Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка




НазваниеОсновная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:


  1. Пояснительная записка;

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  3. Учебный план начального общего образования;

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов;

  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  8. Программа коррекционной работы;

  9. Программа работы с одарёнными детьми;

  10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

^ Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

  • обеспечение качественной реализации ФГОС начального общего образования второго поколения в содержательном, процессуальном, технологическом и результативном направлениях;

  • создание условий для эффективного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Данная образовательная программа адресована учащимся начальных классов в возрасте 6,5 - 11 лет. В соответствии с положением классы комплектуются в зависимости от изучения коми языка (коми язык как государственный или коми язык как родной).

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы. Это особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлективности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

При составлении ООП НОО, при выборе форм и методов работы учитываются возрастные, психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста:

  • темпы и направления развития;

  • индивидуальные различия в познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике.

С приходом ребёнка в школу, как писал Д.Б. Эльконин, происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. В школе, согласно Д.Б. Эльконину, возникает новая структура этих отношений. Система «ребёнок - взрослый» дифференцируется: система «ребёнок - учитель» начинает определять отношение ребёнка к родителям и отношение ребенка к детям. Система «ребёнок - учитель» становится центром жизни ребёнка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий: отношение родителей к учёбе ребёнка, занявшей центральное место в его жизни, тоже очень значимо.

Первоклассники ещё не чувствуют себя частью единого коллектива, они обособлены и независимы друг от друга, эгоцентричны. Они стремятся хорошо выполнить свои личные школьные обязанности. В этом возрасте взаимооценки учащихся и построения взаимоотношений со сверстниками в большей мере определяется степенью соответствия поведения одноклассников роли ученика, а в качестве основных критериев выступают успеваемость и дисциплинированность. Личностные критерии оценки одноклассников (как показывают экспериментальные данные) оказываются в этом возрасте как бы второстепенными, хотя и начинают играть более существенную роль к концу периода начального обучения.

Исследования Л.И. Божович показали, что для первоклассников и второклассников безразлично, получили они замечание наедине с учителем или в присутствии одноклассников в классе. Однако уже в третьем классе придают большее значение замечаниям, полученным в среде товарищей, таким образом, переживание эмоционального благополучия становится в зависимость (к третьему классу) не только от мнения взрослых, но и от мнения одноклассников, их отношения.

Социальная ситуация развития ребёнка, сложившаяся в начале младшего школьного возраста, требует особой деятельности, которая получила название учебной и является ведущей в данном возрастном периоде. Принято считать, что это деятельность по усвоению знаний. Но эта характеристика недостаточна. В игре ребёнок тоже усваивает знания (дидактические игры, например). Однако, в дошкольном возрасте усвоение - косвенный продукт какой-то другой деятельности. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение интеллектуальных и духовных богатств, накопленных человечеством.

Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребёнок приходит в школу, её ещё нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы - прежде всего, ребёнка надо научить учиться. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он «не работает» иногда уже к началу второго класса.

Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Необходимо сформировать познавательную мотивацию. Формирование такой познавательной мотивации чрезвычайно тесно связано с содержанием и способами обучения. Самое главное в учебной деятельности - это поворот человека на самого себя, т.е. рефлексия. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребёнка оценивают, а отметка выступает как определённая форма оценки. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений.

В младшем школьном возрасте появляются важные психологические новообразования в познавательной сфере ребёнка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В этот период идёт интенсивное формирование приёмов запоминания.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. Дети уже могут не только рассматривать объект, но и управлять своим восприятием. Для этого должно возникнуть предварительное представление, предварительный поисковый образ того, что нужно увидеть. В этом возрасте формируется произвольность внимания, т.е. способность сосредоточиться на мало интересных вещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщённый характер. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщённый характер.

Учебная деятельность способствует развитию воли и произвольности. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе же вся деятельность по своему характеру является произвольной. Произвольность и осознанность всех процессов, их интеллектуализация и внутреннее опосредование являются основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста. Осознание себя и своих собственных изменений, которое возникает в результате развития учебной деятельности, не ограничивается рамками учения и распространяется на самые разные сферы жизнедеятельности младшего школьника, в том числе и на сферу отношений с другими людьми. Структура этих отношений задаётся извне, педагогом.

В целом за время обучения в начальном звене школы у ребёнка должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности; должен появиться более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Образовательная программа реализуется в соответствии со спецификой и особенностями образовательного учреждения МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа»:

  1. Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели, кроме первого класса. В первом классе пятидневная рабочая неделя. Продолжительность урока составляет:

  • в 1 классе — 35 минут;

  • во 2—4 классах — 40 минут.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Предусмотрен разгрузочный день – четверг. В этот день проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры. Учебная нагрузка увеличивается постепенно: в первой четверти ежедневно проводится по три урока. Остальное время заполняется прогулками, внеурочной деятельностью.

При проведении занятий по иностранному языку и информатике (2—4 классы) и родному языку (коми язык как государственный и коми язык как родной, 1—4 классы) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

  1. В школе соблюдаются:

  • Санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму),

  • Санитарно-бытовые условия (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.),

  • Социально-бытовых условий (наличие оборудованных учебных кабинетов, учительской, пункта приёма пищи, кабинета психолога),

  • Пожарная и электробезопасность,

  • Требования охраны труда,

  • Своевременные сроки и необходимые объёмы текущего ремонта.

  1. Материально - техническая база школы соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, нормам (имеются соответствующие заключения, свидетельства, декларации).

МТБ ОУ соответствует нормам охраны труда работников, предъявляемых к:

  • участку (территории) школы -44000 м²;

  • зданию школы- 4800 м²;

  • помещению библиотеки – 31.7 м²;

  • помещению для питания учащихся, для хранения, приготовления пищи, для организации качественного горячего питания - на 132 места, 89,8 м²;

  • актовому залу- на 132 места, 138 м²;

  • спортивному залу и спортивному оборудованию – 276,5 м²;

  • помещению для медицинского персонала - 23 м²;

  • мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю – маркированная мебель в достаточном количестве.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в начальном звене соответствует всем требованиям введения ФГОС начального общего образования:

  • 5 кабинетов начальных классов (в каждом кабинете имеется компьютер и мультимедийная установка);

  • 3 кабинета иностранных языков;

  • 1 кабинет информатики (16 рабочих мест, подключение в Интернет);

  • 1 кабинет музыки;

  • уголок природы в рекреации начального звена;

  • спортивный зал (со всем необходимым оборудованием по выполнению программы);

  • актовый зал;

  • столовая;

  • библиотека (3 компьютера, выход в Интернет, множительная техника, читальный зал);

  • медицинский кабинет с физиотерапевтическим и стоматологическим оборудованием;

  • кабинет психологической разгрузки;

  • логопедический кабинет;

  • спортивная площадка.

  1. Организовано двухразовое питание. Создана благоприятная психологическая обстановка.

Успешность реализации программы обеспечивают следующие условия деятельности школы:

  • регулярно обновляются технические средства обучения, школа оснащена современной компьютерной техникой;

  • открыт постоянный доступ к ресурсам Интернет;

  • учебный процесс оснащён наглядно-иллюстративными материалами;

  • создано адекватное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  • оптимизирована нормативная правовая база ОУ;

  • регулярно повышается профессиональная компетентность учителей;

  • создана система стимулирования качества педагогической деятельности учителей;

  • внедрены новые механизмы управления образовательным процессом;

  • обеспечивается преемственность содержания между ступенями образования;

  • расширен спектр программ дополнительного образования для начальной школы;

  • формируется готовность учащихся к успешному продолжению образования на следующей ступени школы.

Реализацию основной образовательной программы начального общего образования обеспечивает кадровый состав учителей начальных классов, которые:

  • имеют высшее образование;

  • в положенные сроки проходят аттестацию; имеют первую или высшую квалификационную категорию;

  • регулярно проходят курсы повышения квалификации;

  • владеют современными технологиями организации образовательного процесса;

  • владеют компьютером на уровне пользователя: знание основ работы с офисными программами (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point), знание принципов работы в сети Интернет, умение работать с электронной почтой;

  • работают по общеобразовательной программе «Школа 2100».

Переход на ^ УМК «Школа 2100» был осуществлён в 2001 году в связи с тем, что школа в составе десяти школ республики вошла в эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Учебно-методический комплект для начальной школы Образовательной системы «Школа 2100» полностью реализует Федеральный государственный образовательный стандарт и является системой учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

1. Учебники Образовательной системы "Школа 2100" созданы в рамках философии развивающего образования и нацелены на максимальное раскрытие личностного потенциала учащихся.

2. Учебники комплекта реализуют три группы психолого-педагогических принципов: личностно ориентированные, культурно ориентированные, деятельностно ориентированные.

3. В комплекте учебников прослеживается единство и четкость психологических подходов.

4. Методическое единство комплекта учебников реализуется посредством единообразия методического аппарата с учетом усложнения от класса к классу. Методический аппарат имеет общую логику и структуру с 1-го по 4-й класс. Он включает как проблемные, так и репродуктивные задания нацеленные на отработку навыков и умений. Отдельно, в помощь учителю промаркированы задания, нацеленные на обучение универсальным учебным действиям. Большое количество заданий в учебниках по всем предметам направлено на развитие речевых умений, в том числе на создание текстов. Предусмотрено поэтапное обучение проектной деятельности. Все учебники предполагают использование проблемно-диалогической технологии, а также технологии формирования типа правильной (продуктивной) читательской деятельности.

5.Особенностью данного комплекта учебников является неразрывность процессов обучения, развития и воспитания. Все учебные книги объединены: общностью подходов к духовно-нравственному развитию учеников и воспитательному процессу в целом. Воспитание проектируется во всех книгах как творческий деятельностный процесс, который построен на десяти принципах развивающего воспитания, среди которых необходимый принцип опоры на традиции, т.е. воспитание с учетом национальных и региональных особенностей. В целом через весь комплект учебников проходит последовательная работа по формированию у учащихся как общечеловеческих ценностей, толерантности, так и самоидентификации, патриотизма и гражданского самосознания.

6.Содержание учебников соответствует требованиям государственного стандарта. При организации учебного содержания последовательно реализуется принцип минимакса, что позволяет предложить учащимся как инвариантный, так и вариативный учебный материал. Это дает возможность учителю системно создавать для учеников собственные образовательные траектории, максимально эффективно проводить уроки в соответствии с уровнем класса, организовать самостоятельную деятельность учащихся на всех уровнях. В учебниках содержатся уроки интегративного характера, позволяющие определить образовательные области и сформировать у учеников целостную картину мира.

^ В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • включение в активный познавательный процесс каждого ученика, опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

  • технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

^ Планируемые результаты освоения ООП НОО понимаются как совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

Особое значение имеют следующие ключевые компетентности, которые должны быть сформированы к концу обучения в начальной школе:

1. В отношении предметного мышления (решения задач, проблем):

  • умение отличать известное от неизвестного;

  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

  • умение формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание);

  • находить информацию, недостающую для решения задачи,
    в литературе, у взрослых, в других источниках информации (в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.).

2. В отношении содержательной коммуникации:

  • владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;

  • умение презентировать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

  • умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет);

  • умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;

  • способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства), выступая в разных позициях (автора, зрителя, критика);

  • способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.

3. В отношении владения информацией:

  • правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст (независимо от скорости); определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения;

  • классифицировать объекты; использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения;

  • представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм;

  • читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о природных и социальных объектах;

  • читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах;

  • находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

  • следовать инструкции по правильному применению приборов, инструментов и технических устройств в соответствии с их назначением и правилами техники безопасности;

  • работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала.

4. В отношении саморазвития:

  • способность осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;

  • способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;

  • самостоятельность суждений, критичность по отношению
    к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действий входят в противоречие с новыми условиями действования;

  • определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;

  • обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом;

  • уметь на основе установленных причин ошибок подбирать задания, позволяющие самостоятельно корректировать выполнение действия известным им способом, определять объем таких заданий, способы их выполнения;

  • предполагать, какие ошибки можно допустить при решении того или иного задания в рамках действия освоенными способами;

  • определять степень сложности заданий; находить образцы для проверки работы;

  • сопоставлять свою работу с образцом; оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе;

  • сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей); осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.

На этапе завершения обучения в начальной школе «портрет выпускника начальной школы» должен быть таким:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


Введение в действие и реализацию требований Стандарта обеспечивает учебный план начального общего образования. Он определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей.

^ Внеурочная деятельность распределяется в соответствии с потребностями и запросами участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей и возможностями образовательного учреждения. Ежегодно на классном родительском собрании выбираются и утверждаются направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, художественно-эстетическое, экологическое, которые будут реализовываться в данном классе. В течение 4-х лет обучения в начальных классах направления внеурочной деятельности могут оставаться неизменными или меняться.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Заключён договор между Сторожевской средней школой в лице директора и родителями учащихся на совместную работу по организации учебно-воспитательного процесса.

В школе используются следующие формы внеурочной деятельности:

-беседы,

-соревнования,

-игры,

-секции,

-занятия в кружке,

-экскурсии,

-посещение концертов,

-посещение выставок,

-работа в музее школы и села,

-просмотр фильмов,

-встречи с известными людьми,

-занятия в компьютерном классе,

-участие в школьных трудовых рейдах,

-общественно полезные практики,

-акции,

-викторины,

-олимпиады,

-научные исследования.

Разработан методический конструктор внеурочной деятельности учащихся, предусматривающий участие обучающихся и их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Это предусматривает решение следующих задач:

  • Приобретение школьником новых социальных знаний,

  • Развитие позитивного отношения школьника к базовым общественным ценностям,

  • Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия.

Для решения этих задач проводятся следующие мероприятия:

  • спортивные и оздоровительные акции (соревнования, показательные выступления, дни здоровья, организуемые совместно школьниками, учителями, родителями; в окружающем школу социуме).

  • художественные акции, организуемые совместно учителем и учащимися (концерты, выставки) для дошкольников и младших школьников, сверстников, учителей, родителей; в окружающем школу социуме.

  • экскурсии, организуемые совместно с родителями.

  • участие в мероприятиях в окружающем школу социуме совместно с родителями.

На этапе завершения обучения в начальной школе определяется сформированность универсальных учебных действий у обучающихся. ^ Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования необходима для планирования образовательного процесса в начальной школе и обеспечения системного подхода в образовании.

^ Программа содержит:

  1. описание ценностных ориентиров на ступени начального общего образования;

  2. характеристики видов личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  3. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа 2100»;

  4. характеристики результатов формирования УУД на разных этапах обучения и типовые задания формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа 2100»;

  5. показатели сформированности универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию;

  6. планируемые результаты сформированности УУД и типовые диагностические задачи для определения уровня развития УУД.

^ Программа актуальна, так как:

- необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

- стоит задача формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.

- возрастают требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

На основе образовательной программы «Школа 2100», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и в соответствии с локальным актом школы «Положение по разработке рабочих учебных программ начального общего образования» разработаны программы отдельных учебных предметов.

Рабочие учебные программы конкретизируют содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дают распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочие учебные программы отражают требования к уровню подготовки обучающихся; критерии и нормы оценки знаний учащихся; основные виды учебной деятельности учащихся.
^ Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В её основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

    • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

    • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

    • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Разделы программы:

  1. Основные ценности, формируемые у обучающихся;

  2. Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100»;

  3. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  4. Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

  5. Взаимодействие школы с общественными организациями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

  6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  7. Технология отслеживания результатов воспитанности младших школьников.

^ Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Она включает в себя следующие задачи:

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня, обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • приобщать учащихся к физкультурно-массовой и спортивной работе.

Направления реализации программы:

  1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

  2. Использование возможностей УМК «Школа 2100» в образовательном процессе.

  3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

  4. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

  5. Реализация дополнительных образовательных программ.

  6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

  7. Организация работы с классными руководителями и педагогами по вопросу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  8. Сотрудничество с организациями села, службами района, социальными партнёрами заинтересованными в решении проблем формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

^ Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Данная программа составляется в том случае, если в школу зачисляется ребёнок с недостатком в физическом и (или) психическом развитии. Данный раздел разрабатывается с участием родителей и учителя, сопровождающего ребёнка.

Программа коррекционной работы должна обеспечить:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

^ Программа работы с одарёнными детьми направлена на создание условий для оптимального развития одаренных детей.

       Цель  программы «Одаренные дети» - создание максимально благоприятных условий для выявления, развития и поддержки интеллектуальных, творческих и физических способностей одаренных и талантливых учащихся, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

        Задачи программы:

  Совершенствовать систему выявления, развития, воспитания, образования и поддержки одарённых детей.

  Способствовать повышению уровня квалификации педагогов по работе с одаренными и талантливыми детьми.

  Совершенствовать систему научно-методического, информационного обеспечения  работы педагогов с одарёнными и высокомотивированными детьми.

  Расширять возможности для участия способных и одарённых учащихся в различного уровня олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, творческих выставках, фестивалях, марафонах и др.

  Создавать условия для укрепления здоровья одарённых детей.
^ Специфика работы с одарёнными детьми.

  1. Отличительные особенности одарённых детей:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую, активную познавательную потребность;

  • испытывают радость от умственного труда.

  1. Категории одарённых детей:

  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

  • дети с признаками одарённости в определённой области науки, искусства;

  • учащиеся, не достигающие успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальными умственными резервами.

  1. Принципы работы с одарёнными детьми:

  • принцип индивидуализации обучения (разработка индивидуальной программы развития одарённого ребёнка);

  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

  • принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одарённых детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;

  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

  1. Система поддержки способных и талантливых детей.

  1. Система поддержки сформировавшихся талантливых школьников:

  • участие в слётах, конференциях и других мероприятиях дополнительного образования;

  • участие в грантах, номинациях;

  • поиск меценатов и спонсоров для материальной поддержки.

  1. Общая среда для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят:

  • формирование банка данных одарённых детей;

  • повышение интереса учащихся к школьным предметам;

  • расширение системы предметных олимпиад и конкурсов школьников;

  • создание современных условий для занятий творчеством, интеллектуальным трудом;

  • развитие дополнительного образования;

  • развитие системы ученических конференций и семинаров;

  • учёт индивидуальных достижений обучающихся («Портфель достижений»).

В школе используются следующие формы работы с одарёнными детьми:

  • уроки;

  • факультативы;

  • научно-практические конференции;

  • предметные недели (декады);

  • конкурс Портфелей достижения;

  • концерты;

  • выставки;

  • кружки, секции, объединения;

  • интеллектуальные, творческие конкурсы;

  • предметные олимпиады;

  • предметные чемпионаты;

  • соревнования;

  • фестивали;

  • слёты.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

^ Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

^ Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.


Документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 22 .12. 2009 г. № 17785);

  • Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 2021/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 220/11-12 от 22.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов в начальной школе;
  • ^

    СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;


  • Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998);

  • О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.02.2001);

  • Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26 августа 2010 года № 761н;

  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 01.02.2011 г. № 19644);

  • Проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • Концепция УМК «Школа 2100».;

  • Устав ОУ (дата регистрации – 04 февраля 2010 года, регистрационный номер – 39-р);

  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности - серия – А № 242121, регистрационный № 288 – ОУ, дата выдачи – 25 декабря 2007 г., срок действия – до 25 декабря 2012г.;

  • Свидетельство о государственной аккредитации - серия – ОП 000674, регистрационный № 250-ОУ, дата выдачи – 12 апреля 2010 года, срок действия – до 12 апреля 2015 года;

  • Приказ МО РК № 287 от 18 декабря 2009 года о присвоении статуса республиканского ресурсного центра;

  • Приказ УО администрации МР «Корткеросский» № 241 от 01 сентября 2010 года о присвоении статуса пилотной площадки по введению ФГОС начального общего образования;

  • Приказ ГОУ ДПО КРИРО и ПК №75-КП от 22.02.2006г. Школа - опорно-методическая площадка КРИРО и ПК по направлению «Здоровьесбережение», научный руководитель Яковлева М.А.; Школа - опорно-методическая площадка КРИРО и ПК по НРК, научный руководитель Полякова Э.И.

Похожие:

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительная записка
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
В соответствии с требованиями фгос образовательная программа начального общего образования моу тёпловской сош содержит следующие...
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа основного общего образования образовательного...
Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка iconОбразовательная программа начального общего образования моу сош №29 содержит следующие разделы
...
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
В соответствии с требованиями фгос образовательная программа мбоу сош №7 содержит следующие разделы
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется школой через организацию урочной и внеурочной деятельности...
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка iconПояснительная записка Информационная карта
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного...
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного...
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения разработана на основе примерной Основной...
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы: Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373. Образовательная...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница