Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку»




НазваниеРабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа

Рассмотрена и одобрена на заседании

методического объединения
Председатель МО ----------/------------/

Утверждена руководителем

образовательного учреждения
---------------/--------------/



«------»-----------2013 г.

Рабочая программа

элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

в 11 А классе


Составитель: учитель русского языка и литературы

Гагарина С. В.

2013

Пояснительная записка.

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рецензию или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Содержание дисциплины.

Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе. Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определённую интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) даётся в оригинальной форме» (Т. А. Ладыженская) и виду творческой работы, рассчитанному на «авторскую индивидуальность» ученика (Ю. А. Озеров). В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру. Эссе – жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом. Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира – научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций. Программа состоит из четырёх разделов: «Введение теоретического понятия и анализ текстов эссе», «Форма эссе и его языковое воплощение», «Эссе разных авторов», «Составление собственных эссе».
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11-ых классов.


Основные цели курса:

– гуманитарное развитие школьников;

– развитие творческих способностей личности;

– овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

– формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

– овладение нормами русского литературного языка;

– обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

– обучение работе над сочинением в жанре эссе.
В результате учащиеся должны:

• уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе;

• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);

• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;

• уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе.

Литература

1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2002.

2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 1992.

3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.

4. Закон об образовании.

5. Программно-методические материалы. Русский язык. 5–9-е классы. М.: Дрофа, 1999.

6. Программно-методические материалы. Литература. 5–11-е классы. М.: Дрофа, 1999.

7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18.07.2002 г. № 2783).

Тематическое планирование элективного курса

«Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку».




Наименование

модулей

Максимальная

нагрузка учащегося, ч.

1.

Введение теоретического понятия и анализ текстов эссе

4

2.

Форма эссе и его языковое воплощение

10

3.

Эссе разных авторов

10

4.

Составление собственных эссе

10

5.

Итого

34


^ Календарно-тематическое планирование

элективного курса

«Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

в 11 А классе

на 2013-2014 учебный год




^ Наименование разделов и тем

Форма организации

Кол-во

часов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата

проведения

по плану

Дата проведения фактически




^ Введение теоретического понятия и анализ текстов эссе




4










1.

Введение теоретического понятия и закрепление. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.

Лекция с элементами беседы

1

Запись тезисов лекции, работа с толковым словарём







2.

Как отличить эссе по жанровым признакам (анализ образцов эссе)

Лекция с элементами беседы

Практикум

1

Анализ текстов







3-4.

Анализ текстов эссе.

Практикум

2

Анализ текстов










^ Форма эссе и его языковое воплощение




10










5.

Литературно-критическое эссе и школьное сочинение.

Лекция с элементами беседы

Практикум




Анализ текстов









^ Наименование разделов и тем

Форма организации

Кол-во

часов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата

проведения

по плану

Дата проведения фактически

6-7.

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора.

Практикум

2

Творческое задание







8.

Эссе и очерк.

Практикум

1

Анализ текстов







9.

Слово и эссе в форме слова.

Практикум

1

Анализ текстов







10.

Письмо и эссе в форме письма.

Практикум

2

Анализ текстов







11.

Эссе и беседа.

Практикум

2

Анализ текстов







12.

Эссе и стихотворения в прозе

Практикум

2

Анализ текстов







13.

Текст, построенный на сравнении.

Практикум




Анализ текстов







14.

Зарисовка.

Практикум




Анализ текстов










^ Эссе разных авторов




10










15-16.

Эссе разных авторов на одну тему.

Практикум

2

Анализ текстов







17.

Анализ исторического эссе.

Практикум

1

Анализ текстов







18.

Воплощение одной темы в в эссеистической и стихотворной форме.

Практикум

1

Анализ текстов







19-20.

Анализ литературно-критического эссе.

Практикум

2

Анализ текстов







21-22.

Анализ тем сочинений.

Практикум

2

Анализ текстов







23-24.

Анализ сочинений-эссе.

Практикум

2

Анализ текстов










^ Составление собственных эссе




10












^ Наименование разделов и тем

Форма организации

Кол-во

часов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата

проведения

по плану

Дата проведения фактически

25.

Тематика творческих заданий.

Практикум

1

Обсуждение тем







26-27-28-29-30-31-32-33.

Проведение творческих заданий.

Практикум

8

Творческая мастерская







34.

Обсуждение и анализ сочинений-эссе.

Практикум

1

Обмен полученным опытом







Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку» iconПрограмма элективного курса по русскому языку в11 классе «Готовимся...
Егэ по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку» iconПояснительная записка рабочая программа элективного предмета «Основы...
Изучение курса базируется на современных системах и языках программирования, практических задачах повышенной сложности
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку» iconРабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»
В экзаменационной работе используются задания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым...
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку» iconВидеоконсультации егэ по русскому языку и математике
Видеоконсультацию «егэ по русскому языку» (часть 1 и часть 2) проводит Цыбулько И. П., руководитель Федеральной комиссии разработчиков...
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Задания должны носить проблемно-поисковый характер и выявлять творческий потенциал участника. Задания олимпиады не должны повторять...
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку» iconРазбор заданий А1 егэ по русскому языку
Причем, при образовании формы слова ударение может смещаться, а может оставаться на одной и той же части слова. Простота же этого...
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку» iconРабочая программа по русскому языку
Данная рабочая программа по русскому языку для 6 класса на 2013-2014 учебный год создана на основе Программы по русскому языку. 5...
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку» iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе:...
Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов. М....
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку» iconРабочая программа по русскому языку, ориентированная на умк
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента Государственного стандарта...
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языку» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Культура речи. Языковая норма»
Цель курса: содействовать формированию открытой для общения личности, владеющей навыками деловой коммуникации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница