Опыта




НазваниеОпыта
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3   4



Управление образования и науки

администрации муниципального района

«Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области


Использование системы проблемных заданий

на уроках английского языка

как средство развития

коммуникативно-речевых умений

учащихся основной школы

Автор опыта:

Ковалёва Наталья Митрофановна,

учитель иностранного языка

МОУ СОШ № 4

г. Алексеевки


Алексеевка

2012


Содержание


  1. Информация об опыте………………………………...с. 3

  2. Технология опыта……………………..………………с. 7

  3. Результативность опыта……………………………..с. 12

  4. Приложение………………………..………………....с. 17



^

Английский язык


Тема опыта: «Использование системы проблемных заданий на уроках английского языка как средство развития коммуникативно-речевых умений учащихся основной школы»

Автор опыта: Ковалева Н.М., учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Алексеевка Белгородской области

Раздел I.

Информация об опыте.

^ Условия возникновения, становления опыта
Каждый учитель, наверное, рано или поздно задаётся вопросами: «Что такое урок иностранного языка сегодня и что нужно делать, чтобы урок не превратился в хаос, в беспорядочный набор случайных упражнений?».

Анализируя результаты своей педагогической деятельности, опыт коллег, рекомендации, которые даются в методической литературе, я пришла к выводу, что на одних вопросно-ответных упражнениях, чтении вслух, переводе и механическом пересказывании прочитанного вряд ли можно создать условия для адекватного развития коммуникативно-речевых умений учащихся. Поэтому на каждом уроке стараюсь использовать новые приемы активизации резервных возможностей личности.

Педагогический коллектив МОУ СОШ № 4 принимает участие в муниципальных экспериментах «Диалогическое взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса в системе самореализации их личности». Цель исследования заключается в обеспечение диалогической организации образовательной среды школы как способа и условия самореализации личности педагогов и учащихся (руководители – к.п.н. Ситников Д.В., доктор педагогических наук, профессор Ситникова М.И). Процесс самореализации личности учащихся и учителей будет эффективен при обеспечении диалогической организации образовательной среды школы с учётом того, что диалог имеет место в разных вариантах своего существования. Одним из вариантов диалога является диалог с культурой – особый способ мышления, в процессе которого раскрывается бесконечная уникальность личности, взаимодействующей с культурой и в ее рамках с достаточно большим числом действующих лиц.

Умение анализировать ситуацию, давать объективную оценку слушать и слышать других, проявлять эмоциональную гибкость в реакции на новую ситуацию, открытость для нового опыта очень важны для понимания школьниками культурных различий, их принятия и уважения при общении в совместной деятельности с представителями других культур.

Максимально способствовать развитию столь важных качеств у школьников поможет отбор учебных материалов, апеллирующих к личному опыту учащихся, их чувствам, эмоциям, и организация на их основе проблемно-диалогического общения.

В 2008 году я приняла группу учащихся 5-х классов (15 человек) которые обучались по программе углубленного изучения английского языка.

Несмотря на изучение английского языка во 2-4 классах, очевидные достоинства УМК под редакцией Верещагиной И.Н., итоги предварительной диагностики учащихся 5 класса выявили у 3 учащихся недопустимый уровень сформированности коммуникативно-речевых умений в устной речи. Только 4 учащихся показали высокий уровень. Таким образом, анализ данных результатов показал, что упражнения, предлагаемые данным УМК, не достаточно способствуют развитию коммуникативно-речевых умений учащихся и нуждаются в специальном отборе.
^ Актуальность опыта

Взаимовлияние и взаимопроникновение культур, международное сотрудничество и партнерство стали неотъемлемой чертой существования человечества.

В современном обществе молодые люди должны уметь находить и эффективно извлекать информацию, в том числе и на иностранном языке, а также быть готовыми к общению в иноязычной среде.

Используя систему проблемных заданий, учитель получает возможность стимулировать интерес учащихся к общению, так как данные задания способны апеллировать к чувствам учащихся, их жизненному опыту.

Достаточный опыт преподавания позволил увидеть, что использование традиционных педагогических технологий не является достаточным для разрешения противоречий:

  • между необходимостью формирования коммуникативно-речевых умений учащихся основной школы и отсутствием разработанной системы проблемных заданий в используемом УМК;

  • между созданием условий для применения полученных знаний в нестандартных, творческих видах деятельности и традиционным подходом к образованию, основанном на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.


^ Новизна опыта заключается в разработке алгоритма и создание условий для применения системы проблемных заданий, способствующих формированию коммуникативно-речевых умений учащихся основной школы.
^ Доступность опыта проявляется в том, что он может быть использован учителями всех типов школ, преподающих английский язык.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании разработанной системы проблемных заданий на уроках английского языка я в 5-9 классах как средства достижения необходимого уровня коммуникативно-речевых умений школьников, поскольку ее применение способствует:

- развитию мотивации учащихся к овладению иностранными языками;

- повышению мыслительной активности учащихся, расширению сферы иноязычного общения;

- развитию коммуникативно-речевых умений.
^ Длительность работы над опытом

Работа над опытом составляет 5 лет и охватывает период с сентября 2008 года по май 2012 года.

Данный период условно можно разделить на три этапа:

1. Выявление противоречий, актуализирующих тему.

2. Реализация заявленной цели опыта.

3. Обобщение накопленного материала.
Диапазон опыта

Диапазон опыта включает в себя единую систему уроков и представлен дидактической системой работы учителя, структурными компонентами которой являются:

1. Диагностика сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся основной школы.

2. Создание психолого-педагогических условий для достижения необходимого уровня сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся основной школы в процессе использования системы проблемных заданий.
^ Теоретическая база опыта
Специфика  языкового образования требует  постоянного обновления и модификации содержательного и процессуального компонентов  обучения. Системообразующим фактором здесь выступает человек с его ценностно-целевыми установками, интересами и потребностями в сложном меняющемся мире. В этом ракурсе проблемное обучение  в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения в обществе и  осознанного выбора путей реализации перспектив своего развития. Проблемное обучение направлено  на развитие творческих способностей школьников, их учебной и научно-поисковой активности.

В ходе обобщения представляемого опыта исследую  способы использования проблемных заданий на уроках, способы построения иноязычных развивающих упражнений, варьирования методической тактики учителя при выборе и использовании задач в зависимости от конкретных условий иноязычного учебного общения.

В основе педагогического опыта лежат идеи В.В. Сафоновой, Е.Н. Солововой, Ж. Пиаже, Ф. Фребель, З. И. Истоминой, Р. И. Жуковской, Л. С. Выготского.

В.В. Сафонова отмечает, что «проблемное обучение иностранному языку» можно определить как деятельность учителя по созданию и использованию на различных стадиях обучения иноязычных заданий, направленных на  активизацию мыслительной и речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения социокультурными знаниями и умениями, речевыми навыками и коммуникативно-речевыми умениями. Тогда, проблемное учение применительно к иностранному языку можно определить как иноязычную деятельность учащихся по овладению речевыми навыками коммуникативно-речевыми умениями в комплексе с навыками и умениями творческой индивидуальной и коллективной деятельности посредством систематического решения познавательно-поисковых, коммуникативно-познавательных, коммуникативно-речевых  задач при порождении устного и письменного текста.

Она, а вслед за ней Е.Н. Соловова трактуют понятие «проблемные задания» как любые типы заданий (учебные, коммуникативные, аутентичные), которые при моделировании учителем проблемных ситуаций проходят определенную «переплавку» на уровне мыслительной деятельности, приобретая при этом особую осмысленность и личностную значимость.

В контексте изучения иностранного языка особую значимость приобретают следующие группы проблемных заданий:

1. Поисково-игровые проблемные задания.

2. Коммуникативно-поисковые.

3. Коммуникативно-ориентированные.

4. Познавательно-поисковые культуроведческие.

5. Лингвистические поисковые проблемные задания.

Согласно классификации В.В.Сафоновой, к первой группе проблемных заданий относятся поисково-игровые проблемные задания, направленные на развитие остроты наблюдения, быстроты реакции, различных видов мышления, творческого воображения.

Вторую группу заданий составляют коммуникативно-поисковые проблемные задания, направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся. При этом предполагается выход на монолог или полилог.

К третьей группе В.В.Сафонова относит коммуникативно-ориентированные проблемные задания, направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, т.е. развитие диалогической речи.

Четвёртую группу проблемных заданий составляют познавательно-поисковые культуроведческие задания, направленные на формирование умений интерпретировать определённую информацию культуроведческого содержания.

К пятой группе относятся лингвистические поисковые задания, направленные на формирование лингвистических и филологических умений, например, догадаться о значении незнакомых языковых единиц по контексту, определить жанр текста, восстановить логику построения текста и т.д.

Подобные задания типичны для ГИА, зачастую предлагаются учащимся групп углублённого изучения предмета, используются на олимпиадах.

^ Раздел II.

Технология опыта
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики сформированности коммуникативно-речевых умений говорения учащихся в учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка посредством применения системы проблемных заданий.

Достижение планируемых результатов предполагает решение задач:

  • создание условий для овладения учащимися определенным объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для успешного разрешения проблемных заданий, посредством которых формируются коммуникативно-речевые умения;

  • создание системы проблемных заданий, способствующих развитию коммуникативно-речевых умений говорения учащихся

  • использование разнообразных методов, средств, приемов обучения для повышения мотивации к изучению английского языка и качества знаний учащихся по предмету.

Чтобы развивать у учащихся коммуникативные умения вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

Именно применение системы проблемных заданий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активных методов обучения) идеально отвечает целям развития коммуникативных умений. Как показывает практика, вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность способствует переходу учебной информации в личностное знание. Условием развития коммуникативных умений является опыт успешных коммуникативных действий. Именно эту возможность получают учащиеся, для которых иностранный язык становится не целью, а средством общения. Учащиеся изначально заинтересованы в получении необходимой им информации, которая используется ими непосредственно и сразу. Поэтому недостаток, неточность или принципиальная неправильность информации создают стимул к ее пополнению, исправлению, корректировке. Усвоение информации является побочным продуктом деятельности учащегося, в которую его вовлекает учитель.

В практической деятельности автор использует различные проблемные задания. (Приложение № 2). Наиболее эффективными являются следующие:

Поисково-игровые проблемные задания, направленные на развитие остроты наблюдения, быстроты реакции, различных видов мышления, творческого воображения. (Приложение № 3)

Примером поисково-игровых заданий могут явиться следующие задания:

Пример 1

С учащимися любого года обучения на своих уроках использую в качестве поисково-игрового проблемного задания игру «Бинго!». Данная игра побуждает учащихся к активной поисковой деятельности и ее лучше использовать на начальном этапе урока. Каждой группе предлагаю выбрать по одной карточке из предложенных. Я называю буквы английского алфавита. Если в слове на карточке учащегося такая буква есть, то он её зачёркивает. Кто первым зачеркнёт все буквы, должен крикнуть «Бинго!» Победитель получает красную карточку, кто зачеркнёт вторым – жёлтую и так далее, пока игра не будет окончена.

Пример 2

При изучении фраз приветствия в пятом классе можно провести ролевую игру «Посещение выздоравливающего друга». При подготовке к игре нужно еще раз подчеркнуть, что мы учимся общаться, а не просто говорить. Я даю рекомендации по общению в этой ролевой игре.

  1. Придя, в чей-либо дом вы, должны, прежде всего, постучать и спросить разрешения войти: «may I come in?».

  2. Если кто-либо интересуется вашим здоровьем, поблагодарите его и ответьте: «I am fine, thanks

Коммуникативно-поисковые проблемные задания, направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся. При этом предполагается выход на монолог или полилог.

В качестве образца коммуникативно-поисковых проблемных заданий предлагаю следующие задания.

Пример 1

Нелли заболела. Посмотрите на картинку и посоветуйте, что ей нужно сделать, чтобы облегчить страдания. Учащимся представляются фразы, которые можно для этого использовать.

Например:

То сall the doctor

To take the medicine

To eat fruit and vegetables

To stay in bed

To drink warm milk with honey

To walk much

To move your arm and leg

To take your temperature

To drink herbal tea

To have a rest

To keep your feet warm

To take vitamins

To use hot-water bottle

Данное задание можно использовать на уроках закрепления знаний и способов деятельности при изучении темы «Здоровье и забота о нем» в пятом классе.

Пример 2

В шестом классе при изучении темы «Одежда» можно использовать следующее задание, соответствующее данному типу: «Внимание, ребята! Сейчас я вам буду показывать образцы одежды. Скажите, куда, по-вашему, можно это надеть, и в какое время года?». Я показываю картинки с изображением блузки, свитера, платья и т. д.

Ученик: «^ I can wear shorts in summer. I can wear sweater in winter».

Пример 3

При изучении темы «Животные», предлагается детям принести фотографию своего домашнего любимца или картинку с любимым животным и рассказать о нем.
Коммуникативно-ориентированные проблемные задания, направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, то есть развитие диалогической речи. (Приложение № 3)

Проблемные задания, которые описаны ниже, можно использовать на разных ступенях обучения при изучении любой из тем.

Пример 1

Учащимся предлагается определенная тема, на которую им следует придумать любой вопрос, который они хотели бы задать своим одноклассникам, записать его на листке и бросить в коробку. Вопросы должны быть, естественно, на английском языке. Далее, не глядя, учащиеся берут по одному вопросу и отвечают.

Пример 2

При изучении темы «Внешность» в седьмом классе предлагается ребятам построить следующий диалог: «Друг (подруга) потерялся». Представьте, что вы в Англии в туристической поездке и ваш друг потерялся. Вы обратились к полицейскому и он просит вас описать внешность вашего друга. Сделайте это!

- Excuse me.

- Yes, can I help you.

- Yes, my friend is lost.

- What does he look like.

- He is tall and thin, his black hair is short, his eyes are blue, he is 11.

Пример 3

В шестом классе с углубленным изучением языка при изучении темы «Великобритания» детям предлагается расспросить друг друга по теме: «Asking the way». Представьте, что вы находитесь в Лондоне. Один из вас – иностранец, другой – житель Лондона. Узнайте у него как добраться от одного места до другого. Детям раздаются карты Лондона с условными изображениями и карточки с фразами: “go straight ahead”, “it is opposite the shop”, it is next to the museum”, it is far from here”, turn right”, turn left”, go a long … street”.

Пример 4

В пятом классе с углубленным изучение английского языка, при изучении темы «Здоровье» можно провести ролевую игру «Доктор – пациент».

^ Образец диалога.

- Good morning.

- Good morning.

- Doctor, I have broken my leg. What should I do? What advise can you give me?

- You shouldn’t move your leg and you should put cold – water bottle and stay in bed.

- Thank you.

- Bye.

- Bye.

^ Познавательно-поисковые культуроведческие задания, направленные на формирование умений интерпретировать определённую информацию культуроведческого содержания.

Например, учащимся предлагается распределить предложенные таблички по группам, в соответствии с тем, где их можно встретить. Данное задание уместно использовать на уроках комплексного применения знаний и способов деятельности.

  1. Do not learn out of the window.

  2. Fragile

  3. Keep Right

  4. Keep off the Grass

  5. Nothing to Declare

  6. Mind the Step

  7. Beware of the Dog

  8. No Trespassing

  9. No Smoking

  10. Mind the Doors

Лингвистические поисковые задания, направленные на формирование лингвистических и филологических умений, например, догадаться о значении незнакомых языковых единиц по контексту, определить жанр текста, восстановить логику построения текста и т.д.

Подобные задания типичны для ЕГЭ, зачастую предлагаются учащимся групп углублённого изучения предмета, используются на олимпиадах.

Пример 1

Match the «dog» idioms with their Russian equivalents (соотнесите идиомы с их русскими эквивалентами).



1) every dog has its day

2) every dog is a lion at home

3) a good dog deserves a good bone

4) a dog in the manger

5) the dogs bark, but the caravan goes on

6) dumb dogs are dangerous

7) an old dog will learn no tricks

8) let sleeping dogs lie

а) не бойся собаки, которая лает

b) собака на сене

c) будет и на нашей улице праздник

d) старого пса к цепи не приучишь

e) собака лает, ветер носит

f) не буди лиха, пока оно спит

g) всяк кулик в своем болоте велик

h) по заслугам и честь



Пример 2

Учащимся предлагаются разрозненные абзацы текста «What Is Pop». Необходимо восстановить их логическую последовательность.

Необходимые свойства проблемных заданий

1. Аутентичное общение на занятии.

В данном контексте понятие «аутентичный» предполагает не только использование на уроке «взятого из жизни учебного материала», но и создание методически целесообразных условий естественного общения, то есть употребления языка для решения реальных коммуникативных задач.

2. Актуальность задания для участников.

Проблема, возникающая в процессе деятельности, должна быть интересна обучающимся, соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям.

3. Сложность задания.

Сложность надо подобрать так, чтобы в процессе деятельности участники сами приходили к необходимости присваивать новые знания и способы деятельности. Оно должно быть одновременно выполнимым, но требующим внутреннего развития участников.

4. «Информационное неравенство» партнеров.

Задания должно быть таким, чтобы для их выполнения нужны были партнеры и, следовательно, умение сотрудничать. Разноуровневая группа становится не препятствием, а преимуществом учебной ситуации. Участники, имеющие разные интересы, склонности и знания - не разный уровень одного и того же, а знания и умения из разных областей — дополняют друг друга.

5. Творческий характер.

Задания должны носить творческий характер, то есть предполагать создание нового продукта.


^ Раздел III

Результативность опыта

В течение четырех лет (2008-2012г.г.) проводился ряд диагностических исследований, в которых принимали участие одни и те же учащиеся в период с 5 по 8 классы.


Наименование по показателям

Используемые методики

Мотивация к изучению предмета

Методика изучения мотивации учения школьников (модифицированная)

Автор: Окунева О. Ю., Васильева Л. А.

Сформированность коммуникативно-речевых умений

Карта экспертной оценки сформированности коммуникативно-речевых умений говорения

Автор: Соловова Е.Н.

Использование системы проблемных заданий позволило:

  • повысить мотивацию к изучению предмета «Английский язык».

  • повысить уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся.

^ Мотивация учения

Уровень сформированности мотивации школьников к изучению предмета отслеживался по методике изучения мотивации учения школьников (модифицированная)

Автор: Окунева О. Ю., Васильева Л. А. (Приложение № 1.1)

Уровень мотивации школьников

2008-2009 уч. год,

5 класс

2009-2010

уч. год,

6 класс

2010-2011

уч. год,

7 класс

2011-2012 уч. год,

8 класс

%

%

%

%

Высокий

33%

40

46,6

46,6

Средний

40%

33

33,3

40,4

Низкий

27%

27

20

13,3

Рисунок 1. Диаграмма распределения учащихся

Относительно мотивации учения (2008-2009\2011-2012 уч. год)


Данные проводимых диагностических исследований свидетельствуют о стабильном увеличении доли обучающихся с высоким или средним уровнем мотивации, которая к окончанию работы над опытом составила 87%.

^ Уровень сформированности коммуникативно-речевых умений
Мониторинг динамики сформированности коммуникативно-речевых умений говорения учащихся 5 -8 классов отслеживался по следующим показателям: 1) способность к коммуникативному взаимодействию; 2) фонетическое оформление речи (произношение отдельных звуков, интонационная правильность оформления предложения, ударения); 3) языковая корректность речи; 4) коммуникативная целесообразность лексико-грамматического оформления речи (точность выполнения задания). С этой целью использовалась карта экспертной оценки на основе методики, разработанной в научно-исследовательском центре «Еврошкола» (интерпретация Е. Н. Солововой) (Приложение № 1.2).

На основе оценки отслеживаемых показателей выделяются уровни сформированности коммуникативно-речевых умений говорения учащихся, которые оценивались по 12-балльной шкале.


1-3 балла

4-6 баллов

^ 7-9 баллов

10-12 баллов

недопустимый

уровень

допустимый

уровень

оптимальный

уровень

высокий уровень


Высокий уровень характеризуется высокой степенью проявления большинства показателей сформированности коммуникативно-речевых умений говорения.

Оптимальному уровню присуща в основном оптимальная степень проявления показателей сформированности коммуникативно-речевых умений говорения.

О допустимом уровне сформированности коммуникативно-речевых умений свидетельствует допустимая степень проявления большинства показателей сформированности коммуникативно-речевых умений.

Недопустимый уровень характеризуется недопустимой степенью проявления большинства показателей сформированности коммуникативно-речевых умений говорения.

В результате итогового мониторинга уровня сформированности коммуникативно-речевых умений говорения учащихся группы английского языка, который проводился в конце года в течение 4 лет с 5 по 8 класс в соответствии с картой экспертной оценки, разработанной в научно-исследовательском центре «Еврошкола» (интерпретация Е. Н. Солововой), выявлена следующая динамика степени проявления сформированности данного показателя:


Рисунок 1. Диаграмма распределения учащихся

Относительно cформированности коммуникативно-речевых умений (2008-2009\2011-2012 уч. год)


Распределение учащихся по уровням сформированности отслеживаемых показателей имеет положительную динамику: к концу 8 класса уже 33,4% учащихся проявляли высокую степень сформированности коммуникативно-речевых умений говорения, они занимали призовые места в районной предметной олимпиаде (Гусева Ольга – победитель 2010-2011 уч. год, Соловьев Сергей – призер 2011-2012). Учащиеся данной группы приняли участие во всероссийской дистанционной олимпиаде в 2011-2012 уч. год и стали призерами (Гусева Ольга, Нестеренко Владислав, Соловьев Сергей, Некрылов Егор). А процент учащихся с допустимой степенью проявления данного показателя снизился до 6,6%.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности отслеживаемых показателей учащихся группы углублённого изучения английского языка, достигнутая посредством применения системы проблемных заданий, оптимальна.
Библиографический список

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006. Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский.

2. Габдулли М.Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания литературы на английском языке // Иностр. языки в школе. – 2004. – № 4.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.:АРКТИ, 2004. – 192 с. (Метод. биб-ка).

4. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. – 2004. – № 1.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2, доп.,

испр. и перераб. – М.: Логос, 2002.

6. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе. / М. – С.-Пб.: «КАРО», 2001.

8. Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка: 2 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011.

9. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. – М., 1983.

10. Масловец О.А. Организация прблемно-диалогового общения на уроках китайского языка // Иностр. языки в школе. – 2012. – № 1.

11. Мыслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка – Минск: «Высшая школа», 2000.

12.Сафонова В.В., Гром Е.Н., Кузьмина Л.Г. Контрольные задания  по английскому языку ,  8,9,11 классы, М., Просвещение, 2002, В.В. Сафонова, Е.Н. Гром, Л.Г. Кузьмина

13. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004.

14.Спасская Е.Б. Уроки английского языка. Методическое пособие. – С.-Пб.: «КАРО», 2000.

Приложение №1

Приложение № 1.1
  1   2   3   4

Похожие:

Опыта iconОпыта
Формы обобщения и распространения положительного педагогического опыта руководителей, педагогов
Опыта iconКв категория Предмет Образовтельное учреждение Тема опыта
Картотека передового педагогического опыта работников оу красногвардейского района
Опыта iconАктуального педагогического опыта (апо)
Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом
Опыта iconПредметной области
Электронная версия педагогического опыта учителя, представляемого предметным шмо при размещении в банке данных педагогического опыта...
Опыта iconАктивные методы в работе школьного психолога: сборник научных трудов
Дается анализ опыта проведения деловых игр с педагогами, опыта психологической помощи детям в экстремальных ситуациях, а также опыт...
Опыта iconДополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности
Данная программа составлена на основе опыта работы руководителем авиамодельного кружка. Анализ и обобщение опыта помогли сформулировать...
Опыта iconУчебная программа спортивно-оздоровительных групп и групп начальной...
Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, обобщение передового опыта работы тренеров с юными...
Опыта iconНазвание темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет...
Изучение литературы, документов, графических материалов. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска статистических...
Опыта iconМдоу детский сад комбинированного вида №1 «Дюймовочка» Городское...
Цель: продолжение работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, накопление детьми...
Опыта iconАссоциированная школа юнеско методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации раскрывают содержательную сторону основных этапов работы по изучению, обобщению и распространению передового...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница