Рабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм»




НазваниеРабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм»
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 12


Рассмотрена на заседании

МО учителей

биологии, географии, химии

МАОУ СОШ № 12

Протокол № 6 от 08.05. 2013г.

Обсуждена на заседании МС

МАОУ СОШ № 12

Протокол

9 от 29.05.2013г.

Утверждена

педагогическим советом

Протокол № 9 от 29.05.2013г.
Приказ № 85/5 от 31.05.2013г.







Директор МАОУ СОШ № 12

Лопатин А.В.

_____________________ (подпись)

М.П.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Биология. Живой организм»

базовый уровень, 6 класс

/адаптированная на основе

примерной программы

«Биология. Живой организм»;

УМК под ред. Н.И. Сонина/


Составитель:

Сметанина И.А.

учитель биологии МАОУ СОШ №12

высшая квалификационная категория

Калининград, 2013

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И.Сонина.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом изучение биологии в 6 классе складывается следующим образом: 35 часов из федерального компонента и 35 часов – из регионального.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебной деятельности используется работа с тетрадью на печатной основе.

Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного

человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни. Изучение курса «Биология. Живой организм» направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.

^ Структура программы

Программа имеет 3 содержательных раздела: «Строение и свойства живых организмов» - 27 часов;

«Жизнедеятельность организмов» - 36 часов; «Организм и среда» - 7часов

^ В программу внесены следующие изменения:

  • Первый раздел увеличен на 5 часов (27 часов вместо 22-х) в связи с практической направленностью обучения.

  • Третий раздел увеличен на 3 часа в связи с боле полным изучением темы «Среда обитания. Факторы среды».

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса «Биология. Живой организм» ученик должен:

знать / понимать:

  • признаки живых организмов, их значение;

  • определения понятий «ткань», «орган», «система органов»;

  • типы тканей растений и животных, особенности строения и функции;

  • органы цветкового растения, их строение и функции;

  • понятия и сущность биологических процессов животных и растений;

уметь:

  • распознавать и описывать на таблицах и готовых препаратах основные части и органоиды клетки;

  • сравнивать клетки растительного и животного организма и делать выводы на основе сравнения;

  • различать на микропрепаратах и описывать ткани растений и животных;

  • объяснить взаимосвязь особенности строения ткани с выполняемой функцией;

  • изучать биологические объекты;

  • описывать сущность биологических процессов;

  • сравнивать сущность биологических процессов у животных и растений;

  • соотносить строение систем органов животных и органов растений с условиями жизни и выполняемой функцией;

  • проводить самостоятельный поиск в учебнике и других источниках необходимой информации;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выращивания культурных растений и ухода за ними

выращивания домашних животных и ухода за ними.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

Тема 1. Строение и свойства живых организмов

27

21

6

Тестирование

Тема 2. Жизнедеятельность организмов

36

30

6

Тестирование

Тема 3. Организм и среда

7

7

-

Тестирование

ИТОГО

70

58

12






^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ» 6 КЛАСС

(70 часов, 2 часа в неделю)

Раздел 1. «Строение и свойства живых организмов» (27 часов)
Тема «Основные свойства живых организмов» (2 часа)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.

Тема «^ Химический состав клетки» (2 часа)

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества клетки.

• Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы».

Тема «^ Строение растительной и животной клеток» (4 часа)

Клетка – элементарная частица живого. Строение и функции органоидов клетки. Сравнение строения растительной и животной клеток.

• Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов».

Тема «^ Деление клетки» (2 часа)

Деление клетки. Митоз. Мейоз. Биологическое значение мейоза.

Тема «Ткани растений и животных» (4 часа)

Ткани растений. Особенности строения тканей растений. Ткани животных. Особенности строения тканей животных.

• Лабораторные работы:

«Ткани растительных организмов», «Ткани животных организмов».

Тема «^ Органы и системы органов» (9 часов)

Органы цветковых растений. Корень. Виды корней. Корневые системы. Строение и видоизменения корней. Побег. Строение и разновидности стебля. Строение и разновидности листа. Почка. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды, значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Системы органов животных.

• Лабораторные работы:

«Изучение органов цветкового растения», «Простые и сложные листья», «Строение цветка», «Строение семени», «Распознавание органов у животных».

Тема «^ Растения и животные как целостные организмы» (2 часа)

Организм как единое целое. Живые организмы и окружающая среда.


Раздел 2. «Жизнедеятельность организмов» (36 часов)

Тема «Питание и пищеварение» (8 часов)

Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем.

• Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема «Дыхание» (3 часа)

Значение дыхания. Дыхание у растений. Дыхание у животных.

• Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема «Выделение» (4 часа)

Выделение, его роль в жизнедеятельности организмов. Выделение у растений. Выделение у животных. Обмен веществ и энергии у растений. Обмен веществ и энергии у животных.

Тема «^ Опорные системы» (2 часа)

Опорные системы и их значение в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы позвоночных животных.

• Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема «Движение» ( 2 часа )

Движение. Особенности движения простейших. Движение многоклеточных животных и растений.

Тема «^ Регуляция процессов жизнедеятельности» (5 часов)

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Особенности строения и типы нервных систем. Рефлекс. Инстинкт. Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности. Ростовые вещества растений.

• Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов.

Тема «Размножение» (5 часа)

Размножение и его виды. Значение размножения. Бесполое размножение и его виды. Половое размножение животных. Половое размножение растений.

• Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

• Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений».

Тема «^ Рост и развитие» (4 часа)

Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития цветковых растений. Эмбриональное развитие животных организмов. Постэмбриональное развитие животных организмов.

• Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

• Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых».

Раздел 3. «^ Организм и среда» (7 часов)

Тема «Среда обитания. Факторы среды» (4 часа)

Среда обитания организмов. Факторы среды. Физические экологические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека на живые организмы.

• Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

Тема «^ Природные сообщества» (3 часа)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

• Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.
Тематическое календарно-поурочное планирование курса «Биология. Живой организм»

6класс, 2013-2014 учебный год.

УМК под ред. Н.И. Сонина, 70 час., 2 часа в неделю.

Учитель Сметанина И.А.

Принятые сокращения:

  • ИАД – интерактивная доска

  • ЭУП – электронное учебное пособие







^ Тема/Тема урока

К-во

часов

Дата

Стандарт/содержание

Оснащение

Тип урока

Тип и форма контроля

^ Раздел 1. Строение и свойства живых организмов




Основные свойства

живых организмов

2
















1.

Многообразие живых организмов

1

04.09

Многообразие живых организмов. Царства живой природы: бактерии, животные, растения, грибы.

ИАД, ЭУП

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вопросы для проверки усвоения изученного материала

2.

Основные свойства живых организмов

1

08.09

Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

ИАД, ЭУП

Комбинированный урок

Фронтальный опрос




^ Химический состав клетки

2
















3.

Химический состав клетки. Неорганические вещества

1

11.09

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества(вода, минеральные соли), их роль в жизнедеятельности клетки.

ИАД, ЭУП,

Комбинированный урок

тестирование

4.

Органические вещества клетки. Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы»

1

15.09

Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

ИАД, ЭУП,

Комбинированный урок

Контроль выполнения лабораторной работы




^ Строение растительной и животной клеток

4
















5.

Клетка – элементарная частица живого

1

18.09

Клетка – элементарная частица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение клетки. Строение и функции ядра.

ИАД, ЭУП, презентация

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вопросы для проверки усвоения изученного материала

6.

Строение и функции органоидов клетки

1

22.09

Строение и функции цитоплазмы клеток и её органоидов: митохондрий, лизосом, рибосом.

ИАД, ЭУП,

Комбинированный урок

Заполнение таблицы

7.

Строение и функции органоидов клетки

1

25.09

Строение и функции цитоплазмы клеток и её органоидов:сети канальцев, аппарата Гольджи, клеточного центра.

ИАД, ЭУП,

Комбинированный урок

Заполнение таблицы

8.

Сравнение строения растительной и животной клеток. Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов»

1

29.09

Различия в строении растительной и животной клеток.

ИАД, ЭУП, цифровой

микроскоп

Комбинированный урок

Контроль выполнения лабораторной работы




^ Деление клетки

2
















9.

Деление клетки. Митоз.

1

02.10

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз, основные его этапы.

ИАД, ЭУП,

Комбинированный урок

тестирование

10.

Мейоз. Биологическое значение мейоза.

1

06.10

Сущность мейоза, его биологическое значение.

ИАД, ЭУП,

Комбинированный урок

Устный опрос




^ Ткани растений и животных

4
















11,

12

Ткани растений

Лабораторная работа «Ткани растительных организмов».

2

09.10

13.10

Понятие «ткань». Типы тканей растительного организма (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная)

ИАД, ЭУП,

цифровой

микроскоп

Комбинированный урок

Тестирование

13,

14

Ткани животных

Лабораторная работа «Ткани животных организмов»

2

16.10

20.10

Типы тканей животного организма(эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная), их значение, особенности строения.

ИАД, ЭУП,

цифровой

микроскоп

Комбинированный урок

Контроль выполнения лабораторной работы




^ Органы и системы органов

9
















15.

Органы цветковых растений. Корень. Виды корней. Корневые системы.

Лабораторная работа «Изучение органов цветкового растения»

1

23.10

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Виды корней. Корневые системы. Внешнее строение и значение корня.

ИАД, ЭУП,


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самостоятельная работа

16.

Строение и видоизменения корней.

1

27.10

Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней.

ИАД, ЭУП,


Комбинированный урок

Устный опрос

17.

Побег. Строение и разновидности стебля.

1

30.10

Строение и значение побега. Стебель как осевой орган побега.

ИАД, ЭУП,


Комбинированный урок

Устный опрос

18.

Строение и разновидности листа. Почка. Лабор. работа «Простые и сложные листья»

1

13.11

Почка – зачаточный побег. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья.

ИАД, ЭУП,


Комбинированный урок

Биологический диктант

19.

Цветок, его значение и строение. Соцветия. Лабор. Работа «Строение цветка»

1

17.11

Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

ИАД, ЭУП,


Комбинированный урок

Выполнение упражнения на компьютере

20.

Плоды, значение и разнообразие

1

20.11

Плоды, их значение и разнообразие. Типы плодов.

ИАД, ЭУП,


Комбинированный урок

Индивидуальный письменный и фронтальный устный опрос
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм» iconРабочая программа «биология» базовый уровень, 8 класс /адаптированная...
Программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, предложенных...
Рабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм» iconРабочая программа к курсу Л. Н. Сухоруковой, В. С. Кучменко «Биология. Живой организм»
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник под редакцией Л. Н. Сухоруковой,...
Рабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм» iconРабочая программа «Общая биология» базовый уровень, 11 класс /адаптированная...
Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить...
Рабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм» iconСонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс
Плановых контрольных уроков- 12 ч., зачетов, тестов ч., практических работ- 2 ч., лабораторных работ – 21 ч
Рабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения...
Рабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм» iconРабочая программа по курсу «Биология» Класс 10- 11
Умк биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова,...
Рабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм» iconРабочая программа «Физическая культура» базовый уровень, 5 класс...
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся...
Рабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм» iconРабочая программа «Физическая культура» базовый уровень, 8 класс...
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся...
Рабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм» iconРабочая программа «История» базовый уровень, 5 класс /адаптированная...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы под...
Рабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс /адаптированная на основе примерной программы «Биология. Живой организм» iconРабочая программа по 7 класс ит (базовый уровень) адаптированная (на основе Примерной программы)
В результате этого процесса обновляются задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница