Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис».




НазваниеМетодические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис».
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» г.РУБЦОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «МАЛАЯ АКАДЕМИЯ»

Автор: Жамин Борис Владимирович

Спортивная радиопеленгация
Методические рекомендации для педагогов

дополнительного образования

Рубцовск, 2010


Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис».

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования радиоспортивного направления при подготовке спортсменов- участников к соревнованиям.

В рекомендациях автором представлен ряд упражнений и способов, необходимых для прохождения дистанции с минимальными потерями времени.

Рекомендации разработаны на основе своего собственного практического опыта, приобретенного за время участия в подобных соревнованиях в качестве тренера.

Автор методических рекомендаций:

Жамин Борис Владимирович

Педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы

«Малая Академия»

Педагогический стаж: 36лет

I квалификационная категория.






^ Пояснительная записка

В 90е-годы как и многие направления детского –технического творчества, спортивная радиопеленгация пришла в упадок. В то время у молодежи появились другие приоритеты основанные скорее на материальном чем на духовном развитии. В спортивной радиопеленгации оставались лишь те люди, которые поистине были преданы своему делу.

В настоящее время с развитием образовательной среды все актуальнее становится развитие физических, духовно-нравственных, творческих способностей. И как раз спортивная пеленгация, как и все технические виды спорта, не только дает технические знания в определенной области науки и техники, но и воспитывает в человеке дисциплинированность, чувство ответственности и развивает творческий потенциал.

В последнее время Алтайский край очень редко принимает участие во Всероссийских соревнованиях, хотя у алтайских спортсменов есть потенциал.

Целью методических рекомендаций в первую очередь является: формирование основных знаний и умений в области спортивной радиопеленгации, подготовка к практической деятельности в условиях широкого использования технологий радиопеленгации.

Задачи:

- приобретение опыта работы в одном из направлений спортивной радиопеленгации;.

- получение знаний о возможных вариантах проведения занятий по спортивной радиопеленгации;

- оказание помощи в применении одного из направлений «охота на лис».




^ «ВАХТА ПАМЯТИ»


ПОЗЫВНЫЕ:
RUSSIA RUBSOVSK

RP9YTZ

Содержание деятельности


  1. Общие рекомендации:

  • Одним из направлений спортивной радиопеленгации является « Охота на лис»- определение направления на источник радиоизлучения и его поиск на пересеченной местности.

«Охотник»-спортсмен, ищущий радиопередатчик.

«Лиса»- радиопередатчик.

  • Необходимое техническое оснащение: радиопеленгаторы «ЛЕС 3,5», «ЛЕС 145», «АЛТАЙ 3,5», «АЛТАЙ 145», автоматические радиопередатчики, либо радиомаяки, спортивные карты, компасы.

  • Основной формой подготовки «охотников» на «лис» являются систематические занятия по физической и специальной, тактической и морально-волевой подготовке. Только комплексное сочетание всех форм и методов тренировок позволяет готовить всестороннее развитие спортсменов, в совершенстве владеющих мастерством поиска «лис».

  • Специальная тактико-техническая подготовка включает в себя занятия на местности и в классе, в процессе которых спортсмены приобретают знания по пеленгации и тактике поиска, навыки работы с приемником, умение вести ближний поиск, оперативно работать с картой, правильно выбирать вариант поиска.

  • Приступать к обучению начинающих «охотников» надо с изучения телеграфной азбуки, а более опытным следует совершенствоваться в приеме «морзянки» круглый год.

( На соревнованиях часто бывают случай, когда даже опытные спортсмены в условиях сильных помех не могут отличить позывные «лисы» от сигналов других станций, а некоторые из-за незнания телеграфной азбуки по два раза ищут одну и туже «лису»)

  • Настоящий «охотник» не только должен знать позывные «лис», но и хорошо разбираться в хаосе телеграфных сигналов, которые он принимает на свой приемник.

  • Обучать спортсменов телеграфной азбуке можно в радио классе или же при помощи простейшего генератора, собранного на одном транзисторе с нагрузкой на головные телефоны или обычный громкоговоритель.

  • При регулярной подготовки в любое время года должны проводиться: физическая ( кроссы от 30 до 50минут) и специальная подготовка.


2.Регулярная тренировка

В первую очередь необходимо научится и в совершенстве отработать навыки настройки приемника на чистоты «лисы».

  • Для этого в классе, либо на местности включается передатчик, который работает постоянно. Вначале ручки приемников выводятся в крайнее положение. Спортсмены по команде включают приемники, увеличивая их мощность до среднего уровня, затем включают второй гетеродин и, плавно поворачивая ручку настройки, находят сигнал «лисы». Услышав его, можно выключить второй гетеродин и пользоваться тональным генератором( если такой имеется ), после чего свести громкость сигнала до минимальной. Только при минимальной громкости нужно определять направление на передатчики.

  • Исходным нормативом для выполнения этого упражнения можно считать 30 секунд и постепенно довести его до 5 секунд. Рекомендуется выполнять данное упражнение 15-20 раз за одно занятие (использовать метод повторной тренировки, т.к. упражнение выполненное один раз, не приводит к выработки устойчивых навыков у спортсмена).

  • После того, как будет достигнута оперативность в настройке приемника, необходимо развивать навыки в быстром определении направления на постоянно работающую «лису».Начинать лучше со следующего упражнения :«лису» располагают на открытой местности, так чтобы все спортсмены могли ее видеть. Затем практически показывают, как определить направление на передатчик и объясняют тактику поиска по максимуму и минимуму сигнала. После спортсмену дается возможность самостоятельно с разных сторон пеленговать передатчик.

(Выполнение этого упражнения важно не только новичкам, но и опытным спортсменам, так как при этом проверяются многие качества приемника и антенны, в том числе и ее диаграмма направленности).
После того как спортсмены смогут легко выполнять эти упражнения, можно приступить к так называемому «слепому» поиску, где все операции по настройке приемника выполняются с завязанными глазами.

  • Для этого на поляне, либо футбольном поле устанавливается сначала один, а затем, при усложнении задания, до трех передатчиков, которые на первых тренировках могут работать одновременно, на разных частотах без перерыва. При «слепом» поиске быстрее достигается уверенность спортсмена в правильности выполнения упражнения по настройке приемника и определения направления на передатчик. Во время «слепого» поиска нужно страховать спортсмена, ведущего поиск, чтобы предупреждать его о встречающихся на его пути препятствий.

Следующее упражнение, на которое необходимо обратить самое серьезное внимание всем без исключения спортсменам, не взирая на опыт и мастерство, это тренировка в ближнем поиске «лис».

  • Проводится она на дистанции от 100 метров до двух километров. Начинать тренировку нужно с того, что на открытой местности устанавливается передатчик на расстоянии 100 метров от старта.

Спортсмены должны настроить приемник на частоту «лисы» и подходить к ней, непрерывно проверяя диаграмму направленности и степень нарастания уровня сигнала. С каждым шагом приближаясь к передатчику, спортсмен слышит, что громкость сигнала нарастает, поэтому через каждые 10-15 метров нужно уменьшать ее до минимальной слышимости. Увеличение громкости сигнала показывает, что «лиса» находится в непосредственной близости от спортсмена.

  • Почувствовать момент непосредственного обнаружения «лисы», можно только сравнивая уровень громкости сигнала в начале и в конце минутного цикла работы «лисы». А это может быть достигнуто лишь при работе с минимальной громкостью, так как при высоком уровне сигнала момент нарастания громкости не чувствуется и, кроме того, искажаются показания диаграммы направленности антенны.

(Именно из-за ошибок в ближнем поиске происходят большие потери времени на соревнованиях и тренировках. Часто на трассе поиска можно видеть, как на расстоянии до одного километра от «лисы», «охотники» чуть ли не роют землю в надежде найти передатчик.)
Когда будут закреплены навыки работы с приемником при поиске открытой «лисы», можно приступать к тренировке по поиску расположенных на расстоянии 100-200 метров от старта, но уже замаскированных так, чтобы передатчик можно было увидеть с расстояния от одного до трех метров.

  • Старт –по одному спортсмену, как в эстафете. Начинать нужно с поиска одной «лисы», работающей постоянно. Когда все «охотники» обнаружат «лису», ее следует установить в другом месте и продолжить поиск в том же порядке.

  • При этом следует приучать спортсменов к тому, чтобы они успевали обнаружить «лису», расположенную на расстоянии 100 метров от старта, за одну минуту. По мере повышения мастерства это расстояние должно увеличиваться на 200-300 метров. Количество «лис» также можно увеличивать, но работать они должны по прежнему постоянно на разных частотах.

  • При такой тренировке спортсмены от момента старта до финиша имеют возможность отрабатывать ближний поиск, не теряя не одной секунды на ожидание следующего сеанса «лисы». За один час можно сделать два-три забега с пятью «лисами» при общей длине трассы до двух километров, меняя каждый раз месторасположение «лис».


Только после того как спортсмены овладеют искусством ближнего поиска постоянно работающих «лис», можно приступать к поиску «лис» с пятиминутным циклом работы.

  • На первых тренировках поиск нужно проводить в заданном направлении, а затем усложнять задание путем самостоятельного выбора варианта поиска, вначале на дистанции один- два километра с тремя «лисами», постепенно увеличивая дистанцию и количество «лис».


Для того чтобы придать тренировочным занятиям эмоциональную насыщенность, можно применять эстафетный метод тренировки. В этом случае все спортсмены делятся на команды, в каждой должно быть столько участников сколько «лис» находится на трассе.

  • Пример: на трассе размещены четыре «лисы», состав команды четыре человека. За 10 минут до первого старта разрешается прослушать всех «лис». Стартуют одновременно четыре человека- по одному человеку от каждой команды. Каждый спортсмен должен обнаружить только одну «лису», определенную путем жеребьевки, то есть спортсмены бегут на разных «лис». В это время капитаны распределяют в своих командах, кому бежать на последующих этапах и какую из трех «лис» искать каждому спортсмену. Эстафетной палочкой тут служит приемник (один на команду). Побеждает та команда, которая обнаружит всех четырех «лис» с лучшим временем.



3.Заключение
Пройдя курс такой подготовки, а также научившись пользоваться компасом и картой, можно приступать к тренировке по полной программе предстоящих соревнований.


Список рекомендуемой литературы:
1.Беляков Л.В., Гоночкин А.Д. Основы тренировки в спортивной радиопеленгации. –Смоленск, 1983

2.Гричихин А.В. Спортивная радиопеленгация в вопросах и ответах.- М.: Энергия,1983

3. Елаховский С.В. Бег к видимой цели.Ф.И.С.,1981

4. Кошкин А. Подготовка « Лисолова».- Радио №3 , 1978

5. Ротхамель К. Антенны.- Энергия, 1979

6. Тыкул В.А. Спортивное ориентирование.- М.: Просвещение,1990

Похожие:

Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис». iconМетодические рекомендации по организации спортивной подготовки в...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...
Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис». iconМетодические рекомендации по дипломному проектированию для студентов...
Методические рекомендации предназначены для студентов и научных руководителей дипломных проектов
Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис». iconОбразовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивной...
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ. В ней отражены основные...
Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис». iconАссоциированная школа юнеско методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации раскрывают содержательную сторону основных этапов работы по изучению, обобщению и распространению передового...
Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис». iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями
Методические рекомендации предназначены для слушателей факультета заочного обучения спб университета мвд россии, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис». iconМетодические рекомендации для учителей истории по сопровождению государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис». iconМетодические рекомендации для учителей истории по сопровождению государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис». iconПрограмма подготовки юных спортсменов в детской юношеской спортивной...
Учебно-тренировочные группы (этапы начальной спортивной специализации и углубленной тренировки)
Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис». iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Методические указания для студентов заочной формы обучения при изучении курса «Основы проектной деятельности» предназначены для реализации...
Методические рекомендации по спортивной радиопеленгации раскрывают основные формы обучения начинающих спортсменов и подготовку «охотников на лис». iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине:...
В данной работе изложены методики по разделам производственного обучения. Включены методические рекомендации, содержание курсового...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница