Уроках математики по программе Н. Б. Истоминой




НазваниеУроках математики по программе Н. Б. Истоминой
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
  1   2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Развитие логического мышления в процессе учебной деятельности на уроках математики по программе Н.Б. Истоминой

(УМК «Гармония»)
ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ»

Номинация «Педагогическая мастерская»

Учитель начальных классов

МЕЖНЯКОВА

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА

МАРТ 2011 г.
Польза систем для мышления состоит в том, что о вещах начинают мыслить упорядоченно, – по известному плану, но и в том, что о них вообще начинают мыслить

Георг Кристоф Лихтенберг

В последнее время большое внимание уделяется проблеме развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.

Современные образовательные программы, стандарты нового поколения для начальных классов ставят перед учителем задачи развития логического мышления ребёнка, прежде всего в учебной деятельности. Умение мыслить логически – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Эта проблема стала одним из приоритетных направлений моей деятельности в рамках реализации программы по математике, автором которой является Н. Б. Истомина.

Прежде всего, я определила главную цель:

- создать условия для развития мыслительных операций путём использования нестандартных заданий.

Для достижения поставленной цели наметила следующие задачи:

- научить детей самостоятельно мыслить, логически рассуждать, вести поиск нужной информации, анализировать, делать обобщения, выводы;

- развивать наглядно – образное и логическое мышление, воображение;

- формировать предметные умения и навыки;

- воспитывать интерес к математике, стремление использовать, математические знания в повседневной жизни.

В основу опыта мною положена следующая гипотеза:

если в процессе обучения математике систематически и целенаправленно развивать логическое мышление, то процесс активизации познавательной деятельности младших школьников будет проходить более активно.

Что же для этого требуется? Как развивать логическое мышление учащихся в учебной деятельности?

Ответ на эти и многие вопросы я нашла не только в самом УМК «Гармония», но и в педагогических разработках ведущих педагогов – новаторов: Ш. А. Амоношвили, В. Ф. Шаталова, М. С. Соловейчик и др.

Для определения уровня развития мышления в учебной деятельности школьников, я пришла к выводу, что всем детям, какими бы способностями они не обладали, необходимо оказать поддержку, заметить любое начинание, создать среду способствующую развитию логического мышления

По тому, как дети решают логические задания, насколько увлечены работой можно судить по результатам тестирования, которое проводится мною вначале изучения курса математики (Приложение 1).

Учащиеся показали следующие результаты:

Высокий – 29, 2%

Средний – 40,5%

Низкий – 31,3%

Изучив результаты тестирования, я убедилась, что необходима большая работа в течение длительного времени для того, чтобы учащиеся дали более высокие результаты.

Считаю, что любую деятельность, в том числе и логическую, можно представить в виде выполнения определённых заданий при соблюдении следующего требования:

- наличие разных способов решения;

- учёт возрастных интересов учащихся.

Соблюдая данные требования, на уроках математики применяю разнообразные приёмы работы по развитию мышления:

- сравнение чисел и числовых выражений;

- решение логических задач и цепочек;

- использование нестандартных форм и методов.

Начиная с 1 класса, в устный счёт включаю дополнительные задания, активизирующие мышление учащегося.

Например:

  • классификация предметов: по форме, цвету, размеру;

  • нахождение лишнего предмета в ряду;

  • нахождение закономерностей путём сравнения чисел.

Рассмотрим это на примере фрагмента урока математики по теме «Сравнение предметов по разным признакам»:

Устный счёт.







Предлагаю, фигуры разного цвета, формы, размера:

- какие это фигуры?

- сколько всего фигур?

- на какие группы можно их разбить?

- по какому признаку?
Ознакомление учащихся с новым материалом, провожу с помощью частично – поискового метода.

Так на уроке по теме «Увеличение и уменьшение на несколько единиц», даю следующее:
- Продолжите ряд чисел

2, 4, 3, 5, 4, 7. . . .

( сначала увеличить на 2, затем уменьшить на 2)

9, 6, 8, 5, 7, 4. . . .

(уменьшить на з, потом увеличить на2).
От урока к уроку усложняю предложенные задания:
^ Тема урока «Однозначные числа»

Закрепление изученного материала.

Даны логические цепочки:

41, 42, 43, . . . .

91, 81, 71, . . . .

- что интересного заметили?

- попробуйте продолжить этот ряд чисел.

( Для выполнения таких заданий учащиеся должны хорошо владеть прямым и обратным счётом).
А для определения понятия «прямоугольник» к множеству геометрических фигур применяю такую последовательность заданий и вопросов:
Тема : «Прямоугольник»

Изучение нового материала.




-

Какие это фигуры?

- Уберите «лишнюю» фигуру.

(Дети убирают треугольник и фактически разбивают множество фигур на две группы, опираясь на количество сторон и углов в каждой фигуре .)

- Чем похожи все остальные фигуры?

( У них 4 угла и 4 стороны).

- Как можно назвать все эти фигуры?

(Четырёхугольники.)

- Разбейте четырёхугольники на группы по количеству прямых углов.

(В одну из групп входят четырёхугольники, у которых все углы прямые.)

- Это прямоугольники.
Такие виды работ позволяют развивать у детей логическое мышление, самостоятельность мышления, что необходимо для успешного овладения учебным материалом.

Считаю, что логические задачи также дают богатый материал для развития мышления учащихся, поэтому работу с ними веду на протяжении всего обучения, усложняя задания с учётом возрастных особенностей.

Так, в 1 классе предлагаю простые логические задачи:
^ Тема: «Решение задач на нахождение целого»

Устный счёт.

Сколько часов вместе длиться день и ночь?

Две девочки идут из школы домой, а навстречу им три мальчика. Сколько всего детей идёт домой?
Чтобы отследить тенденции личностного развития и индивидуальную траекторию развития логического мышления ребёнка, в конце 1 класса провожу тестирование, куда включаю все те задания, которые давала на протяжении всего учебного процесса (Приложение 2).


Тест показал следующие результаты, представленные на диаграмме:

Для 32,2 % учащихся характерен высокий уровень логического мышления, что на 3 % выше, чем в начале года, 37,6% учащихся имеют средний уровень- это на 3,9% выше, у 30,1 % учащихся логическое мышление развито слабо. Сравнительный анализ результатов тестирования позволяет сделать вывод, что в развитии логического мышления учащихся складывается положительная динамика.

Во втором классе идёт усложнение программного материала, и соответственно усложняются задания на логическое мышление:
^ Тема урока «Двузначное число»

Устный счёт.

- Запишите все чётные числа от 2 до 20 и все нечётные числа от 1 до 19.

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20;

1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19;

- разбейте числа каждого ряда на две группы так, чтобы в каждой были числа

похожие между собой;

- по какому правилу записан первый ряд? Продолжите его;

- какие числа нужно вычеркнуть в первом ряду, чтобы каждое следующее было на 4 больше предыдущего?

- какая пара «лишняя»?
Работая над темой урока «Сложение и вычитание в пределах 100» во втором классе, я предлагаю задания комплексной направленности:


  1. ^ Магический квадрат.













87














- расставьте числа 2; 4; 5; 11; 15 так, чтобы по всем линиям в сумме получилось 24.

2. Логическая задача

Вася выше Саши на 8 см, а Коля ниже Саши на 3 см. На сколько см самый высокий из мальчиков выше самого маленького?

^ А на уроке по теме «Умножение» даю следующее:

16, 24, 32 . . . .

8 · 2, 8 · 3, 8 · 3 . , . , . ;

2 · 8, 3 · 8, 4 · 8 . , . , . ;

- разгадай правила, по которым записаны ряды чисел;

- продолжите ряд чисел;

- чем похожи и чем отличаются эти числовые ряды?
Также как и в первом классе, от урока к уроку математики во 2 классе усложняю задания.

^ Тема: « Трёхзначные числа»

Устный счёт.

- Даны числа

а) 222, 555, 666, 785, 333, 444;

б) 708, 903, 104, 230, 609, 401;

в) 375, 357, 735, 753, 537.

- Назовите «лишнее» число?
Данные виды работ позволяют развивать мыслительные операции учащихся: учащиеся учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать.

С целью отслеживания развития мыслительных операций учащихся в конце 2 – го класса провожу самостоятельной работу (Приложение 3), при выполнении которой учащиеся показали следующие результаты:






































































































































































































































































































































































































































































































































Анализ работы показывает, что 34,0% учеников имеют высокий уровень, это на 1,8% выше предыдущего. 39,8 % учеников - средний уровень, это 2,2 % выше, чем в 1 классе и 26,2 % - низкий.

Разумеется, на данном этапе эта работа не может считаться завершенной, поскольку затронутая мною проблема требует систематической долгосрочной кропотливой работы.

Поэтому в 3 – 4 классах в практику преподавания математики ввожу значительное усложнение учебного материала, задания учащимся даю более высокого уровня сложности.

Так, на уроке по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 (3 класс), предлагаю:
^ 1. Цифровой диктант.

Если вы согласны с утверждениями, высказываниями поставьте цифру 1, а если считаете, что информация неправильная ставьте - 0. В конце диктанта получите итоговый ответ. Работу нужно выполнять в быстром темпе.

1. 36 + 3 – 6 = 33

2. Моя любимая сказка Али – Баба и 20 разбойников .

3. 55 + 53 = 98

4. Май в году по счёту пятый.

5. Букв в русском алфавите 33.

6. 100 – 20 + 1 = 91

7. Чёртова дюжина - 13.
Тема: «Порядок выполнения действий в выражениях»

Устный счёт.

Внимательно рассмотрите числа в каждом столбце. Догадайтесь, как они подобраны. Какое число должно стоять вместо знака «?» ?

42 75 54 21 60 51 36 90

37 25 45 63 15 17 24 40

79 100 99 ? 45 34 12 ?
Решение таких заданий оказывает большое влияние на развитие логики и формирует математическое мышление учащихся.

Богатые возможности для развития мышления оказывают решение задач повышенной трудности, в которые включены элементы поиска и творчества:
^ Тема: « Решение задач ( 4 класс)

Устный счёт

Задача. Как – то рано поутру

Птицы плавали в пруду

Белоснежных лебедей

Втрое больше, чем гусей.

Уток больше – восемь пар,

Вдвое больше, чем гагар.

Сколько было птиц всего,

Если нам ещё дано,

Что всех уток и гусей

Столько, столько лебедей?
Эту задачу мы решали коллективно. Вместе с детьми рассуждали, аргументировали, доказывали, спорили, принимали коллективно правильное решение. Таким же образом я строила работу учащихся в группах и парах с подобными видами задач.

Работа с такими заданиями основывается на свободном общении детей друг с другом, их спорах, рассуждениях, попытках доказательства своей правоты. Я считаю главным в этой работе не сам конечный результат, а путь его достижения.

Одним из эффективных средств активизации мыслительной деятельности внимания, умственного развития младших школьников считаю игру. Именно игра помогает раскрепостить воображение детей, развивает наблюдательность, смекалку, логическое мышление и интеллект. На своих уроках довольно часто я применяю такие игры:


  • « Математические викторины»

  • « Блиц – турниры»

  • «Ребусы»

  • «Кроссворды»

  • «Задачи на смекалку»

  • «Математические КВНы»


Рассмотрим использование игр на примере обобщающего урока по теме «Умножение однозначного числа на двузначное число, оканчивающееся нулём»
Устный счёт.

Конкурс « Умники и умницы»

  1. «Ребусы».




- Угадайте, какое слово здесь спряталось?

2. Задача на смекалку.

Шёл с рыбалки волк, повстречал лису и спрашивает:

- Кума, ты где была?

- Окуньков в реке ловила.

- Много ли взяла ?

- До двадцати двух не добрала

- А у меня два десятка да ещё два.

Вопрос: Сколько рыб наловили кум и кума вместе?

Ответ: 18 + 22 = 40.
На обобщающих уроках провожу также «Математические КВНы», в содержание которых включаю «Блиц - турниры», «Математические викторины», «Кроссворды» (Приложение 4).

И как результат совместной деятельности по развитию логического мышления, в конце учебного года в 3 и 4 классах - традиционное тестирование. (Приложение 5).













































































































































































































































































































































































































































































































Анализ тестирования в 3 - м и 4 классах показал рост развития мыслительных операций. Высокий уровень составляет 2%, а средний – 2,2%

Результаты тестирования, представленные в диаграмме, свидетельствуют о положительной динамике роста уровня развития логического мышления учащихся с 1 по 4 классы.




















































































































































































































































































































































































































































































Таким образом, проведенное мною исследование позволяет утверждать, что работа по развитию логического мышления у учащихся в процессе учебной деятельности на уроках математики – важная составная часть педагогического процесса.

Мои исследования доказывают, что развитие логического мышления в процессе учебной деятельности на уроках математики невозможно без внедрения в учебный процесс продуктивных приёмов, форм и методов обучения, которые

  • оказывают огромное влияние на формирование продуктивного мышления учащихся;

  • расширяют математический кругозор;

  • способствуют развитию учащихся;

  • повышают качество математической подготовленности;

  • позволяют детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающих их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Поиск новых путей активизации познавательной деятельности школьников является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления, моя задача, как учителя, – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако, конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформулированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идёт без знания системы необходимых приёмов, без знания их содержания и последовательности формирования. Необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать приемы и методы развития логического мышления, в зависимости от индивидуальных свойств и особенностей каждого отдельно взятого учащегося.
  1   2

Похожие:

Уроках математики по программе Н. Б. Истоминой iconУроках математики
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Уроках математики по программе Н. Б. Истоминой iconУроках математики
Сапцына Надежда Васильевна хсш : «Исследовательская работа учащихся на уроках математики»
Уроках математики по программе Н. Б. Истоминой iconУроках математики
Диагностика индивидуальных типологических особенностей младших школьников на уроках математики
Уроках математики по программе Н. Б. Истоминой iconУроках математики
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода психодидактики на уроках математики
Уроках математики по программе Н. Б. Истоминой iconУроках математики
Роли учебного предмета «математика» в формировании личности. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить...
Уроках математики по программе Н. Б. Истоминой iconУроках математики в условиях малокомплектной школы
Тема проекта: «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы»
Уроках математики по программе Н. Б. Истоминой iconСамостоятельная работа на уроках математики
Выступление Ионовой Н. В. на заседании школьного методического объединения учителей математики
Уроках математики по программе Н. Б. Истоминой iconУроках математики
В процессе изучения математики развивается математическое мышление. Ему свойственны качества присущие научному мышлению
Уроках математики по программе Н. Б. Истоминой iconУроках математики
Тестовые задания я использую не только на зачетных уроках, а также при организации самостоятельной работы уча­щихся в режиме самоконтроля,...
Уроках математики по программе Н. Б. Истоминой iconУроках математики. ( выступление на рмо учителей математики)
Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница