Пояснительная записка




НазваниеПояснительная записка
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества Оренбургского района».
«Утверждено»

методическим советом ДДТ

протокол № ______ от «____» _________ 2012 г.

Дополнительная образовательная программа

«Макраме»

(декоративно-прикладное искусство)

Возраст детей: 10 – 12 лет

Срок реализации: 1 года

Автор-составитель:

Елфимова Екатерина Васильевна,

педагог дополнительного образования

2012 г.

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и руководителей детских объединений декоративно-прикладного творчества образовательных учреждений.
Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………..….4

2. Учебно-тематический план …………………………………………..…..11

3. Содержание программы……………………………………………….….12

4.Методическое обеспечение………………………………………………..13

5. Материальное обеспечение программы…………………………………14

6.Литература…………………………………………………………………15

1. Пояснительная записка

Направленность программы: художественно-эстетическая

Макраме – это текстильная, кружевная техника, основой которой является узелок. В переводе с арабского означает кружево, тесьма, бахрома.

Дошедшее из глубины веков искусство плетения – макраме очень актуально и в наши дни. Человек, постигший способы завязывания различных узлов, становится творцом удивительных изделий: забавных сувениров, предметов для оформления домашнего интерьера: шторы на окнах и дверные занавеси, декоративные панно и кашпо, абажуры, салфетки, сумки, кошельки и даже предметы одежды: пояса, жилеты, шали и многое другое. Красота, прочность, доступность – причины популярности и долголетия макраме. Образовательная программа «Макраме» способствует развитию творческих способностей детей, их эстетического вкуса.

Данная программа предусматривает плетение разнообразных изделий, условно разделяемых на плоские и объемные. Причем в зависимости от качества, толщины и цвета нитей или шнура детям может быть предложено на основе схемы несколько вариантов. Например, по одной схеме изготовления кошелька при наличии тонких кордовых нитей можно сделать нагрудный кошелек, из средней толщины нитей – косметичку, из толстых нитей – сумку.

Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало, отражает художественно-творческий потенциал нации, его историческую память. Являясь важным средством многообразных творческих интересов воспитанников, декоративно-прикладное искусство способствует решению ряда педагогических задач современного образования – гуманизации социальных отношений в обществе, передаче новым поколениям высших человеческих ценностей, формированию нравственных качеств личности. В связи с этим, очевидно, что традиционное прикладное искусство нуждается не только в изучении, но в возрождении и дальнейшем развитии.

В новой образовательной ситуации дополнительное образование являясь одним из социальных институтов детства, удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, духовные, образовательные потребности детей, способствует приобщению к культурным ценностям и эстетическому воспитанию воспитанников. Учебные занятия цикла «декоративно-прикладное искусство» направленные на приобщение детей к духовной и материальной культуре своего народа, воспитывают у них чувства гордости и уважения к этому бесценному наследию, формируют духовно-нравственные качества личности воспитанников.

^ Новизна программы

Главная особенность данной программы состоит в создании образовательного пространства, ориентированного на комплексное изучение истории народных промыслов, различных техник плетения, основных композиционных приёмов и включении воспитанников в самостоятельную творческую проектную деятельность.

^ Актуальность программы

Творческие объединения, обучающие школьников различным видам художественных ремесел, пользуются особой популярностью. И это не случайно. Детский возраст – период бурной деятельности воображения, творчества и важный период для развития этого ценного качества.

Занятия макраме дают широкую возможность для раскрытия творческой индивидуальности и фантазии обучающихся, способствуют трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию, развивают усидчивость, аккуратность.

Одним из положительных моментов в программе является то, что результат каждого занятия обучающихся виден сразу. Сколько занятий – столько изделий. Все работы дети забирают с собой на память, и у них появляется возможность подарить их своим близким, друзьям, знакомым. Обучение детей искусству плетения, как вида декоративно-прикладного творчества является эффективным средством гармонизации личности, формирования духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, а это - ключевая задача современной государственной политики Российской Федерации.

^ Педагогическая целесообразность

Народное прикладное искусство, является важнейшим историческим художественным пластом национальной культуры России, представляет собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в духовную сущность народного искусства, преемственности поколений, коллективного характера труда и сохранения художественных исторических традиций.

Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволяет открыть широкий простор для творчества и развития детей, делает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.

Занятия народным искусством плетения способствуют формированию у детей образно-ассоциативного мышления, мировоззрения, развития восприятия цветовой гармонии, творческих способностей, приобщают детей к духовным традициям своего народа, пробуждают чувство национального самосознания, национальной гордости.

^ Цель программы:

Способствовать развитию творческих способностей детей при помощи занятий макраме, формирование у воспитанников духовно-нравственного отношения к окружающему миру путём приобщения их к истокам русской национальной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:

- Научить технике плетения и основным приёмам макраме в соответствии с программой;

- Познакомить с историей возникновения узелкового плетения (макраме);

- Учить создавать изделия по образцу или по собственному замыслу.

- научить создавать собственные творческие проекты и композиции.

Развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память);

- формировать умение реализовывать в повседневной жизни знания и умения, полученные на занятиях.

- способствовать развитию духовного и интеллектуального потенциала воспитанников на основе включенности их в декоративно-прикладное творчество;

- способствовать развитию моторных навыков, глазомера и точности движений;

- способствовать развитию образного мышления, воображения;

- способствовать развитию творческих способностей детей.

Воспитательные:

- содействовать формированию трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности, умению доводить начатое дело до конца;

- формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству;

- воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь.

– воспитывать нравственное и бережное отношение к окружающему миру, к историческому наследию предшествующих поколений;

– воспитывать умение работать в коллективе, толерантное отношение друг к другу;

– воспитывать ответственность за результат индивидуальной и коллективной работы;

– воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине, уважения к духовной и материальной культуре своего народа.
^ Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

Отличительная особенность дополнительной образовательной программы «Макраме» заключается в создании особой образовательно-воспитательной среды. Это способствует развитию целостного художественного сознания и духовно-нравственных структур личности воспитанников.

^ Возраст детей: дополнительная образовательная программа «Макраме» рассчитана на детей 10 – 12 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Макраме» рассчитана на 1 год (144 часа).

^ Формы и режим занятий:

Дополнительная образовательная программа «Макраме» предусматривает следующие методы и формы обучения:

– словесный (рассказ, беседа);

– объяснительно-иллюстративный (демонстрация поделок, презентаций, иллюстраций);

– репродуктивный (работа по образцам);

– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

– игровой (игры, викторины);

– проектный (разработка эскизов, творческих проектов);

– выставки, ярмарки детских творческих работ.

Формы организации образовательного процесса – группой, микрогруппой, индивидуальные. Индивидуальная форма работы предполагает выполнение упражнений по копированию с образцов, разработку эскиза и творческого проекта, плетения изделия, учитывая индивидуальные способности ребенка.

Продолжительность занятия:

1-й год обучения – два раза в неделю по два часа;

^ Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Обучающиеся должны:

Знать:

- историю развития макраме;

- приспособления и инструменты необходимые для занятия макраме;

- правила техники безопасности;

- названия и способ плетения основных узлов.

Уметь:

- самостоятельно рассчитывать и подготавливать нити;

- зарисовывать схему изделия;

- плести узлы и узоры в соответствии с программой;

- самостоятельно создавать несложные изделия.

^ Способы определения результативности программы

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений воспитанников (метод анкетирования).

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение).

Итоговый контроль – индивидуальные и коллективные мини-проекты по декоративному оформлению изделий (анализ творческих продуктов детей). Для подведения итогов совместно с воспитанниками их работы просматриваются и анализируются, проводятся выставки и ярмарки творческих работ детей.

Для определения результативности программы используется диагностический инструментарий.

^ Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  1. Организация конкурса и выставки готовых изделий в школе

  2. Участие в районных выставках и конкурсах декоративно-прикладных работ


^ II. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Макраме»

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1.Вводное занятие.

1

1

-

2.Техника макраме. Основные узлы и их сочетания

6

0,5

5,5

3. Сувениры

8

-

8

4.Кашпо

10


-


10


5.Кулон

10

-

10

6.Закладка с орнаментом

6

-

6

7. Фенечки для девочки

6

0,5

6

8. Изготовление вазы

8

-

8

9. Воротник

8

-

8

10. Салфетка (виды салфеток)

20

-

20

11. Декоративное панно

15

-

15

12. Работа в кольце

15

-

15

13. Итоговое занятие

11

-

1


Итого: 144 часа
Содержание дополнительной образовательной программы «Макраме»


  1. Вводное занятие

История развития макраме. Нити и другие материалы, пригодные для плетения. Приспособлены и инструменты. Правила проведения и режим работы. Ознакомление с планом работы за смену. Правила техники безопасности.
2. Техника макраме. Основные узлы и их сочетания

1. двойной плоский узел (ДПУ);

2. винт;

3. сетка из ДПУ;

4. косынка и ромб из ДПУ;

5. цепочка «елочка»;

6. «ягодка» на основе ДПУ

7. пике в тесьме из ДПУ;

8. тесьма (поясок) из чередующих цветных ДПУ;

9. бисерный (репсовый) узел;

10. брида горизонтальная и диагональная;

11. ромб из брид;

12. варианты заполнения ромба (плетение, сетука из ДПУ, окошка, бриды);

13. цветочек из брид;

14. сетка из брид;

15. фриволите;

16. двойная цепочка фриволите.

Способы навешивания нитей. Способы надставления нитей и расширение полотна.

Практические занятия. Освоение приемов плетения, оформление карточек с образцами.
3. Сувениры

Понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Зарисовка схем сувениров «пионерка», «совенок», «щенок». Влияние толщины и качества нитей, а также плотности и четкости плетения на готовое изделии.

Практические занятия. Плетение и отделка изделия по выбору.

4. Кашпо

Подбор нитей или шнура. Выбор узора и схемы кашпо. Краткая запись и зарисовка схем кашпо. Оформление современного интерьера изделиями макраме.

Практические занятия. Проработка схемы кашпо. Расчет нитей или шнура для выплетения необходимого размера кашпо. Плетение и окончательное оформление изделия.

5.Кулон

Кулон – дополнение к современному костюму, средства выражения индивидуальности. Зарисовка различных вариантов схем кулонов.

Практические занятия. Подбор нитей и их расчет для выбранной схемы. Плетение кулона по выбранной схеме.

6.Закладка с орнаментом

Вертикальный бисерный узел. Просмотр изделий макраме с орнаментом: кулоны, закладки. Общие сведения о цвете: цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой круг. Взаимодополнительные цвета. Теплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета. Закономерности цветных гармоний. Зарисовка схем орнамента.

Практические занятия. Освоение приемов выполнения вертикального бисерного узла. Подготовка и расчет нитей. Плетение по выбранной схеме. Отделка готового изделия.

7. Итоговое занятие (1 час) Подведение итогов работы, организация выставки работ.

Материальное обеспечение программы.

  1. Карточки с образцами приемов плетения.

  2. Витрины для готовых изделий

  3. Плакаты со схемами узлов

  4. Чертёжная доска

  5. Нитки различной толщины и фактуры

  6. Подушечки для макраме разных размеров

  7. Булавки

  8. Готовые образцы

  9. Фотографии и картинки с изображением изделий (макраме)


Методическое обеспечение

  1. Ашастина Е. Н. Ажурная вязь макраме. — СПб.: Издательство «Литера», 1998.

  2. Книга «Макраме для всех», автор С.И.Колокольцева

  3. Вырезки из журнала «Наш дом», 1984 г.

  4. Серия книг «Дом и быт». Выпуск № 2 «Макраме», автор М.А.Кузьмина

  5. Вырезка из приложения «Хозяюшка» к журналу «Крестьянка» № 11, 1987

  6. Книга «Азбука макраме», автор М.М.Соколовская

  7. Вырезки из журнала «Юный техник»

  8. Вырезки из журнала «Юный натуралист»

  9. Журналы для детей «Подружки – рукодельницы» № 1, 2, 3, 1993 г., автор Д. Халашевич

Принципы обучения:

  1. Принцип наглядности обучения требует начинать обучение с живого созерцания. Это показ педагога и демонстрация работ обучающихся предыдущих смен, наглядные пособия и т.д.

  2. Принцип систематичности и последовательности. Все знания должны быть изложены в системе и определённой последовательности с учётом взаимосвязи теории с практикой.

  3. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей. При реализации программы следует учитывать способности, темперамент, возраст детей.

  4. Принцип разноуровневости предусматривает обучение детей с разным уровнем подготовки, что особенно актуально в условиях летнего лагеря.

  5. ^ Принцип практической значимости предполагает наличие связи полученной практики с жизнью.

Занятия необходимо проводить в светлом, сухом и достаточно просторном помещении, оборудованном витринами для готовых изделий, плакатами и рисунками со схемами узлов изделий, чертежной доской. С первого занятия необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с шилом, булавками, ножницами.

С первых занятий надо приучить детей четко и аккуратно затягивать узлы, так как от этого зависит внешний вид изделия и его качество. Необходимо показать обучающимся, как влияет толщина и качество нитей на изделие, научить способу расчета нитей. По итогам работы в конце каждой смены проводится выставка работ учащихся.
Список литературы:


  1. Краёнева И. Н. Узлы – простые, забавные, сложные. – С-Пб.: Кристалл, 1997

  2. Колокольцева С. И. Макраме для всех. – Смоленск: Русич, 1997

  3. Максимова Ю.У. Истоки мастерства. - М., 1983

  4. Соколовская М. Макраме. - М.,1983

  5. Подборка журналов по макраме.



Похожие:

Пояснительная записка icon1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительная записка
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка iconРабочая программа основного общего образования по математике 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса разработана учителем математики Т. В. Струковой пояснительная записка
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка составлена на основе программы
Программно-методические материалы. Примерные программы начального общего и основного общего образования. Региональный компонент....
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка включает введение, исходные...
Проект молниезащиты зданий и сооружений постоянных мест хранения (стоянок) включает: пояснительную записку, рабочие чертежи конструкции...
Пояснительная записка iconПояснительная записка стр. 3 Заседание семейного клуба (разработка...
А словосочетание «здоровая семья» зачастую воспринимается в узком смысле слова «здоровье», то есть это та семья, где все её представители...
Пояснительная записка icon2011г. Введение
Пояснительная записка
Пояснительная записка iconПояснительная записка
Общие положения
Пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница