Тема: «Педагогика практической деятельности»




НазваниеТема: «Педагогика практической деятельности»
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
  1   2
Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе М.В.Кирилина
консультация для воспитателей 

тема: «Педагогика практической деятельности»

Цель: ознакомление с основами педагогической системы С.Френе.

 

Селестен Френе — один из самых видных педагогов нашего столетия, создатель оригинальной системы обучения и воспитания, проникнутой духом гуманизма и самоотверженной любви к детям. Он ушел из жизни 40 лет назад, но его можно с полным правом считать современным педагогом, поскольку теоретическая концепция и практические рекомендации Френе во многом сохраняют свое актуальное значение. Внимание к особенностям ребенка, оригинальное решение проблем организации школьной жизни, разнообразные эксперименты по активизации учебного процесса и преодолению пороков книжно-вербального обучения, интенсивные поиски новых форм и методов воспитательной деятельности школы — все это органически вписывается в поиски решений задач, стоящих перед образованием и воспитанием подрастающих поколений на пороге XXI в.

Френе родился 15 октября 1896 г. в маленьком городке Гарсе в крестьянской семье. Уже в деревенской начальной школе обнаружились незаурядные способности мальчика, и родители решили отправить его в неполную среднюю школу близлежащего городка Грае. В 1913 г., завершив обязательное обучение, Френе поступает в нормальную школу в Ницце.

Французские нормальные школы — педагогические училища, готовившие учителей системы начального образования. Это были государственные учебные заведения интернатного типа, где учащиеся находились на полном обеспечении. Для детей малоимущих родителей обучение в нормальной школе было одной из очень немногих реальных возможностей получить «интеллигентную» профессию. Этим, прежде всего, объяснялся демократический состав учащихся нормальных школ, а затем соответственно и учителей системы начального образования.

Окончить нормальную школу Френе не пришлось. Грянула первая мировая война. Восемнадцатилетнего юношу призвали в армию. В 1915 г. под Верденом он был тяжело ранен в легкое, четыре года провел в госпиталях, но полностью излечиться так, и не удалось. Всю жизнь Френе страдал одышкой и вынужден был жить только на юге Франции.

В 1920 г. началась педагогическая деятельность Френе в малокомплектной школе маленького городка в Приморских Альпах.

Французская школа на протяжении многих десятков лет была пропитана духом традиционализма и являлась одной из самых консервативных институтов страны. В 20 — 30-е годы, когда складывалась система Френе, структура школы сохраняла строго иерархический характер. Начальная и средняя школы были жестко разделены. Первая представляла собой замкнутый концентр, где обучались в основном дети рабочих и крестьян. Полные средние школы были рассчитаны на узкий круг учащихся — детей буржуазии, высокопоставленных чиновников, наследственной интеллигенции. Эти дети не проходили через начальную школу, а начальное образование получали в особых подготовительных классах и таким образом с самого начала не смешивались с «простонародьем».

Наиболее характерной чертой методики начального обучения в тот период являлся упор на дословное запоминание. Учебный процесс, строился на принципе многократного повторения учебного материала. Это, естественно, способствовало прочности его усвоения, но не стимулировало ни внутренней интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся, ни живого и непосредственного интереса к занятиям, ни развития аналитического и критического мышления.

В сельской местности сохранялось значительное число малокомплектных начальных школ, где один - два учителя вели занятия одновременно со всеми учащимися от 6 до 14 лет. Именно такие школы имел, прежде всего, в виду Френе, разрабатывая свою систему.

Столкнувшись с консерватизмом французской школы, ее схоластическими методами, оторванными от реальных запросов жизни, молодой учитель увлекся идеями популярного в то время движения Новое воспитание.

Это было широкое и очень пестрое международное педагогическое течение, получившее распространение на Западе именно в 20— 30-е годы. Оно вобрало в себя столь различные по идейно-теоретическим концепциям установки, что объединение их под одним названием нередко казалось условным и искусственным.

Однако была общая идея, сплотившая всех сторонников Нового воспитания, — решительное неприятие традиционной педагогики. Критика существующей системы воспитания и образования сводилась к следующему:

— непонимание значения детства как самого яркого и исключительно важного для развития личности периода жизни, оценка его лишь как подготовительного этапа к будущей «настоящей» жизни взрослого;

— игнорирование своеобразия и самобытности детской психики, подавление органических творческих импульсов ребенка;

— стандартизированно-догматическая концепция образования и культуры, шаблонные методы обучения и воспитания, авторитарная роль педагога.

Сторонники Нового воспитания исходили из убеждения, что их теория произвела «коперниковский переворот» в педагогике, определив подлинный центр, вокруг которого должны вращаться система воспитания и обучения, этот центр — ребенок.

В 1924 г. Френе принял участие в конгрессе Международной лиги Нового воспитания, состоявшемся в Швейцарии, установил личный контакт с руководителями этого объединения А.Ферьером, Э.Коапаредом, Р.Кузине. Однако он не стал «правоверным» последователем ни одного из них. Молодой учитель упорно искал свои пути обновления школы.

К середине 20-х годов эксперименты Френе получили известность. В 1927 г. сложилось целое объединение учителей начальных школ, разделявших его взгляды. Это был Кооператив сторонников светской школы, впоследствии преобразованный в Институт современной школы и ставший важным центром производства и распространения учебных материалов. Френе принадлежит идея создания Международной федерации сторонников Новой школы, лидером которой он был много лет. Он основал несколько педагогических журналов и был их бессменным руководителем.

В 1934 — 1935 гг. при поддержке соратников и левой прессы Френе удалось построить собственную школу в Вансе. Это было одноэтажное здание павильонного типа с бассейном в центре двора; классные комнаты просторные, светлые с преобладанием белого и зеленого цветов. Школа работала как интернат, и учились в ней в основном дети из малообеспеченных семей.

На протяжении всей деятельности Френе неоценимую помощь оказывала жена — Элиз Френе — сама незаурядный педагог. Ее перу принадлежит книга, подробно рассказывающая об истории становления и развития системы Френе.

В отличие от сторонников Нового воспитания, подчеркивавших свою «политическую незавербованность», Френе активно участвовал в общественной борьбе, был членом Коммунистической партии Франции, заявлял, что его педагогическая деятельность исходит прежде всего из интересов трудящихся. В 1950 г. Френе вышел из Коммунистической партии, однако и в последующие годы ему, его движению была присуща левая социально-политическая ориентация. В 1925 г. в составе делегации французских народных учителей посетил Советский Союз, где встречался с Н.К.Крупской. В брошюре «Месяц с русскими детьми» Френе высоко оценил усилия, направленные на развитие просвещения в нашей стране. В начале 30-х годов во Франции был создан Фронт защиты ребенка. В него входили известные педагоги и психологи, включая П.Ланжевена и А.Валлона. Будучи одним из инициаторов создания Фронта, Френе стал его секретарем, т.е. взял на себя организационные функции по координации этого движения, имевшего антифашистскую, демократическую направленность.

Консервативные чиновники школьного ведомства и реакционная французская пресса организовали ожесточенную травлю Френе, клеветнически утверждая, что в руководимой им школе детей воспитывают в духе безнравственности и неуважения к национальным традициям. В защиту Френе выступили демократические организации и виднейшие представители левой интеллигенции А.Барбюс и Р.Роллан.

В годы второй мировой войны Френе подвергался преследованиям со стороны профашистского режима Виши. В 1941 г. он был заключен в концентрационный лагерь, где содержался более полутора лет; после освобождения принимал активное участие в движении Сопротивления.

Френе был незаурядной личностью. Прекрасные организаторские способности, спокойствие и выдержка, не изменявшие ему в самых критических ситуациях, высокая культура, любознательность и, наконец, безграничная любовь к людям и сердечность поражали всех, кто встречался с ним.

Френе умер в 1966 г. в Вансе. После его смерти движение продолжало свою деятельность, а Элиз Френе бережно хранила традиции школы Френе.

Педагогическая концепция Френе являлась по своему содержанию открытым и резким противопоставлением традиционной педагогике. Неудивительно поэтому, что бескомпромиссная критика традиционализма проходит через все его работы. Официозная французская педагогика, заявлял Френе, совершенно не соответствует эпохе атомной энергии, межпланетных путешествий и автоматизации производства, а массовая школа, построенная на принципах, противоречащих природе ребенка, не готовит учащихся к жизни, не учитывает ни запросов современности, ни потребностей будущего.

Знакомство с этой системой я предлагаю начать с теста, который поможет воспитате­лю определить свою готовность к восприя­тию ценностей гуманистической педагогики. Содержание теста было разработано С. Фре­не пятьдесят лет назад, но ак­туально и сегодня, потому что отражает принципы личностного подхода к ребенку.

Эти принципы названы автором инвари­антами (то, что неизменно). Отношение к ним нужно выразить при помощи трех цве­тов: зеленого, красного и желтого. Если вос­питатель выбирает зеленый цвет, это озна­чает, что он согласен с данным инвариантом и его взгляды на воспитание и обучение ре­бенка гуманны. Красный цвет означает, что воспитатель выбирает установки, не соот­ветствующие гуманной педагогике. Желтый цвет показывает, что выбранные установки сточки зрения гуманной педагогики эффек­тивны не всегда. Воспитатель, выбравший желтый цвет, должен понять, что движется в правильном направлении. Он уже отказался от авторитарной педагогики, но ему стоит поработать над собой. Следует учесть, что тест разработан для школьных педагогов, но предлагаемые инва­рианты, на наш взгляд, вполне могут быть рассмотрены воспитателями.

Инвариант 1: Будущая демокра­тизация общества готовится демократией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демо­кратического общества.

Это так естественно, что, кажется, любой здравомыслящий человек полностью согла­сится с этим инвариантом. К сожалению, од­нако, авторитарность настолько прочно уко­ренилась в поведении родителей и учителей, что почти во всех семьях и школах детей по­давляет непререкаемая власть взрослых.

Отец, конечно, состоит в профсоюзе, под­держивает ту или иную прогрессивную по­литическую партию, а возможно, даже явля­ется ее активным членом. Но, возвращаясь вечером домой, он превращается в средне­векового властелина, который не терпит ма­лейшего неповиновения. То же самое относится и к педагогу, который очень демократичен в вопросах, касающихся общества, профсоюзов или политики, но в своем классе он не терпит ни малейшего про­тиводействия своей власти. Все должно быть подчинено жестким правилам, если не палке.

А потом мы удивляемся, что дети, вырвав­шиеся, наконец, из-под этой власти, не уме­ют управлять собой и обдумывать свои дей­ствия, что они оказываются неспособными к самоорганизации, и единственное, к чему они стремятся, - это ускользнуть от любого проявления власти над собой.

Тест:

Вы стараетесь установить демократию. Зеленый.

Вы предпринимаете робкие попытки де­мократизации, которые еще не затрагива­ют весь учебно-воспитательный процесс. Желтый.

Вы используете авторитарный стиль. Красный.

Я вам предлагаю психогеометрию, по С.Деллингеру, — это система анализа ти­пологии личности на основе предпочитаемого им выбора какой-либо геометрической фигуры:



Расположив представленные геометрические фигуры в по­рядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на пер­вое место, можно определить доминирующие особенности лич­ности и поведения.

^ Основные психологические характеристики поведения

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое со­блюдение правил, инструкций, аналогичность мышления, вни­мательность к детям, ориентация на факты, пристрастие к пись­менной речи, аккуратность, рациональность, осторожность, су­хость, холодность, практичность, экономность, упорство, на­стойчивость, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эру­диция, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, ус­тановка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, нетерпеливость, остроумие, ши­рокий круг общения.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, нео­пределенность, возбудимость, любознательность, позитивная установка ко всему новому.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доб­рожелательность, забота о других, щедрость, способность к со­переживанию, хорошая интуиция, склонность к самообвине­нию и меланхолии, эмоциональная чувствительность, нереши­тельность, сентиментальность, тяга к прошлому, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, великолепная ин­туиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устрем­ленность в будущее, восторженность, энтузиазм, непрактич­ность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, познавательная установка на все новое, остроумие, безалабер­ность в финансовых вопросах.

Инвариант 2: Нужно как можно меньше говорить.

Мы находимся под таким влиянием ста­рой педагогики, что в любой ситуации про­должаем говорить, объяснять, показывать, даже когда это не результативно. Побереги­те свой голос, который вы напрягаете до предела, пытаясь перекрыть любой шум. Не нужно вдаваться в объяснения по любому поводу - это пустая трата сил. Чем меньше вы говорите, тем больше делаете.

Тот, кто занят осмысленной работой, не разговаривает ... Личность формируется не с помощью объяснений и демонстраций, а в процессе собственной экспериментальной деятельности. При этом вы должны, безус­ловно, хорошо владеть необходимым мате­риалом и методами.

Тест:

Вы отказались от традиционных уроков, все меньше и меньше говорите. Зеленый.

Вы стараетесь говорить меньше, но еще не внесли в свою педагогическую работу все необходимые изменения. Желтый.

Вы по-прежнему предпочитаете словес­ные объяснения. Красный.

^ Педагогическая задача: воспитатели хорошо знают, как трудно бывает добиться, чтобы ребенок выполнил полезное, но очень интересное, однообразное дело. И здесь на помощь педагогу приходит его фантазия.

Кириллу надоело протирать листья у цветов, он работу начинает, но отвлекается и быстро бросает, такая ситуация происходит постоянно.

Ваши действия:

- не обратить внимания;

- перепоручить другому ребенку или доделать самой;

- предложить выполнить работу вместе;

- добиться от ребенка выполнения указания взрослого с помощью нравоучений;

- провести работу с родителями ребенка.

Подумайте с помощью, каких приемов можно уговорить ребенка выполнить задание до конца.
Инвариант 3: Ребенок не любит слушать объяснения "с кафедры".

Это совершенно не от рассеянности или лени. И ребенок, и взрослый не любят слушать то, о чем они не просили и в чем не испытывают нужды. По­этому так неэффективны те приемы, которые изобретены учителями, чтобы подчи­нить детей режиму педантичных уроков.

Однако, многие говорят, что ребенок все-та­ки должен узнать и понять то, чего он пока не знает и чему именно воспитатель дол­жен его обучить. Но, может быть, есть дру­гие способы обучения?

Можно разными методами решить эти пробле­мы. Особо рекомендуется следующее. Когда вы на занятии менторским тоном объясняете учеб­ный материал, вас никто не слушает. Но по­пробуйте организовать познавательную деятельность так, чтобы ребенку пришлось действовать самому. Чтобы он экспериментировал, исследовал, вы­бирал и классифицировал информационные материалы. Тогда он будет задавать вам вопро­сы, которые его так или иначе заинтересовали, а вы будете на них отвечать. В результате полу­чится занятие, строящееся на основе опыта.
  1   2

Похожие:

Тема: «Педагогика практической деятельности» iconТема. Птичий квн цели
Цели. Использовать знания и умения учащихся по теме «Птицы нашего края» в практической деятельности
Тема: «Педагогика практической деятельности» iconПлан практической деятельности педагога-психолога мбоу сош №5 на...
Основные задачи практической деятельности педагога-психолога в 2012-2013 учебном году
Тема: «Педагогика практической деятельности» iconТема: Растениеводство в нашем крае
Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях. Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием,...
Тема: «Педагогика практической деятельности» iconСегодня говоря о позитивной педагогике и толерантности рассмотрим...
Сегодня говоря о позитивной педагогике и толерантности рассмотрим 3 основных понятия: это соответственно – позитивная педагогика,...
Тема: «Педагогика практической деятельности» iconПоложение о службе практической психологии в системе образования...
Положение определяет организационно-мето­дическую основу деятельности Службы практической психологии в системе образования города...
Тема: «Педагогика практической деятельности» iconТема I. Правила оформления чертежей (4 ч)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения...
Тема: «Педагогика практической деятельности» iconПоложение о службе практической психологии в системе образования...
Положение определяет организационно-мето­дическую основу деятельности Службы практической психологии в системе образования города...
Тема: «Педагогика практической деятельности» iconТема урока: «Мера длины сантиметр» Задачи
Создание условий для сравнения старинных и современных единиц измерения длины, осознания необходимости применения общепринятых мерок,...
Тема: «Педагогика практической деятельности» iconПрограмма преддипломной практики курс, отделение «Социальная педагогика»
Государственным образовательным стандартом специальности «Социальная педагогика», является важнейшим звеном в системе профессиональной...
Тема: «Педагогика практической деятельности» iconВладение современными образовательными технологиями и методиками...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница