Программа «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII




НазваниеПрограмма «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА «СКАЗКА СВОИМИ РУКАМИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Плюснина Елена Анатольевна,

МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида им. Г.С.Плюснина

с. Верховонданка Даровского района Кировской области.
Творческие способности являются самой существенной частью интеллекта человека, и задача их развития становится одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Творческое начало лежит в основе любой деятельности. Даже такой, как работа с мягкой игрушкой. В этом труде всегда есть новизна, творческое изыскание, возможность добиваться более совершенных результатов. Кроме того, механические действия с мелкими предметами (такими как игла, пуговицы, элементы украшения) обеспечивают разностороннее развитие ребёнка. Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом и позволяет успешно проявлять себя в трудовой деятельности.

Многолетние занятия с детьми в кружке «Плюшевый мишка» подтвердили, что изготовление мягкой игрушки собственными руками увлекает школьников, способствует развитию трудовых умений и навыков. Но при организации кружковой деятельности сразу встают вопросы:

- Как сделать занятия кружка интересными и насыщенными для детей?

- Как помочь быстрее овладеть навыками ручного шитья?

- Как сделать так, чтобы занятия способствовали развитию и коррекции воспитанников?

В ответ на эти вопросы пришла идея соединить в одной программе три мощные коррекционные методики: ручной труд по изготовлению мягкой игрушки, элементы сказкотерапии и куклотерапии.

В процессе изготовления мягкой игрушки воспитанники учатся:

  • Анализировать объект, актуализируя при этом свой прошлый опыт;

  • Устанавливать логическую последовательность отдельных действий по изготовлению поделки;

  • Рассказывать о проделанной работе, определять правильность действий и результатов;

  • Оценивать качество готовых изделий;

  • Находить им применение.

Мягкая игрушка (кукла) – это предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребёнка.

Первоначально ребёнок выполняет только подражательные действия, в дальнейшем кукла является объектом эмоционального общения. Игрушка учит ребёнка доброте, рефлексии, способности идентифицироваться и эмоционально отождествляться с куклой, природой, другими людьми.

Куклы выступают в качестве актёров, которыми, как режиссер, управляет и руководит ребёнок. Сюжет и содержание игры создаёт он сам. Это может быть и проигрывание известных детских сказок, и придумывание собственных действий, новых сказок.

Использование элементов сказкотерапии и куклотерапии несёт мощный коррекционный эффект, позволяет объединить интересы ребёнка и коррекционные задачи педагога, даёт возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребёнка с целью её коррекции или психопрофилактики.

^ Цель программы «Сказка своими руками»– развитие творческих способностей и трудовых умений у учащихся с огранными возможностями здоровья в процессе изготовления мягкой игрушки.

Задачи программы.

  1. Обучить практическим навыкам работы по изготовлению мягкой игрушки;

  2. Способствовать развитию и коррекции сенсомоторной и умственной деятельности;

  3. Развивать творческие способности детей с огранными возможностями здоровья;

  4. Формировать положительные качества личности (аккуратность, трудолюбие, способность к сосредоточению внимания и т.д.);

  5. Обучать детей правилам и нормам общения в коллективе.

Образовательный курс программы рассчитан на три года обучения.

Первый год обучения.

Воспитанники должны знать:

  1. Виды русского народного творчества.

  2. Технику выполнения основных швов.

  3. Сведения о материалах и приспособлениях для шитья.

  4. Технологию выполнения простейших мягких игрушек.

Должны уметь:

  1. Владеть приёмами изготовления простейших игрушек и способам их оформления.

  2. Выполнять основные швы.

  3. Правильно использовать в работе ножницы, иголку, булавки.

Второй год обучения.

Воспитанники должны знать:

  1. Основные технологические процессы.

  2. Декоративные свойства материалов.

  3. Технологию изготовления куклы.

Должны уметь:

  1. Ориентироваться в задании.

  2. Работать с выкройками.

  3. Владеть приёмами изготовления традиционных игрушек.

  4. Работать с мехом.

  5. Придавать своему изделию индивидуальность.

  6. Контролировать свою работу.

Третий год обучения.

Воспитанники должны знать:

  1. Историю тряпичной куклы.

  2. Знание элементов русского народного костюма.

  3. Технику выполнения объёмной аппликации

Должны уметь:

  1. Владеть приёмами самостоятельного конструирования и изготовления игрушки.

  2. Разбираться в выкройках и чертежах.

  3. В процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию игрушки.

  4. Ориентироваться на качество изделия.

Для успешного усвоения программы количество детей в группе не более 12 человек. Режим работы кружка два раза в неделю по одному часу.

Программа «Сказка своими руками», как и любая программа специальной (коррекционной) школы VIII вида, следует концентрическому принципу размещения материала, что создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с основными видами швов, затем нарабатываются навыки их использования в изготовлении несложных поделок, отрабатываются все этапы изготовления мягкой игрушки, и далее уже происходит ежегодный повтор и усложнение содержания работы.

При этом возможность использования сказочных сюжетов, позволяет поддерживать у детей с нарушениями интеллектуальной деятельности постоянный интерес к изучаемому курсу.

Кроме того, обучение построено «от простого – к сложному»: от изготовления простых игрушек на основе шарика и валика – к более сложным игрушкам, от изучения плоских - к объёмным игрушкам. Постепенно от индивидуальных поделок дети переходят к изготовлению коллективных работ. Совместная деятельность является важным этапом в развитии творческих способностей каждого ученика.

Изготовление любой мягкой игрушки начинается с изучения теоретического материала; сведения из истории игрушки, технологии изготовления, особенности оформления изделия. Проводится анализ образца, актуализируются уже имеющиеся у детей знания о материалах и инструментах, необходимых для работы, сообщаются новые сведения. Также детям показываются основные приёмы работы, необходимые при выполнении предлагаемого изделия. Они сопровождаются подробной и дозированной инструкцией. Происходит предварительное планирование предстоящей работы, предполагающее установление учениками логической последовательности изготовления игрушки, определение приёмов работы и инструментов, нужных для её выполнения.

Закрепление знаний организуется с помощью игровых упражнений, которые требуют от учащихся осмысливания теоретических представлений.

Формирование трудовых умений происходит в процессе практической работы при выполнении конкретных технологических операций или трудового задания. Учащиеся осваивают некоторые двигательные трудовые приёмы. Основные из них:

Приёмы разметки (нанесение разметочных линий на бумагу и картон с помощью шаблона и линейки):

Приёмы обработки материала (прокалывание отверстий, резание);

Приёмы соединения деталей (соединительные швы, соединение при помощи пуговиц, ниточных креплений и перетяжек);

Приёмы контроля (сравнение с образцом, качество выполнения швов и соединений).

Большинство приёмов, которыми овладевают дети, являются профессиональными, применяемыми в дальнейшем на занятиях в школьных мастерских.

Предварительное планирование предстоящей работы способствует тому, что дети осознают значимость составления плана и необходимость придерживаться его в практической деятельности.

^ Применение специальных операционных и технологических карт способствует более полному пониманию технологии изготовления мягкой игрушки.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для развития личности ребёнка. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия. Вовремя работы происходит становление характера ребёнка, так как требуемые волевые усилия постепенно формируют такие черты характера, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Часто дети сами становятся героями сказок, придумывают сказочные сюжеты, наделяют игрушку чертами характера сказочного героя. А использование игровых и коррекционных упражнений создаёт в процессе обучения атмосферу заинтересованности и новизны.

Например, «Волшебный футляр» это набор макетов инструментов, материалов, закреплённых на планшете. Его использование позволяет наглядно демонстрировать изученные правила техники безопасности, поддерживать порядок в своей рабочей папке и на рабочем столе.

«Паровозик из Ромашково» помогает на этапе планирования трудового задания. В его кармашки-вагончики последовательно раскладываются карточки с описанием технологических операций.

«Царица Ромашка» помогает разобраться в многообразии тканей, материалов и их свойствах. «Миссис Фурнитура» - в элементах декорирования готовых изделий.

В качестве наиболее подходящей формы словесного творчества подходит комплексное сочинение сказок и историй.

Поэтому на третьем году обучения центральным местом в работе кружка становятся коллективные работы.

^ Итогом всей деятельности кружка являются выставки творческих работ (тематические и праздничные), творческие и художественные конкурсы: районного, окружного и федерального масштабов.

Занятия по данной программе тесно связаны с уроками чтения и развития устной речи, рисованием и математикой, ручного труда и швейного дела. Они благотворно влияют на развитие психических процессов и свойств личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогическое диагностирование на протяжении всего обучения помогает оценить возможности детей и, в дальнейшем, отследить динамику их развития.

Для определения изменений, происходящих в процессе творческой деятельности, используется «Карта личностного развития ребёнка». В ней выделены такие параметры как: сенсорная ориентация, владение рукой, степень творческого мышления, увлечённость деятельностью, развитие общей моторики, открытость в общении.

Работа по программе в течение трёх лет дала положительные результаты. Это можно увидеть в следующей диаграмме:

У детей:

  • сформировался устойчивый интерес к занятиям.

  • повысилась работоспособность и целенаправленность действий.

  • речь детей стала образнее и выразительнее.

  • межличностное общение приобрело продуктивный характер.

  • появилось желание вносить в образ игрушки что-то своё, новое и необычное.

  • способности, воображение и фантазия.

Это говорит о том, что в прочесе реализации программы произошли изменения в развитии личности ребёнка с ОВЗ, которые подтверждают, что творчество это эффективный способ, с помощью которого активизируется внутреннее состояние детской души.

Композиция «Бременские музыканты»
школа 001


Композиция «Колобок»
школа 001

Похожие:

Программа «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII iconКоррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...
Программа «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII iconПрограммы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII...
Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб
Программа «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII iconОбразовательная программа мбскоу скош №83 строится на основе: Закона «Об образовании»
Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Программа «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII iconРабочая программа по изобразительному искусству во 3 классе по программе...
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII icon«Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат №7 VIII вида» г. Олекминска

Программа «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII iconПрограмма развития ракитянской специальной (коррекционной) общеобразовательной...
Образовательная программа рассчитана на 5 лет. Ее назначение состоит в реализации в 2011-2015 году актуальных и перспективных образовательных...
Программа «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII iconУчреждения
Пушкинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Программа «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII iconРабочая программа по музыке 1- 4 классы предмет, класс
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII iconСписок учащихся Кольской специальной (коррекционной) общеобразовательной...

Программа «сказка своими руками» как средство развития творческих способностей воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII icon2. 2 Порядок и условия оплаты труда работников школы интерната п...
Положение об оплате труда работников Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница