2. Характерные черты и стадии менеджмента




Название2. Характерные черты и стадии менеджмента
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы

1.Методологические основы менеджмента

Менеджмент — искусство управления (англ.).

Зарождение управления связано с появлением письменности, изданием законов в государствах древнего мира, регулирующих хозяйственную деятельность людей, их участие в экономической жизни общества. Научные основы менеджмента представляют собой всю совокупность знаний об управлении.

Основателем научного менеджмента является американец инженер-механик Фредерик Тейлор. В 1903 г. издана его книга “Цеховой менеджмент”, в 1911 — “Принципы и методы научного менеджмента”.

Основателем классической административной школы управления считается французский горный инженер, управляющий горно-металлургической компании “Камамболь” Анри Файоль. Теоретические основы управления, не устаревшие по сей день, им изложены в книге “Общее и промышленное управление” (1916).

Главные идеи классического управления разработаны немецким социологом Максом Вебером в виде позитивной теории “рациональной бюрократии”, стержнем которой выступают безличность, рациональность, ограниченность ответственности, строжайшая регламентированность действий управленческого персонала, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов деятельности.

Научная мысль в ХХ веке обогатила менеджмент целым рядом “школ” и подходов. Среди них, особо значимые, кроме теории классического управления, школа человеческих отношений, поведения и общения в бизнесе, количественный, ситуационный, программно-целевой и системный подходы. В последние годы большое внимание уделяется вопросам культуры организации, лидерства, кадрового и инновационного менеджмента.

Менеджмент имеет два основных функциональных назначения — науки и практики. Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента связана с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением этой практики для развития теории.

Менеджмент — синтетическая наука. В нем используются результаты многих наук. В первую очередь — это экономическая теория и экономика отдельных отраслей хозяйства. Стержнем менеджмента выступают науки об управлении объектами разного рода — кибернетика, общая теория систем, исследование операций, структурных и функциональный анализ, а также собственно теория управления, рассматривающая проблемы организации дела и мотивации персонала. Особая роль отводится психологии — формированию благоприятного психологического климата в коллективах фирм, компаний, умение руководителей общаться с персоналом, вызывая энергию, энтузиазм, творчество сотрудников, умение вести переговоры с партнерами.



2. Характерные черты и стадии менеджмента




Характерные черты менеджмента:

1.Экономический аспект - заключается в том, что управление осуществляется через координацию материальных и трудовых ресурсов для достижения цели – прибыли.

2.Социально-психологический аспект - заключается в том, что деятельность осуществляется группой лиц по руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей – система власти, культура, ценности, обычаи.

3.Правовой аспект - заключается в том, что деятельность опирается на государственную политику и определяется законодателем.

4.Организационно-технический аспект - заключается в необходимости определить рациональную последовательность исполнения целей заданных стратегий.
^ Стадии менеджмента:

Три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.

1.Стратегическое управление.

- Анализ среды организации (сюда входит макроокружение, непосредственная среда, внутреннее окружение).

- Определение миссии организации.

- Определение целей.

- Прогнозирование.

- Разработка стратегии, стратегическое планирование.

- Контроль.

2.Оперативное управление.

- Создание структуры.

- Приобретение ресурсов.

- Планирование.

Распорядительство и мотивации.

3.Контроль(анализ достигнутых результатов и выступает как исходный пункт нового цикла управления)

^

3. Развитие менеджмента в прошлом (школы)


В первой половине ХХ века получили развитие четыре различные школы управленческой мысли:

Школа научного управления (1885 - 1920 гг.) наиболее тесно связана с работами Ф.У. Тейлора, Френка. Они полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику, анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум, т.е. люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и правления от фактического выполнения работы.

^ Классическая или административная школа в управлении. Авторы (1920 - 1950 гг Линдал Урвик , Джеймс Д. Муни.

“Классики” старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики - “классики” были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство, маркетинг. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

Принципы управления Анри Файоля:

- ^ Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях.

- Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ. Где даются полномочия - там возникает ответственность.

- Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, она также предполагает справедливо применяемые санкции.

- Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

- ^ Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

- Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы не должны превалировать над интересами компании.

- ^ Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать плату за свою службу.

- Централизация. Централизация является естественным порядком вещей. Должна быть правильная пропорция между централизацией и децентрализацией.

-^ Скалярная цел. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, кончая руководителем низового звена.

- ^ Порядок. Место для всего, и все на своем месте.

- Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

- Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

- Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации.

- ^ Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Двух ученых - Мери Паркер Фоллет и Элтона Мэйо - можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений (1930 - 1950 гг). Именно Фоллет была первой, кто определил менеджмент как “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти усилия руководителя. Мотивами поступков людей, предполагает Абрахам Маслоу (психолог), являются в основном не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично или косвенно удовлетворены с помощью денег. Представители школы поведенческих наук (1950 - по настоящее время) - это Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг, изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержание работы и качества трудовой жизни. Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы.

^ Школа науки управления или количественный подход (1950 - по настоящее время). Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами, количественными значениями. Крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров, которые позволили исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности.





^ 4. Перспективы развития теории и практики менеджмента

Возникновение управленческой науки базировалось на использовании концепций и методов, разработанных для других дисциплин. Поэтому естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин и их включение в методологические основы современного менеджмента. В то же время теория и практика менеджмента в результате развития выработала и свою собственную систему взглядов на принципы построения, формы и способы научного познания.

В современной системе взглядов на менеджмент можно выделить следующие принципиальные положения.

1. Применение системного подхода в управлении. Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управлении, является представле­ние о предприятии как о системе высочайшего порядка сложности, системе, важнейшими частями которой являются люди.

2.Применение ситуационного подхода в управлении. Ситуационный
подход расширил практическое применение теории систем, определив
основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации.

Новая роль управления - нововведения (инновации), интеграция,
интернационализация

^ Нововведения (инновации). Это одна из главных узловых проблем менеджмента.

Интеграция. Интеграция сегодня имеет широкое толкование. Это не только интеграция различных производств, но и интеграция производства и науки, хозяйственных и исследовательских организаций.
Интернационализация. Речь идет о процессах, которые носят объективный характер. Сама по себе эта тенденция к углублению международного разделения труда прогрессивна, она ориентирована на обеспечение максимального роста производительности труда международных компаний.

Современная наука об управлении делает акцент на хаос и сложность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятым и неконтролируемым. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями, и именно в этом заключена возможность диалога между практикой управления и наукой, успешного использования достижений науки в практике. Формирование «теории хаоса» , применение ее положений в управлении сложными системами является перспективным направлением повышения эффективности работы организаций.


^ 5. Принципы эффективного управления
Роль принципов - конституционная основа. Различают общие и правила функционирования отдельных элементов. Общие принципы определяют как систему управления, так и присущи отдельным элементам.

1 Принцип научности управления.

-управленческая деятельность должна носить объективный характер;

-использование новейших методов и средств;

-управленческая деятельность под воздействием науки развивается совершенствуется;

2 . Принцип экономичности.

Основные затраты на управление - оплата труда персонала управления.

3.Принцип экономичности управленческой деятельности.

Должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия. Затраты и результаты необходимо соотносить.

4.Принцип комплексности.

Учет управленческой деятельностью всех факторов.

5.Принцип системности управления.

Предполагает кроме комплексности учет влияния всех факторов друг на друга и на результат управленческой деятельности.

6.Принцип пластичности.

Гибкость, легкая адаптируемость к изменяющимся внешним условиям.

7. Принцип самокорректировки .

Система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния.

8.Принцип оперативности.

Быстрая реакция на изменение ситуации.

9Принцип здравого смысла.



6. Менеджмент



^ 7. Цели, задачи и направления управленческой деятельности
Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация в процессе бизнеса. Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.

Общие цели - вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека.

Конкретные цели - определяются сферой и характером бизнеса.

Стратегические - определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается сущность менеджмента фирмы, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества.

Текущие - определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.

Стратегические цели выражают качественные параметры функционирования фирмы, текущие - количественные на определенный период. Организация всегда имеет хотя бы одну общую целью. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями .В процессе планирования руководство организацией разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс не имеет односторонней направленности т.к. в выработке тактических целей принимают участие все члены организации.

Главная цель менеджмента – повседневная забота о повышении результативности и эффективности работы фирмы. Другая цель менеджмента – обеспечение нужд клиентов и создание новых рынков. То есть стороны управление качеством выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, а с другой – управление ассортиментной политикой и поиск новых рынков сбыта.

Из всего вышесказанного следует, что задачами процесса управления любой организации являются – повышение прибыльности, снижение издержек и исключение рисков. Для некоммерческих организаций актуальным является минимизация затрат – расходов на сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергию, оплату труда, амортизацию. Преодоление рисков и рисковых ситуаций касается всех предприятий независимо от их отношению к коммерции, поскольку любой бизнес связан с какой либо долей риска. Принимая во внимание цели и задачи менеджмента. Следует подчеркнуть необходимость управления всеми направлениями производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Управленческая работа должна охватывать следующие области: мат.тех. снабжение; технологию; кадры; финансы; маркетинг; науч.исслед. и опытно-конструкторский работы.


^ 8. Методология современного упрпвления

Методы — это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой процесс реализации функций менеджмента и процесс воздействия на персонал фирм с целью активизации его работы. Эта особенность предполагает использование в менеджменте методов двоякого рода:

— методы реализации управленческих функций;

— методы воздействия на деятельность фирм в целом и их персонал, включая каждого конкретного работника.

Свойства методов зависят от всех элементов системы менеджмента, их характер определяется целями, принципами, функциями и персоналом управления.

^ Функции методов. Методы должны обеспечивать:

— высокую эффективность деятельности фирмы;

— активную творческую деятельность каждого работника;

— четкую организацию производственной и управленческой деятельности;

— слаженную, гармонично увязанную работу всего персонала фирм.

^ Требования, предъявляемые к свойствам методов менеджмента:

— Методы должны быть объективными, соответствовать законам, на которых базируется управленческая деятельность.

— Методы должны обеспечивать гармоничное сочетание личных, коллективных, государственных и общественных интересов.

— Методы должны представлять из себя систему, т.е. должны быть взаимообусловленными и пропорциональными по силе воздействия.

^ Механизм выбора методов управления:

— оценка ситуации и направлений воздействия методов управления;

— выработка состава методов;

— обеспечение условий успешной реализации методов управления.

Методы не должны противоречить друг другу.

^ Виды методов управления:

Экономические методы — это способы воздействия на людей. В рыночной экономике используется множество экономических методов — заработная плата, премии, вознаграждения, квартиры, налоговая система)

^ Организационные методы — это способы воздействия на организационные интересы людей. Существуют три вида:

Организационо-стабилизирующие — способы, с помощью которых устанавливаются долговременные, стабильные взаимосвязи между участниками совместной деятельности (формирование организационных структур аппарата управления; разработка различных положений о службах и отделах, в которых фиксируются их обязанности; устный инструктаж).

Организационно-распорядительные — методы, с помощью которых корректируются долговременные связи, отношения. Связаны с текущей деятельностью и призваны поддерживать установленный режим предприятия.

Организационно-дисциплинарные — восстанавливают запланированный режим управления с помощью мер воздействия на нарушителей установленного порядка.

^ Социально-психологические методы управления:

Социальные — способы воздействия на социальные интересы людей (социальные исследования, социальное планирование, социальное регулирование)

Психологические — методы воздействия на психологические интересы людей (метод гуманизации труда, метод комплектования малых групп, создание совместимости руководителей с подчиненными). Психологические методы связаны со стилем руководства.

^ Отличительные черты современного менеджмента

1.Системный подход к управлению - состоит в следующем - предусматривает принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимодействии;

2.Ситуационный принцип управления - утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией;

3.Определяющая роль организационной культуры - формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей, принятых в организации. Играет ведущую роль в развитии и судьбе организации по причине ее глубокого влияния на эффективность всех сторон деятельности.

4.Механизация и автоматизация управленческого процесса - представляет собой внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники;

5.Демократизация управления - проявляется в активном участии рядовых работников в управлении производством на основе подачи предложений, участии в работе кружков качества, оказании помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений.

6.Интернационализация М. - означает усиление роли интернационального фактора в управлении организацией по причине растущего межгосударственного разделения и кооперации труда, а также обостряющейся международной конкуренции.


^ 9. Уровни и масштабы управления (при списывании изменять формулировку)
Большинство фирм имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний. Управляющий каждого уровня выполняют одинаковые функции: планирование, организация, руководства, мотивация, контроля. Различие лишь в том, какое значение они придают той или иной функции.

Руководитель верхнего уровня уделяют планированию, и организации больше времени, чем управляющий более низких уровней. Управляющий среднего уровня уделяет руководству и контролю больше времени, чем управляющий верхнего уровня. Управляющий нижнего уровня расходует большую часть времени на мотивацию и контроль подчиненных.

Тем не менее, большинство управляющих выполняют все пять функций. Управляющий верхнего уровня среди средних и крупных фирм концентрируют внимание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, процедур и правил их выполнения.

Они отвечают за процветание фирмы и поэтому должны планировать, направлять и контролировать их деятельность. Относят к ним президента и вице-президентов(несколько обычно по сферам деятельности – сбыт, снабжение, финансы, кадры, реклама и т.д.). Управляющие среднего звена возглавляют отделения или отделы.

Они должны организовать работу так, чтобы цели фирмы были достигнуты, а ее политика проводилась в жизнь, подбирать и сохранять хороших работников. Они отвечают, в основном, за руководство повседневной деятельностью своих подразделений.

Относятся управляющие конторами, цехами, складами, старшие мастера, начальники отделов тех.контроля и качества продукции.

Непосредственно подчинен вице-президенту. Нижний уровень управления – это уровень должностных лиц, непосредственно руководящих работой своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников. К ним относят: мастер, бригадир, начальник группы, агент по закупкам, экспедитор.
^ Масштаб управления – численность работников, непосредственно подчиненных одному начальнику. Огромное значение имеет правильное установление пределов распространения полномочий. Следует учитывать, что в случае необоснованного увеличения масштабов управления теряется личный контакт между менеджером и подчиненными, возможны потеря управления группой и появление подгрупп, могут возникнуть трудности в проверке результатов деятельности группы, снижается качество профессионального обучения работников, ослабляется контроль за выполнением порученных им заданий, что отрицательно сказывается на моральном состоянии работников и результатах их труда.

В то же время в случае необоснованного сокращения масштабов управления возникает слишком много уровней управления, возрастают административные затраты, больше времени отводится на принятие решений из-за необходимости прохождения всех звеньев управления, возрастает степень контроля, что может привести к снижению инициативы и творческой активности, неблагоприятно сказаться на моральном состоянии работников.




^ 10. Делегирование, полномочий, обязанностей и распределение ответственности

Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации..

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительной разрешение. Под обязательством понимает то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.

Делегирование реализуется только в случае принятия полномочий и собственно ответственность не может быть делегирована. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой - либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. Объем ответственности - одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями.

Если предполагается, что какое - то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи, организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.


^ 11. Критерии оценки эффективности менеджмента

Устойчивый успех фирмы в значительной степени определяется ее экономической эффективностью и действенностью.

Экономическая эффективность выражает количество затрат, которые фирма использует, чтобы произвести единицу продукции. Следовательно, когда компания способна увеличить количество производимой продукции или количество потребителей, которых она обслуживает, и при этом поддерживать неизменный уровень затрат, то компания повышает свою экономическую эффективность. Если количество и качество произведенной продукции остается неизменным, а количество затрат уменьшается, то и в этом случае компания повышает свою экономическую эффективность.

Действенность относится к успешному достижению организационных целей и отражает, правильно ли осуществляют менеджеры деятельность. Эффективность же определяет степень результативности деятельности менеджеров.

Долговременный успех фирмы зависит от ее возможности быть эффективной и действенной. Очевидно, что фирма, которая успешно выполняет свои цели по объему продаж, но из-за уровня рыночных цен почти не имеет дохода (действенна, но неэффективна), является не более успешной, чем фирма, которая достигла низких затрат на единицу продукции, но не имеет оборудования, которое может быть приспособлено для удовлетворения меняющихся запросов потребителя (эффективна, но недейственна).

Характеристики менеджмента.

^ 1. Ориентация на действие, на достижение успехов.

2. Лицом к потребителю. Образцовые компании учатся у людей, которых они обслуживают. Они предлагают потребителям необыкновенно высокое качество товаров, хорошее обслуживание и надежность. Они преуспели в специализации своих товаров.

^ 3. Самостоятельность и предприимчивость. Компании, склонные к нововведениям, стремятся к тому, чтобы в организации было много лидеров и рационализаторов. Они не пытаются держать всех в узде, чтобы ограничить творчество. Они поощряют оправданный риск и поддерживают интересные начинания.

^ 4. Производительность – посредством людей. Образцовые компании относятся к рядовому персоналу как к главному источнику качества и роста производительности. Они не одобряют установок типа «мы и они» в области трудовых отношений и не считают капитальные вложения основным источником повышения эффективности.

^ 5. Связь с жизнью, ценностное руководство. Основная философия организации играет гораздо большую роль в ее достижениях, чем технологические или экономические ресурсы, организационная структура, нововведения и соблюдение сроков.

^ 6. Верность своему делу.

7. Простота формы, минимальный штат управления. Как ни велики были в большинстве своем компании, которые обследовались, формально они не управлялись с помощью матричной организационной структуры, а те немногие, которые пытались применить эту форму управления, от нее отказались. Внутренние структурные формы и системы образцовых компаний отличаются изысканной простотой. Высший уровень управления малочислен. Нередко можно найти корпорации со штатом управления менее 100 человек, обслуживающим предприятия с многомиллиардными оборотами.

^ 8. Свобода и жесткость одновременно. Лучшие компании являются одновременно централизованными и децентрализованными. По большей части они распространяют автономию вплоть до цехов и групп разработчиков продуктов. Кроме того, они – фанатики централизации в том, что касается немногих стержневых ценностей, которым они привержены.



^ 12. Особенности системного и ситуационного подхода
Системный подход - это способ мышления по отношению к организации управлению.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Поскольку люди являются компонентами организаций (социальные компоненты) наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, поступающих извне. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Все организации являются открытыми системами, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем.

^ Ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель, могут значительно варьировать. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:

^ 1 Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений

2 Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случаях, когда они применяются в конкретной ситуации. Руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения данной методики или концепции.

3 Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

^ 4 Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, с конкретными ситуациями.

Успех или неуспех ситуационного подхода основывается на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. Невозможно определить все переменные, влияющие на организацию. Для практических целей менеджеры могут рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые могут повлиять



13. Управление по результатам








Похожие:

2. Характерные черты и стадии менеджмента icon«Сущность, характерные черты и организация оборони тельного боя взвода»
Занятие №7. «Сущность, характерные черты и организация оборонительного боя взвода»
2. Характерные черты и стадии менеджмента iconКалендарно-тематическое планирование по истории России. XIX век. 8 класс
Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I; делать оценочные суждения
2. Характерные черты и стадии менеджмента iconТест по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии Грибоедова
2. Характерные черты и стадии менеджмента iconХарактерные черты ребенка зависят в большой степени от характерных...
Какие могут быть трудности в семейной жизни, в какие периоды, как их избежать или предотвратить
2. Характерные черты и стадии менеджмента icon«Портрет выпускника»
Рассказывать о шестилетках можно по-разному Если спросить специалиста по дошкольному воспитанию, каковы наиболее характерные черты...
2. Характерные черты и стадии менеджмента iconОзеро Байкал
Если в реках главной причиной движения воды является градиент силы тяжести, то в озерах ветер. Но в ряде случаев черты речного режима...
2. Характерные черты и стадии менеджмента iconУчебник: Н. В. Макарова «Информатика и икт»
Характерные черты информационного общества. Этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Информационная...
2. Характерные черты и стадии менеджмента iconИс в общих чертах можно разбить на три основные стадии
На стадии проектирования закладывается основа будущей ис, что требует тщательного выполнения всех работ. Обычно проделывается следующая...
2. Характерные черты и стадии менеджмента iconЭкономический анализ
Метод и приемы экономического анализа: метод как способ исследования, характерные черты метода экономического анализа, методы статистики...
2. Характерные черты и стадии менеджмента iconЯзвенная болезнь желудка и 12 перстной кишки в стадии затихающего...
Все блюда готовятв отваренном и протертом виде или на пару. Жидкости 1,5 л поваренная соль 6-8 г масса суточного рациона 2,5-3 кг....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница