Программа «литературное чтение»




НазваниеПрограмма «литературное чтение»
страница1/10
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ПРОГРАММА

^ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

(для четырёхлетней начальной школы)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен- ного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
^ I. Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и уме- ющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предпо- лагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к понима- нию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебно- го года начинается раздельное изучение литературного чтения и рус- ского языка*.
* Обучение по «Букварю» и прописям ведётся с сентября до середины марта, затем уроки литературного чтения проводятся по учебнику «Литературное чтение» («Капельки солнца»), авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. В классах читающих детей переход на «Капельки солнца» возможен раньше, тогда этот учебник используется одновременно с «Букварём». Учебники по литературному чтению и обучению грамоте выходят в издательстве «Баласс».

^ II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литерату- ре, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литератур- ное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом дет- стве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методи- ческие рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

В программе за основу взят традиционный тематический прин- цип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логи- кой. Суть её заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотно- шения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведе- ния, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы совре- менных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вгля- дываться в окружающий его мир.

^ Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяет- ся. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное про- странство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились тру- долюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глу- пость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

^ В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чте- ния – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произве- дения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти-

хотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соот- ношения произведений детской литературы и текстов, вошед- ших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведе- ния, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зару- бежной детской литературы, произведения русских писателей и поэ- тов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

^ В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жан- рах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей воз- никло первоначальное представление об истории литературы как про- цессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и системати- зировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его перево- ды народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в

4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубеж- ной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обу- чения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведе- ниям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произ- ведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тема- тике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей дет- ской литературы.

Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивиро- ванностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализо- вать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

^ В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занима- ют «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяс-

нять, аргументированно рассуждать, общаться и взаимодейство- вать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежли- вости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья позна- ют себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объясни- ли?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.

^ Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рас- сказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во

2-м классе – это игра-путешествие.

^ В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третье- классницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учеб- ник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Программа «литературное чтение» iconУчебники данной системы имеют грифы «Рекомендовано»
Учебная программа «Литературное чтение» составлена на основе программы «Литературное чтение» авторов: Климановой Л. Ф., Горецкого...
Программа «литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Программа «литературное чтение» iconРабочая программа Литературное чтение 2 «б» класс умк «Школа России»
Программа разработана на основе Примерных программ по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа «литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета "Литературное чтение"
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, и программы к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого,...
Программа «литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Программа «литературное чтение» iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана с учетом...
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования...
Программа «литературное чтение» iconПрограмма «Литературное чтение» составлена на основе федерального...
Учебник: литературное чтение – Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. в 2-х частях, Москва «Просвещение»2010г
Программа «литературное чтение» iconПримерная рабочая программа к курсу «Литературное чтение», 1-4 кл...
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной...
Программа «литературное чтение» icon«Чтение и начальное литературное образование»
Данное приложение разработано в качестве дополнения к программе «Чтение и начальное литературное образование» (авт. Бунеев Р. Н.,...
Программа «литературное чтение» iconСписок литературы для учащихся начальные классы литературное чтение...
Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 2 класс, в 2 ч. Ч. 1, – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница