Исследование проблем детерминации процесса целеполагания




НазваниеИсследование проблем детерминации процесса целеполагания
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипИсследование
2 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение... 4
Глава 1. Теоретический анализ процессов целеполагания в российской психологии
1.1. Исследование проблем детерминации процесса целеполагания... 12
1.2. Социально-психологические аспекты процесса целеполагания... 28
1.3. Терминологический анализ понятий, описывающих целенаправленную активность человека... 40
1.4. Системно-структурный анализ целеполагания... 58
Выводы к первой главе... 70
Глава 2. Развитие целеполагания в деятельности и общении ребенка раннего и дошкольного возраста
2.1. Этапы и закономерности развития целеполагания в раннем
и дошкольном возрасте... 73
2.2. Развитие самостоятельности в порождении целей в онтогенезе... 101
2.3. Социально-психологические условия целеполагания как предмет экспериментального исследования... 110
Выводы к второй главе... 118
^ Глава 3. Экспериментальное исследование социально-психологических условий порождения целей в старшем дошкольном возрасте
3.1. Обоснование и разработка методических средств исследования продуцирования целей в старшем дошкольном возрасте.. 120
3.2. Экспериментальное исследование порождения целей в индивидуальной деятельности дошкольников... 137
3
3.3. Динамика порождения целей в условиях групповой деятельности... 151
3.4. Групповая деятельность дошкольников как социально-психологическое условие актуализации порождения целей... 162
3.5. Сотрудничество экспериментатора с группой дошкольников как социально-психологическое условие актуализации порождения целей... 168
3.6. Ограничение предметных условий в групповой деятельности дошкольников... 174
Выводы к третьей главе... 181
Заключение... 185
Приложения... 192
Список литературы... 200

4 ВВЕДЕНИЕ
Современные политические, экономические и социо-культурные процессы определяют возрастание динамичности и неопределенности как устойчивых факторов развития общества. Глобальные экологические, демографические, этнические, экономические проблемы, сопровождающие период качественного преобразования общества, требуют осуществления активных действий для их разрешения со стороны социальных общностей различного масштаба. Современный человек оказывается перед необходимостью решать личностные задачи, связанные с кризисом ценностей, поиском собственной идентичности и осмыслением жизненного пути. Решение заявленных проблем возможно только в условиях актуализации субъектного начала, содержательно определяемого в понятиях активности, осмысленности, целеустремленности на индивидуальном и групповом уровнях. В тоже время в ряде областей общественной практики используется манипулятивно-технократическая модель взаимодействия субъектов социальной системы, один из которых выступает в роли объекта воздействия.
Способность к реализации собственного потенциала в различных сферах активности и противостоянию негативным социальным воздействиям начинает развиваться с первых этапов онтогенеза в условиях поддержки инициативного начала личности. Но в условиях специально организованного образовательного процесса ребенок остается в большей степени участником коммуникации, присваивающим опыт человечества. Действительно, значительная часть психологических и педагогических разработок в сфере научных исследований, являющихся теоретической базой практической деятельности, посвящена поиску наиболее эффективных средств однонаправленного воспитательного воздействия(175, с.23). Указанные условия не благоприятствуют становлению и реализации субъектной позиции ребенка, развитие кото-
5 рой должно быть стимулировано со стороны участников образовательного
процесса.
Решение обозначенной проблемы возможно посредством предварительного научного осмысления различных составляющих детерминационной системы, определяющих активность субъекта, а также выявление способа и механизмов их взаимодействия. Социально-психологические условия развития ребенка в рамках образовательного процесса прямо не детерминируют активность субъекта, опосредовано воздействуя на деятельность индивидуума как элементы системы. Но именно они относится к элементам, непосредственно организуемым взрослыми участниками коммуникации. Удельный вес социально-психологических условий возрастает в определенные критические периоды, связанные с накоплением предпосылок для динамичных преобразований свойств личности и группы. До сих пор нерешенной проблемой, на которую указывал С. Л. Рубинштейн, остается поиск механизмов преобразования исходных средовых влияний, генерализованных по отношению к порождающей ситуации, в устойчивые личностные диспозиции, проявляющиеся в тенденции к совершению определенных поступков в типичных ситуациях (153, с.223). Перечисленные факторы обусловили обращение к исследованию социально-психологических условий целеполагания детей старшего дошкольного возраста как периода складывающихся обобщенных, устойчивых и специфичных для данного человека психологических новообразований, отражающих достаточно устойчивую систему отношений к миру и самому себе, которые реализуются в деятельности субъекта посредством целеполагания.
Значение целеопределения и целедостижения как качественных характеристик человеческого существования, определяющих через образ будущего сферу настоящего, неоднократно подчеркивали ведущие российские психологи П. К. Анохин (1978), Н. А. Бернштейн (1966), А. В. Брушлинский (1979), В. В. Давыдов (1978), Б. В. Зейгарник (1981), А. Н. Леонтьев (1975), Б. Ф.
6 Ломов и Е. Н. Сурков (1980), С. Л. Рубинштейн (1946), О. К. Тихомиров
(1977) и др. Социально-психологический подход к изучению целеполагания развивается в исследованиях В. С. Агеева (1990), Г. В. Акопова (1993, 1999), О. В. Аллахвердовой (1981), А. К. Белоусова (1992), А. Е. Войскунского (1990), Е. И. Головахи (1979), А. А. Грачева (1980), С. М. Джакупова (1985), А. И. Донцова (1984), А. Л. Крупенина (1986), Р. С. Немова (1984), Н. Н. Обозова (1990), А. В. Петровского (1982), Ю. П. Платонов (1990), Л. М. Попова (1992), А. А. Туровской (1976) Н. Н. Ярушкина (1995) и др.
Следует отметить, что изучение целеполагания традиционно осуществлялось в рамках общей психологии. Это привело, как указывает Г. М. Андреева, к тому, что разработка данной проблемы находится на стадии включения ее в общую логику социально-психологического подхода (10, с.278). Сложнейшие процессы порождения новых целей субъектом в онтогенезе могут получить адекватную психологическую интерпретацию только в условиях целостного изучения закономерностей воздействий социальных процессов. Но, отмечает В. Е. Клочко, влияние социально-психологических факторов, включаемых в системную детерминацию процессов свободной инициации деятельности, в современных исследованиях не учитывается в должной степени (91, с.51). Таким образом, поиск ситуативных социально-психологических условий, необходимых для развития субъекта, способного самостоятельно ставить и решать задачи различного уровня обобщенности, оказывается весьма значимой проблемой, не получившей адекватного освещения в современной психологической литературе.
ОБЪЕКТОМ исследования выступили процессы целеполагания в старшем дошкольном возрасте. ПРЕДМЕТОМ работы явились социально-психологические условия целеполагания в индивидуальной и групповой деятельности старших дошкольников.
7
Основная ЦЕЛЬ исследования состояла в том, чтобы выявить особенности влияния социально-психологических условий развития целеполагания в индивидуальной и групповой продуктивной деятельности.
Заявленная цель определила следующие ЗАДАЧИ:
1. Проанализировать психологические исследования проблемы детерминации целеполагания, представленной на разных уровнях (терминологическая база, теоретические конструкты и методические принципы исследований).
2. Осуществить структурный анализ процесса целеполагания, позволяющий выделить виды целеполагания, определяемые направленностью детермина-ционных процессов.
3. Выявить этапы и основные тенденции развития целеполагания как социально-психологического процесса в раннем и дошкольном возрасте.
4.Разработать методику и осуществить экспериментальное исследование влияния ситуативных социально-психологических условий на динамику це-лепорождения в индивидуальной и групповой деятельности старших дошкольников.
^ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Понимание целеполагания как системного процесса позволяет выделить следующие структурные составляющие: целеобразование как вид целеполагания, предполагающий принятие и достижение цели, детерминированной внешними относительно субъекта факторами; целепорождение, как вид целеполагания, определяемый самостоятельным продуцированием и достижением субъектом цели.
2. Целепорождение и целеобразование представляют собой диалектично взаимосвязанные стороны целеполагания, отражающие противоположно направленные процессы, единые в рамках деятельности, выступающей основанием системных процессов.
8
3. На развертывание процесса целепорождения в продуктивной индивидуальной и групповой деятельности старших дошкольников оказывают влияние следующие ситуативные социально-психологические условия:
- совместная деятельность группы детей старшего дошкольного возраста при пассивном присутствии взрослого;
- специально организованная совместная деятельность группы детей старшего дошкольного возраста и взрослого, если: взрослый и группа детей, занимающие равные позиции, будут решать общую задачу и коммуникативная активность взрослого будет направлена на расширение рефлекси-руемых детьми элементов деятельности;
- совместная деятельность группы детей старшего дошкольного возраста при пассивном присутствии взрослого, вводящего предметно-смысловое ограничение в условия осуществления деятельности.
^ НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ
1. Выделены виды целеполагания, релевантные объектной и субъектной сторонам детерминационного процесса. Показано диалектичное взаимодействие целеобразования и целепорождения в рамках деятельности.
2. Выявлены этапы развития целеполагания ребенка в раннем и дошкольном возрасте, взаимодействующего с взрослым и группой, определены возрастные границы этапов, их содержательные характеристики и направления дифференциации и интеграции.
3. Показана специфика влияния ситуативных социально-психологических условий на динамику целепорождения в индивидуальной и групповой деятельности в старшем дошкольном возрасте.
4. Разработана и применена новая методика, предназначенная для исследования процесса самостоятельного продуцирования и достижения новых (мыслительных, имажинитивных) целей в индивидуальной и групповой продуктивной деятельности старшими дошкольниками.
^ 9 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- в работе получили дальнейшее развитие и конкретизацию общетеоретические представления о процессах самодетерминации в онтогенезе, которые могут быть осмыслены в рамках концепции субъекта, развиваемой в российской психологии;
- анализ понятийной системы целенаправленной активности, позволил уточнить объем, содержание и взаимосвязь основных терминов, что способствовало выявлению необходимости введения нового понятия, которое получило развитие в данной работе;
- выявленные особенности влияния некоторых ситуативных социально-психологических условий могут быть осмыслены в контексте проблемы соотношения и взаимодействия личностных и ситуативных факторов развития субъекта в онтогенезе.
^ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе подготовки педагогических кадров для системы дошкольного воспитания и образования, а также в научно-методической практике организации педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений. Разработанная методика может быть использована в практике экспериментальных исследований в различных отраслях психологии. Результаты проведенного исследования используются в курсах лекций «Социальная психология», «Возрастная психология», читаемых в Самарской государственной академии культуры и искусств.
ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ обеспечивались применением адекватного задачам исследования методического инструментария, сочетанием количественного и качественного анализа данных, сопоставлением результатов исследований различных авторов с данными, полу-
10
ченными в ходе экспериментального исследования, репрезентативностью выборки. ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. В целеполагании, исследуемом как системный процесс, можно выделить два вида, релевантных двум полюсам субъект-объектной детерминации деятельности и общения: целеобразование, отражающее принятие целей, обусловленных внешними относительно субъекта факторами и целепорождение
v
как самостоятельно инициированное индивидуумом создание целевых образов.
2. Целепорождение и целеобразование, обладающие функциональной, предметно-содержательной и мотивационно-смысловой спецификой, представляют собой диалектично взаимосвязанные процессы, противоположно направленные и единые в рамках деятельности.
3. На динамику процессов целепорождения в старшем дошкольном возрасте оказывают влияние следующие ситуативные социально-психологических условия:
- специально организованная совместная деятельность группы старших дошкольников и взрослого, направленная на решение общей задачи;
- совместная деятельность группы старших дошкольников при пассивном соприсутствии взрослого, вводящего предметно-смысловое ограничение в условия осуществления деятельности.
^ АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ
Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях преподавателей СГАКИ (Самара, 1997, 1998, 1999), на второй международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 1999), на международной конференции «Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности» (Самара, 1999).
11 ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех
глав, заключения и приложения. Текст содержит 191 страницу, 12 таблиц. Список литературы насчитывает 202 наименования.
^ 12 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЦЕ-
ЛЕПОЛАГАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Исследование проблем детерминации процесса целепо-лагания
В современной философской литературе неоднократно подчеркивалось особое положение цели как идеального образования, отражающего объективные закономерности материального мира и субъективные потребностно-ценностные аспекты человеческого существования. Дуалистичность категории, связанной с двумя детерминистскими потоками, обуславливает неизбежность постановки сложнейших проблем методологического характера. Содержательная разработка общефилософских положений на уровне конкретной научной дисциплины определяется поиском психологических механизмов, обеспечивающих регуляцию активности индивидуума в рамках субъект-объектного континуума.
Психологическое изучение процессов целеполагания в рамках советской психологии определялось основными постулатами деятельностного подхода, исследующего сущность психического в связях с человеческой деятельностью, порождающей и опосредующей процессы осознания в различных формах психогенеза.
Важнейшей теоретической проблемой, активно разрабатывавшейся в советской психологии, являлось изучение макро- и микроструктур деятельности. Наибольшее распространение в психологии и смежных областях знаний как средство теоретического и практического исследования получила схема анализа деятельности А. Н. Леонтьева (106, с. 187-189), в которой выделяются следующие взаимосвязанные единицы: потребности и мотивы, детерминирующие деятельность; цели, определяющие действия; операции, соотнесенные с условиями выполнения действия. Действие тем и отлично от деятельности, что ожидаемый результат, к которому оно стремится, не сов-
13 падает с мотивом-побудителем. В операции находят отражение объективные
отношения предметов, составляющие ситуацию. Представленная схема, определяющая место цели в структуре деятельности, задает основные направления исследования процесса создания и достижения образа желаемого будущего, что представляет особый интерес в рамках диссертационной работы.
Структурное описание деятельности нашло широкое применение в различных отраслях психологической науки, обслуживающей потребности всех сфер практики. Некоторая условность классической схемы деятельности, в которой действия и операции оказались оторваны от личности профессионала, их осуществляющего, определила доминирование ориентации на операционально-технологические составляющие труда в ущерб мотивационным детерминантам, сущностно определяющим технологические процессы (159, с.50). Введение понятия «действие», соотнесенное с осознанной целью, представляющей «нижний этаж» мотивационно-целевой иерархии, позволяет в некоторый момент психологического исследования абстрагироваться от моти-вационной стороны деятельности. Сам язык описания психологического процесса, дифференцирующий различные стороны целостного явления, способствует аналитическому рассмотрению мотивационно-личностных и операционально-технологических аспектов деятельности. Но целостное описание профессиональной деятельности должно включать рассмотрение характеристик личности, синтезирующих значимые аспекты процесса, обеспечивающих интеграцию психологической жизни человека.
Указанные ограничения классической схемы обусловили появление новых попыток проектирования идеальной модели психологической системы деятельности. В своей работе В. Д. Шадриков опирался на идеи С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, теорию функциональной физиологической системы П. К. Анохина, описывающую принципы организации динамических структур, обеспечивающих достижение необходимого результата (193, с.11).
14
Автором была предпринята попытка выделения функциональных блоков, составляющих общую структуру системы деятельности: мотивы, цели, программы, информационная основа деятельности, принятие решений, подсистема деятельностно важных качеств. Таким образом, деятельность как функциональная система может быть корректно описана только через обращение к личностным характеристикам, отражающимся в уровне притязаний и характере достижений, критериях субъективной приемлемости результата. С другой стороны, А. П. Ситников, анализируя личностный аспект продуктивной профессиональной деятельности, обосновывает введение представления о технологических составляющих профессионально важных личностных качеств работников (159, с.72). Психолог рассматривает новое понятие как средство содержательной интеграции процессуального и мотивационного параметров труда, компенсирующего превалирование аналитического подхода в рамках теории деятельности. В профессиональном образовании обозначенная проблема нашла свое отражение в предлагаемой Г. В. Акоповым содержательной дифференциации целей образования на технократические, обусловленные макросоциальными тенденциями и гуманитарные, включающие мотивационно-ценностные аспекты развития личности (7, с. 14-18).
Ограничения деятельностного подхода связаны с недостатками реализации важнейшего принципа анализа деятельности «по единицам», сохраняющим в себе все аспекты целостного психического явления. Действие, утерявшее живую связь с мотивационно-смысловыми структурами, оказалось превращенным в контексте конкретных исследований в «элемент», не сохраняющий в себе качеств целого. На ограничения интерпретаций связей в концепции А. Н. Леонтьева указывает А. В. Брушлинский с позиций понимания психического как непрерывного процесса, являющегося первичным по отношению к относительно дискретным единицам - операциям и действиям (146, с.257). Становление мотивов и целей никогда не завершается к моменту на-
15
чала деятельности, напротив оно продолжается в каждый временной отрезок осуществления субъектом взаимодействия с миром. Континуально-генетическая непрерывность психического проявляется во взаимопереходах и динамических изменениях всех процессов, что выражается, в частности, в онтологическом единстве когнитивных и аффективных составляющих целепола-гания.
На выделении мотивов и целей, управляющих как деятельностью, так и действиями настаивал еще С. Л. Рубинштейн (153,с.41,42): «Действие... не является совершенно изолированным актом: оно включается в более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято». Именно выход действия за пределы непосредственно решаемой задачи, включение его в более широкий контекст придает ему содержательную и смысловую насыщенность, обеспечивает единство деятельности и целеустремленность личности, интеграцию объектной и субъектной детерминации.
Таким образом, развитие структурной схемы деятельности, операцио-нализированной во множестве экспериментальных исследований, осуществляется в направлении восстановления вертикальных связей между отдельными элементами и поиском понятий, отражающих личностный вклад в деятельность. Оба направления работы служат решению общей задачи - возвращению человека в деятельность уже не на уровне теоретических построений, а в качестве экспериментальных условий.
Основываясь на указанных положениях, можно сделать вывод о невозможности целостного исследования целеполагания только на «нижних этажах» деятельности. Системное изучение процесса предполагает обращение к психологическим образованиям, регулирующим функционирование целевой иерархии. Структуризация и концептуализация понятийного поля психологии мотивации относится к сложным проблемам в связи с большим количеством составляющих дефиниций, различных по объему и содержательной емкости.
16
Анализ научных публикаций в рамках деятельностного подхода (166) позволил выделить основные понятия, составляющие основу данной системы: потребности, направленность, мотивы, цели, результаты, оценки. Мотив, с точки зрения А. Н. Леонтьева, выполняет побуждающую, направляющую и смыслообразующую функции, обладает свойством предметности, может не совпадать с целью в случае построения субъектом целевой иерархии. Потребность, понимаемая как исходная побудительная причина трудовой активности, включается в систему регулирования деятельности после «встречи с предметом», который рассматривается в качестве конституирующего звена, определяющего основные параметры психического отражения (103, с.87). Такой подход некоторые исследователи (21, с. 174) расценивают как потребностный редукционизм, игнорирующий ценностные основания мотивации, включающей субъекта в непредзаданное креативное поле, снимающей и преодолевающей потребностный детерминизм. На некорректность отождествление мотива и предмета указывали В. П. Зинченко(85, с. 151), И. В. Имедадзе, (89с.89), К. А. Абульханова-Славская (3, с.65).
Целеполагание не может быть сведено к механическому согласованию внешней (предметно-средовои) и внутренней детерминации, исходящей от актуализированной потребности, так как обычно существует целое поле возможных целей (119, с.62). «Встреча потребности с предметом» (А. Н. Леонтьев) неизбежно опосредуется личностной ситуацией, как единством объективного и субъективного, включающей воспринятые и оцененные элементы среды, частную удовлетворенность, индивидуальную систему ценностей и т. д. Исследования мотивации детей и подростков, осуществленные Л. И. Божо-вич, показали относительную независимость от предмета удовлетворения потребности, чья активность может быть завершена «встречей» с некоторым предметным полем, выбор внутри которого определяется совокупностью дополнительных факторов (33, с.39). Предметная детерминация субъекта огра-
17
ничивается уровнем осуществления конкретной деятельности, общую жизненную активность личности определяет целостное психологическое образование - «образ будущего», в котором опредмеченная потребность является одной из структурных составляющих (37, с. 14).
Функциональный анализ понятий ценности и потребности позволил Д. А. Леонтьеву (108, с.41) предположить тождественность их роли и назначения в устойчивых мотивационных образованиях. Применение структурного и генетического подходов способствовало выявлению значимых различий между изучаемыми дефинициями. Данная точка зрения предполагает признание потребностей и ценностей источником мотивации, регулирующей активность субъекта. В качестве подтверждения данной позиции рассматривается выделение различными авторами независимо друг от друга ценностей-целей жизнедеятельности (терминальных ценностей) и ценностей-принципов (инструментальных ценностей). Близкую позицию занимает В. Д. Шадриков, предложивший схему функционирования мотивации деятельности, в которой отчетливо прослеживаются влияние с одной стороны потребностей, а с другой - мировоззрения и убеждений личности на процесс целеопределения индивидуума (193, с.21).
Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что уточнение содержания и закономерностей функционирования потребностно-мотивационной структуры, регулирующей целеустремленное поведение, определяется развитием представления о влиянии субъектных факторов, обладающих определенными ступенями свободы относительно объективных условий жизнедеятельности человека.
С точки зрения заданных параметров анализа научных исследований процессов целеполагания представляют особый интерес предпринимавшиеся в рамках теории деятельности шаги по решению вопросов о «...целях и мотивах человеческой деятельности, о её внутреннем смысловом содержании и


ЦЕЛЕДОСТИЖЕНИЕ

- определениеОПРЕДЕЛЕНИЕ
(definition) — суждение или процесс, посредством которого передается значение термина. Идеально ...
 социальной системой (личностьюЛИЧНОСТЬ
– устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного ра...
,  группой, обществомОБЩЕСТВО
- понятие, фиксирующее предмет социальной философии : в качестве базисной категориальной структу...
)  своих целей и мобилизацияМОБИЛИЗАЦИЯ
(mobilization) — см. Политическая мобилизация
 имеющихся энергии, ресурсов и средств на их достижениеДОСТИЖЕНИЕ
(achievement) — приобретение социального положения либо статуса благодаря личным усилиям в откры...


^ Индивидуальный план развития


Для того чтобы развитие людей в организации было системным и непрерывным, необходимо его планировать. Качественно составленный план становится своеобразной картой, которой следует сотрудник в своем развитии. Как правило, индивидуальный план развития создается в диалоге между сотрудником и консультантом .

^ Индивидуальный план развития поможет:

  • Четко сформулировать цели развития сотрудника, привязанные к бизнес-показателям, достижение которых приведет к росту результативности его работы.

  • Повысить мотивацию сотрудника работать над собственным развитием.

  • Сделать развитие сотрудника системным, непрерывным, оценить прогресс в развитии.

  • Выйти в развитии людей за рамки одних лишь обучающих мероприятий (тренинги и семинары), широко использовать все возможности для развития (самообучение, обратная связь, обучение на опыте других, развивающие проекты и многое другое).

  • Планировать развивающие действия для группы сотрудников, создавать программы, учитывающие индивидуальные потребности сотрудников в развитии.



Индивидуальный План Развития

Индивидуальный план развития составляется сотрудником и нашим специалистом в диалоге. Под каждую цель развития необходимо написать комплексный план, включающий различные методы развития. Именно правильное сочетание методов позволяет действительно поднять уровень развития тех или иных навыков.

Индивидуальный план развития позволяет:

  • Четко сформулировать цели развития сотрудника, привязанные к бизнес-показателям, достижение которых приведет к росту результативности его работы

  • Повысить мотивацию сотрудника работать над собственным развитием

  • Сделать развитие сотрудника системным. Оценить прогресс в развитии

  • Выйти в развитии людей за рамки одних лишь обучающих мероприятий (тренинги и семинары), широко использовать все возможности для развития (самообучение, обратная связь, обучение на опыте других, развивающие проекты)

  • создавать программы, учитывающие индивидуальные потребности сотрудников в развитии

Похожие:

Исследование проблем детерминации процесса целеполагания iconМетодическое обеспечение образовательного процесса Профессиональный...
Исследование содержания эмоциональных проблем: методика рисуночных метафор, жизненный путь
Исследование проблем детерминации процесса целеполагания icon1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного...
В 6 г классе на начало 2010 – 2011 учебного года было 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек
Исследование проблем детерминации процесса целеполагания iconИсследовательский проект. Тема «Глобальные проблемы человечества»
Этот проект проводится в рамках моей методической темы: «Экологическая направленность на уроках географии»конечной целью исследование...
Исследование проблем детерминации процесса целеполагания iconОбщие положения
От условий, в которых протекает совместная деятельность учителя и учащихся, зависит решение методических проблем оптимизации учебно-воспитательного...
Исследование проблем детерминации процесса целеполагания iconЛ. В. Бобровников с позиций общей теории функциональных систем рассматриваются...
Обсуждается круг вопросов, касающихся различных аспектов проблемы мотивационной детерминации нейронной активности в поведении
Исследование проблем детерминации процесса целеполагания iconОбобщенная схема процесса осуществления маркетинга исследование
С развитием рыночных отношений повышается риск неопределенности в деятельности банков и других негосударственных структур, который...
Исследование проблем детерминации процесса целеполагания iconПерспективно тематический план педагога психолога моусош №11 станицы...
Исследование в 10 «а», 10 «б» классах протекания адаптационного процесса при переходе на старшую ступень обучения
Исследование проблем детерминации процесса целеполагания iconПеречень вопросов для подготовки к экзамену по педагогике группы...
Значение и логика целеполагания в педагогической науке (обучении, воспитании, педагогической деятельности)
Исследование проблем детерминации процесса целеполагания iconИсследование это систематический сбор, обработка и анализ информации...
То есть, понятие “маркетинговое исследование” может быть применимо к любой стороне маркетинговой деятельности
Исследование проблем детерминации процесса целеполагания iconПсихолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения
При этом все же отдельные стороны процесса сопровождения оказались не достаточно разработанными. Среди выделенных нами проблем и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница