Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения»




НазваниеРаботаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок




Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории  в условиях личностно-ориентированного обучения».

Цель: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота через изучение истории своего и других народов.

              Задачи:

  •  формировать у школьников целостные представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России, населяющих ее народов;

  • организовывать изучение истории таким образом, чтобы у школьников вырабатывался познавательный интерес к предмету;

  • способствовать развитию творческих способностей школьников, так, как  творческая деятельность рождает сопричастность к изучаемому предмету                                                                                                             

  • воспитывать патриотическое отношение к истории Отечества, духовным ценностям своего и других народов;

               Успешная реализация этих задач во многом зависит от моего умения использовать дидактические приемы и педагогическую технику. В своей деятельности выделяю два направления, по которым  работаю: формирование познавательного интереса к истории путем использования приемов педагогической и дидактической техники и воспитание патриотического отношения школьников к своему донскому краю, Отечеству, посредством накопления краеведческого материала и    использования его   на уроках.

  На уроках истории формирую познавательный интерес через размышление, самонаблюдение, самопознание и творческий подход. В работе использую элементы креативного метода обучения, которые способствуют развитию самостоятельной, творческой деятельности школьников. Нестандартные формы работы, позволяют мне сделать урок более содержательным, интересным, вызвать у школьников интерес к  более углубленному изучению предмета. Это уроки-семинары, уроки-практикумы, работа в группах, уроки решения проблемных задач, уроки презентации. Использование мною компьютерных технологий более активно формирует познавательный интерес и творческую деятельность. Ребята самостоятельно готовят презентации, которые можно использовать на уроках истории. 

 Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому, что ученику по своей природе нравится играть. В 6-х классах прохожу такие  уроки, как  «Город мастеров», «Съезд феодалов». Класс  делю на группы, каждая группа получает предварительное задание (придумать девиз, герб, жизненную историю, «шедевр» и др.).  Оценивают работу групп школьники, приглашенные из других классов в качестве жюри. В 5-х классах часто использую уроки-экспедиции, при изучении тем, связанных с географическими открытиями, с изучением стран. Работу организовываю по группам, каждая группа готовит отчет. Школьники любят игры, знают правила поведения в группах и во время игры, к предварительным заданиям относятся очень серьезно, ищут дополнительную литературу, прикладывают свое умение и творческую смекалку.

В процессе обучения  применяю на уроках и учебные дискуссии. Например, урок  «Суд над Петром 1», «Суд над Иваном Грозным». Моделируется ситуация судебного разбирательства с участием всех предусмотренных законом сторон. Такие уроки  провожу в 7, 10-х классах.   

При изучении нового учебного материала активизирую внимание и интерес на уроках посредством проблемных и познавательных заданий. Не малое время на уроках уделяю работе с историческими источниками. Работа с источниками - это самостоятельное приобретение знаний, когда ученики в процессе учебного исследования делают открытие для себя.  Источники способствуют углублению и конкретизации знаний, актуализируют процессы мышления и воображения, исследование развивают у учащихся интерес к истории. Документы  дополняют текст учебника, позволяют понять жизнь, характеры людей того времени, их отношения с государством и пр. Источником таких знаний на моих уроках являются письма с фронта, документы, фотографии. Современные учебники снабжены историческими документами, что в немалой мере облегчает работу на уроке. Также в кабинете истории имеются хрестоматии. Работа с источниками актуальна еще и потому, что школьники  с подобными заданиями сталкиваются на ЭГЭ.

В 2006-2007 учебном году в 5 классах из вариативной части базисного учебного плана был выделен 1час в неделю на реализацию регионального компонента. Был составлен перспективный план реализации. В работе использую учебник и методические рекомендации О.Г. Веряскиной «История Донского края» (с древнейших времен до конца 16 века) Деятельность по реализации курса строилась на основе личностно-деятельного и компетентного подхода. Были проведены экскурсии в городской музей, в Ростовский областной музей краеведения, в г. Азов, Танаис. На уроках в 5-6 классах проводились дидактические игры «Путаница», «Кто лучше знает?», в старших классах ролевые игры с использованием персонажей «Современник», «Потомок», «Очевидец». Проведение игры на природе, да еще в месте подлинно историческом, при умелом и верном исполнении даст максимальный эффект, на который в обычных условиях тратятся месяцы, а то и годы. Хотелось бы поделиться опытом организации и проведения одной игры, на развалинах древнегреческой фактории Танаис, в которой приняли участие ученики 6-х классов и 10-х классов. Танаис служит ступенью из нашей повседневной жизни в историю, как родную, так и общемировую. Его камни - живая легенда прошлого, а для ребенка вообще нечто таинственное. В свете моего понимания, как обучать истории, - это лучший, самый совершенный вариант прикосновения детей к давно минувшим дням. Танаис для ребенка становится широчайшим полем деятельности в познании истории человечества – он является связующим звеном с историей страны, края. Это стимул для ее глубокого изучения, ступень на пути к осознанию общего, частного и личного в процессе мирового исторического движения. Ребенок получает прекрасную возможность пережить всё сам, а мы – наполнить нашу идею реальным содержанием. Примерно так можно «мотивировать» ребенка для путешествия в мир Танаис таинственной легендой, завлекающей своей невероятностью и в тоже время – простой. Невероятен для учащихся сам факт нахождения чего-то далекого, книжного, абстрактного – рядом в его «доме»! И это вызовет непременное желание знать об этом. Только сначала заинтересовать его легендой и лишь, затем открыть секрет, что легенда – рядом с ним. Что он сам сможет раскрыть её тайны.

Изучение Донского края развивает у обучающихся интерес к истории края, обеспечивает понимание идеи межнационального согласия, помогает выпускнику осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе.             

С целью воспитания патриотических чувств у школьников ко дню Победы провожу  уроки «Мужества», «Праздник со слезами на глазах», в память о   Сталинградской битве урок «Февраль – февраль, солдатский месяц…»,  на который приглашаю ветеранов войны, ребята с большим уважением и интересом слушают о боевых буднях и подвигах, рассматривают боевые награды. Наглядным материалом на  уроках, посвященных Великой Отечественной войне,  являются ордена и медали, письма с фронта, фотографии военных лет, хранящиеся в кабинете. Прививая любовь и уважение к своему Отечеству, я провожу уроки, посвященные государственным символам России. 
^ Результативность педагогического опыта:

Системное использование вышеуказанных технологии обучения позволило добиться:

- устойчивой мотивации к обучению, проблемной и исследовательской деятельности;

- развитие социальной компетенции учащихся и самореализации (конкурсы, проектная, исследовательская деятельность);

- высокий процент участия в творческой деятельности;

- развитие коммуникативных способностей детей;

- устойчивая динамика качества обучения и сохранности контингента, обучающегося на 4 и 5; (приложение №1)

- высокие достижения участия в предметных олимпиадах, конкурсах (приложение №2)

Похожие:

Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» iconАктуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов...
В течение 5 лет учитель работал над темой «Формирование познавательного интереса на уроках и во внеурочное время через использование...
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» icon«Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка»
...
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» iconЛичностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании
Цель работы: Апробировать эффективность личностно-ориентированного обучения на уроках производственного обучения и во внеурочной...
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» iconРазвитие познавательного интереса у дошкольника
Дети пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного...
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» iconДифференциация обучения на уроках литературы в старших классах
Принципы индивидуализации и дифференциации обучения основательно разработаны в современных психолого-педагогических науках. При этом...
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» iconПедагогическая практика показала, что существует ряд проблем
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на...
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» iconМоу «Краснохолмская сош №2 им. С. Забавина»
Формирование чувства патриотизма, позитивного отношения к историческому прошлому России, стимулирование познавательного интереса...
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» iconИнновационный опыт учителя-победителя пнпо – 2013 года Корельской...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» icon— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности...
Целью работы является организация личностно ориентированного развития учащихся, обновления содержания образования, выстраивания индивидуальных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница