Актуального педагогического опыта (апо)




НазваниеАктуального педагогического опыта (апо)
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы

Информационная карта актуального педагогического опыта учителя

1. Общие сведения

ФИО автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Булгакова Любовь Михайловна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6» 309181 г.Губкин Белгородской области ул. Советская, 27

Учитель географии

26 лет

2. Сущностные характеристики опыта

1.  Тема актуального педагогического опыта (АПО)

Систематическое и целенаправленное внедрение исследовательских форм и методов обучения как средство повышения качества знаний по географии

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Главная идея моего педагогического опыта и методики осуществления были синтезированы из различных технологий и систем обучения, используемые в российском образовании и за рубежом. Изучение научно-теоретических основ развивающего обучения и его технологий, позволило мне выделить главные направления в деятельности по внедрению исследовательской модели. Проблемное обучение- создание проблемной ситуации, формирование проблемного анализа. Используемые методы: постановка учебных проблем, проблемное изложение, диалог, мозговая атака, поисковая деятельность. Основные способы, используемые для решения проблемных ситуаций:  а)исследовательские;  б)дискуссионные; в)комбинированные. Личностно-ориентированное обучение – диагностика развития личности учащихся, формирование потребностей и способов к саморазвитию, посредством исследовательской деятельности. Метод: тестирование, наблюдение, анкетирование. Исследовательский метод - совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний и способов деятельности. От проблемной ситуации до подведения итогов. Для эффективности исследовательской деятельности необходимо учащихся ознакомить с методами и приёмами самостоятельного добывания знаний, с общими методами познания и специфическими способами обработки полученных результатов. В исследовательской модели используется различные методы: словесный, наглядный, практический. Основные составляющие исследовательского метода: а) увеличение доли самостоятельности в познавательной деятельности; б) ситуация успеха; в) развитие мотивационной сферы.

 

 

 

3. Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 

Главная цель опыта - создание совокупности условий, способствующих развитию и саморазвитию личности учащихся, освоение ими базовой культуры личности. Задачей является использование широкой разнообразной обучающей среды, обеспечивающей процесс развития культурных способностей личности ребёнка путем разнообразной деятельности. Наиболее успешным в своей деятельности для решения данной проблемы, считаю использование исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Содержание исследовательских работ позволяет быть гибким и отражать нужды и потребности учащихся: объяснение явлений повседневной жизни, вопросов вызывающие интерес, личный опыт ученика, удачно сочетать эксперимент и теорию. Исследовательская деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

^ Ведущая педагогическая идея моего опыта - развитие личностных качеств учащихся, раскрытие его способностей в обучении, воспитании навыков постоянного самодвижения в процессе познания, в создании развитой личности через формирование исследовательских навыков. Длительность работы над опытом. Разработка опыта продолжалась в течении трех лет. Уточняя и корректируя отдельные моменты, тщательно изучая динамику роста качества знания учащихся на протяжении последних трех лет, разработала систему уроков и внеклассных мероприятий. Диапазон опыта охватывает отдельные ситуации на уроках до разработанной системы уроков. Разработана система внеклассной работы по географии. Стабильность опыта подтверждается тем, что обучающиеся могут применять полученные знания в любой ситуации. Стабильность опыта прослеживается в динамике устойчивых положительных результатов на протяжении трех лет. Сущность опыта заключается в том, чтобы увлечь ученика, научить его осмыслить изученное, помочь стать ему свободной творческой и ответственной личностью. Новизна и практическая значимость опыта заключается: а)в использовании комплекса учебных инноваций, систематизированных; б)в соответствии с основными сторонами познавательной деятельности; в)в развитии индивидуальности каждого ребенка. Работая по данной технологии, я пришла к выводу, что у меня появилась возможность организовать образовательную среду на уроке, где каждый ребенок мог «найти свое место»; включение ученика в урок как равноправного партнера учителя; оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным за счет использования субъектного опыта школьника. Доступность опыта заключается в том, что он может быть успешно использован учителями географии в общеобразовательных школах города.

 

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

^ Теоретической базой наработанного мною опыта явились работы ученых методистов: Гузеева В.В. (мониторинг учебного процесса), Шамовой Т.И. (мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом), Якиманской И.С. (личностно ориентированное развивающее обучение), Никитина Б.П. (игровые технологии), информационные технологии и передовой педагогический опыт ведущих учителей города, области и страны. Исследовательская деятельность может вызвать затруднения, но способствует большей самостоятельности. Самостоятельная работа при использовании этой модели обучения носит не исполнительный, а исследовательский характер, заданный через систему специально отобранных проблемных задач. Познавательная активность учащихся вызвана в этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается положительным настроем. Первым этапам деятельности является изучение психологических особенностей школьников. Итогом является выделения в классе групп школьников по природным индивидуально – типологическим свойствам нервной системы: а)по степени выносливости и работоспособности; б)по степени устойчивости к различным родам воздействия (слабый и сильный); в)по скорости смены и скорости протекания процессов возбуждения и торможения (подвижный и инертный). Если в классе образуется группа учащихся со слабым и инертным типом мыслительной деятельностью, то необходимо ставить задачи способные активизировать умственную деятельность. Например: находить общие свойства и черты между экспериментом и явлениями в природе и жизни. Если в классе преобладают учащиеся с сильным и подвижным типом и хорошими знаниями по предмету, то существенно расширяется характер взаимодействия учащихся, в этом случае ребята самостоятельно выдвигают гипотезы и проводят исследования. Роль учителя сводится к организации работы, а так же к оказанию помощи учащимся при возникновении затруднений, преодолеть которые им не под силу. Если в классе преобладают учащиеся с подвижным типом и сильно отличаются по уровню знаний, то необходимо использовать задания, позволяющие проводить эксперимент, соединяющий практическую и умственную деятельность. Второй этап деятельности является строгий отбор учебного материала и планирование уроков, позволяющих формировать навыки исследовательской деятельности. Итогом является система уроков: а)уроки, помогающие учащимся научиться выбирать проблемы и способы их решения; б)уроки, обучающие выдвижению гипотез, развивающие навыки классификации, анализа и обобщения по итогам измерения или изменения происходящих с объектами исследования; в)уроки, формирующие навык проведения исследования. Передача информации от учителя к ученику не позволяет развиваться школьникам. Традиционные формы не помогут решить поставленной задачи. Необходимо подбирать учебный материал, позволяющий ученикам самостоятельно добиваться результата, быть активными и любознательными. Учебники насыщены фактами, которые можно использовать для выдвижения гипотез или формулирования проблем. Много интересного и увлекательного приносит современная наука и технический прогресс. Можно успешно совместить требования базового образования по предмету с потребностями современного мира или жизни. Третий этап формирование исследовательских навыков у учащихся через групповые и индивидуальные формы организации работы. Итогом является умение учеников организовывать свою деятельность при исследовании объектов или явлений от выдвижения гипотезы до изложения полученных результатов.

6. Результат изменений

 

^ Результативность деятельности учащихся Исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте - исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Учебные и личностные достижения моих учеников характеризуются позитивной динамикой. В качестве индикаторов, подтверждающих данное утверждение, можно использовать динамику качества знаний школьников, динамику участия и побед в олимпиадах различного уровня, количество выполненных и внедренных в образовательный процесс исследовательских проектов. Практическая значимость опыта заключается в следующем: 1) разработана взаимосвязь образовательных педагогических технологий, обеспечивающих личностно-ориентированную направленность, и развитие творческого мышления учащихся; 2) создана ценностная установка на проектно-исследовательскую деятельность; 3) сформулировать навыки самостоятельной работы в исследовательской деятельности учащихся по географии и краеведению; 4) организованы творческие встречи с учеными, специалистами предприятий, преподавателями вузов , направлены на самоопределение в исследовательской работе; 5) участие учащихся в конференциях школы, города, Всероссийских проектах, способствуют формированию проектной, коммуникативной культуры учащихся, а также реализации творческих идей. За три года звание «Лауреат» на Всероссийском конкурсе «Познание и творчество»получили 62 ученика,8учащихся-на Всероссийском конкурсе « Юность. Культура.Наука.», Матяж Соня и Собина Настя стали победителями Всероссийской научно практической конференции «Первые шаги».Ученики нашей гимназии учавствуют в межрегиональных экологических экспедициях России.Они уже побывали В Горной Адыгее, Великом Новгороде и Астраханской области. .Интересную методику для исследования уровня исследовательских умений и навыков предлагает Е.Д. Андреева Методика "Незаконченные предложения, или Ваше отношение к исследовательской деятельности". Анализ результатов опроса по изучению уровня исследовательских умений и навыков учащихся 10-11-х классов позволяет сделать следующие выводы: ученики умеют работать с литературными источниками, грамотно оформлять список литературы, формулировать тему для исследовательской работы, конспектировать книгу, статью, структурировать исследовательскую работу, составлять презентацию по заданной теме; владеют графическими способами отображения информации.

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

Опыт опубликован в материалах городской педагогической конференции «Инновационная деятельность как условие профессионально-творческого развития и саморазвития».

Описание актуального педагогического опыта учителя

^ Актуальность опыта. Одной из самых важных задач географии - учить ребят наиболее рациональным приемам исследовательской деятельности, сравнению, установлению причинно-следственных связей, абстракции и обобщению и др. Кратчайший путь к познанию лежит через познавательную и самостоятельную активность учащихся в учебном процессе, через продуктивность их деятельности. Прочнее и глубже, легче и с наименьшими усилиями формируются знания при условии создания для учащихся познавательного и поисково-исследовательского интереса. «Непосредственный интерес – вот великий двигатель, единственный, который видит верно, и далеко, интерес к педагогической системе является краеугольным камнем обучения» - так писал Ж. Ж. Руссо ещё в 18 веке. Поисково-исследовательский интерес, а вследствие его и творческая активность школьников сами по себе не возникают. Они формируются и создаются содержанием учебного материала, методами и приемами обучения, под влиянием внутренних потребностей, желания учиться. Большим подспорьем в повышении эффективности учебного процесса, его оптимизации является объяснительно-иллюстративные исследования, дидактический принцип обучения (наглядность). География, как учебный предмет состоит из множества взаимосвязанных природных и экономических представлений, понятий, законов, закономерностей, изучение и усвоение которых трудно осуществить без исследования наглядности. Творческой активностью человека является поиск интуитивного решения. Интуитивное решение возможно, если осуществляется множество попыток решить задачу. В процессе этих попыток происходит осмысление сути проблемы, критическое осмысление своих действий и сути используемых средств, осмысление области поиска решения и причин неудач. При обучении необходимо развивать не какую - то отдельную творческую способность, например творческое мышление, а формировать у учеников опыт творческой деятельности. Можно выделить два аспекта творческой деятельности: а)исследовательская деятельность (как творческий вид познания); б)собственно творческая деятельность, создание принципиально нового продукта. Основными компонентами опыта творческой деятельности, формируемого, при обучении географии является: 1.способность творчески мыслить; 2.мотивация творчества; 3.способность к творческому сотрудничеству; 4.решение учебных творческих задач; 5.использование различных научных знаний при решении проблем. Для достижения поставленной цели наиболее активной моделью является использование исследовательского метода. Данный метод можно использовать при организации обучения, как в индивидуальной форме, так и групповой. Формируя приёмы исследовательской работы, я в первую очередь опираюсь на природную любознательность учащихся, а исследование окружающего мира стимулирует самостоятельность. Содержание исследовательских работ позволяет быть гибким и отражать нужды и потребности учащихся: объяснение явлений повседневной жизни, вопросы вызывающие интерес, личный опыт ученика, удачно сочетать эксперимент и теорию. Поэтому возникает необходимость поиска средств, которые помогли бы в работе. Помочь может диагностика: 1.мониторинг - постоянное наблюдение за процессом формирования навыков исследовательской деятельности; 2.наблюдение; 3.проверка знаний и умений, учащихся по предмету; 4.тестирование обученности, достижений и развития; 5.анализ затруднений, с которыми столкнулись учащиеся при решении творческих задач и способы их преодоления. В результате диагностики определяются классы, где возможно внедрение исследовательской технологии в полном объёме, а где-то частично. Когда от школьников начинают требовать творческого подхода к решению проблемы, мы педагоги должны осознавать, что творчеству нужно учить. Необходимо учеников научить осуществлять исследовательскую деятельность от постановки проблемы до анализа и выводов; от первой фазы, при которой для решения проблемы используются имеющиеся знания и средства, до фазы смены логического замысла интуитивным решением. Ученики должны уметь ставить вопросы и оценивать полученные результаты. Поэлементное обучение исследованию от подбора литературы, дискуссии по проблемам до выполнения целостного пробного исследования. Что бы решить все поставленные задачи мне помогает организация деятельности учащихся в группах учеников со смешанным составом: по разным темпам учебной деятельности, мотивации. Навык работы в команде разного состава позволяет через сотрудничество и гибкие отношения самосовершенствоваться. Каждый становится исследователем и активным участником. Ребята понимают максимальную ответственность за определение того, что и как они будут изучать, за сбор информации, за анализ и интерпретацию полученных знаний, за коммуникативность и умение делиться результатами своей работы с другими. Наблюдая за деятельностью школьников, выделяю группы ребят и при подготовке к уроку планирую деятельность для каждой группы. Мой многолетний педагогический опыт показывает, что обучение исследовательской деятельности наиболее продуктивно, через организацию работы в малых группах. Необходимым условием для этого является создание атмосферы сотрудничества и комфорта, в центре внимания которой находится ученик. Климат доверия в коллективе позволяет самореализоваться каждому, и участвовать в общем решении проблем. Деятельность учащихся и учителя связана с противоречиями в развитии мыслительной деятельности учащихся. Так, в данном случае, по мере деятельности направленной на управление успешностью обучения учащихся, учитель сталкивается с общими противоречиями: 1.индивидуальными потребностями учащегося, его личностными особенностями и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на среднего ученика; 2.сегодняшней жизнью школьников и необходимостью его подготовки к взрослой жизни; 3.стремлением личности к творчеству, оригинальности самовыражения и обязательным единым планам и режимам школы; 4.необходимостью увеличения объема информации, включаемой в изучение географии и психофизическими возможностями учащихся в их усвоении; 5.ориентацией нового содержания образования на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами, формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний. Считаю, что своей системой я разрешаю эти противоречия.

Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес.

Муниципальный и региональный уровни распространения опыта. Форма: открытые уроки, мастер-класс.

 

 

 

Мартышов Евгений Викторович, методист естественнонаучных дисциплин НМЦ управления образования и науки г.Губкина           т.: 2-22-84, ул. Белинского 7.

 

 

 

Похожие:

Актуального педагогического опыта (апо) iconАктуального педагогического опыта (апо)
Формирование знаковых моделей в области языка и математики как средство повышения интереса к предмету и развития учебно-познавательной...
Актуального педагогического опыта (апо) iconО внесении актуального педагогического опыта в муниципальный банк данных в 2010 году
Педагогических работников моу "Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. М. Рудого"
Актуального педагогического опыта (апо) iconПредметной области
Электронная версия педагогического опыта учителя, представляемого предметным шмо при размещении в банке данных педагогического опыта...
Актуального педагогического опыта (апо) iconОпыта
Формы обобщения и распространения положительного педагогического опыта руководителей, педагогов
Актуального педагогического опыта (апо) iconКв категория Предмет Образовтельное учреждение Тема опыта
Картотека передового педагогического опыта работников оу красногвардейского района
Актуального педагогического опыта (апо) iconАссоциированная школа юнеско методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации раскрывают содержательную сторону основных этапов работы по изучению, обобщению и распространению передового...
Актуального педагогического опыта (апо) iconНеобходимым условием реализации фгтв настоящее время становится психологическое...
Данный материал пред­ставляет собой обобщение актуального опыта научно-методической и практической работы педагогов-психологов дошкольных...
Актуального педагогического опыта (апо) iconМетодическая работа в современной школе это целостная, основанная...
Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к...
Актуального педагогического опыта (апо) iconВыступления
Продуктивность и эффективность методической деятельности, распространение собственного педагогического опыта
Актуального педагогического опыта (апо) iconИнновационного педагогического опыта
Моу «Сухореченская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф. К. Асеева»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница