Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования)




НазваниеПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования)
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №6

имени К.Д. Ушинского

ПАСПОРТ национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования)

Основная цель программы: обеспечение развития современной русской школы как системы воспитания и образования

Сроки реализации: 1995 – 2014 гг.

Этапы реализации: I этап: 1995 – 2000 гг.;

II этап: 2001 – 2005 гг.;

III этап – 2006-2011гг.

IV этап – 2011-2014гг.

Перечень программных мероприятий:

1. Разработка содержания образования.

2. Научно-методическая и культурно-просветительская работа.

3. Организационная работа.

История школы
Школа в жизни человека играет огромную роль. Именно в школе в сердце человека закладывается все самое доброе, светлое, лучшее, что будет идти рядом с ним всегда до самого конца жизненного пути. Школа дает человеку путевку в жизнь, полную взлетов и падений, побед и поражений, слез и радости. Школа учит нас жить, жить правильно и честно, находить решения для трудных жизненных задач, учит любить, надеяться и верить, учит быть стойкими и храбрыми, быть такими людьми, которыми она могла бы гордиться.

Чем же и как отблагодарить школу за ее прекрасное значение? Наверное, постараться стать достойным гражданином своей Родины, передать все хорошее, полученное в стенах школы, следующему поколению. И уж если не достигнуть высот, то, по крайней мере, не быть хуже предшественников. А еще можно с огромным интересом и гордостью описать историю жизни своей любимой школы, рассказать о знаменитых людях и удивительных событиях, которые уходят корнями уже век.

Наша школа – одно из старейших учебных заведений Тулы. А история средней школы № 6 – богатая и прекрасная, уходящая корнями в 19-й век, когда в начале 1899 года на основании ходатайства попечительского совета Тульской женской прогимназии была открыта 2-ая Тульская женская гимназия. До 1914 года гимназия размещалась на улице Пирогова, в здании нынешнего педагогического колледжа № 2.

Попечительным советом при 2-ой Тульской женской гимназии был приобретен участок земли с двухэтажным каменным домом, расположенным на углу улиц Площадной (ныне улица Каминского) и Жуковского. На купленном участке земли проектировалась постройка нового трехэтажного каменного здания гимназии, расположенного главным фасадом по улице Жуковского, а боковым по Площадной. При выборе места строительства были учтены санитарные требования Министерства народного просвещения от 26 июля 1907 года.

«Место избрано сухое, возвышенное над уровнем речки на 4 сажени, близ центральной части города, расположенного по нешумным Жуковской и Площадной улицам… Классные комнаты обращены большей частью на улицы и частью во двор и нигде зданиями не затемняются. Фабрик и заводов, портящих воздух, поблизости нет» (из материалов архива).

Осуществление проекта было поручено городскому архитектору Владимиру Николаевичу Сироткину, автору еще двух сохранившихся в нашем городе зданий – городской больницы скорой помощи на Первомайской и филиала областного краеведческого музея на площади имени Ленина (музей самоваров).

Попечительский совет гимназии под руководством городского головы Аркадия Алексеевича Смирнова строго и тщательно подбирал подрядчиков, которые привлекались к строительным работам. От момента составления сметы до строительства прошло 5 лет, а затем в очень короткое время, приблизительно с июня 1913 года до октября 1914 года, несмотря на начавшуюся первую мировую войну, здание гимназии было построено.

Об открытии нового здания гимназии губернская газета «Тульская молва» 28 октября 1914 года поместила следующее сообщение:

«На днях предложено торжественное освещение нового здания гимназии, построенного на Площадной улице. Попечительский совет во главе с председателем А.А. Смирновым приложил все заботы, чтобы придать учебному заведению все удобства, и цель достигнута: новая гимназия с внешней стороны и во внутренних помещениях производит прекрасное впечатление…».

Церемония открытия нового здания гимназии описано подробно и впечатляюще в уже упоминавшейся газете «Тульская молва» в номере от 1 ноября и в «Тульских губернских ведомостях» от 8 ноября 1914 года.

«Вчера, 30 октября, во вновь построенном здании 2-й женской гимназии состоялось торжественное молебст.

Присутствовали: господин начальник губернии действительный статский советник А.Н. Тройтитский с супругой С.Д. Тройтицкой, попечитель Московского учебного округа тайный советник П.А. Тихомиров, городской Глова А.А. Смирнов с супругой А.П. Смирновой, начальница гимназии С.И. Дружинина, классные дамы, учительский персонал и другие лица…».

Собравшиеся в актовом зале гимназии направили следующую телеграмму: «В действующую армию Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу. В день открытия собственного здания, вознеся молитвы о драгоценном здравии своего Государя и его Августейшей семьи о даровании побед русского оружия, Тульская Вторая женская гимназия, основанная в ознаменование Рождения Ея Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны, подвергает к столам Вашего Императорского Величества чувства беспредельной любви и преданности.

Верноподданный Высшего Величества губернатор Тройницкий.»

В ответ 1 ноября 1914 года получил от свиты Его величества генерал-майора Военкова телеграмму: «Государь Император повелеть соизволить благодарить Тульскую Вторую женскую гимназию за вознесенные в день открытия здания молитвы и выраженные в телеграмме Вашего Превосходительства чувства».
Оплата за обучение была различной, в зависимости от отделения и класса. В старшем отделении с первого по седьмые классы сумма оплаты составляла 95 рублей в год, в восьмых классах 100 рублей в год. В младших классах, в подготовительных классах оплата составляла 40 рублей в год, в среднем отделение 50 рублей в год, а в старшем отделении 65 рублей в год.

В связи с открытием первого здания, у гимназии появляется возможность открыть параллельные классы, а значит, и увеличить число учениц.

Таким образом, появились нормальные и параллельные классы. Точные архивные данные говорят о том, что к 25 августа 1916 года число учениц в нормальных классах составляло 482 человека, а в параллельных 90 человек.

Стать гимназисткой было не так просто, нужно было выдержать испытания (экзамены) по различным дисциплинам.

Выписка из акта Министерства Народного Просвещения: «Согласно статье 1 «Правил об испытаниях 31 августа 1874 года» общий прием учениц женских гимназий установлен перед началом учебного года в августе месяце.

Принимая, однако, во внимание, что при таком порядке приема вновь поступающие в гимназии вынуждены усиленно готовится к приемным испытаниям в летнее время и тем самым лишаются возможности использовать это время для накопления сил и здоровья к предстоящему им учебному году, министерство признает целесообразным, чтобы приемные экзамены во все классы женских гимназий производились не только осенью вначале учебного года, но и весною, и чтобы выбор времени испытаний был предоставлен в каждом отдельном случае экзаменующимся».

Учебный год был разделен педагогическим советом на три части:

1-ая треть делилась с 23 сентября по 25 ноября

2-ая треть – с 26 ноября по 14 февраля

3-я треть – с 16 февраля до конца учебного года

Протяженность уроков была различной и очень необычной, по сравнению с современными уроками:

1-й урок начинался в 9 часов, а заканчивался в 9:40

2-й урок начинался в 9:50, а заканчивался в 10:40

3-й урок с 10:50 до 11:30

Перемена длилась с 11:30 до 12:10

4-й (последний) урок с 12:10 до 13:00

Учебный процесс был наполнен не только изучением дисциплин, но и различными экскурсиями в типографию, палату древностей, местный археологический музей. Место экскурсии зависело от возраста гимназисток. Более младшие (1 – 3 классы) посещали булочную, музей товаров, электрическую станцию.

Зимой организовывались литературные вечера, на которых гимназистки и учителя читали различные стихотворения, монологи, басни. Каждой гимназистке разрешалось пригласить на литературный вечер одного из родителей.

По окончании 8-го класса воспитанницы подвергались испытаниям по общим и специальным предметам:

1) русский язык (сочинение на историческую или литературную тему);

2) математика (алгебра, геометрия);

3) физика;

4) один из иностранных языков (перевод исторического сочинения).

Некоторые гимназистки за хорошую учебу и примерное поведение награждались медалями (золотыми или серебряными).

По окончанию учебного курса гимназистки удостаивались звания домашних наставниц и домашних учительниц.
После открытия гимназии 2 сентября 1914 года ее начальницей была назначена выпускница высших Бестужевских курсов в Петербурге Софья Ивановна Дружинина.

В ноябре 1914 года во время своего пребывания в Туле гимназию посетили Император Николай II, Императрица Александра Федоровна и их старшая дочь, в честь которой гимназия назвалась Ольгинской, великая княжна Ольга Николаевна.

В Ольгинской гимназии учились внучатые племянницы А.С. Пушкина – Нина Борисовна и Мария Борисовна Нейкирх. На их выпускном балу присутствовала старшая дочь А.С. Пушкина – Мария Александровна Гартунг.

^ II. Система программных мероприятий

п/п

Основные мероприятия

Ожидаемые результаты реализации Программы

^ 1. Разработка содержания образования

1.1

Разработка экспериментального комплекта учебных программ, пособий, учебников, хрестоматий

Использование в ходе эксперимента учебных программ, пособий, учебников, хрестоматий, по истории, русскому языку, литературе, другим учебным дисциплинам с учетом вариативности

1.2

Использование учебных программ и пособий, учебников и хрестоматий

1.3

Использование серии книг «История Русской школы»

Подготовка компьютерной презентации по истории школы

1.4

Использование книг «1000 знаменитых русских подвижников земли Русской»

Использование в учебной и внеучебной деятельности системной энциклопедической литературы

^ 2. Научно-методическая и культурно-просветительная работа

2.1

Создание и обеспечение деятельности научно-методического совета по «Русской народной школе»

Участие в деятельности первого в России научно-методического и культурно-просветительского центра «Русская школа»

2.2

Использование альманаха «Слово русской школы»

Осуществление научно-методических и аналитических функции при реализации Программы

2.3

Организация ежегодных научно-практических конференций по педагогическому наследию К.Д. Ушинского и «Русской народной школе»

Использование распростра-няемых научно-практических рекомендаций в рамках национальной программы «Русская школа как система воспитания и образования»

2.4

Участие в международных конференциях «Русская школа – как система воспитания и образования»




^ 3. Организационная работа

3.1

Участие в создании и обеспечении деятельности системы школьных экспериментальных площадок

использование результатов деятельности эксперименталь-ной системы национального воспитания и образования, апробирование разрабатыва-емой учебной литературы

3.2

Участие в деятельности Советов: научно-педагогического, редакционно-издательского, директоров школ и т.д.

Осуществление научно-методических, аналитических и координационных функций при реализации Программы

3.3

Участие в создании и обеспечении деятельности компьютерной сети «Русская школа»

Информационное обеспечение Программы

3.4

Участие в конкурсах и олимпиадах для учащихся

Выявление наиболее одаренных детей с целью поддержки их дальнейшего образования

3.5

Проведение экскурсий по памятным историческим и литературным местам

Экскурсии по памятным историческим и литературным местам как составные части системы национального воспитания и образования

^ Реализация педагогического проекта «Русская народная школа»

С начала 90-ых годов система образования претерпела существенные изменения: возникли и развились различные типы учебных заведений, началось внедрение новых педагогических проектов и технологий.

Наша школа являясь одним из старейших учебных заведений города, тоже должна была определить свое место в современной системе образования. Два года поисков модели развития, глубокого и всестороннего изучения педагогического наследия К.Д. Ушинского, имя которого носит школа с 40-ых годов, стали важнейшим этапом в жизни школы: мы стали экспериментальной площадкой по осуществлению педагогического проекта «Русская народная школа». Решение об этом было принято на заседании регионального экспертного совета 14 июня 1995 года. Переход в новый статус потребовал от администрации и педагогического коллектива школы совместных целенаправленных действий по разработке стратегии и тактики осуществления экспериментальной деятельности.

В ходе первого подготовительного этапа (1995 – 1996 учебный год), исходя из его задач, были осуществлены следующие основные действия:

  1. Изучение опыта ряда школ Российской Федерации, работающих по сходной программе (материалы I Всероссийского земского съезда).

  2. Знакомство администрации школы с программой ТОИРО, отбор новых учебных предметов и курсов для Базисного плана с учетом рекомендаций проекта. Федеральный Базисный учебный план отразил коренные изменения образовательной политики. Впервые выделяются национально-региональный и школьный компоненты Базисного учебного плана, благодаря которым становится возможным каждой школе иметь свой учебный план, включающий базовые компоненты и учитывающий не только условия образовательного учреждения, но и интересы школьника.

Минимум содержания основного общего образования позволяет сориентировать учителя на инвариантную часть программ и учебников, которая должна быть обеспечена вне зависимости от профиля и особенностей общеобразовательного учреждения. Учебный план начинает превращаться в средство реализации базовых стратегических ориентиров школы – ее системы ценностных оснований, принципов жизнедеятельности, ее миссии и вытекающих отсюда стратегических направлений функционирования и развития школы. С другой стороны он становится инструментом координации и интеграции содержания образования, планирования нагрузки учащихся, обеспечения преемственности в обучении и воспитании, основанием для планирования соответствующего ему научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в частности, для разработки соответствующей идеологии учебного плана рабочих учебных программ.

Творческий подход к созданию учебного плана стимулирует инициативу учителей, может существенно влиять на расстановку кадров и повышению их квалификации. Создать хороший действующий план – большое искусство:

- широкое участие различных подразделений;

- творческая группа;

- критический анализ действующего плана;

- а) выявление соотношения в нем содержания из разных областей знания, содержания основного и дополнительного образования, эффективность реализуемых дополнительных учебных курсов и использование выделенных на них часов; б) особенно важно, что обязательно изучается степень удовлетворенности учащихся имеющимся содержанием образования и выявляются пожелания по его изменению.

Одновременно с этим проводится изучение мнения учителей и их профессиональных объединений. Причем выдвигаются не просто предложения изменения учебного плана, перераспределения учебной нагрузки, но и прогнозируются ожидаемые последствия таких изменений, а также предлагаются формы и способы их осуществления и определяется вклад в их реализацию.

Результаты общешкольных исследований состояния дел в школе могут влиять на распределение приоритетов при формировании учебного плана.

Первоначальный вариант обсуждается, на этом этапе содержится несколько альтернатив решения проблемы.

Учебный план должен быть многообразным и гибким, чтобы обеспечить различные варианты:

- содержание образования и уровней общей учебной нагрузки, учитывающие особенности и учебные возможности (щадящий – напряженный);

- наполнение основных компонентов (федеральный, региональный, школьный);

- сочетания этих компонентов;

- нагрузки по определенным предметам (углубление) и циклам;

- номенклатуры предметов или образовательных областей.

Учебный план проверяется на соответствие требованиям:

1. Полноты (сохранение обязательного базового компонента содержания образования, обеспечение широты развития личности, учет региональных и национальных образовательных социокультурных и иных потребностей, наличие и развитость соответствующих компонентов).

2. Сбалансированности (рациональный баланс между федеральным, региональным, школьным компонентами, между циклами предметов, отдельными предметами, обязательными и по выбору).

3. Целостности (необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь.

4. Преемственности между ступенями и классами (годами обучения).

5. Соответствие реальному времени (необходимая гибкость плана, наличие резервов, отсутствие перезагрузки учащихся.

6. Просчитанности (четкая осознанность направленности плана, его возможностей, особенностей, сильных и слабых сторон, реальных возможностей, взаимодействия с определенными программами, современность, перспективность)

7. Обеспеченность ресурсами (возможность реализации плана во многом обеспечена наличием соответствующей подготовки кадрового, программно-методического и других видов обеспечения).

  1. Сбор информации о готовности педагогического коллектива к проведению эксперимента:

  1. диагностирование уровня готовности педагогического коллектива к проведению эксперимента;

  2. собеседование с учителями;

  1. Заседание педагогического совета «Задачи педагогического коллектива в связи с экспериментом «Русская народная школа» (выступление руководителя эксперимента доктора педагогических наук Заславской О.В.).

  2. Совещание при директоре «Проблемы и трудности при переходе школы на работу в режим эксперимента».

  3. Заседание педагогического совета «Общефилософские идеи и постулаты русской народной школы».

  4. Психологическое тестирование учителей, работающих в режиме эксперимента по отслеживанию динамики психо-эмоционального состояния учителей.

  5. Психологическое тестирование учащихся с целью определения готовности к участию в эксперименте.

  6. Общешкольное родительское собрание с изложением целей и задач эксперимента.

  7. Совещание при директоре «Содержание и организация работы учителей по развитию интереса к русской народной школе».

  8. Разработка индивидуального тематического планирования и программ по новым предметам.

  9. Диагностирование по проблеме «Эффективность работы учителей по новым предметам».

  10. Педсовет «Развитие личности школьников в процессе эксперимента «Русская народная школа».

Практический этап рассчитан на 1996 – 1999 года и включал следующие основные мероприятия:

  1. Заседания педагогического совета:

- Итоги подготовительного этапа и задачи практического этапа эксперимента.

- Реализация идеи русской народной школы в процессе внеклассной деятельности.

  1. Введение новых предметов и факультативных курсов:

«Мир русских сказок» - 1 класс

«Детский мир» - 1-3 классы

«Природа и мир» - 2-3 классы

«Художественный труд» - 1-3 классы

«Русские народные игры» - 1 класс

«Русский музыкальный фольклор» - 2 класс

«Русский народный танец» - 3 класс

«История Тульского края» - 5 класс

«Литературное краеведение» - 7 класс

«История математики в России» - 8 класс

«Обычаи и традиции русской кухни» - 8 класс

«История русского искусства» - 9 класс

«Экология Тульского края» - 9 класс

«Декоративно-прикладное искусство» - 5-11 классы

  1. Создание библиотечно-информационной службы школы и оформление стенда «Новинки литературы по русской народной школе».

  2. Создание картотеки научно-методической литературы по проблеме.

  3. Собеседование с учителями, участвующими в эксперименте с целью отслеживания первых результатов работы.

  4. Педагогический мониторинг с целью фиксации исходного уровня знаний, умений и навыков по новым предметам и факультативным курсам.

  5. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по нетрадиционным предметам в ходе отслеживания результатов эксперимента членами регионального экспертного совета ТОИРО.

  6. Разработка и внедрение новых индивидуальных программ по курсам «Детский мир», «Литературное краеведение».

  7. Психологический мониторинг.

  8. Социологический мониторинг «Учитель глазами ученика».

  9. Выставки-конкурсы методических материалов, творческих отчетов учителей и учащихся.


Похожие:

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования) iconГ. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края содержание программы: Паспорт программы
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 на 2009-2013 годы «Адаптивная...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования) iconПрограмма развития школы на 2010 2015 годы содержание паспорт Программы...
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 городского...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования) iconПрограмма развития школы на 2011 2015 годы г. Нижний Новгород 2010...
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования) iconПрограмма развития школы на 2011 2015 годы Елецкий район 2011 год...
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования) iconРусская тряпичная кукла
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Задонска
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования) iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Паспорт Программы развития муниципального общеобразовательного учреждения Никольской средней общеобразовательной школы на 2011-2015...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования) iconПрограммы развития «Школа социально-активной личности» муниципального...
Примерный план действий педагогического коллектива школы по реализации программы развития
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования) iconПрограмма развития школы на 2010 2015 годы
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 «Школа...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования) iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Решением Совета муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования) iconПрограмма развития «школа успеха»
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Крутое Добровского муниципального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница