Урока Тема урока Основное содержание




НазваниеУрока Тема урока Основное содержание
страница1/10
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
РАЗДЕЛ 2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
1 КЛАСС
Тема "Нас окружает удивительный мир" (урок № 1)


урока

Тема урока

Основное содержание

Методы и приемы

1.

Нас окружает удивительный мир

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

^ Речевая разминка. Закончи предложение.

Работа с иллюстративным материалом и беседа "Что нас окружает" (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию "Объединим предметы в группы", дидактическая игра "Назовем объекты природы". Выполнение заданий в рабочей тетради.


^ Методический комментарий

Первый урок - весьма ответственный для воспитания интереса и положительного отношения детей, только вчера начавших обучение в школе, к урокам "Окружающего мира". Поэтому урок нужно провести интересно, динамично с использованием интересных игр и наглядного материала. И конечно, дети впервые знакомятся с учебником и рабочей тетрадью.

В первом классе первым структурным элементом урока является речевая разминка. Выше говорилось о ее достоинствах, а в тематическом планировании дается примерное содержание речевых разминок на каждом уроке в первом классе.

Речевая разминка может быть такой:
^ Закончи предложения.

Пирамидка разноцветная, а шарик __________.

Шарик ____________, а вишня _____________.

Вишня _____________, а яблоко _____________.

Яблоко _____________, а лимон _____________.
Как видно, цель речевой разминки - развитие активного словаря учащихся, определение их умения давать цветовую характеристику объектам окружающего мира. Конечно, вы скажете детям, что каждый урок "Окружающего мира" будет начинаться речевой разминкой. Разминка – это упражнения перед большой и серьезной тренировкой. Мы тоже будем упражняться, развивать свою речь. Вот сегодня мы будем учиться слушать предложения и заканчивать их, подбирая необходимое слово.

Цель следующих структурных элементов урока: уточнить понятие "окружающий мир", обобщить и систематизировать имеющийся у первоклассников опыт общения с природой, другими людьми, знания об общественных явлениях. Реализовать эту цель вам поможет рассматривание иллюстраций на тему "Этот удивительный мир": ярких, необычных явлений и объектов природы, портретов людей, известных архитектурных сооружений ( например, Красная площадь, соборы Москвы, Смоленска, Казани и др.). Для развития умения классифицировать объекты окружающего мира подойдут упражнения и игры типа "Назови только объекты природы", "Что сделано руками человека?", "Живая и неживая природа". Они помогут вам определить уровень представлений ваших учеников об областях окружающего мира и наметить способы корректировки, уточнения и систематизации имеющегося у детей опыта.

Рисунок-схема, которая дана в учебнике (с.4), даст детям возможность представить окружающий нас мир на простом классификационном уровне: все, что нас окружает, можно представить в виде четырех групп: "неживая природа", "живая природа", "объекты (предметы)", "человек (люди)". В зависимости от общего уровня готовности первоклассников к решению интеллектуальных задач можно уже на этом уроке задавать "провокационные" вопросы. Например, "Почему солнце называют объектом неживой природы? Ведь оно движется по небу, улыбается нам, играет с нами в прятки (прячется за тучки)." "А почему ветер – объект неживой природы? Ведь он шумит, воет, ломает ветки" и т.п.

Не нужно спешить исправлять детские высказывания. Дайте возможность ответить всем желающим. Оставьте какой-то вопрос без ответа, пообещайте, что, изучая предмет "окружающий мир", мы многое узнаем и со временем ответим на все возникающие у нас вопросы. Использование приема "провокации" позволит вам уже на первом уроке выделить детей наиболее активных, мыслящих, эрудированных – на них вы и будете опираться в дальнейшем.

Тема "Знакомимся друг с другом и со школой" ( уроки № 2-4)


урока

Тема урока

Основное содержание

Методы и приемы1

2.

Давай познакомимся

Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам.

^ Речевая разминка. "Назови, кто (что) где находится".

Рисование "Варежки". Рассказывание "Расскажу вам о себе". Работа с иллюстративным материалом: "Придумаем детям имена", "Кто чем занимается". Логическое упражнение на сравнение: "Сравним портреты двух девочек".

3.


4.

^ Мы - школьники

Правила поведения в школе


Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначаются?

Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения в школе.

^ Речевая разминка .

Игра: "Кто быстрее назовет школьные помещения".

Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе»

Работа с текстом стихотворения "Первоклассник"(учебник, с. 12).

Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, в раздевалке. Работа с текстом стихотворения "Первый урок" (учебник, с. 13).

^ Методический комментарий

Тема урока № 2 –«Мы – школьники»

Хорошо, если перед уроком вы найдете возможность провести детей по школе, познакомить с различными помещениями, в которых первоклассники будут теперь часто бывать: раздевалка, столовая, физкультурный зал, медицинский кабинет, кабинет музыки, бассейн и др.

Цель речевой разминки на уроке по данной теме – проверка сформированности умения давать предметам пространственную характеристику. Для этого целесообразно подобрать любую картинку, на которой расположены объекты, пространственные отношения которых можно характеризовать словами "за", "около", "перед", "рядом", "слева", "справа", "под".

Этот урок важен для положительного протекания адаптации детей к школе. Выше уже говорилось о том, что социальная готовность ребенка к школе во многом определяет не только успешность его обучения, но и отношение к учебе, к сверстникам, с которыми ему придется общаться в течение многих лет. Первый шаг к обеспечению комфортного пребывания ребенка в школе –знакомство с одноклассниками, выбор друзей, приятелей, определение своего места в детском обществе. Вот эту цель и предстоит вам реализовать на этом уроке. Помните, мы уже говорили о том, что целесообразно провести упражнение-тест "Варежки" ("Костюмчик", "Сапожки")?

Подобное задание – подходящий структурный элемент обсуждаемого урока. Вы предлагаете детям выбрать себе пару (по желанию, по симпатии) и вдвоем нарисовать пару варежек (сапоги; рубашку и брюки; юбку и кофту).

Обязательно оцените работы, в которых детям удалось составить пару предметов, а значит, договориться, правильно распределить обязанности при выполнении задания, учесть мнение друг друга. Обойдите молчанием работы, в которых осуществить решение этих задач не удалось. Ученикам и так будет ясно, почему их не похвалили.

Чтобы дети успешно выполнили задание "Расскажу вам о себе", можно дать образец или план рассказа. Например, вы расскажете детям о себе, обязательно обратив внимание на основные элементы рассказа: сначала я назвала свое полное имя и ласковое прозвище, которым меня называют члены моей семьи; потом рассказала, какая я, какой мой любимый цвет, цветок, животное, кушанье; чем я люблю заниматься в свободное время.

Рассказывая о себе, ребенок должен дать свой портрет – то, что отличает его от других детей. Для шестилеток это задание, конечно, достаточно трудное. Проведите подготовительную работу. Пусть дети (это задание ребята могут выполнить дома) нарисуют свои портреты - в рисунке они отразят свои индивидуальные черты (цвет глаз и волос, любимую одежду, форму лица и др.). В качестве образца портрета можно использовать репродукции портретной живописи (список таких картин дан в Приложении).
^ В записную книжку учителя

Рассматривая с детьми репродукции картин известных художников, избегайте вопросов типа "Кто изображен на картине?" ("Что изображено на картине"). Стремитесь задавать такие вопросы, которые помогут детям увидеть психологические грани живописного полотна, почувствовать характер, настроение, особенности изображенного персонажа. Характеристика деталей, общего фона картины, цветов и оттенков дополнят общее представление о портрете этого человека.

И еще один методический совет.

В практике работы школ существует тенденция подчинять выполнение любого задания образцу, данному учителем. Поэтому педагог доволен, когда весь класс входе выполнения задания получает одинаковый результат: рассказы, рисунки, поделки - как "братья-близнецы". "Все работают одинаково", - с гордостью говорит учитель. В этом случае невозможно увидеть в детской работе индивидуальность ее автора, и поэтому говорить о личностно-ориентированном обучении невозможно.

Подчеркнем еще раз, что любой рассказ ребенка – это его субъективный взгляд на данное явление окружающего мира. И если уже первоклассник хочет выполнить задание по-своему, то есть проявить свое отношение к объекту изучения, это нужно без сомнения приветствовать.
На этом уроке можно провести дифференцированную работу. Дети, у которых хорошо развит навык чтения, вслух читают английскую песенку "Жила-была девчушка…"( учебник, с. 7), а не умеющие читать первоклассники отвечают на вопросы: "Встречались ли тебе такие девочки? Почему в песенке про одну и ту же девочку говорится "Она была хорошей…" и "бывала такой, что просто жуть!". Не вызывает ли этот стишок улыбку? Почему?"

Каждый знает поговорку "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Это крылатое выражение можно применить к урокам, которые знакомят первоклассников со школой и правилами поведения в ней (уроки № 2- 3). Можно еще раз пройти с детьми по школе. Теперь они сами расскажут, как называются эти классы, что тут делают школьники; расскажут о правилах поведения в каждом из них, объяснят, зачем существуют эти правила и что происходит, если они не выполняются.

Стихотворение А. Барто "Первый урок" и рисунки в учебнике (с. 13 – 14) могут стать основой интересной беседы о правилах поведения. Сначала дети в процессе упражнений учатся садиться, вставать из-за парты, поднимать руку, выходить к доске, организовывать место своей работы. Затем отвечают на вопросы, которые задает автор стихотворения.
Тема "Родная природа. Сентябрь" (уроки № 5-7)


урока

Тема урока

Основное содержание

Методы и приемы

5.

6.


7.


Сентябрь - первый месяц осени


Что нам осень подарила

Грибная пора


Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках.

Развитие умения наблюдать: замечать изменения в природе, определять причину и следствие отдельного явления, отвечать на вопросы по теме наблюдения.

Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза.

Развитие описательной речи, умения составлять описательный рассказ.

Формирование умения работать с таблицей.
Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники.

Формирование умения сравнивать и различать грибы, плоды разных растений.

Формирование умения работать с таблицей. Формирование умения классифицировать объекты по разным признакам.


Экскурсия в парк. Рассматривание различных деревьев (цвета листьев, их формы), сравнение внешнего вида разных деревьев. Работа с иллюстративным материалом: сравнение наблюдений с пейзажами осеннего леса на фото и репродукциях.

Наблюдения за птицами. Рассматривание паутинок и полетов лесных паучков.

^ Речевая разминка: деревья и кустарники.

Речевая разминка: дидактическая игра "Что нам осень подарила" (с использованием натуральных объектов).

Работа с таблицами и текстом учебника ( с. 18 – 22).

Ролевая игра: "Узнай по описанию".

Выполнение заданий в рабочей тетради.

^ Речевая разминка: см. рабочую тетрадь. Упражнения: сравнение и описание внешнего вида грибов (подосиновик, лисички, белый, опята) и плодов разных кустарников и деревьев (орехи, рябина, брусника, калина). Работа с таблицей и текстом учебника: календарь сбора грибов.


^ Методический комментарий

Изучение темы "Природа осенью (золотая осень") включает примерно три урока. Вы начнете с экскурсии (целевой прогулки) в парк, лес, сквер (урок № 5). Вопросы для наблюдения будут связаны с состоянием неживой природы и растительного мира в вашей местности. Обратите внимание детей на следующие явления: какого цвета небо, есть ли на нем облака (тучи); какая стоит погода (солнечный день, слякоть; погода дождливая, холодная, теплая, безветренная). Понаблюдайте, не начался ли листопад: много ли листьев на деревьях, какого они цвета, одновременно ли начинаются изменения внешнего вида у разных деревьев. Помогите детям описать внешний вид любого растения: цветовую гамму цветков, форму листьев, их цвет, его оттенки. Если есть возможность, сфотографируйте цветник и отдельные растения: фотографии могут послужить в дальнейшем при подготовке интересной и полезной для детей выставки, которая уточнит их представления о цветущих осенних растениях.

Обратите внимание на красоту осенней природы. Дайте первоклассникам образец описания золотой осени, в котором выразите ваше отношение к этому красивейшему времени года. Если вы не уверены в своих способностях образно описать окружающую природу, используйте художественные произведения известных вам писателей-природоведов.
^ В записную книжку учителя

Золотая российская осень…

И верно: золотая. В червонном золоте березы. Багряны осины. В садах, в перелесках "горит костер рябины красной". Рядом со сжатыми желтыми полями нежно зеленеет озимь.

Падают, падают листья… Ласточки щебечут на телеграфных проводах, словно обсуждают, не пора ли трогаться в теплые страны…

Г. Кублицкий

Или:

Приумолк лес. Ярче зардел огонь ягодных рябин… И порой разведривается хрустально-ясное небо – чистый василек!

Серебряная пряжа паутины извивается в сухом, безветренном воздухе.

Не томит солнце. Ласковая тишина воздуха нежно веет прощальным очарованием нарядной листвы. Сентябрьскому утру не хватает только летней пахучести, свежего аромата сочных трав и цветов. Лес пахнет грибами, сном, хвоей и ароматом. Дм. Зуев
Частью экскурсии могут быть наблюдения за птицами. В сентябре в лесу еще можно увидеть много разных птиц. Обратите внимание детей на то, что птичьих голосов почти не слышно: лето закончилось, и птицы практически умолкают до следующей весны. Пусть дети назовут увиденных птиц, выскажут свое мнение: будут ли эти пернатые зимой в городе.

Если осень теплая и сухая, в лесу много паутины. Ее рассматривание представляет для детей большой интерес. Обратите внимание на то, как она сплетена, какой ровный геометрический узор можно легко в ней рассмотреть. Спросите детей, зачем паук плетет свою "сеть", что в нее может попасть. Дополните высказывания учащихся своим рассказом о жизни паука.
^ В записную книжку учителя
Как летает паучишка

- Бом!

Что-то толкнуло синий колокольчик, и он закачался. Это маленький паучишка упал на него откуда-то сверху.

Колокольчик обиделся:

- Ты зачем толкаешься?

- Я не нарочно, - сказал паучишка, - я летел и упал.

- Летел? – удивился колокольчик. – Без крыльев? Не может быть! Это мухи летают, а пауки только ползают.

- Я тоже летел, - сказал паучишка, - честное слово!

- Как муха?

- Нет, как паук…

- Этого не может быть, - вмешался ландыш.

- Может, - сказал паучишка.

- Тогда покажи.

- А я хотел у вас на полянке пожить.

- Ну прилетишь обратно.

- Нет, не прилечу. Взлететь-то я могу, а где сяду – не знаю.

- Так не бывает, - в один голос сказали ландыш и колокольчик, - просто ты не умеешь летать.

- Нет, умею!

- Нет, не умеешь!

- Ах так! – разозлился паучишка и стал быстро подниматься по травинке вверх.

Добежал он до верхушки, остановился, и тут рядом с ним появилась тоненькая ниточка. Это паучишка начал выпускать паутину. Ветер тут же подхватил ее, будто хотел вырвать. Но паучишка крепко держал свою паутинку. А она становилась все длиннее и длиннее. Паучишка уже с трудом удерживал ее. Наконец цветы увидели, как ветер вырвал ниточку. Вырвал? Тогда где-же паучишка? Нет, оказывается, не вырвал – подхватил вместе с паучком.

Все выше и выше, все дальше и дальше несет ветер паутинку. А вместе с ней, как на воздушном шаре, летит паучишка.

Сюда он больше не вернулся – ветер унес его на другую полянку. А на эту полянку прилетели другие паучки.

Но теперь цветы уже больше не спрашивали – как это летают без крыльев.

Ю.Дмитриев
В процессе экскурсии можно провести речевую разминку, целью которой будет уточнение знаний детей о деревьях и кустарниках. Школьники собирают листья разных деревьев и затем спрашивают друг друга, например, так: "Этот лист с березы, а этот - _____________?" Обязательно принесите в класс осенний букет – в нем будут листья клена и осины, ветви орешника, рябины, калины.

Очень интересно проходит урок на тему "Что нам осень подарила" (урок № 6), на котором дети рассматривают и описывают натуральные объекты.

Цель речевой разминки – развитие активного словаря. Первоклассники дают характеристику различным овощам и фруктам. Учащиеся уже знают эту формулировку задания, и поэтому упражнение может идти в быстром темпе. Например:
Малина красная, а черника _________.

Груша сладкая, а крыжовник _____.

Яблоко круглое, а огурец _________.
И так далее.

На этом уроке найдется место различным дидактическим играм ( "Узнай по описанию"). Первоклассники берут на себя роль какого-нибудь овоща (фрукта) и, не называя, описывают его (от первого лица). Образец может дать учитель. Например:

"Я очень полезная травка – мои душистые листики кладут во все кушанья. Меня так и называют – пряная зелень, потому что я придаю аромат всем блюдам. Если вы сравните мои веточки и веточки моих сестер, то увидите, что мои – кудрявые, а их– простые. Да и корни у всех у нас разные. Если они большие и толстые, то это корневая травка, а если небольшие и тонкие – то листовая. Меня иногда путают с сельдереем и даже с укропом, но я совсем другая душистая травка".

Если на столе будут лежать веточки петрушки, листовой и корневой, то дети догадаются, от имени какого растения вы говорили. Не беда, если они не знают этого корнеплода – в этом случае их знания расширятся.

В зависимости от знаний детей об овощных культурах можно обогатить и углубить их представления, введя новые биологические понятия. Например, интерес учащихся вызовет ваш рассказ о полезных пряно-вкусовых культурах, которые не везде употребляют в пищу. Дети попробуют, к примеру, кресс-салат, попьют чаю с мелиссой.
^ В записную книжку учителя

Кресс-салат в народе называют лихорадочной травой, хренницей, потому что он имеет вкус хрена. Это очень полезная пряная лечебная трава. В народе она употребляется при малокровии, заболеваниях дыхательных путей, для улучшения аппетита. В зелени кресс-салата много минеральных солей (калия, кальция, фосфора, железа), витаминов, горчичного масла и йода. Это однолетнее неприхотливое растение, которое растет в самых разных условиях.

Еще одно полезное растение – мелисса лекарственная (лимонная мята). В народе эту травку называют медовка, пчелиная трава, пчельник. Это связано с тем, что во время цветения ее любят навещать пчелы. Листья и стебли мелиссы обладают сильным и приятным лимонным запахом и горьковатым пряным вкусом. Это растение лекарственное, оно помогает при сердечных заболеваниях, бессоннице и одышке.
Обязательно рассмотрите осенние цветы (натуральные или их рисунки). Пусть дети назовут цветущие растения (гладиолусы, астры, бархатцы, хризантемы и др.), опишут их. Уже на этом уроке можно предложить первоклассникам рассказ-этюд. Напомним, что это – лаконичное (два-три предложения), образное описание конкретного объекта природы.

Например, каждому ученику выдается цветок астры (бархатцы, гладиолус, анютины глазки), и он описывает его, используя сравнение, образные выражения, аллегорию. Дети выполняют это задание впервые, поэтому удачный рассказ-этюд может получиться не у всех учеников. Не волнуйтесь по этому поводу, так как теперь вы знаете, с кем из учащихся нужно работать, уча их составлять описания, и рассказы каких первоклассников можно использовать в качестве образцов.

Приведем несколько рассказов-этюдов учащихся первого класса.

Об астре:

"Этот цветок как ежик, только он сиреневый и неколючий";

"Белый шарик, розовый шарик, как помпон на вязаной шапочке".

^ О бархатцах:

"Кто сказал, что это цветок? Это солнышко!"

"У меня цветки, как веселые пуговки-шарики"

Может быть, вам повезет, и дети во время экскурсии в лес найдут грибы. Теперь в классе они могут вспомнить и рассказать, как назывались найденные грибы, где и как они росли (под елочкой или на солнечной полянке, на пеньке или на стволе поваленного дерева). Можно рассмотреть грибы (муляжи или рисунки), разделить их на две группы - съедобные и несъедобные.

Работа с таблицей "Календарь сбора грибов" (учебник, с.22) поможет сформировать представления детей о времени появления различных грибов в лесу. Дополните знания ребят о грибах: расскажите о тех их представителях, с которыми они могли никогда и встречаться. Пообещайте, что за время изучения "Окружающего мира" учащиеся еще много интересного узнают об этом природном царстве.

^ В записную книжку учителя

Строчок осенний (рисунок дан в Приложении)

Увидеть строчок осенний можно в сосновых и сосново-березовых лесах. Близ дорог, на вырубках, сыроватых лесных опушках этот гриб вырастает большим и заметным. Шляпка его 7-10 см шириной похожа на сжатую губку каштаново-бурого цвета. Толстая ножка беловатого или розоватого цвета. Гриб этот называют условно-съедобным, так что лучше его не срывать, а только полюбоваться им, удивляясь его необычности.

^ Желчный гриб. Горчак (рисунок дан в Приложении).

Этот гриб легко спутать с подберезовиком и даже с белым. Растет он в хвойных лесах. В лесах встречается с июля по октябрь. Шляпка гладкая, выпуклая, коричневатого цвета. Этот гриб ядовит, не съедобен. Как отличить его от съедобных грибов? Нужно посмотреть на нижнюю сторону шляпки – она у желчного гриба розового цвета. На изломе гриб сразу розовеет. Если кончиком языка прикоснуться к срезу гриба, то язык почувствует резкий горький вкус, недаром желчный гриб называют горчаком.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Урока Тема урока Основное содержание iconТема урока. Основное содержание Вид урока. Основные виды деятельности
«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской лит-ры. История открытия памятника, проблема авторства. Художественные...
Урока Тема урока Основное содержание iconУрока Тема урока и содержание
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы
Урока Тема урока Основное содержание iconТема урока. Основное содержание. Региональный компонент
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Выявление уровня литературного...
Урока Тема урока Основное содержание iconУрока Тема урока и содержание
Введение. Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев. Беседа о прочитанных книгах летом
Урока Тема урока Основное содержание iconУрока Тема урока и содержание
Знакомство с древнерусским текстом. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси
Урока Тема урока Основное содержание iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение, принцип дейст­вия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От
Урока Тема урока Основное содержание iconУрока Содержание (тема урока)
Диалог-расспрос о летних каникулах. Обмен личной информацией. Знакомство с частями и символами Соединенного Королевства. Беседа по...
Урока Тема урока Основное содержание iconУрока Тема урока: соответствие программе; место урока в системе уроков...
Соответствие структуры данному типу урока. Чем вызваны отклонения, если таковые имеются; соответствие структуры урока его целям;...
Урока Тема урока Основное содержание iconУрока Вид урока Тема урока Р/р
Национальное своеобразие средневековой русской литературы. «Повесть временных лет»
Урока Тема урока Основное содержание iconУрока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет
Цель урока: Изучение жизни и деятельности М. В. Ломоносова, развитие интереса к его творчеству
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница