Урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека»




НазваниеУрок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Прикладной интегрированный урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека».

Авторы: Куликова Ольга Ивановна, учитель географии,

Горбова Татьяна Федоровна, учитель физики.

Место работы: МКОУ Лесниковская ООШ


Тема: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека».

Цели и задачи:

  • Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе, к здоровью человека.

  • Воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье и здоровье всего человечества.

  • Расширять образовательно-воспитательное пространство.

  • Повышать мотивацию обучения.

  • Развивать креативную деятельность учащихся, коммуникативные умения.

Подготовительный этап:

Подготовка плакатов и рисунков на экологическую тематику.

Подготовка таблиц, карт, видео – и фотодокументов для сопровождения выступлений.

Подготовка карточек голубого и красного цвета со словами «Самым ценным в жизни является …»

Распределение функций.

Оборудование: компьютер, оформленная доска, стенд с рисунками и плакатами.

  1. ^ Вступительная часть.

Тема нашего мероприятия «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека». Эпиграфом для такого мероприятия могут служить следующие слова:

^ Природа милая, тебе одной я внемлю,

Ты подарила мне и небеса и землю.

И их помощником я буду век за веком

Лишь оттого, что я родился человеком.

(Гёте, 1780г.)

^ II. Мотивационный этап.

Ведущий:

Человек, обладающий крепким здоровьем, справедливо считает, что ему повезло. Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезни. Что мы пьем, что едим, чем дышим? Все это зависит от нас и окружающей нас и нашу планету атмосферы.

Планета Земля – уникальная планета. Только на ней живут люди. Именно здесь созданы все условия, необходимые для жизни человечества. За тысячи лет люди освоили почти все пригодные для жизни территории, кроме пустынь, высокогорий и болот. Человек один наделен разумом. Постигая законы природы, используя их в своей практической деятельности, современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно-технического прогресса. Но прогресс имеет и свою теневую сторону: возрастает ущерб, наносимый человеком природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов появляется губительная для морской флоры и фауны пленка нефти, все меньше остается лесов.

Загрязнение атмосферы: тепловое, химическое, звуковое не проходит бесследно и для самого человека.

Тепловое загрязнение ведет к изменению состава воздуха, что в свою очередь отражается на климатических условиях на Земле.

Химическое загрязнение, кроме прочего, влечет за собой нарушение озонового слоя Земли и, как следствие, увеличение заболеваемости человека.

Звуковое загрязнение напрямую воздействует на слуховой аппарат человека и нервно-психологическую деятельность.

Химическое и радиоактивное загрязнение природы приводит к мутациям, которые вызывают раковые и генетические заболевания. Последние опасны тем, что они передаются новым поколениям и снижают жизнеспособность организмов.

Существует и так называемое биологическое загрязнение, которое очень часто усиливается под влиянием других видов загрязнений. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Известен целый ряд заболеваний, вызванных ими. Некоторые из болезней сопровождают человека сотни лет, другие возникли недавно. Но даже возбудители, которые знакомы человеку давно, очень сильно изменились. И те препараты, которые раньше использовались в борьбе с этими возбудителями, сейчас оказываются малоэффективными.

Кроме этого, здоровье человека в сильной степени зависит от таких факторов социальной среды как курение, употребление наркотиков, алкоголя, токсических веществ.

^ III. Организационный этап.

Ведущий:

Сегодня мы собрались не для того, чтобы напугать вас опасными заболеваниями. Мы попробуем разобраться в том, как влияют факторы окружающей среды на человека и его здоровье, а также выработать стратегию поведения в нашем меняющемся и не всегда благоприятно влияющем на наше здоровье мире, то есть составить свод правил здорового образа жизни.

На нашу научно-практическую конференцию приглашены специалисты, которые и просветят нас в различных областях науки, помогут узнать много нового и наметить пути к здоровому образу жизни, пути к здоровью.

Разрешите вам представить химика, специалиста в области биологии медицинского работника, физика, эколога и географа.

^ IV. Ориентационный этап.

Прежде чем перейти к обсуждению основных вопросов нашей конференции, хотелось бы услышать ваше мнение. Что, на ваш взгляд, является самым ценным в жизни? Запишите ваше мнение на карточках голубого цвета.

(Несколько секунд для заполнения карточек).

V. Операционный этап.

Ведущий:

Первому слово предоставляется специалисту в области биологии.

Биолог:

Я расскажу о биологическом загрязнении. Одна из наиболее распространенных в мире тяжелых болезней – малярия. И хотя около половины населения планеты живет в эндемичных по малярии районах, степень «концентрации» этого недуга наиболее высока в тропиках. В середине 60-х годов в результате использования достижений современной медицины, фармакологии и химии в большинстве стран Азии и Латинской Америки малярия считалась фактически побежденной. Однако в последующие годы там разразилась не одна вспышка этой болезни. Ежегодно от малярии все еще умирают 7-9 млн. человек. Надежды на ее ликвидацию с помощью лекарственных препаратов и инсектицидов не оправдываются, так как у возбудителя малярии возникла устойчивость к лекарствам, а у переносчика – малярийного комара – к инсектицидам.

^ Справка врача: Малярийный плазмодий (рис. 1) – простейший одноклеточный организм, относящийся к группе споровиков, ведет паразитический образ жизни, обитает в крови животных и человека, вызывает тяжелейшее заболевание – малярию.

Биолог:

Переносчиком малярии является комар из рода Анофелес, в крови которого обитает малярийный плазмодий. Заражение человека возможно при укусе комара – переносчика (рис. 2).

^ Справка эколога: В последние годы ареал распространения переносчика малярии – малярийного комара увеличивается, и насекомое наблюдают даже в районе Москвы, где условия для зимовки этого вида не подходящие.

Биолог:

В мире ежегодно регистрируется несколько сотен случаев заболеваний чумой (рис. 3) и о полной ликвидации этой болезни говорить рано, поскольку ее возбудитель существует в природе более чем в 200 видах грызунов и мелких хищников (рис. 4), болеющих чумой так же, как и человек. Приносят инфекцию паразитирующие на животных блохи (рис. 5), хотя известны и другие способы ее передачи. В России природные очаги чумы (6 из 11 известных) сконцентрированы на Северном Кавказе. Очень серьезной оказалась вспышка чумы в Индии в 1994г.

^ Справка географа: История чумных эпидемий свидетельствует, что эта болезнь («черная смерть») всегда распространялась значительно быстрее в наиболее заселенных районах, как это было, например, в Европе в XIX в. Проведенный анализ показывает, что в 1400г. В Европе насчитывалось уже на 40% жителей меньше, чем в 1348г. – году начала эпидемии.

Ведущий:

Далее слово предоставляется специалисту медицины – врачу.

Врач:

СПИД – это новая, первая в истории, действительно глобальная смертельная инфекция, которую человечество пока не в силах остановить. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) (рис. 6) обнаружен и описан в 1983 – 1988 гг. американцем Робертом Галло и французом Люком Монтанье (рис. 7).

Вирус СПИДа никого не убивает, он лишь полностью «разоружает» организм и позволяет убить его другим бациллам и вирусам: гриппу, ангине, нарыву на пальце и так далее.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В середине 90-х годов число инфицированных ВИЧ во всем мире составляло около 15 млн. человек, при этом эпицентр опасности находился в Африке (примерно половина инфицированных). Казавшийся чересчур мрачным прогноз этой же организации на 2000 г . - 40 млн. инфицированных – оказался заниженным, поскольку истинное число заболевших составляло примерно в 2 раза больше.

^ Справка географа: СПИД стремительно распространяется по миру, «игнорируя» национальные границы. Эпидемия охватила уже 90% стран мира, а общее количество инфицированных и больных продолжает расти. При этом больных больше всего в Африке, затем следует Азия, далее Латинская Америка и Северная Америка и т.д. (рис. 8), (рис. 9).

Врач:

Число больных и инфицированных СПИДом стремительно растет и в России. Для эффективной борьбы с этим заболеванием необходим целый комплекс срочных мер, включающий воспитание у молодежи высоких нравственных устоев, здорового образа жизни.

Профилактика других заболеваний включает, в частности соблюдение правил личной гигиены и санитарии, закаливание организма, правильное рациональное питание для увеличения иммунитета и другое.

Ведущий:

Слово предоставляется физику. Он расскажет нам о шумовом загрязнении и о влиянии радиации на здоровье человека, а также о влиянии тепловых двигателей на состав окружающей среды и на человека.

Физик:

Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней.

Шумом является всякий нежелательный для человека звук. При нормальных атмосферных условиях скорость звука в воздухе равна 344 м/сек.

Уровень звука измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления – децибелах.

^ Справка врача: Уровень шума в 20-30 децибел практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон. Что касается «громких звуков», то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевые ощущения, а 150 – становится для него непереносимым. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывая нервные заболевания.

Физик:

По данным специалистов, шум в больших городах (рис. 10) ежегодно возрастает примерно на 1 децибел. Если в 60-70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал 80 децибел, то в настоящее время он достигает 100 и более децибел, в то время как санитарным нормам он не должен превышать 40 децибел.

Появляются все новые сверхмощные источники звука, например, шум реактивного самолета, космической ракеты. Очень высок уровень промышленных шумов. На многих производствах он достигает 80 – 100 децибел и более, снижая производительность труда на 10 – 15%.

^ Справка врача: Среди органов чувств, слух – один из важнейших. Ухо – это сложный и тонко устроенный орган, он воспринимает и очень слабые и очень сильные звуки (рис. 11). Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения.

Физик:

Шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. На воздействие шумов защитной реакции у человека нет.

Проблема шумового «нашествия» во многих странах рассматривается как одна из главных, а в некоторых - приняты определенные меры.

Кроме этой проблемы хотелось бы поговорить о влиянии тепловых двигателей на окружающую среду и на самого человека.

Тепловые двигатели составляют основу современной цивилизации. Они приводят в движение автомобили и самолеты, трактора и корабли, железнодорожные локомотивы и многие другие машины (рис. 12).

Электрический ток вырабатывается преимущественно с помощью тепловых двигателей на электростанциях. Все существующие виды тепловых двигателей преобразуют энергию топлива в механическую энергию.

Количество тепловых двигателей с каждым годом становиться все больше, их число уже превысило 600 млн.

Топливо не сгорает полностью, используя кислород из атмосферы. Кроме того, содержит в качестве примесей: серу (уголь – 2%, нефть – 2,5%, газ – 0,05%) и другие вещества, которые выбрасываются в окружающую среду и наносят огромный вред живым организмам.

^ Справка эколога: В настоящее время ежегодно в результате сгорания топлива в атмосферу поступает около 200 млн. т. оксида углерода (II), оксида азота (II), 250 млн. т. пыли. 70 млн. м3 соединений свинца и других металлов.

Ведущий:

Тему продолжит химик.

Химик:

Выброшенные в атмосферу продукты неполного сгорания топлива вступают в химические реакции с водяными парами, содержащимися в воздухе. На поверхность Земли выпадают «кислотные дожди» - растворы азотной, сернистой кислот, которые оказывают пагубное влияние на здоровье людей, растительный и животный мир, ускоряют коррозию металлов, разрушают сооружения из мрамора и гранита (рис. 13), закисляют почвы и водоемы. Происходит усиление «парникового эффекта», уменьшается озоновый слой.

^ Справка врача: ВОЗ установлено, что рак легких наиболее широко распространен в районах с наиболее развитой химической промышленностью (Европа, северо – восток США).

Физик:

Один современный лайнер при перелете из Европы в Америку сжигает 100 тонн горючего и выделяет в атмосферу 80 тонн углекислого газа. Для сравнения 1 га леса выделяет в год 200 кг кислорода. Значит, чтобы компенсировать затраты кислорода на такой полет 500 га леса должны давать кислород в течение года.

Авиация является одним из главных виновников «парникового эффекта».

Справка врача: Какие же болезни человек получает, вдыхая отравленный выбросами воздух или съедая продукты, выращенные на отравленных землях.

Сернистый ангидрид (SO2) раздражает верхние дыхательные пути, вызывая заболевания: риниты, катары, бронхиты с приступами астмы, нарушаются обменные и ферментативные процессы.

^ Окись азота (NO) – кровяной яд, уничтожает гемоглобин, оказывает прямое воздействие на центральную нервную систему.

Двуокись азота (NO2) оказывает раздражающее действие на верхние дыхательные пути, сильное отравление приводит к отеку легких.

^ Окись углерода (CO) снижает содержание кислорода в крови, повышает уровень сахара в крови, нарушается работа нервной системы.

Физик:

Выбросы вредных веществ в атмосферу не единственная сторона воздействия энергетики на природу. Согласно законам термодинамики производство электрической и механической энергии в принципе не может быть осуществлено без отвода в окружающую среду значительных количеств теплоты. Это приводит к постепенному повышению средней температуры на Земле.

Некоторые газы атмосферы хорошо пропускают солнечную радиацию, но задерживают длинноволновое тепловое излучение Земли. К ним относятся углекислый газ (CO2), метан (CH4), диоксид азота (NO2), хлорфторуглероды, а так как они своими свойствами напоминают эффект парника, то их и называют парниковыми газами. Увеличение количества хотя бы одного из этих газов в атмосфере усиливает их действие, задерживая больше тепла, поэтому средняя температура атмосферы Земли увеличивается. Это и называют парниковым эффектом (рис. 14).

Это приводит к смешиванию климатических зон, таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, поэтому необходимы экстренные меры по сокращению поступления в атмосферу этих газов.

И еще одна тема, которую невозможно не затронуть, очень актуальна в современном обществе, это радиация. Есть в природе особые вещества – уран, радий, плутоний, полоний, стронций и другие. Это радиоактивные элементы. Все они обладают удивительным свойством – излучать невидимое для человеческого глаза радиоактивное излучение. Оно проникает везде и повсюду, а затем разрушает живые клетки.

^ Справка эколога: Радиоактивное излучение одинаково опасно, что для растений, что для животных, что для человека. Кстати, меньше всех его бояться крысы и комары. Даже сравнительно слабое излучение, которое при полном поглощении повышает температуру тела лишь на 0,0010, нарушает жизнедеятельность клеток.

Физик:

При попадании радиоактивных веществ в организм любым путем: через кожу, при дыхании или с пищей, они уже через несколько минут обнаруживаются в крови.

Справка врача: Если доза облучения достаточно велика, около 100 Гр, облученный человек погибнет.

При дозах облучения от 10 до 50 Гр человек умирает через одну – две недели от кровоизлияний в желудочно-кишечном тракте.

^ От дозы в 3 – 5 Гр человек может умереть через 1 – 2 месяца из-за разрушения красного костного мозга.

И еще одну опасность таит радиоактивное облучение. Это мутации в наследственном механизме человечества, которые передаются новым поколениям и проявляются в физических и умственных отклонениях (рис. 15).

Физик:

Поэтому можно сделать вывод, что радиация очень опасна для людей не только ныне живущих. Но и для следующих поколений. А значит, человечество должно относиться к этой проблеме очень серьезно. И только ответственное отношение к эксплуатации атомных реакторов может защитить человечество от радиоактивного излучения, ведь топливом в атомных двигателях являются именно радиоактивные элементы.

Ведущий:

Слово предоставляется специалисту в области химии.

Химик:

Продолжая тему радиации, коснемся вопроса космической радиации, которая может повышаться в результате снижения плотности озонового слоя в атмосфере, то есть появления «озоновых дыр». Озон O3 образуется при поглощении молекулами атмосферного кислорода коротковолновой радиации солнца по схеме (рис. 16) озон легко поглощает ультрафиолет и распадается на молекулярный и атомарный кислород. Освободившийся атом кислорода вновь соединяется с молекулой кислорода и образует молекулу озона. Именно он поглощает большую часть солнечной ультрафиолетовой радиации, не давая достигнуть биологического слоя планеты.

^ Справка эколога: Ультрафиолетовая радиация влечет тяжелые последствия: повышение частоты заболевания рака кожи и катаракты, повреждает сельскохозяйственные культуры, разрушает фитопланктон – микроскопические растения, являющиеся начальным звеном пищевой цепи в океане.

Химик:

Главными виновниками снижения концентрации озона в атмосфере являются хлорфторуглероды, в особенности пропелленты. Атомы хлора, входящие в состав хлорфторуглеродов, выбрасываемых в атмосферу, разрушают слой озона. «Озоновая дыра» - это область резко пониженной концентрации озона в стратосфере. Она в более очевидной форме наблюдается над Антарктидой, где в последние десятилетия содержание озона снизилось на 50%, чему способствуют низкие температуры.

За последние 20 лет зимой и ранней весной в средних и высоких широтах северного полушария потери озона составляют 2 – 10%.

^ Справка врача: Австралия входит в зону «воздействия» «озоновой дыры». Каждый четвертый больной, имеющий злокачественную опухоль в Австралии, страдает раком кожи (рис. 17).

Ведущий:

Вернемся ненадолго в начало нашей конференции. Перед выступлениями специалистов вы высказали мнение, что, по-вашему, самое ценное в жизни? Я опять поставлю тот же вопрос: «Что является самым ценным в жизни?» Напишите на карточках красного цвета ответ. (Несколько секунд на заполнение карточек и их сбор).

Проанализируем ответы чуть позже. Последнему предоставим слово географу.

Географ:

В окружающей среде есть благоприятные и неблагоприятные факторы, которые воздействуют на человека.

Я хочу рассказать о благоприятных факторах окружающей природы.

Это и красивые пейзажи, живописные берега морей, озер (рис. 18), рек, леса (рис. 19) и горы (рис. 20), которые положительно воздействуют на психическое и физическое здоровье человека.

В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит таким природным факторам, как солнечные лучи, морской, лесной, горный воздух, морская вода, минеральные воды, целебные грязи и многое другое.

^ Справка врача: Учеными замечено, что повышенное содержание отрицательных ионов, которые образуются когда дует легкий ветерок, течет вода – благоприятно действует на здоровье человека.

Географ:

Как нам иногда хочется пройтись по лесу, подышать лесным воздухом, просто посидеть на берегу тихого озера. Во многих странах люди это поняли. Например, в парках шведского города Стокгольма живет на воле около 700 барсуков! И вы, наверное, не поверите, если узнаете, что в тех же парках водятся ядовитые змеи – гадюки! Но люди их не трогают, и они тоже не причиняют никому вреда.

Во многих странах мира широкий размах приняло движение зеленых партий, которые борются за сохранение окружающей среды, за чистоту морей и рек, за запрещение промысла китов и пушных зверей и т.д.

Ученые заметили, что общение с природой, делает человека лучше и добрее. В особенности общение с красивой природой: без пластиковых бутылок и консервных банок, без фантиков от конфет и осколков стекла.

^ Справка эколога: Консервная банка пролежит несколько лет в почве, прежде чем частицы металла, из которого она сделана, «разойдутся» от места, где она осталась, поглощаемые растениями. А пластик начнет разлагаться в природе, только после 100 лет выделяя в окружающую среду ядовитые компоненты. Время распада стекла, по подсчетам ученых, 10000 лет.

Географ:

И только если мы будем всегда и во всем любить и понимать природу, она ответит нам тем же.

^ VI. Энергетический этап.

Ведущий:

Теперь мы проанализируем ваши ответы на карточках, полученные в ходе конференции. (Зачитываются некоторые).

Сравнив ответы на голубых и красных карточках, можно сделать вывод, что к концу конференции большинство ребят склоняются к мнению, что самое ценное и дорогое, что у нас есть - это здоровье и жизнь.

Пришло время подвести итоги нашей конференции. После всего услышанного нам необходимо составить свод правил для здорового образа жизни, правил поведения современного человека в окружающей среде.

(Ребята называют по очереди пункты правил здорового образа жизни).

  1. Не бросать, не оставлять в лесу после отдыха мусор, не загрязнять почву, водоемы.

  2. Не жечь костры в лесу, не бросать зажженные спички.

  3. Не рвать зря растения, а, наоборот, как можно больше садить деревья и кустарники.

  4. Не разорять гнезда, муравейники.

  5. В свободное время гулять на свежем воздухе, в лесу, вблизи озера и река, а не вдоль дорог.

  6. Любоваться течением реки, наслаждаться пением птиц.

  7. Кормить птиц зимой, значит, меньше мух и комаров будет летом.

  8. Экономно относиться к бумаге, тогда больше останется леса.

  9. Помыв руки, закрывать кран, ведь чистой пресной воды на Земле становиться все меньше и меньше.

  10. Не сжигать пластиковые бутылки и пакеты, использовать многократно пакеты и придумывать новые области применения бутылкам.

  11. И конечно, не употреблять алкоголь, не курить, не употреблять наркотики.

Принимаем эти правила как закон современного человека.

На этом наша конференция закончена, благодарим всех за участие.

Похожие:

Урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека» iconВлияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения
Состояние окружающей среды является одним из факторов, оказывающих влияние на здоровье населения
Урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека» iconУрок-обобщение. Тема: викторина «Мир вокруг нас»
Биология, география, история, физика, химия, филология, но не русский (английский) язык
Урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека» iconПри Посольстве России в Индии Причины снижения иммунитета у россиян...
Б влияние температуры воздуха, атмосферного давления, ветра, влажности воздуха на здоровье человека
Урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека» iconТема урока Опорные точки
Естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология
Урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека» iconВлияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Алко­голь...
Наркомания и ее последствия для здоровья человека. Влияние окру­жающей среды на здоровье человека. Ранние половые связи и их по­следствия...
Урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека» iconВопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека...
И поэтому мы решили исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям...
Урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека» iconТема проекта
Межпредметные связи: русский язык, литература, математика, информатика, исто-рия, экономика, биология, география, химия, физика,...
Урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека» iconУрок по географии в 10 классе: «Загрязнение и охрана окружающей среды»
Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающей среды
Урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека» iconЭлективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.)
Элективный курс «Химия и здоровье человека» направлен на развитие познавательной активности учащихся 10-х классов, рассчитан на 17...
Урок по предметам физика, география, биология, химия на тему: «Влияние условий окружающей среды на здоровье человека» iconУрок охраны окружающей среды «Экология и культура будущее России»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница