Пояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык»




НазваниеПояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык»
страница1/6
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Пояснительная записка программы учебного предмета

«Русский язык»

«Школа 2100»

Программа предмета «Русский язык составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010;

  2. Приказ МО РФ № 373 от 06. 10. 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  3. Приказ МОиН РФ № 1241 от 26.11.2010. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»;

  4. ПриказМОиН РФ №889 от 30.08.10 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312»;

  5. Примерные программы начального общего образования. Ч.1,2. – М.: Просвещение, 2008;

  6. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна – М.: Баласс, 2011 г.;

  7. Приказ МОиН РФ № 197-76 от 10.02.11 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011 – 2012 учебный год»;

  8. Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области от 31.07.2009г. № 103-3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;

  9. Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области от 18.07.2011 года № 103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-20112 учебном году»

  10. Информационное письмо МОиН Челябинской области от 01.02.2012 №103/651 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования образовательных учреждений Челябинской области»

  11. Информационное письмо МОиН Челябинской области №03-02/5639 от 24.07.2013 г «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»;

  12. Учебный план МБОУ НОШ № 90 на 2013-2014 учебный год;

  13. Положение о рабочей программе педагога (приказ поМОУ НОШ № 90 .).


Программа основана на авторской Программе курса «Русский язык» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, входящей в систему учебников «Школа 2100».

Программа рассчитана на 50 часов в год (5 часов в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.

^ Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык

в его реальном функционировании.

^ Цели курса:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2)формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

^ Задачи курса:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

^ 3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Предмет изучения курса: русский литературный язык в его реальном функционировании.
^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Программа основана на авторской Программе курса «Русский язык» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, входящей в систему учебников «Школа 2100».

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе – заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности курса: В курсе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы: литературного чтения, риторики, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии, иностранного языка.

В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописи «Мои волшебные пальчики». Дети знакомятся с ключевыми понятиями из области фонетики, закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, т.е. имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностью словоупотребления. Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о частях речи (без введения понятий); учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки. Вводятся такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирования у них типа правильной читательской деятельности. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативных компетенций младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
^ Особенности данной программы:

    1. Раздел программы «Обучение грамоте» является составной частью непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы;

    2. Раздел «Обучение грамоте» рассчитан на учащихся с разным уровнем развития умения читать и писать;

- психологическая адаптация детей;

- знакомство с основными школьными правилами;

- привитие н6авыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

- обучение элементарным приёмам обратной связи;

- развитие внимания, памяти, мышления воображения;

- организация классного коллектива.

3) в разделе «Обучение грамоте» предложена особая последовательность введения букв. Она определяется:

- необходимостью системно представить позиционный принцип чтения;

- частотностью употребления этих букв в словах;

- особенностью начертания букв;

- возможностью сразу составлять и читать слоги и простые и одно- и двусложные слова.

  1. определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка;

  2. предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развитие на этой основе языкового чутья детей;

  3. введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм;

  4. сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которые вызывают у детей живой интерес;

  5. состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса;

  6. усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации;

  7. изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения;

  8. выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.


^ Описание места учебного курса в учебном плане: в соответствии с учебным планом и примерными программами начального общего образования курс изучается в образовательной области «Филология» с 1 по 4 класс, является инвариантом. На изучение «Обучения грамоте» отводится 9 часов в неделю на протяжении 23 учебных недель в первом классе (208 учебных часов). «Русский язык» изучается в объёме 560 часов (1 класс – 50 часов, 2-4 класс – 170 часов в год).
^ Учебно-тематический план:


Темы (разделы) курса

Класс

Количество часов по примерной программе

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Обоснование увеличения количества часов

^ 1 класс. Обучение чтению

Введение в школьную жизнь

1







4

психологическая адаптация детей

Добуквенный период

1

18

15

В учебном плане на чтение выделено 4 часа в неделю, 23 недели х на 4 часа = 92

Букварный период

1

86

73

Итого

1

104

92

^ 1 класс. Обучение письму

Введение в школьную жизнь

1







5

психологическая адаптация детей

Добуквенный период

1

18

18

В учебном плане на чтение выделено 5 часов в неделю, 23 недели х на 5 часа = 115

Букварный период

1

86

92

Итого

1

104

115

Всего за курс




207

207

207




^ Системный курс русского языка

Слово

1




31

33

Для согласования с требованиями примерной программы по русскому языку

Для развития речи через написание сочинений и изложений.

Для обеспечения более качественного усвоения программного материала.

2




121

132

3




107

129

4




100

108

Итого




359

402

Предложение. Текст.

1




5

7

2




23

25

3




22

28

4




35

35

Итого




85

95

Повторение.

1







10

2




16

18

3




15

18

4




25

32

Итого




56

78

Итого







505

575


^ Перечень учебно-методического обеспечения (дидактические пособия, инструментарий отслеживания):
УМК для учителя:

  1. Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева, Л. А. Фролова. Орфографическая тетрадь. 2 класс. М.: Баласс, 2011;

  2. Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Русский язык (первые уроки). Учебник для 1 класса. – М.: Баласс, 2011;

  3. Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева, Русский язык. 2 – 4 класс. – М.: Баласс, 2011;

  4. Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2-4 класс. М.: Баласс, 2011;

  5. Бунеев Р.Н., Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс, 2011;

  6. Бунеева Е. В., Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева. Русский язык. 1-2,3,4 класс. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2011;

  7. Бунеева Е. В., М. А. Яковлева. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го, 2-го класса. – М.: Баласс, 2011;

  8. Гин С.И., И. Е. Прокопенко. Первые дни ребёнка в школе. Пособие для учителей 1 классов. М.: ВИТА, 2000;

  9. Комисарова Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 2-4 кл. – М.: Баласс, 2011;

  10. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна – М.: Баласс, 2011 г.;

  11. Пронина О. В., Лебедева Е. П., Мальцева О. Ю. Тетрадь для печатания, 1 класс. – М.: Баласс, 2011;

  12. Пронина О.В. «Мои волшебные пальчики». Часть 1,2,3,4,5. - М.: Баласс, 2011;

  13. Пронина О.В. Тетрадь для письменных упражнений. 1 класс. – М.: Баласс, 2011;

  14. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / Под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2011;

  15. Яковлева М. А.. Тетрадь по чистописанию. 2-4 класс. М.: Баласс, 2011.


УМК для обучающихся:

  1. Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева, Л. А. Фролова. Орфографическая тетрадь. 2 класс. М.: Баласс, 2011;

        1. Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Русский язык (первые уроки). Учебник для 1 класса. – М.: Баласс, 2011;

  2. Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева, Русский язык. 2-4 класс. – М.: Баласс, 2011;

  3. Бунеев Р. Н., Е. В. Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2-4 класс. М.: Баласс, 2011;

        1. Бунеев Р.Н., Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс, 2011;

        2. Бунеева Е. В., М. А. Яковлева. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го , 2-го класса. – М.: Баласс, 2011;

  4. Комисарова Л. Ю.. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 2-4 кл. – М.: Баласс, 2011;

        1. Пронина О. В., Лебедева Е. П., Мальцева О. Ю. Тетрадь для печатания, 1 класс. – М.: Баласс, 2011;

        2. Пронина О.В. «Мои волшебные пальчики». Часть 1,2,3,4,5. - М.: Баласс, 2011;

  5. Яковлева М. А.. Тетрадь по чистописанию. 2-4 класс. М.: Баласс, 2011.


Программно-методический комплекс по русскому языку полностью соответствует требованиям Государственного стандарта, входит в федеральный перечень учебников и учебных пособий на 2010-2011 учебный год и обеспечивает реализацию основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №67 г.Челябинска при ЮУрГУ».
При реализации данной рабочей программы учитель может использовать следующие информационно-коммуникационные средства, рекомендованные образовательной программой Челябинской области (электронный ресурс):

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

^ Ресурсы Интернет

Из истории русской письменности (Ф-1, Ф-2)

Универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» 1,2 класс

Электронные библиотеки.

http://www.gnpbu.ru




Русский язык «Кирилл и Мефодий» 1 класс. CD-ROM;

Русская виртуальная библиотека.

http://www.rvb.ru







Общий текст.

http://www.text.net.ru




Моя любимая азбука. 1 кл. – М.: БАЛАСС, 2003

Сайт «Образовательная система «Школа 2100»

http://www.school2100.ru/




Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1-4 класс. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

Олимпиада для младших школьников. Русский язык.

http://www.prioritet-school.ru/olimp.html




Электронный образовательный комплекс на DVD-диске. Игры и задачи 1-4 класс.






Развитие речи учащихся реализуется как на уроках обучения чтению, так и на уроках обучения письму в добуквенный и букварный период, на уроках русского языка и литературного чтения.
^ Внеурочная деятельность

Система внеклассной работы учителей по русскому языку включает работу с учащимися по подготовке и участию в следующих мероприятиях:

  • олимпиады по русскому языку;

  • участие учащихся в городских, региональных конкурсах: «Русский медвежонок»

  • занятия кружков и факультативов, ПДОУ;

  • исследовательская деятельность учащихся (НОУ);

  • проектная деятельность.

Для эффективной подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку необходимы четыре условия:

1) достаточный уровень логического мышления и речевого развития;

2) трудолюбие и целеустремленность школьника;

3) достаточное время для подготовки к олимпиаде;

4) квалифицированное руководство подготовкой.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 90

454091 г. Челябинск, ул. Красноармейская, 93а,

тел.: (351) 266-19-45 тел./факс: (351) 263-44-02

E-mail: school90@inbox.ru, http//www.sch90.ucoz.ru

УТВЕРЖДАЮ:

Директор _________Лобанова Т.А.

«___» сентября 2013 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

__________ Маркина А.И..

«____» сентября 2013 г.

Рассмотрено на МО учителей начальных классов

«___» августа 2013 г.



  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета "Русский язык"
Пояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык» iconПояснительная записка Обоснование выбора программы по технологии...
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Пояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый) Учитель Синицына Л. А
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
М. Т. Баранов,Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Пояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык» iconНаименование программы Производитель Русский язык Русский язык 1-3 классы Просвещение, 2011
Страна лингвиния. Орфографический диктант(в 3 частях) Русский язык. Варианты егэ 2005
Пояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык» iconРабочая программа по учебной дисциплине „русский язык“ для 1 класса...
Рабочая программа учебного предмета „русский язык“ для 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента...
Пояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык» iconПрограмма направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...
Пояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык» iconПояснительная записка Обоснование выбора программы по математике
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета "Математика"
Пояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык» iconПояснительная записка в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество...
Пояснительная записка программы учебного предмета «Русский язык» iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница