Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика»




НазваниеОбразовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика»
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

Георгиевская средняя общеобразовательная школа

Горьковского района

Омской области

Рассмотрено Утверждаю:

На заседании РМС Директор школы

_______2011г /Ермола В.Д./

________2011г

Образовательная программа

по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов

«РАЗВИВАЮЩАЯ ИНФОРМАТИКА»

(срок реализации 4 года)

Возраст детей от 7-10 лет

Разработала: Дегтянникова Т.А.
Георгиевка 2011 г
Данная программа ориентирована на формирование у учащихся начальных классов алгоритмического мышления, проведение практических занятий, связанных с обработкой информации на компьютере. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых) методов и средств обучения.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов, к числу которых отнесены результаты трех уровней: личностные, метапредметные и предметные. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх уровней. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, то есть становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно велик (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому данный курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
^ Общая характеристика курса

В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объема, причем мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школы является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается способность решать задачи, связанные с обработкой информации и коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих перед учащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широко доступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.

В соответствии с основной задачей изучения курса информатики в начальной школе формируется и содержание курса. В нем условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • ^ Основные информационные объекты и структуры. Вводимые понятия соответствуют основным математическим и информатическим понятиям, которые в свою очередь имеют метапредметный характер и находят свое отражение во всех учебных курсах. К числу таких понятий относятся: бусина (атомарный объект), цепочка (конечная последовательность), мешок (конечное мультимножество), дерево (ветвящаяся структура), таблица.

  • ^ Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы. Данные действия и процессы имеют метапредметный характер и выполняются детьми в разных учебных дисциплинах, а также при решении практических задач. К числу таких действий относятся: поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, поиск соответствия между объектами – соединение объектов в пары, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции (в том числе программы или алгоритма) и другие.

  • ^ Основные информационные методы. Данные методы также имеют метапредметный характер и могут использоваться при решении любых задач, в особенности практических задач, встающих перед ребенком в повседневной жизни. К числу таких методов относятся: метод перебора (полного или систематического), метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.

С учетом возрастных особенностей младших школьников, все понятия курса вводятся на наглядных и доступных детям графических и телесных примерах. Содержание всех понятий раскрывается в ходе решения ребенком большого числа задач. Учебные тексты не предназначены для заучивания, практическая деятельность с объектами всегда предшествует обобщению в виде словесных формулировок.

В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Системно-деятельностный подход реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных способов учебной деятельности. Наиболее продуктивными на уроках информатики оказываются два вида учебной деятельности: самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по правилам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам играет важную роль не только в обучении ребенка (особенно в обучении информатике), но и в его жизни. К этой сфере относятся: умение следовать правилам в повседневной жизни (правилам дорожного движения, режиму дня, расписанию уроков и т. д.), умение выполнять регламентированные учебные действия, лежащие в основе УУД, умение выполнять инструкции, в том числе формальные алгоритмы и программы на уроках информатики.

Кроме самостоятельной ценности работа по правилам позволяет реализовать на уроках информатики компетентностный подход к обучению, который включает формирование высокой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной работы учащегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса достигается за счет явного введения общих договоренностей (правил игры) – всех понятий, возможных действий и ограничений. Самостоятельная работа учащихся с курсом позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. При возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно сотрудничает с учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог. Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи, предлагать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается весь класс.

Другой вид организации учебной деятельности, который подходит для урока информатики – проектная деятельность. Это деятельность (чаще групповая) ребят по решению практической информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь значимых для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают коммутативные и регулятивные умения и навыки.

  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика» iconШкольная игровая развивающая программа для учащихся 1 4 классов г. Свободный
Содержание игры связано с материалами школьных уроков, с темой методического объединения учителей начальных классов, школы
Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика» iconПрограмма внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая...
Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1—4 классов)
Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика» iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся 1-2 классов мбоу «сош №1 г. Фокино» Содержание
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-2 классов мбоу «сош №1 г. Фокино»
Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика» iconРабочая программа по внеурочной деятельности секция «Русские шашки» для учащихся 6 7 классов
Программа по шашкам предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного...
Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Подвижные игры»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010г
Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Умка» рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 1 класса «Моя семья» (социальная деятельность)
Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Елена Леонидовна- учитель начальных классов, Кольцова Наталья Михайловна-учитель начальных классов, Орлова Вера Борисовна- учитель...
Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика» iconОбразовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках...
Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика» iconПраздник для учащихся начальных классов Подготовила Костюкова Т....
Мальчик: Извини, но я не могу этого сделать, потому что плохое самочувствие грозит неприятностями всем окружающим
Образовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «развивающая информатика» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница