Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр




НазваниеРабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с ОНР.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

Содержание.

1. Пояснительная записка.

2. Раздел I. Старшая группа (планирование и результаты).

Приложение № 1. Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по периодам.

Приложение № 2. Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Приложение № 3. Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи.

3. Раздел II. Подготовительная группа (планирование и результаты).

Приложение № 4. Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по периодам.

Приложение № 5. Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Приложение № 6. Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи.

Пояснительная записка.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет , принятых в дошкольное учреждение на два года.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Основной базой рабочей программы являются:

образовательная программа детского сада;

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;

программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель программы.

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения.

Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи старших дошкольников.

Обучение грамоте.

Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР и стертой дизартрией, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами.

Формы и средства организации образовательной деятельности.

Учитель-логопед:

фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель:

музыкально-ритмические игры;

упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

игры-драматизации.

Инструктор по физической культуре:

игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:

игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

В программе выделены следующие разделы.

Старшая группа (дети от 5 до 6 лет).

Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.

Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.

Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

Подготовительная группа (дети от 6 до 7 лет).

Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.

Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР и стертой дизартрией.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;

окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Педагогический коллектив ДОУ представлен воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, методистом, заведующей.

Система составления сетки фронтальных занятий в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях), с учетом индивидуальных особенностей детей и ориентирована:

на значимость каждого вида занятий для коррекции дефекта;

установки «Образовательной программы детского сада» и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;

сведения из проекта программы для детей с ОНР (Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина);

психологические и возрастные возможности детей данных категорий.

Нормативный срок освоения программы - два года.

Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.

Для детей с 5-ти до 6-ти лет.

Количество занятий:

1-ый период –33

2-ой период - 36

3-ий период –33.

Для детей с 6-ти до 7-ми лет.

Количество занятий:

1-ый период – 44

2-ой период - 48

3-ий период - 44

Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Количество этих занятий в зависимости от периода обучения разное.

1-й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 1 занятия по произношению; 1занятие по подготовке к обучению грамоте.

2-й период - 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 1 занятие по произношению; 1 занятиу по подготовке к обучению грамоте.

3-й период - 1 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 1 занятие по произношению; 2 занятия по подготовке к обучению грамоте.

Длительность занятия на начальном этапе работы – 25 минут, к концу первого периода она может быть увеличена до 35 минут.

Литература.

Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.

Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.

Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.

Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.

Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.

Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.

Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.

Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-2004

Похожие:

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр iconОбразовательное Учреждение «Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида»
Авторские методические разработки фронтальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения в старшей и подготовительной...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр iconОбразовательная программа по футболу. Программа разработана
Программа предназначена для подготовки футболистов в спортивно-оздоровительных (сог) группах, в группах начальной подготовки (НП),...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр iconПояснительная записка I. Работа учителя-логопеда в мдоу «Детский сад №64»
Работа учителя-логопеда в мдоу «Детский сад №64», не имеющего специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей....
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр iconОбразовательная программа «плавание»
Программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (сог) группах, в группах начальной подготовки (НП), учебно-тренировочных...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр iconНовоселье для детей старшей и подготовительной группы
Солнца луч в окно стучится, Будит взрослых и ребят, Просыпайтесь, поднимайтесь, Собирайтесь в детский сад!
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр iconИгра для детей старшей и подготовительной группы
...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр iconРабочая программа по разделу «Математика» для старшей группы №9 детей...
По разделу «Математика» для старшей группы №9 компенсирующей направленности для детей с овз (нод)
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр iconОсобенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников
Эта группа детей вызывает у учителя-логопеда особую тревогу, так как именно они испытывают специфические трудности в овладении навыками...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр iconРабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность» для старшей...
По разделу «Изобразительная деятельность» для старшей группы №9 компенсирующей направленности для детей с овз (нод)
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр iconРекомендации учителя-логопеда
Для успешного речевого развития детей дошкольного возраста родителям необходимо придерживаться ряда правил
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница