Комитет по образованию мысковского городского округа




НазваниеКомитет по образованию мысковского городского округа
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья – специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида № 9


Утверждаю: Согласовано:

Директор Председатель

МКОУ СКОШ VIII вида № 9

Приказ от____№___ Комитета по образованию

Мысковского городского округа
_____________А.К. Поставная _____________С.А. Коваль
М. П. М. П.
^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2013-2014 учебный год

Согласовано:

Начальник экономического отдела

«ЦБ по Кемеровской области

Комитета по образованию

Мысковского городского округа»

_____________ Е.А. Бородина

Правовой статус школы определяется Лицензией №330035 от 31 августа 2009 года на образовательную деятельность в сфере специального коррекционного начального и среднего общего образования, срок действия до 31 августа 2015 г.
^

Пояснительная записка к учебному плану


Муниципального казенного специального (коррекционного)

образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья –

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 9

на 2013-2014 учебный год
Учебный план – нормативно-правовой документ, который устанавливает объемы учебного времени, отводимого на освоение программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по ступеням начального и общего образования, допустимой аудиторной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования.

  1. ^ Нормативно-правовая основа формирования учебного плана

Учебный план сформирован в преемственности с планом 2012-2013 учебного года на основе нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, обеспечивающих реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение специального (коррекционного) образования:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  • Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида вариант № 1 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с (легкой и средней степенью). Приложение к Приказу Минобразования РФ от 10.04.02 г.N29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»);

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год». Приложение 3. (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N26755);

  • Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 28.02.2012 №460 «О подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-2013 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

  • Письмо Департамента образования и науки Кемеровской области от 12.08.1999 г. №2325/03 «Об изучении регионального компонента содержания образования в рамках общеобразовательных предметов»;

  • Письмо Департамента образования и науки Кемеровской области от 07.04.2009 г. №1568/03 «О реализации третьего часа физической культуры за счет часов вариативной части учебного плана»;

  • Письмо Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.09.2002 г. № 2358/03 «О введении третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»;

  • Письмо Департамента образования и науки Кемеровской области от 22.05.2003 г. №1477/03 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях области»;

  • Письмо Департамента образования и науки Кемеровской области от 25.02.05 г. №558/03 «О примерном годовом календарном учебном графике»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. N373;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N1897.

При проектировании учебного плана учитывались следующие требования к организации учебно-воспитательного процесса:

  • полнота (сохранение обязательного Базисного компонента содержания образования, учёт региональных социокультурных потребностей);

  • целостность (необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь);

  • сбалансированность (рациональный баланс между федеральным, региональным и школьным компонентом, между циклами предметов);

  • преемственность между ступенями и классами.

Количество часов учебного плана соответствует максимально допустимой нагрузке обучающихся при 6-дневной рабочей неделе (письмо МО и ПО РФ N15/730-2 от 29.09.97 г.).

  1. Общая характеристика учебного плана

Целевая направленность

Образовательный процесс ОУ направлен на решение задач формирования общей культуры личности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе усвоения обязательного минимума содержания учебных программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, а также – их самопознания, осознанного личностно-профессионального самоопределения, умений, способствующих успешной адаптации в социуме.

Учебный план отражает приоритеты в развитии содержания специального образования:

  • обучение и воспитание обучающихся по специальным (коррекционным) программам, ориентированное на получение ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации, в соответствии с их познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями;

  • профессиональная ориентация и трудовая подготовка, направленная на получение обучающимися первого этапа начального профессионального образования по специальностям: швея, штукатур-маляр, слесарь;

  • коррекция недостатков умственного и физического развития в процессе общеобразовательного и трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий.

  • ценностные основы воспитания и социализации: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; нравственных чувств и этического сознания; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; природе и окружающей среде; прекрасному.

Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса

МКОУ СКОШ VIII вида № 9 осуществляет комплексную систему обучения и воспитания обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающую коррекцию отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество. Ориентация на развитие личности, признание индивидуальности и ценности конкретного школьника – одна из главных из гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования специальной (коррекционной) школы. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек. В основе отбора содержания – принцип «от человека образованного к человеку культурному», который ориентирует на анализ предметного и непредметного содержания с позиции целостной культуры личности. Для достижения оптимальных образовательных результатов каждым обучающимся необходимо выстроить учебно-воспитательный процесс с опорой на максимально возможную его индивидуализацию и дифференциацию, сочетание основного образования и дополнительного, разнообразные формы учебной и внеурочной деятельности, современные педагогические технологии, традиции и инновации, интенсивность и гибкость образовательного процесса и эмоционально-психологический комфорт.

Характеристика компонентов учебного плана

Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых соответствует возможностям обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Учебный план состоит из двух взаимосвязанных частей: инвариантной включающей федеральный и региональный образовательные компоненты и вариативной – школьный компонент.

В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение обучающимися необходимым минимумом знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями специальных (коррекционных) программ, обеспечивающим готовность выпускников к самостоятельной жизни и труду, возможности их адаптации при современных экономических условиях. В федеральный компонент включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Региональный компонент инвариативной части учебного плана отражает социально-экономические, национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические, географические особенности Кемеровской области. Изучение данного компонента определено в форме набора предметных тем, исходя из специфики региона, в рамках учебных предметов и составляет 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части учебного плана. В региональный компонент заложен большой объем часов на профессионально-трудовое обучение, что позволяет расширить направленность его содержания с учетом типичности местных ресурсов и перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников. Содержание и структура регионального компонента являются функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой. Органичное включение регионального компонента в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана) не только способствует углублению и конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом, позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.

Вариативная часть содержит дисциплины компонента образовательного учреждения, часы которого используются для проведения индивидуальных и групповых коррекционных, факультативных занятий, а также для увеличения количества учебных часов на изучение предметов инвариантной части.

Количество часов на учебные предметы всех образовательных областей полностью соответствует 1 варианту Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к Приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. N29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Начальное общее образование

На начальной ступени обучения 4 класса-комплекта:

первых классов – 1

вторых классов – 1

третьих классов – 1

четвертых классов – 1.

В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Особенно важное значение пропедевтический период имеет в 1 классе. В этот период осуществляется развитие у обучающихся всех психофизических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических представлений, позволяющих им овладеть счетом и решением простых задач.

Содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон культуры личности школьника с ограниченными возможностями здоровья: познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой, физической.

Содержание образования на первой ступени реализуется через образовательные области, которые представлены учебными курсами:

Инвариантная часть (федеральный и региональный компоненты):

  • чтение и развитие речи;

  • письмо и развитие речи;

  • математика;

  • искусство:

  • изобразительное искусство;

  • музыка и пение;

  • физкультура;

  • трудовая подготовка:

  • трудовое обучение.

  • коррекционная подготовка (коррекционные курсы):

  • развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности;

  • ритмика.

Вариативная часть (школьный компонент):

  • основы безопасности жизнедеятельности;

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия:

  • логопедические занятия;

  • ЛФК;

  • развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику.

^ Русский язык в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида включает следующие разделы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2-4 классы), письмо (2-4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1-4 классы). Главным принципом, организующим обучение по основным разделам русского языка, является развитие речи.

Задачи обучения русскому языку: научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; выработать элементарные навыки грамотного письма; повысить уровень общего и речевого развития обучающихся; научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, формировать нравственные качества.

Учебный курс «Обучение грамоте» (добукварный и букварный периоды) осуществляется в первом классе в течение всего года. Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

Учебный курс «Чтение и развитие речи». Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода. Основными задачами обучения чтению во 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Учебный курс «Письмо и развитие речи» изучается со второго класса и способствует приобретению практических навыков устной и письменной речи, формированию основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитанию интереса к родному языку.

Учебный курс «Математика», являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

Обучение математике носит практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами и ориентировано на формирование доступных школьникам математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни; максимально общее развитие; коррекцию недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Учебные курсы образовательной области «Изобразительное искусство»Изобразительное искусство», «Музыка и пение») имеют важное коррекционно-развивающее значение.

Учебный курс «Изобразительное искусство» ставит следующие основные задачи: способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся; содействовать развитию их аналитико-синтетической деятельности; учить школьников ориентироваться в задании и планировать свою работу; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию; дать им знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить учеников с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивать речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью музыкального воспитания является овладение обучающимися музыкальной культурой, развитие их музыкальности.

Задачи курса «Музыка и пение»: формировать знания о музыке, ориентировку в средствах музыкальной деятельности; совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память, музыкально-исполнительские навыки, эмоциональную отзывчивость; корригировать отклонения в развитии школьников с ограниченными возможностями здоровья, нарушения звукопроизносительной стороны речи; способствовать преодолению негативных форм поведения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими; активизировать их творческие способности.

Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.

Учебный курс «Физкультура» является составной частью всей системы работы со школьниками с ограниченными возможностями здоровья и решает ряд конкретных задач физического воспитания: коррекция и компенсация нарушений физического развития; развитие двигательных возможностей в процессе обучения; формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие у обучающихся основных физических качеств; укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

Учебный курс «Трудовое обучение» в 1-4 классах подготавливает обучающихся к освоению программ по профессионально-трудовому обучению.

Обучение труду в младших классах направлено на решение задач: воспитание положительных качеств личности ученика; уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование организационных умений в труде и трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду. Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Для занятий по трудовому обучению обучающиеся четвертого класса делятся на две группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей школьников и рекомендаций врача.

Специфической особенностью учебного плана образовательного учреждения VIII вида является введение образовательной области «^ Коррекционная подготовка», которая включает коррекционные курсы: «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» и «Ритмика».

Цель коррекционного курса «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их познавательной деятельности. Данный курс призван обеспечить формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим предметам, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, некоторых представлений о мире, который находится вне поля чувствительного мира школьников, что способствует развитию их аналитико-синтетической деятельности, коррекции мышления и речи.

Коррекционный курс «Ритмика». Обучение ритмике обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития школьников средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия по ритмике проводятся во второй половине дня после динамической паузы продолжительностью 45 минут.

Учебный курс «^ Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – школьный компонент – предназначен для начала формирования у младших школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.

Учебные занятия по ОБЖ проводятся во второй половине дня после динамической паузы.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) –

школьный компонент – в четвертом классе является культурологическим и ориентирован на развитие у обучающихся 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Занятия по учебному курсу ОРКСЭ организуются во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.

Школьный компонент учебного плана предусматривает обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия: логопедические занятия, ЛФК, развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Логопедические занятия нацелены на коррекцию нарушений устной и письменной речи обучающихся, развитие высших психических функций (память, внимание, мышление) и мелкой моторики, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении общеобразовательных программ.

Группы для логопедических занятий комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых нарушений.

^ Лечебная физкультура (ЛФК). Специальные занятия по ЛФК являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Занятия ЛФК направлены на компенсацию и коррекцию имеющихся дефектов здоровья у обучающихся; профилактику вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях; стабилизацию функциональных систем организма и повышение его адаптационных возможностей.

Зачисление в группу ЛФК осуществляется согласно заключению ВКК и на основании приказа директора школы.

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Программа курса разработана в связи с включением данного предмета в вариативную часть учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которая рассматривается нами как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.

Целью коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации развития психических процессов и функций, более эффективной социализации в обществе путем создания оптимальных условий для осмысленного усвоения и самостоятельного использования в деятельности ребенком систем сенсорных эталонов и сенсорно-перцептивных действий, а также – развития моторики руки.

С целью соблюдения максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся на проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий (логопедические занятия, ЛФК, развитие психомоторики и сенсорных процессов) по расписанию отводятся часы как в первую (после динамической паузы), так и во вторую половину дня (во внеурочной деятельности). Их продолжительность 15 – 25 мин.

Основное общее образование

На ступени основного общего образования 5 классов-комплектов:

пятых классов – 1

шестых классов – 1

седьмых классов – 1

восьмых классов – 1

девятых классов – 1

В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.

Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям данной категории обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Содержание основного общего образования имеет практическую направленность, ориентировано на разностороннее развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Содержание образования на ступени основного общего образования реализуется через образовательные области, которые представлены учебными курсами:

Инвариантная часть:(федеральный и региональный компоненты):

  • чтение и развитие речи;

  • письмо и развитие речи;

  • математика;

  • природа:

  • природоведение;

  • биология;

  • география;

  • обществознание:

  • история Отечества;

  • обществознание;

  • искусство:

  • изобразительное искусство;

  • музыка и пение;

  • физкультура;

  • трудовая подготовка:

  • профессионально-трудовое обучение;

  • коррекционная подготовка:

  • социально-бытовая ориентировка.

Вариативная часть (школьный компонент):

  • основы безопасности жизнедеятельности;

  • факультативные занятия;

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Учебные курсы: «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи» осуществляют задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Обучение чтению и письму в 5-9 классах способствует овладению навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию школьников произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; получению достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; правильному и последовательному изложению мыслей в устной и письменной форме; социальной адаптированности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. Специальная задача коррекции речи и мышления данной категории школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Учебный курс «Математика» в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами и направлено на решение следующих задач: дать ученикам такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития школьников с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; развивать у них речь, обогащая ее математической терминологией, воспитывать целенаправленность, терпеливость, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

В 5-9 классах один час математики в неделю отводится на изучение геометрического материала.

Образовательная область «Природа» представлена учебными курсами: «Природоведение», «Биология», «География».

Природоведение – новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний школьников об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка их к дальнейшему усвоению знаний по биологии и географии в 6-9 классах. В процессе изучения окружающего мира, природы у обучающихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д. Они учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений, что благоприятствует коррекции недостатков их умственного и психофизического развития, познавательных интересов. Знания о природе помогают школьникам видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.

Учебный курс «Биология» (6-9 классы), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями и предусматривает изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Преподавание биологии направлено на сообщение обучающимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общих сведений о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье; на формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др. и их роль в живой и неживой природе; на первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке), с некоторыми животными; на привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека; на коррекцию недостатков интеллектуального развития школьников.

Учебный курс «География» (6-9 классы) имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Основные задачи школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран; показать особенности взаимодействия человека и природы; познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. География предоставляет благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания школьников, а также – возможность для их ознакомления с миром профессий.

Образовательная область «Обществознание» включает учебные курсы: «История Отечества», «Обществознание».

В учебном курсе «История» (7-9 классы) заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие предметного материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала.

Преподавание учебного курса «Обществознание» (8-9 классы) носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания, призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала школьников с нарушениями интеллекта.

Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации обучающихся путем повышения их правовой и этической грамотности, как основы для безболезненной интеграции в современное общество школьника с ограниченными возможностями здоровья через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Образовательная область «Искусство» содержит учебные курсы: «Изобразительное искусство» (5-7 классы), «Музыка и пение» (5-8 классы).

Учебный курс «Изобразительное искусство» направлен на продолжение решения следующих задач: коррекция недостатков развития познавательной деятельности; формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности; улучшение зрительно-двигательной координации; развитие у школьников аналитико-синтетической деятельности, а также – эстетических чувств, художественного вкуса; содействие их нравственному и трудовому воспитанию; расширение и уточнение словарного запаса.

Цель обучения музыке и пению – формирование музыкальной культуры обучающихся, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки. Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьника с ограниченными возможностями здоровья, его адаптации в обществе.

Учебный курс «Физкультура» (5-9 классы) ориентирован на формирование у школьников с ограниченными возможностями здоровья целостного представления о физической культуре, способность включиться в производительный труд. Данный курс предполагает последовательное решение задач физического воспитания: укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности обучающихся; развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, координации движений; приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре; усвоение речевого материала. Процесс овладения знаниями неразрывно связан с развитием умственных способностей ученика. Поэтому задача развития этих возможностей считается одной из важных и носит коррекционную направленность.

В образовательную область «Трудовая подготовка» входят: учебный курс «Профессионально-трудовое обучение» и трудовая практика.

Профессионально-трудовое обучение занимает наиболее важное место в учебном процессе, на него в региональном компоненте инвариантной части базисного учебного плана специальной (коррекционной) школы VIII вида отводится значительная часть времени, поскольку именно трудовая подготовка в максимальной степени способствует успешной социальной адаптации и подготовке выпускников к самостоятельной жизни.

Учебный курс «Профессионально-трудовое обучение» (5-9 классы) обеспечивает формирование у школьников с ограниченными возможностями здоровья необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Целью профессионально-трудового обучения в 5-9-х классах является подготовка обучающихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях предприятий и сферы обслуживания.

Профессионально-трудовое обучение осуществляется по трем трудовым профилям: швейное дело, штукатурно-малярное дело, слесарное дело на базе учебных мастерских. Обучение организовано разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов учеников, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования и в соответствии с психофизическим потенциалом школьника.

В содержание каждого профиля включены теоретические сведения о свойствах материалов, устройстве инструментов, станков и машин, механизации производственных процессов, технике безопасности и организации труда на производстве. Школьники знакомятся с технологией изготовления изделий, овладевают профессиональными приемами труда, у них вырабатываются трудовые навыки, формируются общетрудовые умения, воспитывается культура труда.

Для занятий по профессионально-трудовому обучению обучающиеся 5-9 классов делятся на две группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей школьников и рекомендаций врача.

В учебном плане предусмотрена трудовая практика (летняя) по окончании учебного года, которая проводится на базе школьных мастерских: в 5-7 классах – в течение 10 дней, 8-9 классах – в течение 20 дней.

По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Специфическим учебным курсом образовательной области «Коррекционная подготовка» в 5-9 классах является «Социально-бытовая ориентировка» (СБО).

Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Коррекционный курс СБО направлен на практическую подготовку обучающихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у школьников с ограниченными возможностями необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми и т.д.

Для занятий по СБО обучающиеся 5-9 классов делятся на две группы. Комплектование групп осуществляется на основе гендерного подхода (дифференциация по признаку пола).

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) ориентирован на формирование у учеников с ограниченными возможностями здоровья физического, психического и социального благополучия, чувства ответственности за своё здоровье, личной и коллективной безопасности; на овладение навыками распознавания и оценки опасностей, безопасного поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, в природе.

В школьном компоненте учебного плана предусмотрены часы, которые распределяются с учетом потребностей школьников следующим образом:

  • для изучения учебного курса ОБЖ как отдельного предмета в 5-7 классах;

  • за счет факультативных занятий введены: в 5-9 классах дополнительно третий час физкультуры (на укрепление и охрану здоровья, физическое развитие обучающихся); в 8-9 классах – учебные занятия по ОБЖ (для расширения и углубления жизненно необходимых знаний, навыков и умений);

  • факультативные занятия в 5-7 классах (письмо и развитие речи);

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия: логопедические занятия в 5-7 классах (коррекция письменной речи).

Программно-методическое обеспечение учебного плана

Учебный план обеспечен необходимым государственным программно-методическим комплексом.

На ступени начального общего образования реализуются следующие образовательные программы:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2010.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. / Под редакцией доктора психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. –

М.: «Просвещение», 2011.

На ступени основного общего образования:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В двух сборниках / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 классы. / Под редакцией доктора психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. –

М.: «Просвещение», 2010.

По общеобразовательным предметам разработаны рабочие программы:

  • чтение и развитие речи (1-9 классы, в 1 классе – обучение грамоте);

  • письмо и развитие речи (1-9 классы);

  • математика (1-9 классы);

  • природоведение (5 класс);

  • биология (6-9 классы);

  • география (6-9 классы);

  • история Отечества (7-9 классы);

  • обществознание (8-9 классы);

  • изобразительное искусство (1-7 классы);

  • музыка и пение (1-8 классы);

  • физкультура (1-9 классы);

  • трудовое обучение (1-4 классы);

  • профессионально-трудовое обучение (швейное дело, слесарное дело, штукатурно-малярное дело 5-9 классы);

  • развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1-4 классы);

  • социально-бытовая ориентировка (5-9 классы);

  • ритмика (1-4 классы);

  • основы безопасности жизнедеятельности (1-9 классы);

  • логопедия (1-7 классы);

  • ЛФК (1-4 классы);

  • развитие психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы).

Для каждого учебного предмета составлено календарно-тематическое планирование.
  1   2   3   4

Похожие:

Комитет по образованию мысковского городского округа iconО реализации программы «Электронный журнал» в муниципальных общеобразовательных...
...
Комитет по образованию мысковского городского округа iconОтчет о результатах самообследования
Учредитель: Комитет по образованию Администрации городского округа–город Камышин
Комитет по образованию мысковского городского округа iconУправление образованием асбестовского городского округа приказ
Управления образованием Асбестовского городского округа от 21. 06. 2010 г. №163 Об утверждении документов по переходу на новую систему...
Комитет по образованию мысковского городского округа iconКомитет по развитию городского хозяйства
Комитетом по развитию городского хозяйства рассмотрено Ваше обращение по вопросу предоставления в адрес осп октябрьского округа г....
Комитет по образованию мысковского городского округа iconМуниципальное предприятие городского округа самара
Ерритории городского округа Самара. Одной из причин ненадлежащего содержания территории городского округа является отсутствие договорных...
Комитет по образованию мысковского городского округа iconПоложение о конкурсе агитбригад «Светофор» среди команд общеобразовательных...
Управление по гуманитарным и социальным вопросам Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан...
Комитет по образованию мысковского городского округа iconАдминистрации невельского городского округа
Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Невельского городского округа»
Комитет по образованию мысковского городского округа iconО портфолио индивидуальных достижений руководителей муниципальных...
Управлению образованием Асбестовского городского округа, утвержденным приказом начальника Управления образованием Асбестовского городского...
Комитет по образованию мысковского городского округа iconКомитет образования администрация Заводоуковского городского округа
Присутствовали: члены Управляющего совета (приложение 1 к протоколу заседания управляющего совета от 07. 08. 2013 №10) и председатели...
Комитет по образованию мысковского городского округа iconГ. Уссурийска Уссурийского городского округа публичный доклад директора школы общие сведения
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 г. Уссурийска Уссурийского городского округа (моу...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница