Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень




НазваниеСтандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы

http://www.edusite.ru/p122aa1.html

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

 

Изучение естествознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

·         освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавши-ми определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и технологий;

·         овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержа-щейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;

·         развитие интеллектуальных, творческих способностей и кри-тического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естест-веннонаучной информации;

·         воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности выска-зываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсу-ждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

·         использование естественнонаучных знаний в повседнев-ной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.
^ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

СОВРЕМЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ
ЗНАНИЯ О МИРЕ


Система наук о природе. Эволюция естественнонаучной кар-тины мира[1]. Естественнонаучный метод познания и его составляю-щие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, тео-рия. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные ха-рактеристики. Системный подход в естествознании.

Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, опре-деляющие современные знания о мире.

Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементар-ные частицы). Физические поля и электромагнитные волны; волно-вые и корпускулярные свойства света. Кванты; поглощение и испус-кание света атомом. Связь массы и энергии. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (2-е начало термодинамики, энтропия, информация). Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, эволюция звезд и планет, Солнечная система).

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Связь между структурой молекул и свойствами веществ; неорганические и органические вещества. Природа химической связи и механизм химической реакции (скорость реакции, катализ, химическое равновесие).

Клеточное строение живых организмов (дифференциация клеток в организме, обмен веществ и превращение энергии в клетке, деление клетки, оплодотворение). ДНК – носитель наследственной информации (структура молекулы ДНК, ген, генетический код, му-тация, матричное воспроизводство белков). Биологическая эволюция (наследственность и изменчивость организмов, естественный отбор, гипотезы происхождения жизни, происхождение человека). Биоразнообразие. Биосистемная организация жизни (клетка, организм, популяция, экосистема).

Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе. Случайные процессы и вероятностные закономерности. ^ Общность информационных процессов в биологических, техниче-ских и социальных системах. Эволюция: физический, химический и биологический уровни. Процессы самоорганизации. Биосфера, роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и концепция устойчивого развития.

^ Проведение простых исследований и/или наблюдений
(в том числе с использованием мультимедиа): электромагнитных яв-лений, волновых свойств света, фотоэффекта, оптических спектров, процессов перехода от порядка к беспорядку, эффекта Доплера, из-менений свойств вещества при изменении структуры молекул, зави-симости скорости химической реакции от различных факторов (тем-пературы, катализатора), клетки (под микроскопом), денатурации белка, репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах (на моделях).

^ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И РАЗВИТИЕ
ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ


Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техни-ки и технологий. Различные способы получения электроэнергии и проблемы энергосбережения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медици-не, при изучении свойств вещества, Принцип действия и использование лазера. Современные способы передачи и хранения информа-ции. Получение новых материалов с заданными свойствами. Природные макромолекулы и синтетические полимерные материалы. Жидкие кристаллы. Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). Клонирование.

Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи. Этические проблемы, связанные с раз-витием биотехнологий.

^ Проведение простых исследований и/или наблюдений
(в том числе с использованием мультимедиа): работы электрогене-ратора, излучения лазера, определения состава веществ с помощью спектрального анализа; свойств полимерных материалов, каталити-ческой активности ферментов.

^ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И ЧЕЛОВЕК

Физические и химические процессы в организме человека. Электромагнитные явления в живом организме (организме челове-ка): электрические ритмы сердца и мозга, электрохимическая природа нервных импульсов. Феномен зрения: оптика, фотохимические реакции, анализ информации. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека. Роль макромолекул в человеческом организме, ферменты и ферментативные реакции.

Наследственные закономерности. ^ Геном человека. Генетичес-ки обусловленные заболевания и возможность их лечения. Природа вирусных заболеваний. Принцип действия некоторых лекарствен-ных веществ. Проблемы рационального питания. Биохимическая ос-нова никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей. Безопасное использование веществ бытовой химии. Личная ответст-венность человека за охрану окружающей среды.

^ Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью чело-века: профилактики и лечения инфекционных заболеваний, защиты от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений; выбора диеты и режима питания, экономии энергии, эффективного и безопасного использования веществ бытовой хи-мии; личных действий по охране окружающей среды.

  

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


 

В результате изучения естествознания на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·         смысл понятий: естественнонаучный метод познания, элек-тромагнитное поле и электромагнитные волны, квант, эволю-ция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галакти-ка, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, дифферен-циация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера;

·         вклад великих ученых в формирование современной естест-веннонаучной картины мира;

уметь

·         приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбега-ние галактик, зависимость свойств вещества от структуры мо-лекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволю-цию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

·         объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транс-порта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения ин-фекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

·         выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; де-лать выводы на основе экспериментальных данных, пред-ставленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

·         работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практиче-ской деятельности и повседневной жизни для:

·         оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

·         энергосбережения;

·         безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

·         профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

осознанных личных действий по охране окружающей среды.




[1]     Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


[


[


Похожие:

Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень iconРабочая программа педагога лушиной Любови Сергеевны
Стандарт среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004
Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень icon10-11класс; 1 час в неделю составитель: Масленцева В. Н. учитель географии
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...
Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень iconРабочая программа по географии 10-11 класс
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...
Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку базовый уровень
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку базовый уровень
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по географии...
Рабочая программа по географии составлена на основе образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы...
Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень iconПояснительная записка рабочая программа курса химии 10 класса разработана...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных...
Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень iconСтандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным...
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей1[1]
Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по истории базовый уровень
Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию базовый уровень iconРабочая программа по русской литературе 11 класс базовый уровень
Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень),...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница