Тема урока: «основные направления эволюционного процесса»




НазваниеТема урока: «основные направления эволюционного процесса»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
ТЕМА УРОКА: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА».
ЦЕЛЬ: Рассмотреть основные направления эволюционного процесса и выявить соотношения направлений эволюции по А.Н.Северцову.

ЗАДАЧИ:

Познавательная: сформировать понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе, охарактеризовать три основных направления эволюции, позволяющие организмам достичь биологического прогресса, рассмотреть характерные пути каждого из путей достижения биологического прогресса на примерах животного и растительного мира; значение работ Северцова А.Н. в описании соотношения направлений эволюции животных;

Обучающая: развить логическое мышление, уметь составлять таблицы и работать с презентацией;

Воспитательная: формирование материалистического мировоззрения., установление причинно-следственных связей.

^ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  1. Учебник биологии 9 класс, под редакцией И.Н.Пономаревой

  2. Презентация

Тип урока: комбинированный, проблемно - развивающий

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Методы: беседа, объяснение, конспектирование в ходе презентации, заполнение сводной таблицы, самостоятельная работа с учебником, доклад.
План урока:

  1. Понятия Биологический прогресс и регресс - определение и примеры.

  2. Основные направления эволюции по А.Н.Северцову

А)доклад учащегося

Б)самостоятельная работа с учебником по рядам – найти определение и примеры на каждое направление биологического прогресса

В) выводы о том, к чему приводит каждый путь биологического прогресса, чем один отличается от другого, какой из них имеет большее значение в процессе эволюции.

Г) Соотношение направлений эволюции животных (по А.Н.Северцову)

3.Закрепление материала :

Важнейшие ароморфозы :

А) в ходе эволюции животного мира

Б)в подтипе позвоночные (кровеносная и дыхательная системы)

4.Вывод об основных направлениях эволюции и важнейших путях, ведущих к прогрессу.

Ход урока:

1.Организационный этап : сообщение темы, цели и задач урока

2.Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя.

Мы очень часто сталкиваемся с понятиями прогресс и регресс в истории, экономике и в других науках. Понятия прогрессивного и регрессивного пути развития применимы и к биологии, в частности к развитию биологического вида. Давайте рассмотрим, чем будет характеризоваться каждый тип развития по отношению к популяции и виду в целом с точки зрения: приспособленности, численности и ареала (заполнить таблицу)

критерий

Биологический прогресс

^ Биологический регресс

приспособленность







Численность особей







Ареал







Разнообразие популяций








Попытайтесь теперь сами дать определение понятиям биологический прогресс и биологический регресс. (Учащиеся дают определения и записывают)

  • Биологический прогресс – это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида

  • Биологический регресс – это отставание темпов эволюции группы от скорости изменения внешней среды, сопровождающееся снижением численности особей, сужением ареала, уменьшением видового многообразия группы


Каковы причины регресса? (факторы неживой природы и человеческая деятельность)

__________________________________________________________________

Проблемный вопрос: Как вы думаете, прогресс или регресс выгоден природе? (прогресс)

Чтобы решить этот вопрос надо сначала ответить на другой вопрос: А каковы пути достижения биологического прогресса?

^ 2.Основные направления эволюции по А.Н.Северцову

Ответ на этот вопрос дает академик, крупнейший русский зоолог и теоретик-эволюционист, живший в XIX веке, Алексей Николаевич Северцов.Он назвал три пути. А какие, вы узнаете из доклада.

Задача для учащихся– выяснить, какие процессы двигают эволюцию вперед и какова их роль в эволюции организмов.

  • Доклад ученика: Теория биологического прогресса Северцова А.Н.

  • На доске ученик рисует схему основных направлений эволюции

  • Самостоятельная работа с использованием учебника

Задание: дать определение ароморфозу, идиоадаптации и общей дегенерации (работа по рядам)

Учащиеся находят эти понятия в учебнике и объясняют, как они поняли эти термины. После обсуждения записывают вместе определения терминов.

  • Ароморфоз – это направление эволюции, ведущее к повышению уровня организации, к образованию новых классов, отделов, типов

  • Идиоадаптация – это направление эволюции, ведущее к частным приспособлениям организмов к определенному образу жизни, к появлению видов, родов, семейств

  • Общая дегенерация – это направление эволюции, ведущее к упрощению организации и биологическому прогрессу




  • Подведем итог:

К чему приводят: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация?

  • приводит к биологическому прогрессу

  • приспособленности

  • выживаемости организмов


--------------------------------------------------------------------------------------------------

Проблемный вопрос: Какой из этих путей делает больший вклад в процесс эволюции? (ароморфоз и идиоадаптация)

Весь процесс эволюции представляет собой чередование ароморфоза и идиоадаптации. Процесс эволюции всегда идет в сторону усложнения жизненных форм.
Слово учителя. А.Н.Северцов не только определил основные направления эволюционного процесса, но и показал их соотношение на схеме

Соотношение направлений эволюции животных (по А.Н.Северцову)

Ароморфозы задают направление и этапы в развитии живого мира, затем эволюция идет по пути идиоадаптации или дегенерации, обеспечивая организмам групп существование в новой среде.
^ 3.Закрепление материала:

Поэтому остановимся подробнее на ароморфозах, т.к. это магистральный путь эволюции органического мира у позвоночных

Какие ароморфозы происходили у позвоночных?

Зарисовать таблицу по ароморфозам в кровеносной системе у позвоночных. Задание: заполнить таблицу по кровеносной системе.

класс

Кровеносная система:

А)сердце

Б)круги кровообращения

Дыхательная система:

А)органы дыхания

Б)тип дыхания

Рыбы







Амфибии







Рептилии







Птицы







Млекопитающие







4.Проверь себя (из презентации)

5.Выставить оценки

6.Д/з: § 42,

творческое задание - заполнить графу «ароморфозы дыхательной системы у позвоночных»,

подготовить сообщение или презентацию по теме:

«Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов»

Похожие:

Тема урока: «основные направления эволюционного процесса» icon1. Биологический прогресс. Неограниченный прогресс. Биологическая...
Проблему главных направлений эволюции сформулировал А. Н. Северцов в своей работе «Главные направления эволюционного процесса». Представления...
Тема урока: «основные направления эволюционного процесса» iconТема урока «Иван Грозный. Реформы Избранной рады». 10 класс Цели урока
Образовательная: уяснить основные направления внутренней политике Ивана Грозного
Тема урока: «основные направления эволюционного процесса» iconУрока Тема раздела, урока
Основные проблемы страны. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Причины и сущность заговора. Основные направления внутренней политики...
Тема урока: «основные направления эволюционного процесса» iconТема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III
Н. Х. Бунге; основные направления экономической политики И. А. Вышнеградского; экономическая программа
Тема урока: «основные направления эволюционного процесса» iconТема урока: Машина и ее основные части. Основные направления спортивно-технического...
Цели: образовательная: расширение и обобщение представлений учащихся о частях машин, направлениях спортивно-технического моделирования...
Тема урока: «основные направления эволюционного процесса» iconУрока в логике системно-деятельностного подхода (фгос) Тема урока Цели урока
...
Тема урока: «основные направления эволюционного процесса» icon7 Основные направления инвестирования
В результате проведенного анализа сильных и слабых сторон развития территорий, а также потенциальных возможностей и угроз, которые...
Тема урока: «основные направления эволюционного процесса» iconРоссия в последние десятилетия XVII века
Целью урока является решение следующих задач: образовательные в проблемной ситуации учащиеся изучают основные направления деятельности...
Тема урока: «основные направления эволюционного процесса» iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение, принцип дейст­вия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От
Тема урока: «основные направления эволюционного процесса» iconУрок истории в 7 классе Тема урока: § 30,31
Задачи урока: 1) Развивающая (знания) – Учащиеся должны усвоить основные понятия, уяснить причины, задачи и движущие силы французской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница