Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений»




НазваниеУрок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений». 7 класс.

Цель: изучение характерных особенностей двудольных растений, их многообразие.

Задачи:

  • Продолжать формирование представлений о многообразии цветковых растений;

  • Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств розоцветных, паслёновых, крестоцветных;

  • Научить составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растения, работать с гербарием;

  • Формировать навык выполнения биологического рисунка;

  • Развивать, используя материалы урока, эстетическую культуру у учащихся и любовь к живой природе.

Оборудование: живые и гербарные экземпляры растений семейств розоцветных, паслёновых, крестоцветных; таблицы, рисунки с изображением семейств розоцветных, паслёновых, крестоцветных; учебники, рабочие тетради.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационные моменты

Сообщение темы, задач урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

    • Выполнение задания из рубрики «Подумайте» - учебник стр. 87.

Вопрос: Какие особенности внешнего вида и строения покрытосеменных позволили им занять господствующее положение среди растений, населяющих нашу планету?

Для покрытосеменных характерно наличие цветков и семян, заключённых в плод. Семяпочка защищена завязью.


  • Беседа на вопросы из рубрики «Проверьте свои знания»

  1. На какие классы делится отдел покрытосеменных растений?

Отдел покрытосеменные растения делится на два класса - однодольные и двудольные.

  1. Какие признаки характерны для однодольных и двудольных растений?

Признаки однодольных растений:

  • Зародыш состоит из одной семядоли.

  • Листья простые, безчерешковые. Жилкование дуговое или параллельное.

  • Корневая система мочковатая.

  • Число частей цветка обычно кратно 3.

  • Стебель не имеет камбия.

Признаки двудольных растений:

  • Зародыш состоит из двух семядолей;

  • Листья простые и сложные. Жилкование сетчатое. Обычно черешок выражен.

  • Обычно корневая система стержневая.

  • Число частей цветка обычно кратно 4 или 5.

  • Имеется камбий.

  1. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Сегодня мы приступаем к изучению семейств класса двудольные. Вспомните, какой из классов более многочисленный? (Дети отвечают.) – Более многочисленным является класс двудольные. Сколоко примерно видов растений и какого количества семейств относится к этому классу? (Дети отвечают). К классу двудольные относится примерно 200 тысяч видов растений почти 300 семейств. Какие семейства относятся к классу двудольные? (Дети отвечают). К классу двудольные относятся семействап крестоцветные, розоцветные, паслёновые, сложноцветные, бобовые, а так же многие другие семейства.

    • Изучение семейств класса двудольные мы начнём с изучения семейства крестоцветные. Все растения этого семейства имеют ряд отличительных признаков: сходность строения цветков, плодов, листьев, корневых систем, по которым их и выделяют в отдельное семейство. (В процессе рассказа учитель демонстрирует схемы, таблицы, модели, гербарии.)

К семейству крестоцветные относятся около 3200 видов растений, принадлежащих к 350 родам. Распространены крестоцветные преимущественно в умеренных широтах северного полушария.

В тропиках крестоцветные представлены единичными родами в основном на территории некоторых горных областей, где их можно встретить на высотах до 4,5 тысяч метров. Но отдельные представители крестоцветных встречаются в степях, пустынях, и полупустынях. В целом растения этого семейства неприхотливы по отношению к почве, влаге и другим условиям.

Семейство крестоцветные представлено однолетними, двулетними и многолетними преимущественно травянистыми растениями, редко полукустарниками и кустарниками.

Цветки растений семейства крестоцветные имеют достаточно простое строение. Цветки правильные, с двойным околоцветником. Чашечка состоит из 4-х чашелистиков, а венчик из 4-х лепестков, расположенных крестообразно, один на против другого. Цветки обоеполые, тычинок - 6, пестик—1.Составления формулы цветка.( Детям даётся 1-2 мин. На выполнения этого задания, после чего один из учеников пишет формулу цветка на доске. Класс проверяет и исправляет ошибки.)Формула цветка семейства крестоцветные – Ч4Л4Т4+2П1. Часто цветки собраны в соцветие кисть.

Опыление часто происходит с помощью насекомых, встречается ветроопыление и редко самоопыление.

Плод крестоцветных – стручок или стручочек. Двухгнездовый плод с перегородкой в центре. Семена расположены на перегородке. Дети зарисовывают плод в тетрадь.

Листья этого семейства обычно собраны в прикорневые розетки или имеют очередное расположение на стебле.

Корневая система стержневая с чётко различимым главным корнем. Многие виды образуют корнеплоды.

К данному семейству относятся такие растения, как капуста, редька, брюква, репа, пастушья сумка, желтушник левкойный, ярутка полевая и многие другие растения. (Дети записывают растения в тетрадь.)

    • Физкультминутка. (Приложение№1).

    • Следующее семейство с которым мы познакомимся - это семейство паслёновые. Оно насчитывает около 2 тысяч видов. Большинство из них - травянистые растения, но встречаются полукустарники и кустарники. Цветки собраны в соцветия – кисть. Околоцветник двойной, чашечка сростнолистная из 5 чашелистников, венчик сростнолепестный из 5 лепестков, тычинок- 5, пестик -1. Много среди паслёновых интересных растений. В поисках пищи человек издавна искал съедобные коренья и клубни пол землёй. Достигнув плоскогорий, лежащих между горными цепями Анд, предки американских индейцев нашли здесь клубни дикого картофеля. Эти клубни, богатые крахмалом, были ценной находкой для человека. Сначала человек открыл, что клубни дикого картофеля съедобны. Здесь он увидел, что у некоторых видов картофеля клубни могут достигать значительной величины. Колыбелью культуры картофеля считаются плоскогорья Перу и Боливии. А вот как картофель попал в России, он нам сам об этом расскажет. (Выступления учеников.)

Картофель. Картофель в качестве подарка папе римскому попал в Италии, где и получил своё название от слова «тартуффоли», так итальянцы называют грибы трюфели, напоминающие формой подземные плоды. Французская королева благосклонно отнеслась к картофелю и включила его цветок в свой туалет, и тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения.

Король Людовик Шестнадцатый пропагандировал картофель так. Он велел на королевском поле возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его, назначив штраф за кражу. Страже велел не замечать воров. А запретный плод, как, известно сладок. Тут же появились воры. После созревания картофеля на поле не осталось клубней. Картофель был известен жителям Дальнего востока гораздо раньше, чем появился в европейской части России.

Моё появление связано с именем Петра Первого, который прислал из Роттердама мешок картофеля своему приближенному графу Б. Л. Шереметеву и приказал разослать клубни, начальникам областей, вменяя им в обязанность приглашать население заняться разведением картофеля. Но этот приказ о разведении какого-то неизвестного овоща не встретил сочувствия, и картофель распространился среди очень ограниченного круга лиц. При Екатерине Второй правительство, убедившись, что наши климатические условия благоприятствуют разведению картофеля, приняло ряд мер к распространению этого растения повсеместно.

Непосредственным поводом к этому послужил вопрос об изыскании средств помощи голодавшему крестьянскому населению. В рапорте Сенату высказывалось, что лучший способ предотвращения бедствия состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называют «потетес». Коллегии было поручено, тогда же распорядиться, отправкой во все губернии земляных яблок на расплод. Но внедрение картофеля не происходило гладко. Народ противился разведению нового овоща, считая его плод запрещённым и называя «чертовым яблоком». Кое - где стихийно возникали так называемые картофельные бунты. Тогда стали выдавать премии за посев картофеля и с трудом добились признания этой культуры.

Учитель. Ну вот, а сейчас картофель называют на Руси вторым хлебом. Немало интересного можно узнать и о красном перце. Он ведь тоже из семейства паслёновых.

Индеец (ученик). У реки Ориноко (Южная Америка) в 1532 г. собралось большое войско испанцев – завоевателей Нового Света. Они приготовились дать индейцам решительное сражение. Индейские воины со стрелами и копьями стояли невдалеке, и, казалось, ждали атаки бледнолицых. Но вдруг бронзовые люди с перьями на голове выстроились и, против обыкновения, молча двинулись на испанские полки.

Впереди медленно движущего извилистого фронта шли два индейца с большими сковородами в руках. На сковородах горели раскалённые угли. Время от времени индейцы брали из мешков, висящих сбоку, пригоршни какого-то порошка и сыпали на горящие угли. Кверху взвивался густой дым.

- Заклинания от злых духов, - смеялись испанцы, - не помогут против нашего оружия. В атаку! На краснокожих дикарей!

Команда дана – и с алебардами наперевес испанцы бросились навстречу индейцам. Но в сторону испанцев дул ветер и нёс на них едкий дым со сковород индейцев. Испанцы вдруг стали чихать и кашлять, слезы застилали им глаза. Они терли глаза руками. Стройные ряды войска бледнолицых стали беспорядочными. И в этот момент на их Гловы обрушились томагавки индейцев. Индейцы применили удушливые газы. Они высыпали на сковороды молотый красный перец. Пары перца, не известного тогда европейцам растения, наводили ужас на войска завоевателей Америки.

Известны перец черный и красный – два разных растений с двух разных материков. Черный перец принадлежит к семейству перцовых. Его родина – Восточная Индия. Красный перец принадлежит к семейству паслёновых. Его родина – Южная Америка. В плодах красного перца содержится едкое, острое вещество капспицин, раздражающее слизистые оболочки рта, горла и носа.

Учитель. Есть среди паслёновых и дикорастущие растения. Некоторые из них пользуются дурной славой.

Лекарь (ученик). Ничего и не дурной. Эти растения не ядовитее прочих паслёновых, и даже пользу приносят.

^ Белена чёрная. Её часто можно встретить где-нибудь на краю деревни, рядом со свалкой или кучей мусора. Она образует огромное количество семян (до1млн.), которые даже в малоблагоприятных условиях долго сохраняет свежесть. Белена выделяет яд – атропин, который назван так по имени древнегреческой богини судьбы – Атропы. Атропин – очень сильный яд, если своевременно не оказать помощь, то человек может умереть. Но в очень маленьких дозах атропин – ценное лекарство от многих болезней.

^ Дурман обыкновенный. Этот растение – родственник белены, оно вызывает такое же сильное отравление. Все части растения, и особенно плоды, содержат ядовитые вещества, которые в небольших дозах используют для приготовления лекарственных препаратов.

Учитель. Вот видите, сколько интересного можно узнать о растениях этого семейства.

Учащиеся записывают опорный конспект в тетрадь. Опорных конспект записан учителем на доске).

2 тыс.

Паслёновые

Ч5Л5Т5П1

Ягода, коробочка

Картофель, перец, томат,

Белена, паслён.

Учитель. А сейчас давайте попробуем отгадать несколько загадок о растения этого семейства.

      1. Ягода – красна,

Ягода – вкусна.

Режь да соли!

Ешь да хвали!

(Томат.)

      1. Помидору брат,

А кумачу не рад:

Он в лиловой рос одежке,

Не краснеет даже в лежке.

(Баклажан.)

    • Следующее изучаемое семейство розоцветные.

Рассказ учителя об общей характеристике семейства розоцветных, с демонстрацией гербарных экземпляров и комнатных растений.

Почти у всех розоцветных правильные обоеполые цветки. Только у немногих видов однополые. Цветки розоцветных часто довольно крупные, поэтому многие растения этого семейства имеют большую декоративную ценность. Чашечка у розоцветных образована 5, реже 4 свободными чашелистиками. У некоторых видов чашечка имеет подчашие, которое образуют прирастающие к чашечке разросшиеся прицветники.

Свободные лепестки венчика в числе5 или4 прикрепляются, как и тычинки (их бывает от 1-4 до множества), к внутреннему краю вогнутой или бокальчатой нижней части цветка, цветочной трубке.

Розоцветные отличаются большим разнообразием плодов. Они относятся к группам листовок, многокостянок, многоорешков, костянок, яблок, многолистовок. Так, у земляники плоды – многорешки, называемые земляничными.

В семейство розоцветных входит свыше 3000 видов, распространенных почти по всему земному шару, но наибольшее их видовое разнообразие отмечается в странах умеренного климата Северного полушария.

Учащиеся записывают опорный конспект (конспект на доске).

Розоцветные 3 тыс.

Травы, деревья, кустарники

Ч5Л5Т1или много

Многоорешек, костянка, многокостянка

Шиповник, черёмуха, яблоня, гравилат, манжетка

  1. Закрепление изученного материала.

Кроссворд «Розоцветные» (Приложение№2).

  1. Выводы. Итог урока.

  2. Задание на дом.

Изучить материал о двудольных растениях, учебник стр. 83, повторить текст стр. 76-79. Подготовить сообщения, выполнить рисунки.




Похожие:

Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений» iconТема: Семейства класса Двудольные растения. Класс: Программа
Задачи урока:- познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных,...
Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений» iconУрок Тема: Класс двудольные. Характерные особенности растений семейства крестоцветных
Образовательная – охарактеризовать семейство крестоцветных как представителей овощных культур и многолетние травы
Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений» iconКласс Двудольные
Цель: сформировать знания об отличительных признаках растений семейства пасленовых
Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений» iconПлан-конспект урока по биологии с учащимися 7 класса тема урока :...
Тема урока: Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых
Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений» iconТема «Основные семейства покрысеменных растений»
Цель: контроль за уровнем и степенью усвоенности пройденного материала по разделу «Основные семейства п/семенных растений»
Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений» icon«Семейства растений на примере семейств растений Орловской области»
Тема урока: «Семейства растений, на примере семейств растений Орловской области»
Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений» iconРазработка урока по теме «Семейство Лилейные»
Формирование знаний о характерных признаках растений семейства Лилейных, относящихся к классу Однодольных растений, их многообразии...
Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений» iconКонспект урока по биологии в 6 классе «класс двудольные и однодольные растения»
Дидактическая цель: создание благоприятных условий для саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности ученика, обеспечение...
Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений» iconУрок на тему: «Лекарственные растения Чувашии. Народная фитотерапия»....
Республиканский семинар «Реализация общешкольного проекта «Школа с этнокультурным компонентом «Диалог культур» в учебной и внеучебной...
Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений» iconУрок биологии в 7 классе. Интегрированный. Тема: Характерные особенности...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница