Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения




НазваниеПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка

МБОУ «Лицей № 1 г.Инты», Республика Коми, 2013/2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей № 1 г.Инты»

на 2013/2014 учебный год


  1. Общие положения
    1. Учебный план МБОУ «Лицей №1 г. Инты» является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов инвариантной и вариативной части, максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся, а также содержит раздел внеучебной занятости обучающихся по классам, параллелям и смешанным группам.

    2. ^

      Учебный план МБОУ «Лицей №1 г. Инты» разработан на основе


  • Федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.2004г №1312),

  • Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ № 196 от 19.03.2001 г. с изменениями от 10.03.2009 г.);

  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. приказом Президента РФ № 271 от 04.02.2010 г.);

  • Распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы» (№ 1507-р от 07.09.2010 г.);

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»»;

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 № 427);

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Министерства образования РФ № 2783 от 18.02.2002г.);

  • Плана мероприятий по введению с 2013-14 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;

  • Приказа МО РК от 30.08.2011 № 1181 «О внесении изменений в базисные учебные планы для образовательных учреждений»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (№ 2106 от 28.12.2010 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год»;

  • Устава МБОУ «Лицей №1 г. Инты».

    1. Содержание и структура учебного плана ориентированы на две ступени общего образования– 10-11 классы:

  • II ступень (основное общее образование) – 5-9 классы  реализует программы основного общего образования и программы углубленного изучения предметов в 8-9 классах по профилям физико-математическому, естественнонаучному;

  • III ступень (среднее (полное) общее образование) – 10-11 классы  реализует программы среднего (полного) общего образования и программы углубленного изучения предметов по профилям физико-математическому, естественнонаучному.

    1. МБОУ «Лицей №1 г. Инты» в 2013/2014 учебном году работает в следующем режиме:

  • 34 учебные недели, шестидневная рабочая неделя, продолжительность урока – 45 минут.

    1. Обязательная недельная нагрузка обучающихся Лицея не превышает максимально допустимых норм, определенных СанПиНом 2.4.2.2821-10, и составляет по классам:

  • 5-е классы – 32 часа;

  • 6-е классы – 33 часа;

  • 7-е классы – 35 часов;

  • 8-9-е классы – 36 часов;

  • 10-11-е классы – 37 часов.

    1. Структура учебного плана на каждой ступени общего образования содержит 2 части:

  • инвариантная часть – предметы федерального компонента – реализует требования федерального компонента государственного стандарта;

  • вариативная часть – предметы регионального и лицейского компонентов - обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в соответствии с социальным заказом, целями лицейского образования. Часы лицейского компонента используются на раннее введение предметов естественного цикла и углубленное изучение предметов по двум профилям обучения: физико-математическому и естественнонаучному, что соответствует типу общеобразовательного учреждения и его основной задаче  работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к предметам естественно-математического цикла.

    1. Углубленное изучение предметов в системе предпрофильного и профильного обучения происходит за счет государственных программам углубленного изучения предметов, а также элективных курсов, которые являются обязательными учебными предметами по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения и выполняют три основных функции:

  • «надстройки» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным (а образовательное учреждение (класс), в котором он изучается, превращается в традиционное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов);

  • развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;

  • способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

    1. Внеучебная деятельность осуществляется в соответствии с Положением о внеучебной деятельности обучающихся МБОУ «Лицей №1 г. Инты», во второй половине дня по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, военно-патриотическое, социально-правовое, культурологическое  в различных формах ее организации, отличных от урочной системы обучения.

    2. Внеучебная деятельность включает в себя:

  • дополнительные занятия с обучающимися в форме: факультативов, кружков, секций, клубов;

  • дополнительную работу с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в качестве классного руководителя;

  • работу в ГПД;

  • работу с одаренными детьми;

  • организацию внеклассной работы по предмету, соревнований, олимпиад, конкурсов, конференций, экскурсий;

  • предпофильную подготовку, профориентационную работу;

  • профилактическую работу по предупреждению асоциального поведения.

Конкретное содержание внеучебной деятельности в каждой параллели классов определяется на основе изучения запросов участников образовательного процесса и принимается педагогическим советом в начале учебного года и второго полугодия и регламентирует порядок нормирования и учета времени, определяет ее формы и виды с целью повышения эффективности использования средств, направляемых на реализацию основных общеобразовательных программ, улучшения качества предоставления образовательных услуг.

  1. ^ Учебный план основного общего образования II ступень обучения

    1. Учебный план 5-9 классов МБОУ «Лицей №1 г. Инты» разработан на основе Федерального базисного учебного плана для основной школы с учетом обеспечения преемственности и сохранения образовательных традиций, сложившихся в Лицее. При этом учитываются следующие особенности организации учебного процесса в Лицее: 5-8 классы Лицея являются подготовительными для перехода на предпрофильное обучение с 9-го класса.

    2. Сохраняется переход на углубленное обучение отдельных предметов с 8-го класса, так как данная структура общеобразовательного учреждения апробирована в течение последних 20 лет, дает хорошие результаты, жалоб на перегрузку со стороны обучающихся и их родителей нет.

С 8-го класса начинается углубленное изучение следующих предметов:

  • физики, математики в классах физико-математического профиля,

  • химии, биологии в классах естественнонаучного профиля.

    1. Учебный план в полном объеме реализует федеральный компонент (75% учебного времени), региональный компонент, состоящий из следующих учебных предметов: Основы экологии, ОБЖ, Культура республики Коми. Региональный предмет «Краеведение», изучается как курс, интегрируемый в учебные предметы: в 5кл – литературу, природоведение, 6кл – географию, 7кл – биологию, 8-9кл – историю.

    2. ^ Особенности учебного плана по учебным предметам на II ступени обучения.

      1. Русский язык, литература и иностранный язык. В полном объеме сохранено время на изучение этих предметов. Добавлен 1 ч/нед. английского языка в 5кл за счет лицейского компонента для реализации учебных проектов, интеллектуальных и ролевых игр с целью адаптации обучающихся к новой ступени обучения. При изучении иностранного языка при наполняемости класса 22-25 человек и более допускается деление класса на две группы.

      2. Математика. В 5-6-х классах увеличено количество часов на 1ч/нед. для обеспечения более глубокого усвоения базового курса предмета и подготовки к изучению разделов алгебры и геометрии. С переходом на углубленное и предпрофильное обучение в 8-9 ФМ классах для обеспечения качественного усвоения курса математики увеличено время на изучение предмета на 2ч/нед.

      3. ^ Информатика и ИКТ изучается во всех классах II ступени. В целях развития алгоритмического мышления обучающихся и усиления культурологической составляющей лицейского образования в 7-х классах увеличено количество часов на изучение предмета до 2 ч/нед.

      4. ^ История, обществознание, география. Изучение курса истории соответствует ФКГСОО. Интегрированный курс обществознания вводится с 6 класса и состоит из модулей «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право».

Географическое краеведение интегрируется в курс географии 6кл, а историческое и культурологическое краеведение в курс истории в 8-9кл.

Согласно п. 22 приказа Минобрнауки России от 28 февраля 2011 г. N 224, а также, в связи с тем, что в Федеральном базисном учебном плане, базисном учебном плане для образовательных учреждений Республики Коми, реализующих программы общего образования (Приказ МО Рк от 30.08.2011 №1181 «О внесении в изменения в базисные учебные планы для образовательные учреждения»), для курсов истории России и Всеобщей истории дано единое название предмета «История», при заполнении классных журналов указывается единое название предмета «История» с ведением записи без разделения на курсы и выставлением единой итоговой оценки (четверть, полугодие и год).

      1. ^ Природоведение, биология, физика, химия, экология. Учебный предмет «Природоведение» изучается в 5кл. Увеличено время на 1ч/нед. на углубленное изучение биологии и химии в 8-9-х ЕС классах и физики в 8-9-х ФМ классах. Раннее введение предметов естественного цикла (химии в 7-ом классе  1ч/нед.) позволяет увеличить количество часов на углубленное изучение химии в основной школе при этом полностью реализуется стандарт.

      2. ^ Основы экологии (предмет регионального компонента) преподается как отдельный предмет предпрофильной подготовки в классах естественнонаучного направления (в 8кл  1ч/нед. и 9кл  1ч/нед). Во всех остальных классах ведется в рамках интегративных связей с курсами химии, физики и биологии.

      3. ^ Предмет «Искусство» (предметы музыка, изобразительное искусство) представлен в традиционном объеме (по 2ч/нед. в 5-7-х классах, 1ч/нед. – 8-9кл.).

      4. Технология реализуется на основе модульных блоков (технология обработки древесины, металла, обслуживающий труд) и обеспечивает обучение детей элементарным умениям работы с инструментами, бытовыми приборами, прививает навыки самообслуживания, является предметом, позволяющим осуществлять профориентационную работу с обучающимися на начальном этапе профильного обучения (8-9кл).

      5. Основной задачей физической культуры является привитие обучающимся навыков здорового образа жизни, обучение приемам саморегуляции и закаливания в объеме 3ч/нед. При разработке содержания программы для 3-го часа учтены оздоровительное и общеразвивающее направление (ритмика – 1 час) (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.21) К проведению урока привлекаются педагоги дополнительного образования.

      6. Основы безопасности жизнедеятельности изучаются в 8 классах, причем на заключительном этапе обучения частично интегрируется в предметы «обществознание», «химия», «биология», «экология» и «физическая культура».

      7. Для осуществления углубленного обучения и более качественной подготовки обучающихся по препрофильным предметам в 8-9-х классах предусмотрено введение элективных курсов.

  • «Учимся решать задачи» (элективный курс по физике)  1 ч/нед. в 8-м ФМ классе;

  • «Избранные вопросы математики» (элективный курс по математике)  1 ч/нед. в 8-м ФМ классе;

  • «Способы решения задач по механике» (элективный курс по физике)  1 ч/нед. в 9-м ФМ классе;

  • «Задачи с параметром» (элективный курс по математике)  1 ч/нед. в 9-м ФМ классе;

      1. Для усиления практической направленности обучения за счет часов компонента образовательного учреждения в 5-9 классах выделены часы на изучение следующих предметов:

  • «Риторика»  1 ч/нед. в 5-7 классах с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся;

  • «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)  1 ч/нед. в I полугодии на в 5кл;

  • «Культура Республики Коми»  1 ч/нед. во II полугодии в 5 классе с целью реализации программы по краеведению;

  • «История России на рубеже XIX - XX века» (0,5 ч/нед.) и «История Республики Коми в XX веке» (0,5 ч/нед.) для 9 класса с целью воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры).

  1. ^ Учебный план среднего (полного) образования III ступень обучения

    1. Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при осуществлении профильного обучения (ведется в Лицее с 1992 года), которое является системой специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

    2. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования с учетом местной специфики. При этом продолжается профильное обучение, начатое на предыдущем этапе образования.

Профильное обучение в старших классах Лицея позволяет:

  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников;

  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

    1. Принцип построения учебного плана Лицея для X-XI классов основан на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Различное сочетание базовых и профильных учебных предметов и учет нормативов учебного времени, установленных действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, формирует учебный план физико-математических, естественнонаучных классов.

    2. Базовые общеобразовательные учебные предметы (учебные предметы федерального компонента) направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся и предполагают функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами при этом являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Физическая культура», «ОБЖ». Остальные учебные предметы, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения, изучаются на разном уровне в зависимости от профиля класса. Реализация углубленного изучения предметов позволяет в полной мере удовлетворить познавательные интересы обучающихся каждого профиля, поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне, поэтому нет необходимости введения элективных курсов, предназначенных в основном для узкой специализации.

При разработке учебного плана учитывается тот факт, что старшая ступень Лицея готовит выпускников к обучению в вузе, что определило увеличение числа часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

    1. ^ Особенности учебного плана Лицея по учебным предметам на III ступени обучения.

      1. Русский язык, литература и иностранный язык. С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности ЕГЭ по этому предмету выделено время 1 ч/нед. на элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».

Предмет «Иностранный язык» изучается в обязательном порядке в объеме не менее 3 часов в неделю с целью реализации задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне».

      1. Математика. Для обеспечения качественного усвоения углубленного и профильного курса математики увеличено количество часов на изучение математики в физико-математических классах (10кл  8ч/нед., 11кл  7ч/нед.) естественнонаучных 10-11-х классах  до 6ч/нед. Для более высокого уровня подготовки выпускников, ориентированных на поступление в специализированные вузы за счет часов компонента образовательного учреждения добавлены часы на изучение элективного курса «Векторы и координаты как аппарат решения геометрических задач»  1ч/нед. в 11ФМ классе

      2. ^ История, обществознание, география.

Согласно п. 22 приказа Минобрнауки России от 28 февраля 2011 г. N 224, а также, в связи с тем, что в Федеральном базисном учебном плане, базисном учебном плане для образовательных учреждений Республики Коми, реализующих программы общего образования, для курсов истории России и всеобщей истории дано единое название предмета «История», при заполнении классных журналов указывается единое название предмета «История» с ведением записи без разделения на курсы и выставлением единой итоговой оценки (четверть, полугодие и год).

Время на изучение курса истории и обществознание сохранено полностью и соответствует ФКГСОО.

География изучается как отдельный предмет во всех классах.

      1. ^ Биология, физика, химия. Углубленное изучение физики, биологии и химии реализуется за счет увеличения количества часов (в ФМ классах на физику  5ч/нед., в 10ЕС классе на биологию  5ч/нед. и на химию  4ч/нед., в 11ЕС классе на биологию  3ч/нед. и на химию  4ч/нед.) и элективных курсов:

  • «Свойства и строения органических соединений» (элективный курс по химии)  1ч/нед. в 10EC классе;

  • «Окислительно-восстановительные процессы» (элективный курс по химии)  1ч/нед. в 11EC классе;

  • «Клетки и ткани» (элективный курс по биологии)  1ч/нед. в 11EC классе.

      1. ^ Информатика и ИКТ изучается во всех классах старшей ступени и обеспечивает уверенное владение компьютером на пользовательском уровне, позволяет использовать современную технику для дальнейшего обучения, а также расширить информационное поле выпускника Лицея. В 10ФМ классе базовый компонент (1ч/нед.) усилен элективным курсом «Программируем на языке Паскаль» (2ч/нед.), в 11ФМ классе базовый компонент (2ч/нед.) усилен элективным курсом «Математические основы информатики» (2ч/нед.) за счет часов лицейского компонента.

      2. ^ Физическая культура представлена одноименным учебным предметом в объеме 3ч/нед., основной задачей которого является привитие обучающимся навыков здорового образа жизни.

      3. Предметный компонент «Основы безопасности жизнедеятельности» преподаются во всех классах Лицея на III ступени обучения на базовом уровне. В 10-м классе проводятся учебно-тренировочные сборы.

      4. При проведении занятий по «Иностранному языку», «Физической культуре», «Информатике и ИКТ», а также по «Физике» и «Химии» (во время проведения практических и лабораторных занятий) допускается деление классов на две группы при наполняемости класса 21-25 и более человек.

      5. В Лицее реализуется система элективных предметов, способствующих более качественному изучению базовых учебных предметов, расширению практических навыков применения полученных знаний:

  • «Методы решения задач по физике»  1ч/нед. в 10-11-ых EC классах;

  • «Введение в нанохимию»  1ч/нед. в 10-ом ФМ классе;

  • «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»  по 1ч/нед. в , 10-ом, 11-х ФМ и ЕС классах.




Похожие:

Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного...
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с углублённым изучением...
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Раздорской средней общеобразовательной школы на 2013-2014...
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного...
При составлении учебного плана на 2013-2014 учебный год школа руководствовалась в своей работе следующими документами
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану моу «сош зато михайловский»
Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconУчебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска
К учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №52
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования...
Председатель комитета образования администрации Марксовского муниципального района
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного...
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к Учебному плану Муниципального образовательного...
Начальник Муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район»
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка к учебному плану Государственного бюджетного...
Республики Марий Эл «Лицей-интернат п. Ургакш» (до завершения реализации федерального компонента государственных образовательных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница