Методические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие»




НазваниеМетодические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
«Формирование представлений о Вселенной

у старших дошкольников»

Методические рекомендации

Игра «Большое космическое путешествие» более всего подходит для организации весенней Недели игры, например, во время весенних каникул, накануне празднования Дня космонавтики.

Космическое путешествие может стать общей темой, которая позволит включить в игровой процесс детей всех возрастных групп детского сада.

Вместе с тем дифференциация по возрастам — младший и старший — в предлагаемых конспектах предусмотрена.

Организация массовых тематических мероприятий, сюжетных игр и соревнований, которые будут проходить во время Недели игры, преследует несколько целей: основная — обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовать игры по схожей тематике в небольших игровых объединениях; и другая, приобрести опыт реального участия в коллективных дидактических, сюжетно-дидактических и подвижных играх.

Таким образом, в данной работе не предлагаются готовые «конспекты сюжетно-ролевых игр». Как вы сами понимаете такой конспект составить невозможно. Как только мы пытаемся вписать детскую игру в жесткие рамки регламентированной деятельности, она сразу же теряет тот развивающий эффект, которого мы от нее ждем, становится формализованной и скучной для детей.

Проведение Недели игры «Большое космическое путешествие» требует серьезной подготовки со стороны взрослых — педагогов дошкольного учреждения и родителей воспитанников. Необходимо создать атмосферу праздника, чуда, необычности происходящего.

Поэтому накануне Недели игры, в пятницу, педагоги остаются вечером в детском саду и готовят помещение. Каждая группа может выбрать название созвездия или звезды. На карте звездного неба очень много красивых названий — созвездия Кассиопея, Андромеда, Орион, известные многим детям Большая и Малая Медведицы; звезды Сириус, Антарес, Вега, Бетельгейзе, Калипсо, Полярная звезда.

В коридорах и фойе, в группах на окнах, стенах, потолках, стендах, появляются блестящие разноцветные звезды, картинки с изображением веселых инопланетян. Созданию необходимой атмосферы помогут рисунки детей на «космическую» тематику, сделанные в прошлые годы. Информативные стенды с фотоиллюстрация- ми, изображающими звездное небо, космонавтов в открытом космосе, высадку на Луну, космические корабли и орбитальные станции, исследовательские зонды, запушенные к далеким плане- там, позволят провести параллель между фантастикой и реальностью.

Все это окажет влияние на эмоциональное состояние детей, пробудит любопытство и интерес, поможет им быстрее и легче включиться в игру. При этом будут выполняться и определенные задачи, направленные на развитие познавательной сферы детей. Игра станет средством их интеллектуального развития.

Замечательно, если взрослые — педагоги и технический персонал образовательного учреждения — тоже примут участие в игре, придумают себе какую-то интересную форму одежды на предстоящую Неделю. Это могут быть одинаковые головные уборы, украшенные эмблемами, нагрудные значки и т.п.

Можно выбрать единые позывные, с которых будет начинаться каждый игровой день.

Подготовительная работа: чтение книг Кира Булычева о приключениях девочки из будущего Алисы Селезневой, «Тайна третьей планеты», «День рождения Алисы», «Королева пиратов на планете сказок».

^ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Занятия этой недели очень сложные, поэтому мы, как правило, обращаемся за помощью к родителям. Тесное взаимодействие с родителями необходимо всегда. Только сотрудничая с ними, координируя наши действия, мы получаем заметный эффект в развитии детей. Формы сотрудничества самые разнообразные.

Родительские собрания и индивидуальные консультации для родителей по интересующим их темам.

Традиционной считается наглядная информация о проходящих в группе занятиях, с рекомендациями для родителей о том, чем и как они могут позаниматься с детьми дома.

Мы используем также информационные листки — домашние задания, которые вручаются родителям каждого ребенка. Это бывают задания на закрепление материала, пройденного в группе, или задания, предваряющие объяснение нового материала. Они нужны для того, чтобы занятие по ознакомлению с окружающим миром не превратилось в монолог воспитателя. Родители, которые с готовностью откликаются на наши просьбы и занимаются с детьми дома, отмечают, что эти домашние задания очень помогают им в установлении контакта с детьми и организации занятий с ними, а также воспитывают у детей чувство ответственности: ребенок сам напоминает родителям о необходимости выполнить домашнее задание, прочитать книгу. Задания составлены так, чтобы родители, посадив ребенка на колени (телесный контакт), прочли ему материал, который послужит основой для построения беседы, диалога на занятии.

Эта книга адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. В ней предлагаются планирование и разработки занятий «Покорение космоса». Материалы, представленные вашему вниманию, скомплектованы.

^ Система работы по теме

«Формирование представлений о Вселенной у старших дошкольников»

Уважаемые коллеги!

За время работы по теме я пришла к выводу, что именно построение воспитательно-образовательного процесса по принципу тематического планирования наиболее целесообразно для полноценного развития детей дошкольного возраста. Суть тематического планирования заключается в следующем:

• Выбирается тема недели. Она называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели

• Все остальные занятия (развитие речи, развитие элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней

• На каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели

• Родителям предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, проведению наблюдений над природой, домашнему чтению детям

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:

1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

2. Принцип последовательности.

^ 3. Принцип систематичности: занятия проводятся систематически согласно сетке занятий, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности (важно помнить, что индивидуальная работа с детьми не должна превращаться в дополнительные занятия).

^ 4. Принцип повторности.

5. Принцип наглядности.

Применение тематического планирования позволяет значительно сократить продолжительность занятий, освобождая время для игр, оздоровительных мероприятий.

Тематическое планирование подходит практически для всех возрастных групп массового детского сада.

Большое значение я придаю организации детей на занятиях, а также их самостоятельной деятельности.

Во время занятий (особенно занятий познавательного цикла) дети делятся на микрогруппы по 2 — 5 человек (в зависимости от цели, которую ставит воспитатель).

Задания предлагаются не одному ребенку, а нескольким (минимум двум). Можно предложить детям один предметный материал, с которым они будут работать, например, общий лист бумаги.

Воспитатель предлагает какое-то конкретное дело для проявления фантазии.

Задание дается в форме, подчеркивающей общность участников.

Такого рода организация продиктована следующими соображениями.

Она дает детям необходимые для развития возможности сравнения своих действий с действиями других детей, позволяет ребенку поверить в собственные силы («Раз так может мой товарищ, значит, и я смогу»), а также скорректировать собственные способы действия, интеллектуальные усилия путем сопоставления с действиями других.

Такая организация стимулирует активное речевое общение со сверстниками.

Позиция педагога при организации занятия, а также всей жизни в детском саду дает детям возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя с такой позицией заключается в организации ситуаций для познания детьми окружающего мира, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.

Такая организация переносит акцент в содержании обучения с усвоения знаний, умений и навыков на формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

Предлагаемая организация способствует личностно- ориентированному взаимодействию с ребенком в процессе обучения.

Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создают положительный эмоциональный фон для обучения, способствуют возникновению познавательного интереса.

В тематическом, планировании предусматриваются все формы работы с детьми: работа на занятиях, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художествен ной литературы, работа в книжном уголке, утренние беседы с детьми, взаимодействие с родителями. Все эти формы служат достижению одной цели, а именно — всестороннему развитию детей, сохранению их физического и психического здоровья.

^ ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА»

Утренние беседы с детьми

Тема: «Земля — наш дом во Вселенной»

Вопросы к беседе

- Как называется планета, на которой мы живем?

- Как называется ближайшая к нам звезда?

- Что такое Солнечная система?

- Какие планеты Солнечной системы ты знаешь? Какая из них самая большая?

- Какую планету называют красной? Почему? (Эту планету древние римляне назвали в честь бога войны Марса.) Как ты думаешь, почему?

- Какая планета находится ближе всех к Солнцу?

- Как называется спутник Земли? Что ты о нем знаешь?

- Какие созвездия нашего неба ты знаешь?

- Что такое метеориты?

- Какая звезда считается у моряков путеводной? Почему?

- Кто был первым космонавтом Земли?

- Когда впервые человек полетел в космос?

- Каких российских космонавтов ты знаешь?

- Ты хотел бы стать космонавтом? Почему?

- Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?

Во время беседы необходимо следить за тем, чтобы дети правильно отвечали на поставленные вопросы; побуждать детей применять синонимы и антонимы, яркие

образные выражения, эпитеты.

Занятия 1. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Земля наш дом во Вселенной». 2. Развитие речи. Тема: «Ракета летит к звездам». 3. Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Большое космическое путешествие». 4. Конструирование. Тема: «Наш космический корабль». 5. Рисование. Тема: «Путь к звездам». 6. Рисование. Тема: «Лунный пейзаж». 7. Аппликация + рисование. Тема: «Космический коллаж». 8. Лепка. Игра Настольно-печатная игра «Звездный путь» Дидактические игры 1. «Найди лишнее»: на развитие логического мышления (анализ и синтез); развитие умения проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному, признаку; развитие памяти. 2. «Укрась слово»: на развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса. 3. «Дверная скважина»: на развитие зрительной памяти и пространственного мышления. 4. «Звук потерялся»: на развитие внимания, фонематического слуха.

О.А. Скоролупова «Покорение космоса»

5. «Разведчики»: на развитие наблюдательности, коммуникативности и организаторских способностей.

6. «Что изменилось?»: на тренировку наблюдательности, развитие зрительной памяти.

«Космодром»

Строительная игра

Ребята из большого конструктора строят различные сооружения космодрома, закрепляя навыки самостоятельной творческой работы.

«Будущие космонавты»

Сюжетно-ролевая игра

Сначала «космонавты» сообща обсуждают план полета, разрабатывают его маршрут; назначается командир корабля, бортинженер, врач, другие члены экипажа. После возвращения на Землю экипаж составляет отчет о полете (творческое рассказывание).

^ Работа в книжном уголке

Выставляем книги о космосе, иллюстрации космического пространства (фотографии земли из космоса, картины А. Леонова, иллюстрации, полученные с использованием компьютерной графики), рассматриваем и обсуждаем с детьми эти иллюстрации, книги о космосе и его покорении человеком. Составляем рассказ фантастического содержания по одной из картин.

Работа в книжном уголке ведется индивидуально или в небольших подгруппах (3 — 4 ребенка) в любое время дня. Материал размещается так, чтобы дети всегда имели

к нему доступ. Методика организации занятий

Что можно почитать детям

К. Бульгчев. Тайна третьей планеты

В. Медведев. Звездолет Грунька

В. Кащенко. Найди созвездия

В. Бороздин. Первый в космосе

П. Клушапиев. 0 чем рассказал телескоп

А. Леонов. Шаги над планетой /

Похожие:

Методические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие» iconМетодические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие»
Игра «Большое космическое путешествие» более всего подходит для организации весенней Недели игры, например, во время весенних каникул,...
Методические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие» icon«Большое космическое путешествие» Составили: Шарко В. П. Африкян Т. В
Федеральный закон от 24. 07. 98 №124-фз "Об основных гарантиях прав ребенка в рф"
Методические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие» iconМетоды, используемые на занятиях в творческом объединении
Метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера,...
Методические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие» iconМетодические рекомендации по организации спортивной подготовки в...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...
Методические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие» iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства...
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие» iconМетодические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений
Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению...
Методические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие» iconКосмическое путешествие
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Методические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие» iconМетодические рекомендации Белгород
Методические рекомендации предназначены для работников образования, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт...
Методические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие» iconМетодические рекомендации по проведению независимой системы оценки...
Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством образования и науки Российской Федерации с целью содействия развитию...
Методические рекомендации Игра «Большое космическое путешествие» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями
Методические рекомендации предназначены для слушателей факультета заочного обучения спб университета мвд россии, обучающихся по специальности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница