Выступление на методическом объединении классных руководителей




НазваниеВыступление на методическом объединении классных руководителей
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»

Выступление на методическом объединении классных руководителей

Психологическая коррекция поведения учащихся подросткового и юношеского возраста с особенностями личностного развития



Учитель: Морозова Ж.И.

п. Волоконовка

2011 год

  ^ Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:


1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.
2. Асоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные, правовые нормы.

Педагогу приходится в своей работе иметь дело не с описанием в учебнике того или иного изолированного синдрома, а с его конкретным носителем - живым человеком со своей судьбой, интересами и особенностями.

В этом случае вопрос, что есть норма и что патология, теряет свою ясность и простоту, становится расплывчатым и трудноуловимым (и все же, в настоящее время весьма распространенной остается тенденция представления о патологии с позиции непосвященных: сумасшедший - это обязательно бросающийся на стены человек и выкрикивающий нечто непонятное).

Этот факт мы должны принимать во внимание в связи с тем, чтобы правильно, научно и грамотно строить психопросветительскую и психопрофилактическую работу в системе "педагог- родитель-учащийся ".

Так что же является критерием нормального человеческого развития?

Как справедливо замечает М. И. Буянов, подростковые неврозы не имеют единой этиологии (происхождения), и нужно тщательно разбираться, что именно травмирует подростка: плохая успеваемость, конфликт с преподавателем, напряженные отношения со сверстниками и зависит ли это главным образом от социальной ситуации или же от индивидуальных особенностей подростка. Трудность распознания юношеской психопатологии состоит в том, что девиантное поведение большей частью лишь гипертрофирует черты, свойственные нормальным ребятам этого возраста. Это в особенности касается акцентуаций характера.

Говоря о подростках с умственной отсталостью олигофренической этиологии, необходимо отметить, что, несмотря на огромную инвариантность отклоняющегося поведения умственно отсталых подростков, клинико-психологическая структура этих нарушений может быть разделена на два психопатологических варианта (К. С. Лебединская):

Психическая декомпенсация невротического типа связана в основном с болезненным переживанием чувства собственной неполноценности. Отмечается (в подростковом и юношеском возрасте) тяжелая психическая ранимость, неверие в свои возможности, страх перед будущим, преувеличенное переживание неудач. Значительно снижается продуктивность учебной деятельности. Во время устных ответов, контрольных работ возникают состояния страха, растерянности. После фильмов или рассказов с устрашающим содержанием усиливается боязливость, страх темноты, возникают тяжелые сновидения. Учащиеся данной категории могут остро переживать дефекты внешности: косоглазие, моторную неловкость, энурезы. На индивидуальных занятиях продуктивность учебной деятельности, как правило, значительно выше.

Чувство неполноценности способствует появлению у некоторой части подростков и юношей аутистических склонностей - болезненного состояния психики, характеризующегося сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом в себя от реального внешнего мира.

Наряду с этим у подростков и юношей отмечается ряд положительных личностных свойств: доброжелательность, привязанность к родителям, педагогам. Могут охотно выполнять доступную для них работу по дому, по училищу и т.д.

Психическая декомпенсация психопатоподобного типа проявляется в различных вариантах: эмоционально-волевой неустойчивости, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности и патологии влечений. Помимо нарушений дисциплины в учебном заведении (неусидчивости, агрессивности, раздражительности, систематических прогулов) у этой части подростков и юношей может наблюдаться асоциальное поведение (ранняя алкоголизация, воровство, бродяжничество, нарко-токсикомании, сексуальные эксцессы). Для них характерно абсолютное отсутствие интереса к учебным занятиям. Во всем поведении преобладает эмоционально волевая неустойчивость, незрелость. Выраженная инфантильность проявляется в веселом беззаботном настроении со склонностью к суетливости и назойливости, с отсутствием стойких привязанностей при большой общительности. Движущий мотив (основной) -удовольствие. В любом виде они деятельности импульсивны, нетерпеливы, пресыщаемы. Аффективные реакции данной группы подростков и юношей далеко не адекватны причине, ее вызвавшей.


Подробнее остановимся на особенностях проведения психокоррекционной работы:

 смысл психологической коррекции - не изменить подростка и юношу, а создать условия для его полноценного развития;

 психокоррекция эффективна в том случае, если она ориентирована на целостную систему значимых отношений, поэтому в коррекционной работе желательно участие семьи, преподавателей, сверстников данного учащегося.

Возникает вопрос: в чем заключается специфика диагностико-коррекционной работы у подростков и юношей, с ярко выраженными нарушениями познавательной и эмоционально-волевой сфер личности?

Педагог-психолог работает в этом направлении либо по запросу педагогов и родителей, либо по запросу самого клиента (учащийся). В случае если с проблемой обращается сам учащийся, то блок консультативной помощи заключается в выявлении либо детальном анализе прошлого клиента (если запрос клиента предполагает долговременную работу), либо (при разовых консультациях и кратковременной психотерапии) большее внимание обычно уделяется ситуации "здесь и теперь". В случае запроса со стороны педагогов и родителей подключаются сведения от них.

Рассмотрим подробнее особые ситуации и виды собеседования.

Существуют общие правила консультирования психических и поведенческих расстройств у детей и подростков. Выделим основные из них:
1. Использование индивидуального подхода.
2. Необходимо помнить, что уровень нормального развития в детско-подростковом и юношеском возрасте очень вариабелен.
3. Постарайтесь обращаться к подростку (для установления контакта) через призму его интересов.
4. Помните, что уровень развития познавательной сферы подростка и юноши чисто недостаточен для использования инсайт-ориентированных и интроспективных подходов, применяемых у взрослых.
5. Не морализируйте, не осуждайте, сохраняйте нейтральность, не подвергайте критике ни сверстников, ни родителей подростка.
6. Помните, что большая часть консультационной работы с учащимися неизбежно содержит в себе компонент переноса; первая реакция подростка определяется тем, что он рассматривает психолога как родителя.
7. Учитывайте разнообразие характеров подростка, его родителей, сверстников, избегайте шаблонности.
Основные компоненты отношений личности: познавательный, эмоциональный, поведенческий.

Похожие:

Выступление на методическом объединении классных руководителей iconПриказ №114 от «30» 12 2011 г. Положение о школьном методическом...
Методическое объединение (МО) классных руководителей- структурное подразделение системы управления воспитательным процессом внутри...
Выступление на методическом объединении классных руководителей iconПоложение о методическом объединении классных руководителей, социальных педагогов и психологов
Методическое объединение классных руководителей, социальных педагогов и психологов структурное подразделение внутришкольной системы...
Выступление на методическом объединении классных руководителей iconПоложение о методическом объединении классных руководителей
«Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области
Выступление на методическом объединении классных руководителей iconПоложение о методическом объединении классных руководителей маоу «сош№41» Общие положения
ОУ, программой развития оу на основе годового и перспективного планов учреждения
Выступление на методическом объединении классных руководителей iconО методическом объединении классных руководителей мбоу "Залегощенская...
ОУ, программой развития оу на основе годового и перспективного планов учреждения
Выступление на методическом объединении классных руководителей iconАнализ работы методического объединения классных руководителей мбоу...
На протяжении многих лет, в целях повышения профессионального мастерства классных руководителей, в школе функционирует методическое...
Выступление на методическом объединении классных руководителей iconПримечание: данные вопросы могут быть рассмотрены на общешкольном родительском собрании
Вопросов для рассмотрения на методическом объединении заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, классных...
Выступление на методическом объединении классных руководителей iconПрограмма «гармония»
Сообщение на городском методическом объединении музыкальных руководителей доу по теме
Выступление на методическом объединении классных руководителей iconВыступление на методическом объединении
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогике относительно недавно, в последние несколько лет,...
Выступление на методическом объединении классных руководителей iconСогласовано
Методическое объединение классных руководителей структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница