I логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и




НазваниеI логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Положение о логопедической службе
ПОЛОЖЕНИЕ о логопедической службе ( составленное на основании инструктивно-методического письма Республиканского института повышения квалификации работников образования, г. Москва, 1996 г.(издание осуществлено по заказу Министерства образования РФ) « О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»; Письма Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Письма Министерства Российской Федерации от 16 января 2001 г. «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений»)


I. Общие положения
I.1. Логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.

Основная цель службы – оказание логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

Основными задачами логопедической службы являются: диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Организация логопедического процесса позволит устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя главной цели педагогического воздействия – воспитанию всесторонне развитой личности.
I.2. Важнейшим условием эффективности работы логопедической службы является правильное понимание логопедом и педагогическими работниками сущности их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций логопеда и педагога в подходе к ребёнку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.
I.3. Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.
I.4. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется: Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; Конвенцией о правах ребёнка; Положением о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, решениями городской психолого-медико-педагогической комиссии и детской психиатрической службы.

Учитель-логопед должен знать: возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приёмы предупреждения и исправления речевых нарушений у учащихся, нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с учениками, имеющими отклонения в речевом развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Устав и локальные правовые акты школы(в том числе Правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения директора).
II. Задачи логопедической службы.
II.1. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей.

II.2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

II.3. Психолого-педагогическое изучение детей.

II.4. Профилактика и коррекция речевых нарушений.

II.5. Консультирование педагогов и родителей по вопросам оказания логопедической помощи детям.
III. Направления деятельности логопедической службы.
Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

• Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

• Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома.

Осуществляется через педагогические советы, методические

объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые

консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд

для родителей и педагогов со сменным материалом, выставки логопедической

литературы..

• Профилактическая работа – целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей:

- по выявлению детей группы риска (стрессовые факторы, уровень

психического и соматического здоровья детей могут отрицательно сказаться на

их речевом развитии);

- по предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей,

обусловленным первичным речевым дефектом;

- по охране нервно-психического здоровья детей;

- по адаптации детей к школе;

- по созданию благоприятного эмоционально- психологического климата в

педагогическом и ученическом коллективах, в семье.

Осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей о огранизует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На своих занятиях учитель-логопед должен применять психокоррекционные приёмы на развитие психичесих функций, проводить психотерапевтическую работу с учащимися.

• Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до сведения классного руководителя, администрации школы и родителей.

• Методическая работа направлена на:

- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;

- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и

родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у

учащихся;

- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;

- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-

логопедического процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для логопедов, учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи, выступает на родительских собраниях.

• Консультативная работа – консультирование администрации, педагогов,

родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые

нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых

консультаций, бесед, открытых уроков, семинаров.
IV. Организация логопедической работы.
IV.1. На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, надостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Приём обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

IV.2. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту.

Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

IV.3. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой дефекта. Допускается комплектование групп из учащихся разных классов. Комплектуются группы или подгруппы (группы с наполняемостью 2-3 чел.) учащихся с первичной речевой патологией со следующей наполняемостью:

• с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма,

обусловленными им – 3-4 чел.;

• с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) и нарушениями

чтения и письма, обусловленными им – 4-5 чел.;

• с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием

речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 5-6 чел.;

• с недостатками произношения – 6-7 чел;

• заикающихся детей – 3-4 чел.

Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно, в зависимости от продолжительности обучения детей в начальном звене общеобразовательной школы.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР 2 уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.

Занятия с учащимися проводятся в часы, свободные от уроков. Коррекция произношения у детей I класса с фонетическим дефектом, не влияющим на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики). Ученики, не посещающие группы продлённого дня , приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продлённого дня, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий 1.

Одновременно на логопедическом пункте занимаются 18-25 человек.

IV.4. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с каждой группой детей проводится:

• общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные им – не менее 3 раз в неделю;

• ФФН и ФН; нарушения чтения и письма, обусловленные ими – 2-3 раза в неделю;

• с группой заикающихся - 3 раза в неделю;

• фонетический дефект – 1-2 раза в неделю;

• индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи – не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой – 40 мин.; с группой меньшей наполняемостью (подгруппой) – 25-30 мин.; индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 20 минут.
____________________________________________
1 Воспитатели групп продлённого дня не вправе задерживать ребёнка или не пускать его на занятия к логопеду по причине медленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине. Так же как и учитель начальных классов не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет.

IV.5. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи, примерно 4-9 месяцев; срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи – примерно 1,5-2 года.

IV.6 В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с родителями и учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

IV.7 Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед может использовать для того, чтобы: сопровождать детей, проверить письменные работы, подготовить наглядный материал.
V. Документация
• Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. ( образец в Письме Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

• Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.

• Индивидуальная карточка учащегося. (заводится по желанию логопеда; не является обязательным документом).

• Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.

• Журнал учёта посещаемости и занятий с учащимися. Журнал является финансовым документом.

• Перспективный план работы на каждую группу обучающихся .

• Общий план методической работы на учебный год.

• Рабочие тетради.

• Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

• Картотека логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.

• Отчёт о работе за год в форме таблицы. К таблице прилагается текстовый отчёт, в котором учитель-логопед рассказывает о выполнении им пунктов общего плана методической работы за учебный год по направлениям работы.
VI. Права и обязанности работника логопедической службы
Учитель-логопед обязан:
• рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетентности;

• препятствовать проведению диагностической, коррекционной и

других видов логопедической работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;

• нести ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, правильное комплектование групп с учётом структуры речевого дефекта, а также за организацию коррекционно-развивающего обучения;

• вести необходимую документацию, предусмотренную настоящим Положением;

• способствовать формированию общей культуры личности, социализации, осознанному выбору профессиональных программ;

• обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям

государственного образовательного стандарта, и нести ответственность за их реализацию не в полном объёме;

• строго соблюдать принципы педагогической деонтологии;

• выполнять распоряжения администрации школы, управления образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с настоящим Положением и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний;

• выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

• обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.
Учитель-логопед имеет право:
• на защиту профессиональной чести и достоинства;

• определять приоритетные направления работы с учётом конкретных условий учебно-воспитательного учреждения;

• формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;

• отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам его работы;

• знакомиться с документацией учебно-воспитательного учреждения;

• повышать квалификацию;

• аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить её в случае успешного прохождения аттестации;

• для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ.
VII. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
VII.1. Учителем-логопедом назначается специалист, имеющий высшее дефектологическое образование или окончивший специальный факультет по специальности «логопедия».

VII.2. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается за 20 астрономических часов педагогической работы в неделю , из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах, подгруппах и индивидуально. На консультативную работу используются 2 часа.

VII.3. Продолжительность отпуска учителя-логопеда составляет 56 календарных дней.

VII.4. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для учителей общеобразовательных школ.

VII.5. Для проведения логопедической работы выделяется кабинет площадью не менее 20 кв. метров, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием:

• настенное зеркало (50х100);

• зеркало для индивидуальной работы (9х12 – 8 шт.);

• логопедические зонды, шпатели;

• разрезная азбука (настенная) (1 шт.);

• кассы букв (индивидуальные) (8 шт.);

• учебно-методические пособия;

• настольные игры, игрушки;

• умывальник (1 шт.);

• классная доска (1 шт.);

• шкафы для пособий;

• стол канцелярский (1 шт.);

• стулья (5 шт.)

• комплект «парта-стул» (8 шт.);

• песочные часы (1 шт.);

• секундомер (1шт.);

• метроном (1шт.);

• магнитофон (1 шт.);

• проигрыватель (1 шт.);

• набор пластинок;

• диапроектор (или фильмоскоп) (1 шт.);

• кодоскоп (1 шт.);

• экран (1 шт.);

• видеомагнитофон (1 шт.);

• компьютер ( 1 шт.);

• дискеты

VII.6. За заведование кабинетом учителю-логопеду возможна доплата.

VII.7. О нормах расхода этилового спирта см. «Инструктивное письмо Министерства Просвещения РСФСР от 5 января 1977 года № 8-12\25» (Сборник: В помощь директору специальной школы. Москва, «Просвещение», 1982 г.).
VIII. Функции руководителей школы и учителя-логопеда
VIII.1. Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется руководителем образовательного учреждения.

VIII.2. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

VIII.3. Учитель-логопед участвует в комплексной диагностике обучающихся, совместно со специалистами; обеспечивает усвоение учащимися базового образовательного минимума; ведёт необходимую документацию.

VIII.4. Учитель-логопед осуществляет систематическую связь с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и классными руководителями учащихся, имеющих речевые нарушения, посещает уроки с целью выработки правильного речевого режима в классе.

VIII.5. На администрацию школы возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание и ремонт помещения.

Похожие:

I логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и iconО психологической службе школы
Школьная психологическая служба является необходимым компонентом системы образования. Основное назначение ее – обеспечение развития...
I логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и iconПсихолого-педагогическое сопровождение фгос начального образования
Моу «сош с. Койгородок» построено с учетом приоритетного направления новых образовательных стандартов обучение, ориентированное на...
I логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и iconПояснительная записка по предмету «Технология»
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность...
I логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и icon3 Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы...
Ооп ООО является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального,...
I логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и iconПоложение о службе практической психологии в системе образования...
Служба практической психологии в системе образования Чувашской Республики (далее – Служба) является частью системы образования Чувашской...
I логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и iconРабочая программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»
В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии
I логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и iconЗдоровье это первая и важнейшая потребность человека, определяющая...
Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь это...
I логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и iconКапаева Тамара Салеховна Организация проектно-исследовательской деятельности...
Одним из действенных способов успешного обучения является проектное обучение, которое является компонентом системы образования, способствующее...
I логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и iconОбразовательная программа клуба интеллектуального развития «Наши истоки»
Межведомственная программа развития системы образования детей, утвержденная приказом Минобразования России от 25. 01. 2002 №193,...
I логопедическая служба является необходимым компонентом системы общешкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и iconРазвитие пространственного мышления на уроках черчения
Оно является способом приобретения информации, вспомогательным способом мышления, формулировки задач, полезным помощником или средством...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница