На уроках химии, биологии для формирования




НазваниеНа уроках химии, биологии для формирования
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5
МОБУ Дактуйская СОШ

Использование ИКТ

на уроках химии, биологии

для формирования

ключевых компетенций школьников

/работа над темой начата 2010-2011 учебном году/

Актуальность и перспективность. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:

  • использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;

  • использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

  • использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

  • ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

Авторы: Бурмакин В.Ф. «Оценка компетентности школьников в области использования ИКТ компетентности школьников для регионов»; Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе эффективного управления»; Бубнов В.А., Жданов С.А., Козлов О.А., Кузнецов А.А, Роберт И.В. – разработали методологию информатизации образования и использование ИКТ на уроках.
Цель: создание организационно-педагогических условий формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
Задачи:

  • Изучить литературу и опыт формирования ключевых компетенций учащихся с использованием ИКТ на уроках;

  • Разработать (создание) учебно-методического сопровождения урока с использованием ИКТ;

  • Повысить мотивацию изучения биологии и химии и качество обученности учащихся.


Гипотеза: если будут созданы организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся на уроках биологии, химии с использованием ИКТ, то повысится мотивация и качество обученности учащихся.
Предполагаемый результат:

  • повышена мотивация учащихся к изучению естественных предметов;

  • качественно подготовлены учащиеся к итоговой аттестации;

  • разработаны электронные учебные пособия /на личном сайте, школьном/ по биологии, химии;


^ Условия формирования опыта: На формирование моего опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания биологии, химии оказали влияние следующие факторы:

За последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образования является полная информатизация учебного пространства. Первые шаги к информатизации процесса обучения были сделаны в 90-е годы, когда в школах стали появляться компьютеры. Это были единичные машины, которые служили в большей степени, «наглядными пособиями» для учителей и учащихся. Сейчас в нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедийные проекторы, экраны, новые компьютеры, интерактивные доски, Интернет. «Использование ИКТ» стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Передо мной встала необходимость научиться работать на этом оборудовании и применять его в учебном процессе. Личный компьютер у меня был давно, но на уроках использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имею возможности. На данный момент я не могу сказать, что я владею всем этим в совершенстве, но, тем не менее, я не собираюсь стоять на месте и уже имею определённые положительные результаты.



Изучение методической литературы:

  1. Предметно-содержательные журналы «Химия в школе», «Биология в школе» за 2010-2012 год.

  2. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. Школьные технологии. 2001. №3.

  3. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. Школьные технологии. 2000. №6.

  4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. Школьные технологии 2004. №3.

  5. Интернет-ресурсы.


Научно-правовая база.

При использовании ИКТ в процессе обучения биологии и химии в процессе воспитания я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:

1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года). В этом документе говорится о том, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…».

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), в которой говорится следующее: «…В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…». «…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…».

3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», (октябрь 2002 года). В этом документе говорится о том, что «…В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных…».
^ Адресность опыта: Данный опыт рекомендуется использовать всем учителям со средним уровнем владения ИКТ. Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках в среднем и старшем звеньях. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.
^ Трудоёмкость опыта. Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:

1. В классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.

2. Компьютер не подключен к сети Интернет, что затрудняет доступ к информации непосредственно на уроке, если возникает такая необходимость.

3. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.

4. У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке.

5. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.

6. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям детей. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.

Трудоемкость для учителей, которые будут использовать мой опыт, возможно, будет заключаться в следующем:

1. Учитель должен иметь компьютер дома.

2. Учитель должен владеть элементарной компьютерной грамотностью.

3. Компьютер учителя должен иметь выход в Интернет.

4. Учитель должен уметь находить необходимую информацию в Интернете.

5. Учитель должен уметь установить диск или программу на компьютер и быстро находить на нем нужную информацию, чтобы не затрачивать на это много времени.

6. Учитель должен уметь сам составлять презентации.

Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены, в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.

^ Технология опыта:

1. В процессе обучения я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники.





Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия

Общая биология 11 класс



Общая биология 10 класс



Человек 8 класс



Животные 7 класс



Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс



Уроки химии 8-9 класс



Уроки химии 10-11 классы



Электронные учебные пособия для использования учебников линии разработанной Н.И.Сониным, А.А.Плешаковым, В.Б.Захаровым.

Природоведение



Биология 6 класс Живой организм



Биология 7 класс. Многообразие живых организмов



Биология 8 класс. Человек



Биология 9 класс. Общие закономерности



Биология 10-11 класс. Общие закономерности



Электронное наглядное пособие версия 1.0

Членистоногие



Электронное наглядное пособие версия 1.0

Биология 6-7 класс Опыты модели демонстрации



Дидактический и раздаточный материал

Биология 5-7 классы



Дидактический и раздаточный материал

Тесты Биология 6-8 классы



Репетитор

Биология для абитуриентов, старшеклассников и учителей




Федеральное агентство по образованию

Биологические исследования



Уровни Организации живой природы. Практическая биология



Учебное Электронное издание

Лабораторный практикум Биология 6-11 класс.



Органическая химия 10-11 класс






Химия общая и неорганическая 10-11 класс






Образовательная коллекция самоучитель Химия для всех

Решение задач



Учебное электронное издание

Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория



Электронное приложение к учебникам авторов Рудзитис.Г.Е., ФельдманФ.Г.

Химия 11 класс



Химия 10 класс



Химия 9 класс



Химия 8 класс



Детская энциклопедия КИМ 2006





Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов.

Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:

  • Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.

  • Учебный материал излагается в доступной форме.

  • Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.

  • Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.

  • Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.

Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения об учёных. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д. Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ. Задания блока «С» направлены именно на это. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Таким образом, я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности. Я считаю, что такая форма урока очень плодотворна и достаточно эффективна. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика.

Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.

Одним из основных направлений в деятельности учителя является подготовка учащихся к итоговой аттестации. И здесь мне помогает компьютер. Во время проверки домашнего задания в 9-11 классах один ученик всегда может работать на компьютере с программой «Готовимся к ЕГЭ». Данная программа содержит весь материал, необходимый для подготовки к ЕГЭ. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале. Специальные интерактивные тренажёры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Программа комментирует действия ученика, выдаёт подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. В режиме зачёта учащиеся выполняют экзаменационные задания на время. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ. Журнал пользователя фиксирует результаты всех попыток по всем зачётам. В дневнике отображается текущее задание по курсу. Программа формирует его самостоятельно в зависимости от результатов предыдущего зачёта. Кроме того, информационно-коммуникативные технологии помогают при проведении внеклассных мероприятий. Например, можно показать детям фильм на определённую тему и обсудить его, можно сделать презентацию к тематическому классному часу. При подготовке к различным праздникам тоже помогают компьютерные технологии и ресурсы Интернета. Большую помощь оказывает мне копировальная техника, которая позволяет распечатать задания, карточки, раздаточный материал. На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.
  1   2   3   4   5

Похожие:

На уроках химии, биологии для формирования iconИнформационные технологии на уроках химии биологии
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Мунино
На уроках химии, биологии для формирования iconУрок по химии, биологии, географии. Цель урока
...
На уроках химии, биологии для формирования iconВнеклассное мероприятие по биологии, географии, химии "Самый умный"
Цель: установить всеобщий характер законов природы, через закрепление знаний обучающихся по биологии, химии и географии
На уроках химии, биологии для формирования iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой...
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
На уроках химии, биологии для формирования iconУчителей биологии и химии
В состав мо учителей биологии и химии входят 3 педагога: педагогический стаж работы Колесниковой Светланы Ивановны составляет 16...
На уроках химии, биологии для формирования iconСведения о составе шмо учителей естественнонаучных дисциплин
...
На уроках химии, биологии для формирования iconРабочая программа по химии учителя биологии-химии первой квалификационной категории
Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации...
На уроках химии, биологии для формирования iconОрганизация рефлексивной деятельности обучающихся на уроках химии
Смысл для меня, как учителя – не просто поиск новых форм и новых технологий обучения химии, а осознание и организация помощи развития...
На уроках химии, биологии для формирования iconРабочая программа курса биологии в 9 классе с. Боровское 2013 г Автор-составитель:...
Автор-составитель: Гусева Е. И., учитель биологии и химии, высшей квалификационной категории
На уроках химии, биологии для формирования iconУроках химии и биологии» выступление на методическом семинаре по...
При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница