В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний»




НазваниеВ целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
«Налоги для государства - то же, что паруса для корабля»

Екатерина II Великая Российская императрица с 1762 года

В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний».

Каждый грамотный человек должен знать о том, как возникли налоги, как люди постепенно учились устанавливать налоги разумно, а самое главное — о том, как сегодня устроена налоговая система России. А значит, о том, с какими налогами и сборами вы столкнетесь завтра в своей взрослой жизни и как вести себя в мире налогообложения наиболее разумно, не нарушая законов, но и экономя свои деньги.

Мы надеемся, что знакомство с миром налогов будет для вас не только полезным, но и интересным.

Во всем мире люди относятся к проблемам налогообложения очень внимательно, и мировая история полна свидетельств того, как неверные налоговые решения разрушали государства или строили карьеры популярным до того политикам. Можно в этой связи вспомнить о роли налоговых ошибок в возникновении войны за независимость от Великобритании ее североамериканских колоний, войны, итогом которой стала потеря этих колоний и возникновение США. Богата налоговыми ошибками и российская история. Один из примеров — знаменитый «Соляной» бунт 1643 г.г порожденный введением акцизного налога на соль.

Налоги — один из самых древних атрибутов государства. Но несмотря на то, что опыт управления налоговой деятельностью огромен и описан во множестве книг, каждой стране приходится вновь выстраивать самую удобную для себя систему налогов. Причина проста,— наряду с общими принципами налогообложения, обнаруженными, осмысленными и отшлифованными экономической наукой, существуют и особые условия каждой страны, определяемые состоянием., ее хозяйства,: уровнем благосостояния граждан и даже спецификой национальной, психологии и культуры. И все это государство должно учитывать, строя систему налогообложения.

Вопросы налогообложения всегда находятся в, центре политических дискуссий , и,, граждане оказываются вовлеченными в них, когда им приходится решать, за кого из политиков голосовать на выборах. А самое главное- каждый гражданин, даже если он далек от политики, сталкивается с налогами каждый день, совершая покупки и оплачивая их цену с учетом налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а иногда еще и акцизов, а менеджеры или предприниматели занимаются ими по роду занятий.

Нарушение налоговых правил — вещь весьма опасная, так как любое, государство строго наказывает тех, кто по злому умыслу или по незнанию лишил его доходов, не уплатив соответствующий налог. Но, с другой стороны, в системе налогообложения есть и такой приятный, элемент, как льготы, -их государство предоставляет для того, чтобы поощрить, граждан к осуществлению той иди иной деятель­ности. И человек, хорошо представляющий систему налоговых льгот, получает, законную. возможность платить налогов заметно меньше, чем человек, который с миром налогов не знаком.

Понятие о налогах и их типы.

Можно без большого преувеличения сказать, что налоги — основа существования государства и обойтись без них полностью сегодня не. может ни, одна страна мира, .даже Андорра.— крохотное европейское государство, расположенное между Испанией и Францией (его территория .составляет 453 кв. км), знаменитое своим минимальным; уровнем налогообложения. Граждане Андорры все же раз в 2 года обязаны производить небольшую выплату в пользу епископа Ургельского и президента Франции. Первый получает от каждого андоррца 460 песет, 12 окороков ветчины, ,12 цыплят»и 12.,головок, сыра. Второму полагается вносить плату в размере, установленном в глубокой древности и составляющем ,960 франков (примерно 174 доллара США).

Во всех остальных странах мира налоги значительно больше, и относятся к, ним правительства чрезвычайно серьезно (недаром в большинстве цивилизованных стран за .неуплату .налогов людей отправляют в тюрьму, так же, как и за грабежи.

Но что же это такое—налоги?

Знаменитый дореволюционный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона предлагал такой ответ на этот вопрос: «Налоги — принудительные периодические платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государственные и общественные и установленные в законодательном порядке». Это определение не устарело и по сей день, поскольку и фиксирует основные признаки большинства налогов:

1) налог - это часть доходов, получаемых гражданами или предприятиями, либо часть принадлежащего им имущества (например, собственности, полученной в наследство);

2) налог - выплата периодическая, осуществляемая либо раз в год, либо чаще, например, ежемесячно при получении зарплаты;

3) налог - это выплата в пользу государства, которая осуществляется принудительно. И если человек или организация не платят налоги, предусмотренные законами страны, т.е. не исполняют свою обязанность, они будут наказаны;

4) налог - это платеж, размер и порядок уплаты которого определяются законами, принимаемыми высшими органами власти страны в соответствии с действующими в ней правилами политической жизни.

Отметим сразу, что налогообложение — один из древнейших элементов жизни общества, родившийся вместе с государством как таковым. Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты (такие страны можно найти и в современном мире, например, Мексика и некоторые другие государства Латинской Америки сейчас активно обсуждают возможность отказа от собственных денежных знаков и перехода к использованию в этом качестве доллара США) и даже перехода на евро).

^ Знакомясь с механизмами налогообложения, важно обратить внимание еще на два существенных обстоятельства.

Во-первых, сбор налогов может быть осуществлен различными способами. И выбор наилучшего способа - одна из сложнейших экономических проблем, которую каждой стране приходится решать самостоятельно. Причина, по которой возможность взимать налоги для любого государства важнее даже, чем возможность выпускать собственные деньги, проста — государство не может работать на общественных началах», т. е. бесплатно. Любая его деятельность требует денег, будь то охрана, границ, организация милиции или создание бесплатных школ для всех детей страны. Наконец, всю государственную работу ведут специально нанятые и обученные специалисты - государственные служащие, и им тоже надо платить, иначе никто на государство трудиться не пожелает.

Во-вторых, величина налогов зависит от того, какие задачи общество возлагает на государство. Чем серьезнее эти задачи, тем больше средств нужно государству для их решения и тем тяжелее будет в стране налоговое бремя. Именно с точки зрения этих двух проблем мы и попытаемся рассмотреть механизмы­ налогообложения и масштабы налоговых изъятий.

Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И хотя процесс этот до сих пор не завершен, все же в большинстве стран способы сбора налогов сегодня схожи.

Практически повсеместно применяются прямые налоги. Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или организации (если они не имеют права на льготы по налогообложению). Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от величины доходов или стоимости имущества, принадлежащего гражданину или организации.

Примером прямого налога может служить налог на доходы, который обязаны платить все граждане (подробный рассказ об этом налоге ждет нас впереди), или налог на прибыль, который обязаны платить все коммерческие организации.

Наряду с прямыми налогами в практику издавна вошли и косвенные налоги.

Косвенный налог предполагает изъятие средств у граждан и предприятий по иному принципу. Такого рода сбор в пользу государства производится с граждан или организаций только при осуществлении ими определенных действий, например покупке конкретного товара или услуги. Сегодня в России косвенными налогами являются сборы, включаемые в цены отдельных видов товаров (в частности, табачных, ювелирных и винно-водочных изделий).

Использование разнообразных налогов необходимо потому, что люди платить налоги хоть и не любят, но вынуждены, поскольку без этого невозможно обойтись. А раз так, то единственное, что остается, - стараться сделать механизм налогообложения как можно более гибким и, что не менее важно, справедливым, поскольку, как очень точно подметил знаменитый английский экономист и статистик сэр Уильям Петти (1623-1687), «то, что способно обозлить человека сильнее всего, - это обложение налогом большим, чем у соседей». Изучение логики поведения людей в сфере экономики позволило ученым-экономистам многое понять в том, как можно и нужно устанавливать налоги. Поэтому в любом обществе всегда остро обсуждалась проблема справедливости налогообложения. Эти споры привели к рождению двух теорий построения систем налогообложения. Первая теория называется «горизонтальная налоговая справедливость», а вторая - «вертикальная налоговая справедливость».

^ Горизонтальная налоговая справедливость (каждый из граждан отдает в качестве налога 1/2 своих доходов)

Сторонники первой теории полагают, что все граждане должны отдавать на нужды государства одинаковую долю своих доходов, т. е. участвовать в оплате расходов государства в равной мере. Например, на приведенном выше рисунке показано, что каждый из граждан участвует в оплате расходов государства в равной по отношению к собственным доходам мере: отдает в качестве налогов 1/2 своих доходов. При этом суммы налоговых выплат, конечно, различны, поскольку различны исходные суммы доходов.

Сторонники второй теории считают, что заставлять бедняков и богатых платить одинаковую долю своих доходов несправедливо: надо, чтобы богатые отдавали на нужды государства большую долю своих доходов, чем бедные. Именно такая система налогообложения показана на рисунке на с. 39.

Здесь гражданин с самым маленьким доходом (3 монеты) отдает в качестве налога 1/3 его, что составляет 1 монету. Гражданин с доходом в 6 монет отдает в качестве налога уже 50% полученных им денег, т.е. 3 монеты. Третий гражданин - с доходом в 9 монет — платит государству налог в размере 56% доходов, т.е. отдает 5 монет. И, наконец, самый богатый гражданин, получивший доход в 12 монет, отдает из него в качестве налогов 58%, т. е. 7 монет.

Какая из этих теорий самая правильная? Какая схема налогообложения самая справедливая? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя — в экономике, в отличие от математики, многое решается чисто политическими методами, т. е. зависит от того, как граждане данной страны понимают справедливость и какое устройство налоговой системы они согласны принять как наименее раздражающее. Более того, налоговая политика граничит с искусством дипломатии, так как она постоянно наталкивается на сопротивление людей, крайне неохотно расстающихся со своими заработками ради пополнения государственного бюджета. И если найти приемлемый компромисс интересов не удается, налогоплательщики пускаются во все тяжкие, стараясь укрыть свои доходы от государства. Недаром же история всех стран изобилует примерами хитроумной борьбы людей с налогами.

Например, в Англии в прошлом веке резонно решили, что богатство владельцев овечьих стад определяется числом овец. Но считать овец трудно, легче посчитать число собак,, которые охраняют и ведут эти стада.

При этом очевидно, что, чем больше овец, тем больше надо и собак. Отсюда родилась идея ввести налог на владельцев овец, а сумму его сделать пропорциональной числу собак-сторожей. При этом в каче­стве единицы счета собак был предложен «собачий хвост».

Так родился «налог на хвосты рабочих собак», охранявших стада овец. В ответ владельцы овечьих стад стали отрезать (купировать) хвосты своим собакам, чтобы уйти от налогов (дескать, нет хвоста — не с чего и налог брать!). А потом английские пастухи вообще вывели породу собак без хвостов — бобтейлов, что в переводе с английского как раз и означает «куцый хвост».

Тысячелетняя история пошлин, сборов, податей позволила в конце концов сформулировать три основных варианта построения налоговых систем. Налоговые системы могут быть:

1.прогрессивными;

2.пропорциональными;

3.регрессивными.

Прогрессивная система налогообложения реализует идею вертикальной справедливости и соответственно представляет собой метод взимания налогов, при котором ставка налога (т. е. доля, отдаваемая государству) возрастает по мере роста величины облагаемого налогом дохода или, стоимости имущества. Прогрессивное налогообложение использовалось в России, например, при налогообложении личных доходов: до 2001 г. годовые доходы граждан до 50 тыс. руб. облагались подоходным налогом по ставке 12%, а свыше 50 тыс. руб. — уже по более высокой ставке Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю свода доходов, чем менее преуспевающие. Пропорциональная система налогообложения — метод взимания налогов, при котором используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.д.). Иными словами, такие налоги следуют идее горизонтальной справедливости. С 2001 г. пропорциональное налогообложение применяется в России, например по отношению к большинству доходов граждан: все они должны платить налог на доходы в размере 13% независимо от заработанной суммы.

^ Регрессивная система налогообложения — метод взимания налогов, при котором схема исчисления налогов построена зеркально по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода иди имущества. Элементы регрессивности очень важны для разумного построения, например, схемы обложения личных доходов граждан. Так, в США ставка подоходного налога по мере роста доводов граждан сначала возрастает: 15%, 28%, 33%, а потом — для граждан с самыми высокими доходами — падает до уровня лишь 28%. И дело не в том, что самые богатые граждане имеют большее влияние на правительство и оно идет им навстречу, а в том, что самые богатые граждане имеют больше возможностей найти способны ухода от налога. Лучше установить им ставку налога по регрессивной схеме, но зато в сумме получить больше в бюджет, чем установить ставку очень высокую, но не получить ничего. В России регрессивная система налогообложения применяется с 2001 года при расчете единого социального налога.. Ставка ЕСН - 35,6%, но при условии, когда ежемесячная зарплата работающего превышает 2500 руб., она снижается до 20% Такая система стимулирует рост фонда заработной платы, способствуя росту поступления налога.

Каждая из систем налогообложения имеет свои достоинства и недостатки, и потому они часто используются в одной и той же стране параллельно, но при построении механизмов сбора, различных видов налогов. Это связано с тем, что практически все страны мира собирают доходы в свой бюджет с помощью не одного, а многих различных налогов.

Разнообразие типов налогов и схем их построения — итог многовекового развития государственного устройства и способов организации государственных финансов. Эта история весьма любопытна и позволяет многое понять в современном налогообложении.

^ Налоговые органы и требования, предъявляемые к их кадровому составу.

В Российской Федерации создана стройная структура налоговых органов - специальных государственных учреждений, наделенных полномочиями по контролю за уплатой налогов и сборов гражданами и организациями.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и её подразделения по всей стране.

^ Налоговые органы наделены широкими полномочиями. В частности, они вправе:

  • требовать от налогоплательщиков документы, связанные с исчислением и уплатой налогов проводить налоговые проверки и изымать при этом документы

  • вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений

  • приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков

  • осматривать любые используемые налогоплательщиком помещения

  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет расчетным путем взыскивать недоимки и штрафные санкции по налогам и сборам

  • предъявлять в суды иски о взыскании налоговых санкций, признании недействительной регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя; ликвидации организации.

На Федеральную налоговую службу возложена функция контроля над соблюдением налогового законодательства организациями и физическими лицами, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей.

^ Федеральная налоговая служба входит в состав Министерства Финансов Российской Федерации Система службы состоит из трех звеньев:

  • центральный аппарат - собственно Федеральная налоговая служба

  • управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации

  • инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления

  • инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.



Центральный аппарат Федеральной налоговой службы выполняет следующие организационные и управленческие функции:

Осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности нижестоящих налоговых инспекций;

Издает инструкции, методические указания и другие нормативные, документы. Не реже одного раза в три года проводит ревизии нижестоящих инспекций. Получает, обобщает и анализирует налоговые отчеты нижестоящих налоговых инспекций и представляет Президенту и правительству доклады о ходе налоговых поступлений;

Осуществляет меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и компьютеризации работы налоговых инспекций.

Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации выполняют аналогичные функции по отношению к нижестоящим налоговым органам.

^ Инспекции Федеральной налоговой службы непосредственно осуществляет контрольную, работу на территории города или района:

1.ведут учет плательщиков налогов, учет платежей проводят проверки налогоплательщиков, контролируют своевременность представления ими бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли(дохода), иных объектов обложения и исчисления налогов;

2.применяют к налогоплательщикам финансовые санкции и административные штрафы за нарушение налогового законодательства; ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду налога), составляют и представляют вышестоящие налоговые органы налоговую отчетность, а в финансовые органы - ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и иных платежей в бюджет.

Поскольку Федеральная налоговая служба является вышестоящим органом для управлений и налоговых инспекций, ее указания для них подлежат беспрекословному исполнению. В то же время ни представительные органы власти субъектов Федерации, ни главы местной администрации не вправе давать налоговым органам руководящие указания, а также отменять или изменять принимаемые ими акты.

Лица, принятые на работу в налоговые органы, имеют особый правовой статус: они являются государственными служащими. При исполнении служебных обязанностей такие работники являются представителями государственной власти, действуют от ее имени (в пределах предоставленных им прав) и находятся под защитой государства. Лица, поступившие на государственную службу, не имеют права использовать ее в личных интересах.

Работникам налоговых органов могут быть присвоены классные чины. Присвоение каждого классного чина производится в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы.

В 2000 году у налоговиков появился свой профессиональный праздник. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о праздновании 21 ноября Дня работника налоговых органов.

Этот факт-свидетельство признания важности и значимости налоговой службы.

^ Налоговая служба Бурятии.

В нашей республике налоговая служба была создана Приказом Министра финансов «О выделении из состава аппарата Министерства финансов работников по государственным доходам» от 25 июня 1990 года. С этого дня начала свой самостоятельный путь Государственная налоговая инспекция по республике Бурятия. В первый год образования в ее структуре работал 271 человек, ими было обеспечено поступление в бюджет 722 млн. рублей. За прошедшие года налоговая служба Бурятии из Небольшого ведомства превратилась в мощную организацию, в составе которой трудятся специалисты высокой квалификации.

Результаты работы налоговой службы напрямую связаны с уровнем профессионализма ее работников. В налоговых инспекциях работают люди таких профессий, как экономисты, бухгалтеры, юристы. Кроме того, к налоговикам предъявляются такие требования, как коммуникабельность и уравновешенность, терпимость к чужим недостаткам, наблюдательность, творческий склад ума, умение анализировать, сопоставлять, обобщать, способность брать на себя ответственность, развитая устная и письменная речь. Вообще профессия налогового служащего - новая профессия. Обучение такой специальности ведется в Московской налоговой академии, Сибирской государственной академии госслужбы в г.Новосибирске, Иркутской государственной экономической академии, в Красноярском государственном университете и др. Подготовка таких специалистов в вузах России находится в стадии формирования. В Бурятии подготовка налоговых инспекторов ведется в торгово-экономическом колледже, в 2001 году введена специальность «Налоги и налогообложение» при ВСГТУ.

Похожие:

В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний» iconПостановление Кабинета Министров Республики Татарстан
Указа Президента Республики Татарстан от 01. 04. 2003 г. N уп-234 "О развитии негосударственного пенсионного обеспечения в Республике...
В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний» iconО проведении открытого урока, посвященного вопросам налоговой грамотности
Начальникам отделов (управлений) образования муниципальных образований Республики Татарстан
В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Учебные занятия в 2010/2011 учебном году для учащихся І–xi (XII) классов общеобразовательных учреждений проводятся с 1 сентября 2010...
В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний» iconДоговор о присоединении 2003 г
Чешской Республики, Республики Эстония, Республики Кипр, Республики Латвия, Республики Литва, Республики Венгрия, Республики Мальта,...
В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний» iconПоложение о службе практической психологии в системе образования...
Служба практической психологии в системе образования Чувашской Республики (далее – Служба) является частью системы образования Чувашской...
В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний» iconПриказ от 02. 11. 2010 №100-1369 «О введении федерального государственного...
Фгос ноо в практику деятельности общеобразовательных учреждений Республики Хакасия приказываю
В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний» iconУказ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года n 1459...
В соответствии с подпунктом 8 статьи 44 Конституции Республики Казахстан и в целях развития системы образования Республики Казахстан...
В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний» iconПрограмма курсов повышения квалификации для методистов центральных...
Тулебаева Венера Авхадеевна – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, главный специалист отдела культурно-просветительской...
В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний» iconПоложение о проведении городской экологической акции
Нижний Тагил на период 2011-2013 годы», в целях создания условий для формирования экологической культуры учащихся мбоу дод «Городская...
В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний» iconО проведении месячника
«Об участии в областном месячнике правовых знаний», в целях создания условий для наиболее полной реализации прав и законных интересов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница