени Мюнхаузен, который был военным и принимал участие в русской войне против турков. Когда он вернулся на родину, то стал рассказывать о своих походах, при этом каждый раз добавлял всё новые невероятные и даже фантастические истории о своих подвигах. И вот одну из таких историй и услышал однажды Рудольф Распе и решил их записать. Так появилась на свет книга «Приключения барона Мюнхаузена». В настоящее время очень много изданий этих приключений. Одну из этих книг могли читать и вы (4 слайд)

Надо сказать, что уже в те времена одни считали барона хвастуном и лжецом, а другие –считали его истории увлекательными и остроумными, а о Мюнхаузене говорили, как о человеке на редкость находчивом.

Вот сегодня я предлагаю нам вместе и разобраться кто же Мюнхаузен: фантазёр и выдумщик или лжец и обманщик. (слайд 5)

За помощью я обратилась к толковому словарю и выяснила, что же означают эти слова. (читают определения на слайдах дети)

В конце урока каждому из вас надо будет сделать вывод: барон Мюнхаузен фантазёр или лжец.

^ 4. Работа над текстом

А читать мы будем одну историю, которая называется «Искры из глаз».

А) Словарная работа

Петербург—известный русский город, столица культурной жизни России

Дичь—дикие животные

Кремень—самый твёрдый из камней, служивший для добычи огня

Порох—зернистый состав из угля, селитры и серы для стрельбы

Б) Первичное чтение учителем

Пробл. вопрос:-- Какое настроение вызывает эта история?

После прочтения: --Что особенно рассмешило? Удивило?

В) Лексическая работа

Как вы понимаете эти выражения? В каком значении они употреблены?

переносном) Как называются слова в переносном значении? (метафора) Подберите к ним синонимы.

Сломя голову (очень быстро)

Блестящая мысль (Умная мысль, хорошая идея)

Объясните их значение.

Впопыхах (быстро)

Обширный пруд (большой, просторный)

Физминутка

--Я знаю, что и вы хорошие выдумщики и фантазёры. Под весёлую музыку дети выполняют танцевальные движения, когда музыку выключаю—дети изображают предложенные мною предметы.

^ Бабочка солдат

Дерево мяч

пчела стульчик

Г) Чтение рассказа по абзацам детьми.

Пробл. вопрос: --От чьего лица ведётся повествование?

Д) Анализ содержания

--Где жил барон?

--Чем любил заниматься Мюнхаузен?

--Что увидел наш герой из окна своей спальни однажды утром?

--Что он сделал?

--Зачитайте отрывок, в котором рассказывается как барон выбегал из дома.

--Почему Мюнхаузен не выстрелил в самую жирную утку?

--Какая мысль пришла ему в голову?

--Зачитайте отрывок, который можно отнести к рисунку.

--Сколько уток убил барон?

--Какой «правдивый» совет даёт Мюнхаузен?

--А мы сможем им когда-нибудь воспользоваться? Почему?

--Скажите, а встречались ли вам в жизни такие выдумщики?

--Как вы относились к их рассказам?

Согласитесь, что весёлые, забавные истории любят слушать как взрослые, так и дети. И ещё не всякий человек сможет так живописно и красноречиво описать простую охоту.

--Но каково ваше мнение о рассказе про Мюнхаузена: они весёлые и забавные или злобные и лживые?

Е) Словесный портрет героя

Мы много говорили о приключении барона на охоте, но не выяснили, какой он по внешнему виду и по характеру. Опишите его портрет. (Высокий, худой, с длинными усами, длинным носом, одет опрятно, со вкусом).

Какими же чертами характера наделил своего героя автор?

Выберите те, которые характеризуют барона. (6 слайд)

--Быстро ли он принимает решения? (решительный)

--Боится ли опасных ситуаций? (смелый)

--Найдёт ли выход из любой ситуации? Докажите. (находчивый)

--Уверенно ли действует? (уверенный)

--Весёлые ли его рассказы? (весёлый, с чувством юмора)

--Если он смог придумать столько невероятных историй, какое чувство у него хорошо развито? (воображение)

--А если развито воображение, он герой нашей страны вообразилии?

--А разве можно выдумщика, фантазёра из нашей страны назвать лжецом?

Значит кто Мюнхаузен: фантазёр или лжец?

Конечно, фантазёр и выдумщик, причём очень находчивый.

Недаром эпиграфом к нашему рассказу я выбрала фразу «Находчивость -- великая вещь».

--А вы так считаете? Докажите.

^ Физминутка для глаз

Ж) Работа над выразительностью чтения

--С одинаковой ли интонацией надо читать это произведение? Какие по цели высказывания в нём встретились предложения? Зачитайте их.

На протяжении всего рассказа интонация менялась: то спокойная, даже печальная, то весёлая и задорная. Я предлагаю послушать два музыкальных отрывка и найти в тексте те предложения, которые бы подошли к данной музыке.

  1. Закрепление. Работа в группах.

  1. Выбрать и подчеркнуть правильный ответ

  2. Найти ошибки в тексте и подчеркнуть их

Проверка (7 слайд)

  1. Подведение итогов

--Произведение какого писателя мы сегодня читали? Что о нём вы запомнили?

--С каким героем рассказа мы познакомились? Что вы можете рассказать о Мюнхаузене?

7. Рефлексия

Каждый из вас сделал для себя вывод: барон фантазёр или врун. Положите фишку на чашу весов. Посмотрим, какая из них перевесит.

^ 8. Выставление отметок

9. Домашнее задание (8 слайд)

Приложение 1.
1. Барон Мюнхаузен был:

А) космонавтом

Б) военным

В) писателем
^ 2. Барон Мюнхаузен жил:

А) в Америке

Б) в Беларуси

В) в Германии
3. Он считал себя:

А) добрым молодцем

Б) самым правдивым человеком

В) самым обыкновенным человеком
^ 4. Этот герой отличался от других:

А) рыжими волосами и огромными веснушками

Б) длинным носом

В) высоким ростом
5. Барон любил:

А) работать

Б) помолчать

В) рассказать о самых невероятных приключениях

Приложение 2.
Дело было в том, что из окна моей кухни была видна обширная река, где водилось очень много всякой рыбы.

Однажды утром, подойдя к реке, я заметил в реке очень много рыбы.

Мигом я схватил удочку и сломя голову выбежал из дому.

Приложение 3.
Пятачок мой лучший друг.
Много дел у нас вокруг.
Мы идём на день рожденья,
Крошка Ру сварил варенье.

Похожие:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена» iconКонспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Малька провинилась»
Урок литературного чтения по программе «Школа России», разработан на основе технологии развития критического мышления
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена» iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе по теме «С. Есенин. Черемуха»
Цели урока: познакомить учащихся с биографией С. Есенина; учить понимать и чувствовать окружающую природу; совершенствовать навыки...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена» iconПлан-конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: Учитель: Логачева Л. И
На уроке будем читать выразительно, учиться подробному пересказу, анализу текста
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена» iconУрок литературного чтения во 2А классе
Форма урока: урок выразительного, эмоционально- художественного чтения с различными видами тренировочных упражнений
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена» iconКонспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему «Обобщающий...
Цели урока: обобщить знания детей по разделу «Великие русские писатели», прививать интерес и любовь к чтению, к книгам, воспитывать...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена» iconТехнологическая карта урока литературного чтения
Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена» iconМетодическая разработка урока литературы в 11 классе по теме «Романтические...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена» iconКонспект урока по обществознанию в 6 классе по теме: «Домашнее хозяйство»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена» iconУрок литературного чтения Тема урока: А. П. Гайдар «Горячий камень»
Развивать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения, творческую активность учащихся
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена» iconКонспект урока обществознания в 6 классе по теме «Государство и граждане»
Цель урока: дать представление обучающимся о государстве и о том, что значит быть гражданином своей страны
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница