Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса




НазваниеРабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области



«Рассмотрено»

на заседании МС
протокол № 5 от

28.06.2013 г.




«Утверждаю»

Директор МОУ «Уколовская ООШ»

__________ Уколова Е.Н.

приказ №102 от 02.09. 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Информатика и ИКТ»

для 6 класса
учителя информатики

Рыжовой Ольги Алексеевны
Базовый уровень

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая «Информатика и ИКТ» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе

- программы курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (Л.Л.Босова) опубликованных в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы»: методическое пособие/ сост. М.Н.Бородин. -2-е издание. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012)

-Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уколовская основная общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области 2013-2014 учебный год

Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи курса:

  • ввести понятия «информация» и «информатика», о действиях с информацией – хранении, передачи, кодировании, обработке, получении новой информации;

  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях

  • познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;

  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об графических редакторах; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

  • познакомить учащихся с назначением и структурой программ по созданию презентаций; обучить основным приемам работы по созданию анимации

  • дать представление о базах знаний и логической модели знаний



^

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:


  • Информатика и ИТК: учебник для 6 класса / Босова Л.Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  • Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса/ Босова Л.Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  • Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Босова Л.Л., Босова А.Ю. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего за год – 35 часов.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17, количество контрольных работ – 3

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта.

^ Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ 17 учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Содержание практической работы №14 имеет большой объём, в связи с этим эта практическая работа проводится на двух занятиях.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и ИКТ в 6 классе ученик должен

  • Определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • Понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • Приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • Различать необходимые и достаточные условия;

  • Иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счмсления и обратно;

  • Иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • Иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • Уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • Определять назначение файла по его расширению;

  • Выполнять основные операции с файлами;

  • Уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создание списков и таблиц;

  • Уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • Создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • Иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

^ Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

^ По разделу

Практические работы

1

Компьютер и информация

12

5

2

Человек и информация

12

6

3

Элементы алгоритмизации

9+2

6




Итого:

35

15


Календарно-тематическое планирование



тема

Кол. ч.

дата

Приме-чания

план

факт

^ Компьютер и информация 12ч.

1

Техника безопасности в компьютерном классе. Компьютер как универсальная машина для работы с информацией.

1

05.09.13







2

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1

«Работаем с файлами и папками».Файлы и папки

1

12.09.13







3

Информация в памяти компьютера

1

19.09.13







4

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2

«Знакомимся с текстовым процессором Word». Двоичная система счисления

1

26.09.13







5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления

1

03.10.13







6

Тексты в памяти компьютера

Кодирование текстовой информации

1

10.10.13







7

Практическая работа № 3

«Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

1

17.10.13







8

Создание документов в текстовом процессоре WORD

1

24.10.13







9

Растровое кодирование графической информации

1

07.11.13







10

Векторное кодирование графической информации

1

14.11.13







11

Единицы измерения информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4

«Нумерованные списки».

1

21.11.13







12

Контрольная работа № 1

по теме «Компьютер и информация»

1

28.11.13







Человек и информация 12ч.

13

Информация и знания

Практическая работа № 5

«Маркированные списки».

1

05.12.13







14

Чувственное познание мира

Практическая работа № 6

«Создаем таблицы».

1

12.12.13







15

Понятие как форма мышления

Практическая работа № 7

«Размещаем текст и графику в таблице».

1

19.12.13







16

Как образуются понятия

Практическая работа № 8

«Строим диаграммы».

1

26.12.13







17

Структурирование и визуализация информации. ТБ в компьютерном классе.

1

16.01.14







18

Содержание и объем понятия

1

23.01.14







19

Отношение тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 9

«Изучаем графический редактор Paint».

1

30.01.14







20

Отношение соподчинения, противоречия и противоположности.

1

06.02.14







21

Определение понятия. Классификация. Практическая работа № 10

«Планируем работу в графическом редакторе».

1

13.02.14







22

Суждения как форма мышления

1

20.02.14







23

Умозаключения как форма мышления

Практическая работа № 11

«Рисуем в редакторе Word».

1

27.02.14







24

Контрольная работа № 2 по теме

" Человек и информация"


1

05.03.14







Элементы алгоритмизации 11ч.

25

Понятие алгоритма. Практическая работа № 12

«Рисунок на свободную тему».

1

12.03.14







26

Исполнители вокруг нас.

1

19.03.14







27

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

1

26.03.14







28

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13

«PowerPoint. Часы». Линейный алгоритм.

1

09.04.14







29

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14

«PowerPoint. Времена года». Алгоритмы с ветвлением.

1

16.04.14







30

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14

«PowerPoint. Времена года». Алгоритмы с ветвлением

1

23.04.14







31

Циклические алгоритмы

Практическая работа № 15 «PowerPoint. Скакалочка».

1

30.04.14







32

Циклические алгоритмы. Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками».

1

07.05.14







33

Контрольная работа № 3 по теме

"Элементы алгоритмизации»

1

14.05.14







34

Повторение по теме «Элементы алгоритмизации». Итоговый урок

1

21.05.14







35

Практическая работа №17 «Создаём слайд-шоу». Повторение по теме «Элементы алгоритмизации»

1

28.05.14







Содержание учебного курса

Тема 1. Компьютер и информация (12 ч).

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум:

п/п

Тема практической работы

1

«Работаем с файлами и папками. Часть 1».

2

«Знакомимся с текстовым процессором Word».

3

«Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

4

«Нумерованные списки».

5

«Маркированные списки».

^ Тема 2. Человек и информация (12 ч).

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум:

п/п

Тема практической работы

6

«Создаем таблицы».

7

«Размещаем текст и графику в таблице».

8

«Строим диаграммы».

9

«Изучаем графический редактор Paint».

10

«Планируем работу в графическом редакторе».

11

«Рисуем в редакторе Word».


^ Тема 3.Элементы алгоритмизации (11 ч).

Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм».

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум:

п/п

Тема практической работы

12

«Рисунок на свободную тему».

13

«PowerPoint. Часы».

14

«PowerPoint. Времена года».

15

«PowerPoint. Скакалочка».

16

«Работаем с файлами и папками. Часть 2».

17

«Создаем слайд-шоу».


^ Формы и средства контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

^ Текущий контроль осуществляется в форме практических работ и практических заданий, устного опроса, фронтального опроса.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

^ Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

^ Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

^ Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

^ Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

^ Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

^ Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.

Практические работы:

Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы»

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».

Практическая работа №12«Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы».

Практическая работа №14 «PowerPoint. Времена года».

Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

  • Все практические работы находятся в учебнике Информатика и ИТК: учебник для 6 класса/ Босова Л.Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 с.122-170


Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Босова, Л.Л. Информатика и ИТК: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  2. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  3. Босова, Л.Л., Босова, А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  4. Босова, Л.Л. набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 6».


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации колонки

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;

  • Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.

  • Антивирусная программа.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.)

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса iconРабочая программа Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и...
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена...
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса iconРабочая программа Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и...
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена...
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса iconРабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» 10-11 класс
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» ориентирована на примерную программу, составленную на основе федерального компонента...
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса iconРабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 0 класса
Икт» для основной школы (8-9 классы) Н. Д. Угринович, опубликованных в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Информатика....
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса iconРабочая программа по курсу «Информатика и икт» 5-6 класс
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной...
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса iconАннотация к рабочей программе по учебному предмету «Информатика и икт»
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного...
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса iconУчебному предмету «Информатика и икт» 9 класс Рабочая учебная программа...
Содержание авторской программы Макаровой Н. В, в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения...
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 6 класса составлена на основе авторской программы Л. Л....
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса iconРабочая учебная программа курса «Информатика и икт»
Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса. – М.: Бином лаборатория знаний, 2009
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» для 6 класса iconПояснительная записка к рабочим программам по учебному курсу «Информатика и икт»
Вклад учебного предмета информатика и икт в достижение целей основного общего образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница