Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России




НазваниеРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования


УТВЕРЖДЕН

Минобразованием России

30 января 2004 г.

Регистрационный № 04-2205-ВР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности


2205 Прикладная информатика (по отраслям)

(базовый уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – техник

Вводится в действие с 1 сентября 2004 г.

Москва 2004

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2205 Прикладная информатика (по отраслям) (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2004. – 40 с.

© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2004

1. Общая характеристика специальности 2205 Прикладная информатика

(по отраслям)
1.1. Специальность 2205 Прикладная информатика (по отраслям) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 2418 «О внесении дополнений в государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования – Классификатор специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобразования России от 02.07.2001 № 2572, с дополнениями и изменениями от 21.11.2001 № 3755, и закреплении специальностей за министерствами и ведомствами».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 2205 Прикладная информатика (по отраслям):

– очная,

– очно-заочная (вечерняя),

– заочная,

– экстернат.
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема––

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

– на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;

– на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев1.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

–аттестат о среднем (полном) общем образовании;

– аттестат об основном общем образовании;

– диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

– документ об образовании более высокого уровня.
1.4. Квалификация выпускника – техник.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по использованию методов прикладной информатики, информационных и телекоммуникационных технологий, по анализу, внедрению и сопровождению профессионально ориентированных информационных систем в отрасли в качестве техника в организациях (на предприятиях) независимо от их организационно-правовых форм.
Основные виды деятельности техника:
производственно-технологическая – анализ предметной области, участие в постановке и решении функциональных задач с точки зрения внедрения информационных технологий; определение состава необходимых информационно-программных и аппаратных средств; адапта­ция компонентов, внедрение, сопровождение и эксплуатация профессионально ориентированных информационных систем, программных продуктов на всех стадиях работы; оценка надежности и качества функционирования информационных систем; участие в подготовке технической документации;
организационно-управленческая – организация работы коллектива исполнителей; планирование и организация работ; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; участие в оценке качества и экономической эффективности деятельности; консультирование по вопросам использования профессионально ориентированных информационных технологий; обеспечение техники безопасности.
^ Выпускник должен уметь: осуществлять разработку, модификацию, адаптацию и сопровождение компонентов профессионально ориентированных информационных систем в предметной области; производить установку, адаптацию, сопровождение и эксплуатацию типового программного обеспечения; осуществлять выбор необходимых информационно-программных и аппаратных средств при формировании и модификации систем; осуществлять эксплуатацию информационных систем; разрабатывать инструкции по сопровождению автоматизированных систем обработки информации; оценивать экономическую эффективность применения профессионально ориентированных информационных систем; обеспечивать поддержку функционирования конкретных процессов в области применения; работать со справочным сопровождением программного обеспечения; пользоваться технической документацией по автоматизированной обработке информации профессионально ориентированных информационных систем.
^ Выпускник должен знать: основы теории информации; состав и принципы работы операционных систем и сред; процессы и стадии жизненного цикла информационных систем; типовые компоненты и клас­сификацию информационных систем; архитектуру и технические характеристики персональных компьютеров; характеристики и возможности языков и сред программирования; технологию проектирования информационных систем; методы разработки, эксплуатации и сопровождения профессионально ориентированных информационных систем; устройство и правила эксплуатации телекоммуникационных сетей; принципы построения распределенных ин­формационных систем; состав программного обеспечения профессионально ориентированных информационных систем; методы обеспечения информационной безопасности; требования к надежности и эффективности функционирования информационных систем, программных продуктов; основные положения действующей нормативной документации; основные положения правового обеспечения профессиональной деятельности; основы организации деятельности предприятия (организации) и управления им; основные показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятия (организации); правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 2205 Прикладная информатика (по отраслям), подготовлен:

– к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

– к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

– к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования в сокращенные сроки по специальностям 075200 Компьютерная безопасность, 075300 Организация и технология защиты информации, 075400 Комплексная защита объектов информатизации, 075500 Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, 075600 Информационная безопасность телекоммуникационных систем, 351400 Прикладная информатика (по областям); по специальностям направлений подготовки 654600 Информатика и вычислительная техника, 654700 Информационные системы, 657100 Прикладная математика; по другим специальностям высшего профессионального образования, являющимся родственными по отношению к данной специальности среднего профессионального образования.
^ 2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности

2205 Прикладная информатика (по отраслям)
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе, уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.


^ 2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

выпускник должен
в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;


в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;


в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;


в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200–1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;



в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;


в области социальной психологии2:

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;


в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;


в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).


^ По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

выпускник должен
в области математики:

  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • знать основы линейной алгебры и аналитической геометрии;

  • знать основные понятия и методы дифференциального и интегрального исчисления;

  • знать основные численные методы решения математических задач;

  • уметь выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;

  • уметь применять методы дифференциального и интегрального исчисления;

  • уметь решать дифференциальные уравнения;

  • уметь применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности;


в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.


По общепрофессиональным дисциплинам

выпускник должен
иметь представление:

  • о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

  • о направлениях развития аппаратного и программного обеспечения вычислительной техники;

  • о национальной и международной системах стандартизации и сертификации;

  • о системах обеспечения качества продукции;

  • о ресурсо- и энергосберегающих технологиях использования вычислительной техники;


знать:

  • основные понятия теории информации;

  • виды информации и способы представления ее в ЭВМ;

  • методы повышения помехозащищенности и помехоустойчивости передачи информации;

  • состав и принципы работы операционных систем и сред;

  • основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

  • основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

  • основные понятия и приемы дискретной математики;

  • архитектуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем; назначение и принципы действия отдельных архитектурных конфигураций;

  • состав типовых технических средств информатизации;

  • типы данных, базовые конструкции, интегрированные среды изучаемых языков программирования;

  • основы теории баз данных и их систем управления;

  • модели баз данных, приемы манипулирования данными;

  • основные типы сетевых архитектур, топологий и аппаратных компонентов;

  • системы документационного обеспечения управления;

  • технологии компьютерной обработки документов;


уметь:

  • применять правила недесятичной арифметики;

  • использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;

  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

  • применять документацию систем качества;

  • применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

  • осуществлять автоматизацию обработки документов;

  • применять методы дискретной математики;

  • выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей;

  • обеспечивать совместимость аппаратных и программных средств ВТ;

  • использовать технические средства ВТ;

  • использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные программы;

  • применять методы работы с базами данных;

  • работать в компьютерных сетях;

  • оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, используя информационные технологии;


в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

  • знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

  • знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

в области экономики отрасли:

  • иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов рыночной экономики;

  • знать организацию производственного и технологического процессов;

  • знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;

  • знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

  • знать методику разработки бизнес-плана;

  • знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;


в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;


в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • иметь представление о медицинских знаниях;

  • знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации (на предприятии);

  • уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности.


^ По специальным дисциплинам

выпускник должен
иметь представление:

  • о многообразии инструментальных и прикладных программных средств, проблемах и перспективах развития программного обеспечения и средств вычислительной техники в конкретной отрасли;

  • о различных технологиях и методах проектирования информационных систем (ИС);


знать:

  • задачи информатизации конкретной отрасли;

  • структуру информационной системы, процессы и стадии жизненного цикла;

  • модели информационных систем;

  • принципы построения информационных систем;

  • принципы функционирования и эксплуатации ИС;

  • технические и программные средства компьютерной графики;

  • технологии разработки интерактивных приложений;

  • состав и структуру предметно ориентированного программного обеспечения;

  • методы и приемы обеспечения информационной безопасности ИС;

  • методы проектирования информационной системы и ее типовых компонентов, основные этапы разработки ИС, подходы к проектированию ИС;

  • порядок установки и сопровождения серверного и клиентского программного обеспечения в ИС;

  • основные принципы и программные средства разработки ИС; стандартные системы доступа к базам данных и особенности их использования;

  • виды технологических процессов обработки информации в ИС, особенности их применения;

  • технологию сопровождения профессионально ориентированных информационных систем;

  • методы оценки надежности и качества функционирования ИС;


уметь:

  • осуществлять установку, адаптацию, сопровождение и эксплуатацию типового программного обеспечения ИС;

  • выбирать инструментальную среду для представления графического объекта;

  • использовать мультимедийные и WEB - технологии для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения ИС;

  • разрабатывать WEB – документы;

  • использовать предметно ориентированное программное обеспечение;

  • осуществлять программирование в среде предметно ориентированного программного обеспечения и интеграцию с другими программами;

  • обеспечивать защиту информации и управление доступом к информационным ресурсам в ИС;

  • применять приемы и методы рациональной эксплуатации ИС;

  • использовать системы управления базами данных в процессе разработки и эксплуатации ИС;

  • формировать основные технико-экономические требования к проектируемым профессионально ориентированным информационным системам;

  • использовать коммуникативные средства информационных систем;

  • осуществлять эксплуатацию конкретных отраслевых информационных систем.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconПисьмо Минобразования РФ от 5 апреля 1999 г. N 16-52-58ин/16-13 "О...
Минобразованием России, Управление среднего профессионального образования подготовило и направляет для практического применения Рекомендации...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта)...
Министерствам (ведомствам) Российской Федерации, имеющим образовательные учреждения среднего профессионального образования
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconВыпускников по специальностям среднего профессионального образования»...
«Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской федерации федеральный институт развития образования катало г
Для профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования рабочих
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconПрограмма развития государственного бюджетного образовательного учреждения...
Интегрирование начального профессионального образования и среднего профессионального образования, среднего профессионального образования...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Департамент общего и профессионального образования Брянской области
«Психолого-педагогический практикум» по группе специальностей 0300 «Образование», одобренной учебно-методическим советом управления...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего...
Концепция стратегии развития системы образования Курганской области до 2020 года
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconУчебник Допущено Министерством образования Российской Федерации в...
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального...
Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России iconРоссийской Федерации Департамент общего и профессионального образования Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница