«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения»




Название«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Районный конкурс «Учитель года 2010»

Методическая статья

«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения».
Изучение иностранного языка в современном обществе становится все более распространенным. Актуальностью темы моей статьи является то, что изучение иностранного языка стало обязательным компонентом не только в ВУЗах, ССУЗах, школах (на средней и старшей ступени обучения), но и в начальной школе.

Изучение иностранного языка стало актуально для младших школьников, но необходимо помнить о психолого – педагогических особенностях данного возраста. На этом этапе обучения детей интересует все новое, яркое, интересное. Младшего школьника очень сложно заинтересовать на длительный промежуток времени каким – либо занятием. Их внимание рассеянное, мышление наглядно – образное, а память является ведущим познавательным процессом и схватывает только значимые для ребенка моменты, сохраняя их. Поэтому педагогам необходимо как можно ярче, эмоциональней построить урок, чтобы заинтересовать внимание учащихся.

Игра создает прекрасные возможности для того, чтобы повысить познавательный интерес младших школьников. Для этого нужно, чтобы игровые моменты были в определенной системе, должны содержать в себе все самое новое, яркое и интересное. За игрой должен осуществляться контроль. Для проведения игры на уроке должны быть созданы оптимальные условия для проявления всех возможностей учащихся. Немаловажную роль играет личность учителя, его умение правильно организовать рабочую атмосферу в классе.

Исходя из этого, мною была сформулирована следующая проблема: каковы условия, обеспечивающие формирование познавательного интереса средствами игры?

^ Объектная область: методика обучения иностранному языку.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса.

Предмет исследования: игра как средство формирования познавательного интереса.

^ Цель: выявить условия, при которых игра будет являться эффективным средством формирования познавательного интереса.

Гипотеза: игра окажет влияние на формирование познавательного интереса при соблюдении ряда условий:

  • если игра будет проводиться в определенной системе,

  • если игра будет содержать в себе все самое новое и интересное.

^ Психолого – педагогические особенности младшего школьного возраста.

По мнению психолога Г. С. Абрамовой, младший школьный возраст традиционно считают одним из самых стабильных периодов жизни человека, никаких (или почти никаких) новых проблем взрослые не замечают в своих отношениях с детьми, возможно, поэтому «отдыхают» от родительских и учебных забот, общаясь с ребятами от восьми до двенадцати лет.

Попробую проанализировать, что же происходит в этот «тихий» период человеческой жизни.

Известный психолог В. А. Крутецкий считал, что младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически и психологически подготовлен к обучению и новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа.

Как же происходит изменение и развитие таких психологических процессов, как внимание, воображения, мышления, восприятия и памяти?

Из психологического словаря известно, что внимание – избирательное отношение к объектам психологической деятельности, характеризующееся тем, что из множества действующих в данный момент раздражителей (внешних и внутренних) объектам отражения оказываются лишь очень немногие из них. Это необходимое условие выполнения любой деятельности.

Точка зрения Р. С. Немова заключается в том, что внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к четвертому классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности на другой без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимания у детей обнаруживают лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшее внимание, особенно интересны для ребенка.

В своей работе В. С. Мухина выделяет, что познавательная активность ребенка направлена на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если ребенок 6 – 7 лет занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Также долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисование, конструирование). Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем ребенок занят. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Младший школьник может сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в нужной последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

Рассмотрим такой процесс как мышление.

Из психологического словаря под общей редакцией А. В. Петровского известно, что мышление – это предмет комплексных, междисциплинарных исследований.

А из словаря под редакцией А. П. Евгеньевой мышление – как способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности.

Г. С. Абрамова считает, что научный тип мышления, который ребенок приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны, закономерности с окружающим миром. Понятие числа, слова, литературного образа и так далее, новые действия со свойствами объективного мира, которые составляют основу научного мышления, делают доступными непосредственному опыту ребенка такие стороны действительности, которые были недоступны ему в личном опыте.

Взрослый способствует развитию индивидуальности ребенка, если сформирует у него теоретический, научный тип мышления, позволяющий обращать внимание на самые существенные связи и отношения окружающего мира.

В. С. Мухина выделяет, что особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден ориентировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно – образным.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения проблемных ситуаций. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия.

Далее рассмотрим такой процесс как восприятие.

По мнению И. В. Дубровиной восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В. А. Крутецкий выделяет, что учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психологических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны. Однако восприятие в первом и начале второго класса еще весьма несовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают сходные по очертанию или произношению буквы и слова. Характерная особенность учащихся 1 – 5 классов – ярко - выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной и управляемой действительностью. Благодаря обучению восприятие становится более анализируемым, принимает характер наблюдения.

Далее перейдем к немаловажному процессу – памяти.

Память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающее возможным его повторно использовать в деятельности или возвращение в сферу сознания. (Психологический словарь).

Из исследования В. С. Мухиной мы знаем, что младший школьный возраст – возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психологической функцией. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.

И последний процесс, о котором пойдет речь – воображение.

В. А. Крутецкий считает, что в младшем школьном возрасте воображение формируется в процессе учебной деятельности. Непосредственные впечатления (посещение музеев и выставок, просмотр кинокартин, экскурсии, труд и так далее) также развивают воображение. Прежде всего, совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунками и так далее. Творческое воображение, как создание новых образов, связано с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получает развитие в процессе учебной деятельности.

Таким образом, ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией. Память ребенка также достаточно развита – легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает. Относительно хорошо развита у семилетнего ребенка наглядно – образная память, и имеются уже все предпосылки для развития словесно – логической памяти.

Практика моего педагогического труда в школе (3 года) позволяет сделать вывод, что нестандартные формы и приёмы работы наиболее действенны, так как при их применении учащиеся активно учатся, прочно усваивают материал. Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности. Игра повышает общий эмоциональный тонус. Важно учитывать психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Учащиеся устают от монотонности, а играя, они без особых усилий, с удовольствием, включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок. Играя, они овладевают учебным материалом одновременно и активно.

Первейшей своей задачей в достижении цели обучения немецкому языку считаю привитие и поддержание интереса к предмету. Но пробудить интерес к изучению языка – только одна из задач. Труднее поддерживать интерес в течение нескольких лет обучения. Одним из основных моих принципов поддержания интереса является принцип посильных заданий, так как только они могут заинтересовать ученика. Залогом успеха я считаю взаимоотношения с детьми. Важно понять каждого, «шагать» вместе с ними, обучать, воспитывать каждым своим уроком. Вместе с детьми я радуюсь, наблюдаю, делаю выводы. А в этом мне помогают все виды игр, используемых при работе на уроках немецкого языка.

Я хочу рассказать об играх, которые использую в своей работе.

5 класс.

1. «Отгадай». Дети отгадывают, какая игрушка спрятана в мешочке и задают вопрос:

«Ist das der Bär?», «Ist das der Elefant?» Когда дети отгадывают, учитель показывает игрушку.

2. «Сосчитай до …» - в прямоугольнике написаны цифры вразброс. Учащиеся должны найти цифры и назвать их по порядку. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

3. «Рыбалка» - на повторение слов. На карточке с картинками прикреплены скрепки.

В руках учителя удочка с магнитом. Учитель ловит карточку и спрашивает:

« Was ist das?» или «Wer ist das?»

Побеждает тот, кто назовёт больше слов.

4. «Узнай слово» - на доске записываются слоги, из которых учащиеся составляют слова:

tur-, -zen, tan-, -nen, -len, -nen, ler-, spie-, -men, kom-.

5. «Магический квадрат» - на доске учитель пишет слова Mai, ist, aus и рисует квадрат. Надо вписать слова так, чтобы они читались по вертикали и по горизонтали одинаково.

^ 6. «Ошибки художника». Игра заключается в том, что надо найти ошибки художника. Вывешивается картинка и зачитывается задание: художника попросили прочитать текст и нарисовать к нему картинку, но художник невнимательно прочитал текст. Он допустил неточности в картинке. Учащиеся слушают текст и находят ошибки.

^ Побеждает тот, кто найдёт больше ошибок.

7. «Ролевые игры» - кукольный театр. Дети разыгрывают с куклами диалоги по определённым темам.

Когда проходим тему «Время» учащиеся описывают свой рабочий день с использованием часов.

^ Побеждает тот, кто больше и правильнее назовёт предложений.

3. «Прочти предложение». На листе написаны буквы, составляющие предложения,  если их расположить в определённом порядке. Учащиеся должны догадаться и прочитать предложение:

 WUNITERSNLCDEHER ( Wir lernen Deutsch ).

Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Различные виды занимательности целесообразно использовать на всех этапах урока в зависимости от ее дидактической направленности: при проведении устного счета, при подготовке к изучению и при изучении нового материала, при закреплении и повторении ранее пройденного материала. Поэтому свою работу я организовываю на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Маслик Наталья Викторовна - учитель немецкого языка

МОУ Октябрьская СОШ

Похожие:

«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения» icon«Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка»
...
«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения» iconИгра как средство повышения интереса у детей младшего и среднего...
Игра – как средство повышения интереса у детей младшего и среднего школьного возраста на уроках английского
«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения» icon«Игра как средство повышения эффективности урока» Выступление на...
В современной методике и практике обучения детей в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм,...
«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения» iconСтатья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе»
Орске. Проблема, по которой написана статья, очень актуальна. Одно из обязательных условий успешного обучения – привитие учащихся...
«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения» iconАктуального педагогического опыта (апо)
Формирование знаковых моделей в области языка и математики как средство повышения интереса к предмету и развития учебно-познавательной...
«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения» iconАнализ работы шмо учителей русского языка и литературы мкоу сош №18 за 2012-2013 учебный год
Гиа и егэ, формирование у уч-ся научно-лингвистического мировоззрения, воспитание познавательного интереса учащихся к урокам русского...
«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения» iconИгровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и средство...
...
«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения» iconРазвитие познавательного интереса у дошкольника
Дети пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного...
«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения» icon«Повышение познавательного интереса у учащихся через внеурочную деятельность»
«Создание условий для повышения школьной мотивации через использование современных образовательных технологий»
«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса у учащихся начальной ступени обучения» iconДоклад игра как средство воспитания и обучения в начальной школе. Северинова Л. В
Ракитянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница