Мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1




НазваниеМбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка

МБОУ «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» Кваркенского района













МБОУ

«Таналыкская

средняя

общеобразовательная

школа»


ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ № 1


[«Адаптация первоклассников

к школе»]

Целевая программа

МБОУ

«Таналыкская средняя общеобразовательная школа»

на 2010-2015 гг.




^ Утверждена на заседании педагогического совета

протокол № ___1___ от «_28_» ____08____ 2010 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы………………………………………………………………..…3
^ Пояснительная записка…………………………………………………………..5
I. Организация режима школьной жизни первоклассников…………………….6

II. Организация оздоровительно-профилактической работы…………………...7

III. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников

в адаптационный период……………………………………………………………9

IV. Организация внеучебной жизни первоклассников……………………….....12

V. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества…………....12

VI. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе………....13
Приложение 1. Карта-характеристика готовности ребенка к началу

школьного обучения (по Овчаровой Р.В.)………………………………………..15

^ Паспорт программы

Наименование программы

«Адаптация первоклассников к школе»

^ Основная идея

Благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению является залогом

- сохранения физического, психического и социального здоровья
первоклассников;

- установления контакта первоклассника с учащимися, с учителем;

- формирования адекватного поведения;

- овладения навыками учебной деятельности в начальной школе.

^ Цель программы

Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению

Задачи программы

1. Организовать режим школьной жизни первоклассников

2. Организовать оздоровительно-профилактическую работу;

3. Организовать учебно-познавательную деятельность
первоклассников в адаптационный период;

4. Организовать внеучебную жизнь первоклассников;

5. Взаимодействовать с участниками образовательного процесса
(учителями, родителями, социальными партнерами);

6. Изучить уровень готовности (социально-психологический
адаптации) ученика (класса) к школьному обучению.

^ Сроки реализации программы

2010-2015

Этапы реализации программы

^ I. Подготовительный этап (2010-2011)

1. Раскрыть содержание каждой поставленной задачи и пути их
решения.

2. Выделить психолого-педагогические условия в соответствии с
поставленными задачами.

^ II. Основной этап (2011-2014)

Реализовать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению

^ III. Обобщающий этап (2014-2015)

1. Обобщить опыт реализации психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению;

2. Определить перспективы реализации программы «Адаптация

первоклассников к школе».

Нормативно-

правовые

основания для разработки программы

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

(от 24.07.1998 №124).

3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1

4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 года №751 «О
национальной доктрине образования в РФ».

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
(утверждена 04 февраля 2010 г.).






6. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

7. Устав МБОУ «Таналыкская СОШ».

10. Программа развития школы (2010-2015 гг.)

Исполнители

МБОУ «Таналыкская СОШ», родители, социальные партнеры.

Источники

финансирования

программы

Средства федерального, местного бюджета.


^ Пояснительная записка
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

^ Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

^ Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

  • установление контакта с учащимися, с учителем;

  • формирование адекватного поведения;

  • овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

Деятельность педагогического коллектива МБОУ «Таналыкская СОШ» по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

I. Организация режима школьной жизни первоклассников.
II. Организация оздоровительно-профилактической работы.

III. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

IV. Организация внеучебной жизни первоклассников.

V. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

VI. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

^ I. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА

ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года. Над данной проблемой работали с 1999 года, апробировали разные варианты учебных графиков и, опираясь на исследования зарубежных гигиенистов, доказавших, что работоспособность школьников достигает максимума на 15-й день, после чего около 2-х недель она удерживается на высоком уровне, а начиная с 5-й недели резко снижается, разработали наиболее оптимальный годовой календарный учебный график.

Учебный год разбит на 4 периода обучения («четверти»). Между I и II «четвертями» и между III и IV - недельные каникулы. В третьей четверти - дополнительные каникулы в середине февраля.

Составленный календарный график не противоречит Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об образовании».

1. Обучение весь год в 1-ю смену с 9.00 часов.

2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к
максимальному объему учебной нагрузки.

3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в
сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут
каждый, а со второй четверти - 4 урока по 35 минут.

4. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).

5. 35-минутный урок в течение всего учебного года.

6. Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го урока.

7. Ежедневный спортивный час.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

^ II. ОРГАНИЗАЦИЯ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

• медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами

(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);

• мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

• диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).
^ 2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

• проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита); витаминизация;

• профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);

• создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

• соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

• ежедневная физзарядка до занятий;

• согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2
минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний
опорно-двигательного аппарата;

• согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

  • подвижные игры на переменах;

  • ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня; внеклассные спортивные мероприятия»;



4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

• назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе, за родительскую плату и бесплатное питание;

• создание бракеражной комиссии в составе: медицинский работник школы, учитель, ответственный за организацию питания;

• выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;

  • соблюдение основных принципов рационального питания: соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал); сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4; восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания.

  • создание благоприятных условий для приема пищи (школа приобрела необходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вилки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом;

  • практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;

• ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью проверки организации питания учащихся в школе (проверяют наличие доку­ментов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются мнениями учащихся).
^ 5. Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам.

Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.

Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

^ III. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
1. Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный

период.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. Организация уроков математики. Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период).

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

Один урок математики каждую неделю в адаптационный период рекомендуется проводить на воздухе.

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает

по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффективность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке. Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.

Организация уроков музыки. Основой изучения закономерностей музыкального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки включает в себя ярко выраженные игровые моменты.

Учителем используются следующие образно-игровые приемы:

  • пластическое интонирование;

  • музыкально-ритмические движения;

  • разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия,

эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; экскурсия в школьный музей (уголок школьного музея - народного декоративно-прикладного искусства); игры. Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изо, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков трудового обучения. Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Организация уроков физической культуры в течение первых двух месяцев направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. По возможности уроки проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

Так же как и другие уроки, часть уроков труда проводится в форме экскурсий или игр. Так же дети работают на пришкольном участке (при наличии инвентаря соответствующего возрасту ребенка.
^ 2. Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: оргмомент и основную часть.

Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. №2021/11-13.)
3. Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в со­ответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников.

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.

Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.
4. Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

  • задания разной степени трудности;

  • специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не­большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

• предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения. Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.
^ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.

  1. Организация групп продленного дня.

  2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.

^ V. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

Работа методических объединений периода детства по обеспечению преемственности в развитии детей.

  1. РМО и ШМО педагогов, работающих в 1-х классах.

  2. Взаимодействие с родителями первоклассников:

• изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года;

  • ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы; коллективные и индивидуальные консультации для родителей; родительские собрания;

  • совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.

3. Психолого-педагогический консилиум - это одно из направлений работы
психолога и педагогов во время адаптационного периода. В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. ППК вырабатываются рекомендации отдельным учащимся для педагогов (в т.ч. учителей-предметников), родителей.
^ VI. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.

На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:

  • адекватную самооценку своего положения ребенком;

  • правильные методы воспитания в семье;

  • отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

  • благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:

  • неправильные методы воспитания в семье;

  • функциональную неготовность к обучению в школе;

  • неудовлетворенность в общении со взрослыми;

  • неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.


Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения.

При определении уровня готовности детей к школьному обучению ориентиром служит карта-характеристика, в которой заложены 4 уровня готовности к обучению (см. Приложение 1).

Педагогами используется и другой подход к определению готовности детей к обучению в школе. В основе его лежит принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него маршрут обучения. Такими показателями являются:

• способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);

• способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

• способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания

педагога, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);

  • способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;

  • словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха). Личностноориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности его.

По результатам исследований проводится психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). Это одно из направлений работы психолога, учителей во время адаптационного периода. Консилиум проводится по каждому классу и готовится председателем ПИК с участием психолога, логопеда, учителей, работающих в классе.

В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. Здесь же вырабатываются рекомендации отдельным учащимся для учителей (в т.ч. предметников), родителей.

Приложение №1

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

(по Овчаровой Р.В.)

1. Психологическая и социальная готовность к школе:

а) желание учиться в школе;

б) учебная мотивация;

в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г) организованность поведения.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б) мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений, телесная лов­
кость;

г) координация в системе «глаз - рука»;

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в
картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

3. Развитие познавательной деятельности:

а) кругозор;

б) развитие речи;

в) развитие познавательной активности, самостоятельности;

г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения,
обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е) контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

4. Состояние здоровья.






Похожие:

Мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1 iconМбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №8
I. «Общая характеристика состояния и основные проблемы работы с детьми группы риска в мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная...
Мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1 iconМбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №4
Комплексно-целевая программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”
Мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1 iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Программы по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Таналыкская средняя...
Мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1 iconМбоу «сош №5» принято советом школы протокол от 12. 11. 2013 №3 утверждаю директор мбоу «сош №5»
«Средняя общеобразовательная школа №5» (п 16) и является нормативным документом, регламентирующим деятельность спортивного клуба...
Мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1 iconПоложение о рабочей программе по предмету учителя моу «Средняя общеобразовательная школа №10»
Педагогическим советом школы Директор моу средняя Протокол № от г общеобразовательная
Мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1 iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Программа развития моу «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Выборга на 2006 2010 года «Формирование социальной компетентности...
Мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1 iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа» с. Айкино Общие положения
Настоящее Положение регулирует требования к портфолио развития педагога, обязательные для учителей школы
Мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1 iconИтоги деятельности мбоу «Мошокская средняя общеобразовательная школа»...
Цель доклада– предоставление информационной базы для общественного диалога по вопросам образования и обоснования решений, касающихся...
Мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1 iconПрограмма развития школы на 2010 2015 гг. Петровское 2010 I модуль...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Петровская средняя общеобразовательная школа» Лискинского муниципального района Воронежской...
Мбоу «Таналыкская средняя общеобразовательная школа» приложение к программе развития школы №1 iconПрограмма развития школы на 2009 2014 годы г. Нижний Новгород 2008...
Средняя общеобразовательная школы №12 с углубленным изучением отдельных предметов имени Е. П. Шнитникова
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница