Рабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош»




НазваниеРабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Комитет по образованию Администрации Павловского района

Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Елунинская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор МОУ «Елунинская оош»

____________________Т.Г.Реутова
Приказ № __ от “_____________”


Рабочая учебная программа
ИНФОРМАТИКА и ИКТ
5 КЛАСС
2010 -2011 учебный год

(разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике)





Составитель:

Панова Н.В.,

учитель физики и информатики

МОУ «Елунинская оош»


Елунино 2010

^ Пояснительная записка

Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и информационно-компьютерные технологии».

Содержательные линии обучения информатике соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне.

План составлен в соответствии Базисным учебным планом, разработанным Босовой Л. Л., а также Обязательным минимум содержания образования по информатике (уровень А), рекомендуемым Министерством Образования Российской Федерации.

Прохождение курса рассчитано на 34 часа по одному часу в неделю.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника [3]. Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум [2].

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г. [9] определяет следующие цели изучения информатики и информационных технологий в основной школе:

Цель курса:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении задач;

  • дать школьникам первоначальные преставления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.

Для достижения комплекта поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решать следующие задачи:

    • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

    • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

    • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

    • создавать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

^ Количество часов:

34 часа по 1 часу в неделю

Программа:

«Информатика 5 класс» Босова Л. Л.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий.

Методы и формы решения поставленных задач.

В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером в регламентированной норме (10 – 15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводятся объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна учащимся и имеет для них большое личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы:

1) Организационный момент.

2) Активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу).

3) Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе четко и доступно объясняется материал, по возможности используются традиционные и электронные наглядные пособия; в процессе беседы вводятся новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или дискуссию. Правильность усвоения учениками основных моментов проверяется в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях.

4) Работа за компьютером (работа с клавиатурным тренажером, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки).

5) Подведение итогов урока.

Основная школа отвечает за формирование учебной самосто­ятельности, которая является ключевой педагогической зада­чей подросткового этапа образования и рассматривается, как умение расширять свои знания, умения и способности по собст­венной инициативе. Начальная же школа строится на совмест­ной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Поэтому в 5 классе, при переходе ребят из на­чальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался вы­полнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, уче­ники 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формали­зованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последо­вательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума осу­ществлялось успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень вни­мательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы не подсказывать готовые решения, а, вы­явив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлять его к правильному решению. Учитель должен стре­миться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учеб­ным процессом.

В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорно. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны уметь построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в данном курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий поможет школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • практикум.


Содержание курса (34 часа).




Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Компьютер для начинающих

8

3

5

2

Информация вокруг нас

14

7

7

3

Информационные технологии

10

4

6




Резерв

2

1

1


^ Тема 1. Компьютер для начинающих

Понятие информация, информатика. Роль компьютера как устройства, усиливающего возможности человека при работе с информацией. Устройства компьютера. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Познакомить учащихся с учебником (главы, нумерация параграфов, элементы навигации, терминологический словарь, справочник), дать представление о предмете изучения. Основные устройства компьютера. Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление мышью. Действия с мышью (перемещение, щелчок, щелчок правой кнопкой, двойной щелчок, перетаскивание). Главное меню. Запуск программ. Элементы окна (строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающие кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна).

^ Компьютерный практикум:

Практическая работа «Знакомство с клавиатурой».

Практическая работа «Освоение мыши».

Практическая работа «Запуск программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа «Управление компьютером с помощью меню».

Практическая работа «Выполнение вычисления с помощью приложения Калькулятор».

^ Тема 2. Информация вокруг нас

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации созданные в XX веке. Как передавали информацию раньше. Сколько информации может хранить лазерный диск.

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.

Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск. Кодирование информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждения. Разработка плана действий и его запись. запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.

^ Компьютерный практикум:

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Практическая работа «Работа с графическими фрагментами».

Практическая работа «Анимация».

Практическая работа «Анимация. Сюжет на свободную тему».
^ Тема 3. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки текстового документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Инструменты графического редактора. Как формируется изображение на экране монитора.

^ Компьютерный практикум:

Практическая работа «Ввод текста».

Практическая работа «Редактирование текста».

Практическая работа «Форматирование текста».

Практическая работа «Знакомство с инструментами графического редактора».

Практическая работа «Раскраска».

Практическая работа «Пригласительный билет».

Практическая работа «Создание комбинированных документов».

^ Тематическое планирование курса информатики 5 класс


№ п.п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Примечание

Теоретический материал

Компьютерный практикум

^ 1: Компьютер для начинающих

8

3

5




1.1

Информация. Информатика. Компьютер.

1

1




Плакат «Как мы воспринимаем информацию», презентация «Зрительные иллюзии»; плакат «Техника безопасности», презентация «Техника безопасности»

1.2

Как устроен компьютер

1

1




Плакат «Компьютер и информация», презентация «Что умеет компьютер»

1.3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

1




1

Плакат «Знакомство с клавиатурой»

1.4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

1




1

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

1.5.

Программы и файлы.

1

1




Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

1.6.

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.

1




1




1.7.

Запуск программ

1




1




1.8.

Управление компьютером с помощью меню.

1




1

Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml;

файлы для печати тест1_1.doc, тест1_2.doc.

2: Информация вокруг нас

14

7

7




2.1.

Действия с информацией. Хранение информации.

1

1




Плакат «Хранение информации», презентация «Хранение информации»

2.2.

Носители информации

1




1

Презентация «Носители информации»

2.3.

Передача информации

1

1




Плакат «Передача информации», презентация «Средства передачи информации»

2.4.

Кодирование информации

1

1




Презентация «В мире кодов»

2.5.

Формы представления информации

1

1




Игра «Морской бой»

2.6.

Текст как форма представления информации

1

1




Презентация «Текстовые документы» (часть 1)

2.7.

Табличная форма представления информации

1




1

Презентация «Табличный способ решения логических задач»

2.8.

Наглядные формы представления информации

1

1




Презентация «Наглядные формы представления информации»,

интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml;

файлы для печати тест2_1.doc, тест2_2.doc.

2.9.

Обработка информации

1




1

Плакат «Обработка информации»

2.10.

Обработка текстовой информации. Ввод текста.

1




1

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

2.11.

Обработка текстовой информации. Редактирование текста.

1




1

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf.

2.12.

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

1




1

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2) файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf.

2.13.

Редактирование текста. Поиск информации.

1




1

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf.

2.14.

Измерение формы представления информации. Систематизация информации.

1

1







3: Информационные технологии

11

4

7




3.1.

Форматирование - изменение формы представления документов.

1




1

Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf.

3.2.

Компьютерная графика.

1




1

Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.

3.3.

Инструменты графического редактора

1




1




3.4.

Обработка графической информации.

1




1

Образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;

интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml;

файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc.

3.5.

Обработка текстовой и графической информации.

1




1

Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp)

3.6.

Преобразование информации по заданным правилам.

1




1




3.7.

Преобразование информации путем рассуждений.

1

1




Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp.

3.8.

Разработка плана действий и его запись.

1

1




Логическая игра «Переливашки»

3.9.

Разработка плана действий и его запись.

1

1




Логическая игра «Переливашки»

3.10.

Контрольная работа. Создание движущихся изображений.

1

1




Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml;

файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc.Образец выполнения задания — презентация «Морское дно».

3.11.

Создание движущихся изображений

1




1

Образцы выполнения заданий — презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди».




Резерв

1




1







Итого:

34

14

20





^ Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

•  понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

•  различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

•  приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

•  приводить примеры информационных носителей;

•  иметь представление о способах кодирования информации;

•  уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

•  определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

•  различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

•  запускать программы из меню Пуск операционной системы Windows;

•  уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

•  вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

•  уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

•  уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

•  уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

•  знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

^ Контроль на уроках информатики в 5 классе.

Информацию о ходе усвоения учащимися учебного материала учитель получает в процессе контроля — входного, промежуточного, проверочного, тематического и итогового. Входной контроль осуществляется в начале каждого урока. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку. Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенного его вниманию «порции» материала. Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока. Он позволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного пе­риода работы. Итоговый контроль осуществляется по заверше­нии каждого года обучения.

Формы итогового контроля разнообразны: контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование), творческая работа и др.

В качестве одной из основных форм контроля рассматри­вается тестирование. Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» — с бланками на печатной осно­ве, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, В дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьни­ков особых затруднений.

При выставлении оценок желательно придерживаться следу­ющих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% —«4»;

86-100% — «5».
Список литературы:
1. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5 – 7 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Босова Л. Л. Новый учебно-методический комплект по информатике и информационным технологиям для V—IV классов // Информатика и образование. 2004. № 10.

3. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

4. Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

5. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5—6 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

6. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

7. Журнал «Информатика и образование».

8. Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование. 2004. № 5.

9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.

Похожие:

Рабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош» iconРабочая программа по информатике в 8 классах «Информатика и икт»...
«Информатика и икт» составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям...
Рабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош» iconРабочая программа «Информатика и икт» базовый уровень, 9 класс /адаптированная...
Икт учащимися 9 классов в течение 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю. Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного...
Рабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош» iconРабочая программа «Информатика и икт» базовый уровень, 7 класс /адаптированная...
Икт учащимися 7 классов в течение 35 учебных часов из расчета I час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного...
Рабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош» iconРабочая программа по учебному курсу «информатика и икт» 5-9 классы
Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной...
Рабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош» iconАннотация к рабочей программе по учебному предмету «Информатика и икт»
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного...
Рабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош» iconРабочая программа по информатике и икт
Программа разработана на основе авторской программы курса «Информатика и икт» в старшей школе на базовом уровне Угриновича Н. Д....
Рабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош» iconРабочая программа «Информатика и икт» базовый уровень, 11 класс /адаптированная...
Министерства образования и науки России от 05. 03. 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов...
Рабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош» iconПояснительная записка рабочая программа по информатике и икт 5 класс...
Рабочая программа по информатике и икт 5 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5 – 9...
Рабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош» iconРабочая программа Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и...
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена...
Рабочая учебная программа информатика и икт 5 класс 2010 -2011 учебный год (разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике) Составитель: Панова Н. В., учитель физики и информатики моу «Елунинская оош» iconРабочая программа Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и...
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница