Рабочая программа по математике




НазваниеРабочая программа по математике
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 551

Рабочая программа

по математике

(Система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Класс 1


Санкт-Петербург

Учебно – тематическое планирование

по математике.


Класс 1
Количество часов:

всего 132 часа; в неделю 4 часа.

Запланированных контрольных работ: 1

Планирование составлено на основе «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.

Часть 1. Москва «Просвещение» 2010.»; «Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература» 2010»

«Математика». Авторы Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Учебник для 1 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 1 кл.: В 4 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

^ Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по математике разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и авторской программы И.И.Аргинской (система развивающего обучения Л.В.Занкова) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

^ Общая характеристика учебного предмета

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В начальной школе у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • ^ Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

  • Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

  • Развитие критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

^ Основные содержательные линии

Основное содержание обучения в примерной программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными».

^ Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

  • математические представления о числах , величинах , геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность

( аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
^ Место предмета в базисном учебном плане

На реализацию программы по математике в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 540 часов (4 часа в неделю): 1 класс: 132 часа, 2-4 классы - по 136 часов.
^ Результаты изучения учебного предмета

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В результате изучения курса математики, обучающиеся на ступени начального общего образования:

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач4 умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (132 часа)

Введение в математику: сравнение предметов,

формирование пространственных отношений

(в течение первого полугодия)

Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма, ориентация на плоскости или в пространстве и т.д.).

Преобразование заданных объектов по одному или нескольким

признакам.

Рассмотрение различных параметров сравнения объектов (высокий -низкий, выше-ниже, широкий - узкий, шире - уже, далекий- близкий, дальше-ближе, тяжелый - легкий, тяжелее - легче и т.д.).

Относительность проводимых сравнений.

^ Изучение чисел (45 часов)

Однозначные числа

Сравнение множеств. Рассмотрение параметров абсолютного (много - мало) и относительного (больше - меньше) сравнения.

Установление взаимно - однозначного соответствия между элементами множеств как основа отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами.

Знаки, используемые для обозначения этих отношений (=, >, <).

Число как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств. Знакомство с однозначными натуральными числами.

Цифры как знаки, используемые для записи чисел.

Сравнение чисел на основе сравнения соответствующих им множеств.

Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства.

Упорядочивание и его многовариантность. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания и в порядке убывания. Упорядочивание расположения множеств с разным количеством элементов и соответствующих им чисел.

Знакомство с натуральным рядом в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда.

Отрезок натурального ряда чисел. Сходство и различие между натуральным рядом и его отрезком.

Число «ноль», его запись и место среди других однозначных чисел. Характеристика ряда целых неотрицательных чисел как особой последовательности, отличной от натурального ряда.

^ Двузначные числа

Десяток как новая единица счета. Счет десятками в пределах двузначных чисел.

Устная и письменная нумерация в пределах четырех первых десятков, а также двузначных чисел, оканчивающихся нулем.

Изучение действий (45 часов)

Представление о действии сложения. Знак сложения (+). Термины, связанные со сложением: сумма, значение суммы, слагаемые.

Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду.

Состав чисел первого и второго десятков (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых).

Составление таблицы сложения на основе получения чисел из двух однозначных натуральных слагаемых.

Переместительное свойство сложения. Сокращение таблицы сложения на основе использования этого свойства. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду.

Сложение с нулем.

Вычитание. Знак вычитания (–). Термины, связанные с вычитанием: разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое.

Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду.

Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи.

Вычитание нуля из натурального числа.

Знакомство с сочетательным свойством сложения и свойствами вычитания: вычитанием числа из суммы и суммы из числа.

Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. Рассмотрение различных способов выполнения этих операций. Использование таблицы сложения как основной способ их выполнения.

Изучение элементов алгебры (12 часов)

Знакомство с равенствами и неравенствами.

Понятие об уравнении как особом виде равенств. Первое представление о решении уравнения. Корень уравнения.

Решение уравнений вида х + а = b, а х = b различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблицы сложения, на основе связи между сложением и вычитанием).

Изучение элементов геометрии (20 часов)

Ориентация в пространстве и на плоскости: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «перед», «за», «посередине», «между», а также их сочетания (например, «вверху слева» и т.д.).

Осознание относительности этих положений в зависимости от положения наблюдателя.

Знакомство с линиями - прямой, кривой, ломаной. Первое представление о бесконечности прямой.

Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга.

Луч и отрезок. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи чертежной линейки (без делений). Обозначение прямых, лучей и отрезков при помощи букв латинского алфавита.

Построение отрезка, равного данному, при помощи циркуля и чертежной линейки.

Сложение и вычитание отрезков при помощи этих инструментов.

Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки.

Первое представление об угле. Различные интерпретации понятия «угол»: как фигуры, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки, и как части плоскости, ограниченной такими лучами. Знак, обозначающий угол на письме (угол).

Прямой, острый и тупой углы. Соотношение между видами углов. Установление вида угла при помощи угольника.

Построение углов. Их обозначение при помощи букв.

Незамкнутые и замкнутые ломаные и кривые линии. Взаимное расположение кривых и ломаных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник - треугольник.

Уточнение геометрической терминологии, знакомой из дошкольного детства.

Сравнение реально встречающихся объемных предметов. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объемных тел.

Выделение на поверхности объемных тел знакомых плоскостных геометрических фигур.

Изучение величин (10 часов)

Сравнение отрезков и их моделей приложением, наложением, на глаз, при помощи циркуля. Длина отрезка.

Понятие мерки. Сравнение длин отрезков при помощи произвольно выбранных мерок. Основное правило использования мерок при сравнении.

Числовая характеристика отношения длины отрезка к выбранной мерке, ее зависимость от выбора мерки.

Знакомство с общепринятыми мерами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром (м). Соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м.

Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой и др.

Измерение длины отрезков при помощи одной или двух общепринятых мер (например, 16 см и 1 дм 6 см).

Построение отрезков заданной длины при помощи измерительной линейки.

Работа с задачами (подготовительный этап, в течение года)

Составление рассказов математического содержания к рисунку.

Упорядочивание нескольких данных рисунков и создание по ним сюжета, включающего математические отношения.

Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета.

Внесение изменений, устраняющих искажения смысла сюжета, в данные рисунки.
^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ (4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ).


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Изучение чисел

Счёт предметов. Чте­ние и запись чисел от ну­ля до ста. Сравнение и упорядочение чисел, зна­ки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядоче­ние величин.Соотношения между единицами измерения однородных величин.


Числа

Счёт предметов. Порядок следова­ния чисел при счёте. Число «нуль». Запись и чтение чи­сел от 1 до 100. Отношения «равно», «больше»; «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на поря­док следования чисел при счёте, с по­мощью действий вычитания). Группировка чисел. Упорядочение чи­сел. Составление числовых последова­тельностей.

Величины.Различные способы измерения ве­личин. Сравнение и упорядочение предметов (событий) по разным при­знакам стоимости. Соотноше­ния между единицами измерения од­нородных величин. Упорядочение ве­личин.


Выбирать способ срав­нения объектов, прово­дить сравнение.

Моделировать ситуа­ции, требующие перехода от одних единиц измере­ния к другим.

Группировать числа по заданному или самостоя­тельно установленному правилу.

Наблюдать закономер­ность числовой последова­тельности, составлять (дополнять) числовую по­следовательность по задан­ному или самостоятельно составленному правилу.

Оценивать правиль­ность составления число­вой последовательности.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чи­сел и величин, их упоря­дочения.

Характеризовать яв­ления и события с ис­пользованием величин.


Изучение действий

Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических дейст­вий, знаки действий. Таб­лица сложения. Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметичес­кого действия. Числовое выражение, установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (пе­рестановка и группиров­ку слагаемых в сумме). Алгоритмы письменного сложения, вычитания. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка).




Сложение и вычитание

Сложение. Слагаемые, сумма. Знак сложения. Таблица сложения. Сложе­ние с нулём. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел. Перестановка и группировка слагаемых в сумме не­скольких чисел.

Вычитание. Уменьшаемое, вычитае­мое, разность. Знак вычитания. Вычи­тание нуля.

Связь между сложением и вычита­нием. Нахождение неизвестного ком­понента сложения, вычитания. Устное сложение и вычитание чисел в пределах ста (и в случаях, сводимых к вы­полнению действий в пределах ста, в том числе с 0 и 1).

Отношения «больше на...»,«меньше на...». Нахождение числа, которое на несколько единиц (единиц разряда) больше или меньше данного.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания.

Сравнивать разные способы вычислений, вы­бирать удобный.

Моделировать ситуа­ции, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать матема­тическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).

Моделировать изученные арифметические за­висимости.

Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выраже­ния, нахождении значения числового выражения и т.д.).

Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать и осу­ществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметичес­кого действия.

Использовать различ­ные приёмы проверки правильности вычисления результата действия, на­хождения значения чис­лового выражения.

Работа с задачами (подготовительный этап, в течение года)

Составление рассказов математического содержания к рисунку.

Упорядочивают несколько рисунков и создают по ним сюжет, включающий математические отношения. Дополняют рисунки недостающим для завершения предложенного сюжета. Вносят изменения, устраняют искажения смысла сюжета.

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее це­лесообразный способ ре­шения задачи.

Объяснять выбор

арифметических действий.

Действовать по задан­ному составленному плану ре­шения задачи.

Презентовать различ­ные способы рассуждения (по вопросам, с коммен­тированием, составлением выражения).

Контролировать:обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) характера.

Наблюдать за измене­нием решения задачи при изменении условия (вопроса).


Изучение элементов геометрии.

Взаимное расположе­ние предметов в прост­ранстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между

и пр.).

Распознавание и изоб­ражение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отре­зок, ломаная, угол, мно­гоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Ис­пользование чертёжных инструментов для выпол­нения построений. Гео­метрические формы в окружающем мире. Рас­познавание и называние. Геометрические вели­чины и их измерение. Измерение длины отрез­ка.


Вза­имное расположение предметов в пространстве и на плоскости: выше-ниже, слева - справа, сверху - сни­зу ,ближе – дальше.

Распознавание и называние геометрическиой фигуры:точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная (замкнутая, незамкнутая), угол (прямой, острый, тупой), многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Построение отрезка заданной длины, прямоугольника. Измерение длины отрезка.

Единицы длины: миллиметр, санти­метр, дециметр, метр.

Соотношения между ними. Переход от од­них единиц длины к другим.

Длина ломаной.

Моделировать разно­образные ситуации распо­ложения объектов в прост­ранстве и на плоскости.

Изготавливать (конст­руировать) модели гео­метрических фигур, пре­образовывать модели.

Исследовать предметы окружающего мира: со­поставлять их с геомет­рическими формами.

Характеризовать свой­ства геометрических фигур.

Сравнивать геометри­ческие фигуры по форме

Анализировать жи­тейские ситуации, требу­ющие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

Сравнивать геометри­ческие фигуры по вели­чине (размеру).

Классифицировать (объединять в группы) ге­ометрические фигуры.

Использовать различ­ные инструменты и технические средства для про­ведения измерений.



Изучение элементов алгебры.

Знакомство с равенствами и неравенствами. Понятие об уравнении. Первое представление о решении уравнения. Корень уравнения. Решение уравнений различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблицы сложения, на основе связи между сложением и вычитанием)

Равенство и неравенство. Уравнение. Корень

уравнения.

Знать и понимать термины: уравнение, равенство и неравенство, выражение.

Уметь: решать уравнения различными способами.



Числа и величины

Выпускник
  1   2

Похожие:

Рабочая программа по математике iconРабочая программа по математике для 2 в, г класса
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по математике iconРабочая программа основного общего образования по Математике (6 класс)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по математике для 5 – 6 классов, автор-составитель Жохов В. И. к учебно-методическому...
Рабочая программа по математике iconРабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями...
Руп составлена на основе программы по математике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений, автор : Ю. Н. Макарычев, Москва...
Рабочая программа по математике iconРабочая программа по математике
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике на базовом уровне
Рабочая программа по математике iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Программа рассмотрена на заседании мо учителей естественно – математического цикла моу урагубская сош
Рабочая программа по математике iconРабочая программа по предпрофильной подготовке по математике для...
Рабочая программа по предпрофильной подготовке по математике для 9 класса разработана в целях
Рабочая программа по математике iconРабочая программа по математике (модуль «Алгебра»)
Данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по математике iconРабочая программа для 4 класса по математике
Рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по математике iconПояснительная записка рабочая программа по математике для 10 11 классов...
Рабочая программа по математике для 10 – 11 классов разработана в соответствии с примерной программой среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по математике iconРабочая программа по математике составлена на основе Примерной программы...
Килпъяврская средняя общеобразовательная школа имени А. С. Хлобыстова муниципального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница