Высторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и




НазваниеВысторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Высторобец. Е.А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. Материалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации о правах человека. - М.: МНЭПУ, 1999, 416 с., С. 255-259.
Международное право и экологические права человека в России:

декларация и реальность.
В 1992 году Россия совместно со 178 государствами, представители которых собрались на встречу на высшем уровне, подписала на Конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия) ряд программных документов, определяющих согласованную политику всех стран мира по обеспечению устойчивого развития и сохранению экосистемы Земли. Было отмечено, что экологические вопросы решаются наиболее эффективно при участии всех заинтересованных граждан (Принцип 10 Декларации Конференции).

В число основных экологических прав человека входят право на благоприятную среду обитания, право на получение экологической информации, право на участие в процессе принятия экологически значимых решений, право на защиту жизни, право на возмещение ущерба, и др.. Вопрос соотношения декларации и реальности здесь имеет основополагающее значение. Есть ли обратная связь?

Ещё до Рио, например, в ^ Заключительном акте Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и особенно в Парижской Хартии для новой Европы 1990 года рассматривались основы обеспечения эффективности проводимой политики в области охраны окружающей среды. Вот что получается. А как обстоят дела на практике?

В заключительных документах высокие представители 35 государств декларировали: «... что успех всякой политики в области окружающей среды предполагает, чтобы все категории населения и общественные силы, сознавая свою ответственность, содействовали охране и улучшению окружающей среды, что вызывает необходимость постоянной и углубленной просветительской работы, в частности среди молодежи» (Хельсинки, 01.08.75).

«Мы подчеркиваем важную роль широкой осведомленности общества, которая дает возможность общественности и отдельным лицам выступать с инициативами по улучшению окружающей среды». (Париж, 21,11.90). Действительно, информация необходима просто для того, чтобы позиция стала более терпимой конструктивной. Нет сомнения, этим вопросам уделяют внимание в нашей стране. Но достаточно ли оно?

Создание возможностей реализации экологических прав человека и усиление роли основных групп населения предусмотрены также в третьем разделе Повестки дня на XXI век, принятой в Рио. Здесь выделены следующие целевые группы: женщины, дети и молодёжь, коренное население, неправительственные организации, местные власти, трудящиеся и профсоюзы, деловые и промышленные круги, научные и технические круги. Сказано, а в действительности из руководителей территориальных природоохранных органов на слуху едва ли не одно женское имя: Эмма Габунщина из Калмыкии.

Как упомянутые декларативные и рекомендательные документы реализованы в Российской Федерации?

Можно сказать, что имеется сравнительно оформленное правовое поле. В ^ Конституции Российской Федерации вопрос отражён следующим образом: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42).

Для сравнения, в^ Конституции Нидерландо записано: «Власти обязаны поддерживать в стране благоприятные для экосистем условия, охранять и улучшать состояние окружающей среды» (ст. 21 ч. 1). Единственная статья. Почти глухая. Конституция Канады 1982 года, представляющая совокупность 25 документов, вообще не содержит прямых ссылок на вопросы охраны окружающей среды. Но так ли это существенно для общего объёма экоправ, которыми обладает население этих стран?

Право на благоприятную среду обитания зафиксировано в ряде российских законов. Так, в соответствии с законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» конституционная норма получает развитие - закон гласит: граждане «имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия туда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного потребления), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений» (ст. 5).

Кроме того, в одном из первых российских природоохранных актов - Законе «Об охране окружающей природной среды» отмечается, что «Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды ...» (ст. 11).

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера граждане Российской Федерации имеют право «на защиту жизни, здоровья и личного имущества» (ст. 18).

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» гражданин России «имеет право на то, чтобы товар ... был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя» (ст. 7). Кроме того, государство гарантирует право на доступ к информации.

Так, Конституцией Российской Федерации на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц возложена обязанность «...обеспечить каждому (гражданину - прим. авт.) возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24).

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 года сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информации и информационных систем должны предоставлять пользователям бесплатно. Право на получение информации гражданами также установлено федеральными законами «Об использовании атомной энергии», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Ответственность лиц, обязанных обеспечивать население информацией об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей за её сокрытие предусмотрена также Уголовным Кодексом Российской Федерации (ст. 237). Лицо, совершившее деяние, может быть осуждено к лишению свободы на срок до 5 лет... Ущерб жизни, здоровью людей от экологических преступлений зачастую выше, чем от преступлений против личности, например, но лишь два состава отнесено к тяжким (ст. ст. 247, 261).

А вот, к примеру, Английское агентство по охране окружающей среды предоставляет бесплатно информацию по запросам, если стоимость копируемых материалов не превышает 50 фунтов. В случае заинтересованности лица в получении большего объёма информации ему придётся оплатить стоимость копирования документов и каждый час отвлечённого от работы сотрудника, который собирает необходимую информацию из расчёта 25 фунтов за один час.

Нормативная база участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений стала создаваться в различных странах мира, в том числе развитых, в последние несколько лет. Что здесь наиболее примечательно?

Одним из самых первых зарубежных актов, предусматривающих соответствующую процедуру можно считать ^ Национальный закон об экологической политике США 1969 года, ставший моделью для определения порядка проведения экологической экспертизы во многих странах. В Канаде, например, порядок проведения экологической экспертизы принят с 1972 года. В 1992 году был принят канадский Закон об экологической экспертизе.

Вот яркий и конкретный пример того, как усилия одного человека трансформировались в принятие законодательного акта. Мексиканец Бустиллос Эдвин работал в лесозаготовительной компании. Для него стали очевидными масштабы уничтожения природы человеком. В результате, поставив на карту свою жизнь, он стал борцом за права человека, за сохранение природы западного горного хребта Сьерра Мадре, против наркопроизводителей и вырубки лесов. Бустиллос Эдвин основал Консультативный совет Сьерра Мадре, что вылилось в успешном лоббировании новой Конституции штата Чихуахуа, включающей беспрецедентные положения о защите прав и земель коренного населения.

В системе российских законодательных актов, обеспечивающих права общественности на доступ к экологической информации и на участие в принятии экологически значимых решений, особое место занимает Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 1995 года. В соответствии с этим законом гласность, участие общественных организаций (объединений) и учёт общественного мнения при принятии экологически значимых решений являются одними из основных принципов проведения экологической экспертизы.

Проведение общественной экологической экспертизы осуществляется общественными организациями (объединениями), основными направлениями деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - это определение инициатором планируемой деятельности уровня возможных экологических последствий (степени, величины, показателей, и т.п.) и их оценка в случае её реализации, с последующим проведением государственной экологической экспертизы документации, обуславливающий эту деятельность, организуемой специально уполномоченным на то государственным органом и проводимой до принятия административного решения по её осуществлению.

В соответствии с анализом российского и международного опыта, работы по ОВОС, как правило, осуществляются в три этапа. Информирование общественности о планируемой деятельности предусмотрено на 2-м этапе выполнения работ, после сбора исходных данных (1-й этап) и перед формированием оценки воздействия на окружающую среду. С этой целью могут проводиться так называемые общественные слушания.

Необходимо обратить особое внимание на тот факт, что большинство субъектов Российской Федерации имеют общие границы с иностранными государствами, или имеют выход в международные водные акватории и трансграничные воды.

Поскольку в этом случае мы имеем дело с трансграничным воздействием, ОВОС регламентируется не только российским, но и международным законодательством. В этом случае проведение исследований и подготовка материалов регламентируется прежде всего Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991), Конвенцией по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992) и рядом других международных конвенций.

Если в результате реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности может быть определено трансграничное воздействие на сопредельные территории, или затронуты трансграничное акватории и международные озера, проведение исследований и подготовка материалов регламентируется, также Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 1992), Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979).

Если планируемая деятельность попадает под действие Конвенции Эспо, то страна происхождения инициативы рассылает уведомления затрагиваемым Сторонам. Следует отметить, что положение об участии общественности можно рассматривать как одно из неявных временных ограничений при определении таких сроков подачи информации, которые позволили бы оформить полноценные документы, т.е. несущие объективные и взвешенные выводы.

Решение об организации Российской общественной сети по оценке воздействия на окружающую среду (РОС-ОВОС) было принято на 5-й конференции Социально-Экологического Союза, состоявшейся в Нижнем Новгороде в 1994 году.

Для решения вопросов участия общественности Европейская экономическая Комиссия ООН создала Целевую группу по экологическим правам и обязанностям. В 1994-1995 гг. Целевая группа подготовила «Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды».

Руководящие принципы были положены в основу разработки ^ Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, открытой для подписания 23 июня 1998 года в Орхусе (Дания), на 4-й Общеевропейской конференции министров «Окружающая среда для Европы».

В 1998 году в Тбилиси состоялась 9 сессия Межгосударственного экологического совета. В работе приняли участие представители стран СНГ. Рассмотрен проект Конвенции об экологической безопасности, в нём определены основные направления сотрудничества государств в области обеспечения экологической безопасности на основе: согласования механизма возмещения ущерба, нанесённого здоровью и имуществу населения; развития общественного экологического движения и других положений.

Российская законодательная система в целом даёт гражданам больше прав на доступ к информации и на участие в системе принятия решений, чем, например система экологического права Евросоюза. Основная проблема заключается в создании механизма реализации этих прав на практике.

Вопрос о создании такого механизма требует отдельного рассмотрения. В проекте Федерального закона о бюджете расходы на экологию не предусмотрены, ранее выделяемые по многочисленным статьям средства составляли менее одной десятой процента. В США этот показатель занимает третье место после безопасности и аэронавтики. Так, что отсутствие экономической основы служит предпосылкой пассивности населения, браконьерства. Подавляющее большинство наших соотечественников в принципе отвлечено от проблем экологии стремлением выжить.

С другой стороны учёные уже не дадут гарантий, что мы не перешли черту, когда последствия деятельности человека становятся необратимы. Прогнозы страшные.

Понимая глобальную опасность самому существованию настоящего и будущих поколений необходимо объединить усилия, сначала государства и общественных организаций, а потом и всех секторов мирового сообщества. Следует возвратиться к идее создания при федеральном органе исполнительной власти, ответственном за разработку политики в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и сохранение биологического разнообразия, консультативного совета по вопросам общественного участия. Место этого подразделения – в Госкомэкологии России.

Необходимо также повысить статус федерального природоохранного органа, расширить его систему. Приходится констатировать, что на деле происходит беспрецедентный по своим масштабам обратный процесс.

Е.Высторобец

ведущий специалист Госкомэкологии России

член Экспертного совета Российского экологического союза
Не публиковалось:

Источники:


  1. Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций / Под редакцией проф. Ю.Е.Винокурова. - М.: МНЭПУ, 1997

  2. Высторобец Е.А. Общественное участие в процессе принятия экологически значимых решений в Нидерландах. Российская экологическая газета «Зелёный мир» № 30, 1998

  3. Гришин Н.Н. Общественность и среда обитания: правовые аспекты участия общественности в принятии экологически значимых решений в России и Европе. - М.: Издательство Института проблем гуманизма и милосердия, 1997

  4. Данилов-Данильян В.И. В ближайшее время... Российская экологическая газета «Зелёный мир» № 1, 1999

  5. Савастенко А. Девятая сессия МЭС. Российская экологическая газета «Зелёный мир» № 2, 1999

  6. Трусов А.Г. Международное право. Словарь - справочник. - М.: МНЭПУ, 1998

  7. Всеобщая декларация 1948. - М.: ЗАО АРБТ, 1998

  8. Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 01.08.75 - М.: ЗАО АРБТ, 1998

  9. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Комитет по экологической политике ЕЭК ООН. 4-я Общеевропейская конференция министров «Окружающая среда для Европы». Орхус, Дания 23-25 июня 1998 года

  10. Конституции зарубежных государств. - М.: БЕК, 1996

  11. Материалы 2-го семинара Российско-Нидерландской программы поддержки внедрения процедуры ОВОС. - М.: ВНИИ природы, 1997

  12. Парижская Хартия для новой Европы. СБСЕ 21.11.90 - М.: ЗАО АРБТ, 1998

  13. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении / Центр за наше общее будущее. Женева, Швейцария SRO-Kundig S.A., 1993

  14. Совместная ответственность за экологическое состояние. Российско-канадский проект “Федерализм в сотрудничестве”. - М.: ЗАО “1-й Печатный Двор”, 1996

  15. Управление окружающей средой: Инф. бюлл. № 6. Компонент РПОИ. - М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1997

  16. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ - М.: ЗАО АРБТ, 1998

  17. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91 № 1034-1 - М.: ЗАО АРБТ, 1998

  18. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060-1

  19. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1

  20. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 № 24-ФЗ - М.: ЗАО АРБТ, 1998

  21. Ход реализации Руководящих принципов по участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды Комитет по экологической политике ЕЭК ООН. 4-я Общеевропейская конференция министров «Окружающая среда для Европы». Орхус, Дания 23-25 июня 1998 года

  22. Энциклопедия российского права. Электронная справочная система. Федеральный выпуск. 57673 документа 22.05.98. Си-Ди-Ром - М.: ЗАО АРБТ, 1998

  23. Arctic Environmental Protection Strategy 1997: Guidelines for Environmental Impact Assessment (EIA) in the Arctic. Sustainable Development and utilisation. Finnish Ministry of the Environment, Finland, Kirjapaino Auranen, Forssa, 1997

  24. Convention on Environmental Impact Assessment in a Transboundary Context. ECE Geneva, UN NY and Geneva, 1994

  25. Convention on Long-Range Transboundary Air Pollution and its Protocols. ECE Geneva, UN NY and Geneva, 1996

  26. Convention on Transboundary Effects of Industrial Accidents. ECE Geneva, UN NY and Geneva, 1994

  27. Encyclopaedia Britannica. Multimedia Edition. Version 1998 of 32 volumes on CD-ROM

  28. Environmental Management Act. The Netherlands. The Hague. The Ministry of VROM, the 1st of August 1998

  29. The Constitution of the Kingdom of the Netherlands, 1996, Published by the Ministry of the Interior and prepared by its Constitutional Affairs and Legislative Division in collaboration with the Translations Department of the Ministry of Foreign Affairs http://www.bz.minbuza.nl/English/further/ grondwet.html

  30. The Environment of England and Wales. A Snapshot. - Bristol, England, Environment Agency, Rio House, April, 1996




Похожие:

Высторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и icon12. Права человека и международное право
Режим наиб благоприятствования – самый усеченный вариант. Права наравне с гражданами третьих стран. Лица без гражданства(апатриды)...
Высторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и icon1. 24. «Декларация тысячелетия оон» и проблема финансирования развития...
В 2000 году была подписана Декларация Тысячелетия оон, в которой заключены 8 основных целей развития. Они охватывают универсально...
Высторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и iconЗадания теоретического тура школьного этапа Олимпиады для 10-11 классов Тестовые
Задание с середины XIX века одним из инструментов защиты человека в условиях вооруженного конфликта стало Международное гуманитарное...
Высторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и iconРезолюция комиссии ООН по правам человека от 22 апреля 1998 Г. N 1998/77
Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах признается право каждого человека на...
Высторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и iconВопросы к экзамену по дисциплине «Семейное право»
Метод и функции семейного права. Императивные и диспозитивные нормы семейного права
Высторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и iconО муниципальном конкурсе работ учащихся «Права человека глазами ребенка»
«Права человека глазами ребенка» (далее Конкурс) проводится в целях формирования активной гражданской позиции, овладения учащимися...
Высторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и iconТема №5 гражданин. Государство. Право урок №1. Роль права в жизни...
Гражданин. Государство. Право урок №1. Роль права в жизни человека, общества, государства
Высторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и iconЛекция №3 «Права человека в нашей стране и в мире»
Права алкоголиков и наркоманов он ничем не нарушает, зато сами алкоголики и наркоманы своим образом жизни постоянно нарушают наши...
Высторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и iconОтмена крепостного права в россии
Установление нормы крестьянских наделов в зависимости от природных и экономических условий
Высторобец. Е. А. Международное право и экологические права человека в России: декларация и реальность. В кн.: Права человека в России: декларации, нормы и iconВысторобец Е. А. Экологический правопорядок и европейская интеграция...
Высторобец Е. А. Экологический правопорядок и европейская интеграция / Е. А. Высторобец. // Журнал российского права. 2003. № С....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница