Урок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса




НазваниеУрок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Урок-путешествие.

Тема: Влажные экваториальные леса.

Цели урока:

  • Сформировать представление о природе Африки;

  • Познакомить с органическим миром природных зон: экваториальных лесов и саванн;

  • Показать взаимосвязь между компонентами природы;

  • Развивать умение обобщать, классифицировать, делать выводы;

  • Воспитывать нравственные ценности и эстетическое отношение к прекрасному.

Оборудование: физическая карта Африки, климатическая карта Африки, карта природных зон Африки, атласы, контурные карты, слайды: «Растения экваториальных лесов», «Растения зоны саванн и редколесий», «Животные экваториальных лесов», «Животные саванн и редколесий».

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.


  1. Объяснение нового материала.

Беседа.

    • Давайте вспомним, что такое природная зона. Ответ. Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.

    • Каковы закономерности размещения природных зон на поверхности Земли? Ответ: Природные зоны соответствуют определенным климатическим поясам, изменяются от экватора к полюсам.

    • Так какие же вопросы мы должны рассмотреть на уроке и что узнать? Ответ: Условия образования определенной природной зоны, климат, почвы, растительность.

    • Совершенно верно, и сейчас мы начнем наше путешествие с зоны экваториальных лесов.

Когда человек попадает в этот лес, когда он пробирается сквозь его густую чащу, он постоянно видит вокруг себя одну и ту же картину, как на дне земного моря. Он отрезан от света и солнца, его окружают громадные деревья и кустарниковая поросль, он находится в вечных сумерках. В лесу тихо и душно. Чувствуется запах гниющей листвы. Воздух влажен, как в оранжерее.

Выходит житель экваториальных лесов.

^ Житель экваториальных лесов.

Я рад приветствовать вас! Как хорошо, что вы прибыли к нам утром, так как после полудня у нас, как всегда, будет сильный ливень. Увы! Наш климат отличается постоянством: солнечным утром и дождливым вечером!

Учитель. Позвольте, а в чем же тут дело? С чем связана такая особенность климата? (Ответ учащихся).

^ Житель экваториальных лесов. Нигде на Земле вы не встретите такого разнообразия растений. Только деревьев насчитывается около 400 видов. Экваториальный лес растет обычно несколькими ярусами. В самом низу – царство мхов и ползучих растений, выше поднимаются кустарники и молодые деревца, над ними образуется лесной свод взрослых деревьев высотой 20-30 метров. Деревья здесь растут с поразительной быстротой и за 10-15 лет достигают высоты 30-40 метров. Таких размеров деревья ваших лесов достигают только к 150-200 годам.

Учитель. Ребята, как вы предполагаете, с чем связано такое разнообразие растений в зоне экваториальных лесов? (Ответы учащихся).

Учитель. Ребята, как вы думаете, встречается ли в этом лесу верблюжья колючка? Почему? (Ответы учащихся).

- Многие растения, произрастающие в этой природной зоне, поглощают своими корнями-насосами много воды, а огромная масса листьев быстро ее испаряет. Многие растения имеют широкие листовые пластины, что также способствует быстрому испарению воды. Характерная особенность растений экваториальной зоны в том, что листья верхнего яруса жесткие и плотные, с блестящей, как бы лакированной поверхностью. Это спасает их от чрезмерного испарения и ожогов палящего солнца, от удара дождевых струй при сильных ливнях. У растений нижнего яруса листья, наоборот, тонкие и нежные.

^ Житель экваториальных лесов. Ребята, вы правильно подметили тот факт, что верблюжья колючка у нас не растет. Среди наших растений чаще всего встречаются фикусы, пальмы, бананы, древовидные папоротники. Лианы обвивают деревья. Они начинают расти на земле, как маленькие кустики с многочисленными усиками, а затем, крепко цепляясь за молодые деревья, поднимаются вверх вместе с этими деревцами. Некоторые лианы плотно обвивают стволы деревьев, затрудняют их рост в толщину, нарушают сокодвижение, и дерево засыхает. На ветвях растут орхидеи.

Учитель. Ребята, чем интересны эти растения? (это растения-эпифиты).

Их корни висят в воздухе и, подобно губке, впитывают дождевую воду и росу.

Экваториальные леса с их богатой растительностью называют самой гигантской на планете фабрикой органического вещества и кислорода, работающей целый год. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся).

Действительно, это огромная фабрика кислорода, легкие нашей планеты. Они существенно влияют на состояние атмосферы.

^ Житель экваториальных лесов. Красочен и необычайно разнообразен животный мир экваториальных лесов. Многие животные обитают на деревьях, где больше света и обилие пищи – цветов, плодов, листьев. Здесь живут человекообразные обезьяны: гориллы и шимпанзе, мартышки, павианы. Много лазающих птиц (дятлы, удоды, попугаи). Много в экваториальных лесах хищников.

Дымчатый леопард среди густых ветвей деревьев выслеживает и ловит обезьян и птиц. Пернатые обитатели благодаря своей окраске тоже хорошо маскируются и при малейшей опасности сразу скрываются в листве. Особенно разнообразен мир насекомых.

Нигде не встретишь таких больших и красивых бабочек, как здесь их яркая предупреждающая окраска говорит: «Не тронь меня!» Из крупных наземных животных можно увидеть родственника жирафа – окапи, тапира. Не бойся густой тропической растительности и африканского слона!

Послушайте, а надвигается гроза. Нам пора расставаться!

Учитель. А теперь нам, как и всем путешественникам, для того, чтобы вернуться домой, нужно преодолеть следующее испытание.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Какое наименьшее количество осадков в экваториальном поясе?

а) менее 500

б) от 500 до 1000

в) от 1500 до 2000

  1. Какое растение характерно для экваториальных лесов?

а) лианы

б) баобаб

в) саксаул

  1. Среди животных чаще встречаются:

а) вараны

б) мартышки

в) африканский страус

  1. Почему экваториальные леса называют вечнозелеными?

а) растут ярусами

б) растения сбрасывают листву постепенно

в) растительный перечень очень разнообразен

  1. Какие приспособления свойственны для экваториальных лесов:

а) листья видоизменены в колючки

б) листья растений верхнего яруса плотные или с рассеченной листовой пластинкой

в) листья с маленькими листовыми пластинками

  1. зоны экваториальных лесов характеризуются:

а) постоянством климатических условий

б) сезонностью выпадения осадков

в) сменой сухого и влажного сезона

  1. Какую площадь занимают экваториальные леса?

а) большую часть материка

б) половину материка

в) меньшую часть материка

  1. Какие растения свойственны для экваториальной зоны:

а) эпифиты

б) суккуленты

в) эфемеры

  1. Какая природная зона характеризуется большим разнообразием животного мира?

а) экваториальная зона

б) зона пустынь

в) зона саванн

Учитель. Почему для каждой природной зоны характерна определенная растительность и животный мир со своими особенностями? С чем это связано? (с климатом)

Учитель. Молодцы! движемся дальше. После длительного пути мы попадаем в зону саванн и редколесий. Эта зона занимает огромные пространства, примерно 40% площади материка. Вот как описал саванну Н. Гумилев.

А кругом на широких равнинах,

Где трава укрывает жирафа,

Садовод всемогущего Бога

В серебрящейся мантии крыльев

Сотворил отражение рая.

Он раскинул тенистые рощи

Прихотливых мимоз и акаций,

Рассадил по холмам баобабы,

В галереях лесов, где прохладно

И светло, как в дорическом храме,

Он провел многоводные реки

И в могучем порыве восторга

Создал тихое озеро Чад.

А потом, улыбнувшись, как мальчик,

Что придумал забавную шутку,

Он собрал здесь совсем небывалых,

Удивительных птиц и животных,

Краски взяв у пустынных закатов,

Попугаям он перья раскрасил,

Дал слону он клыки, чтоб белее

Облаков Африканского неба,

Льва одел золотою одеждой

И пятнистой одел леопарда,

Сделал рог, как янтарь, носорогу,

Дал газели девичьи глаза.

- Посмотрите, нас кто-то встречает. Да это же наш друг Саид.(В роли Саида выступает учащийся, выполнивший опережающее задание).

Саид. Я рад приветствовать вас на этой земле. «Саванны» - слово португальское: оно обозначает «степь с деревьями». Это типично африканский ландшафт. На территории саванн можно различить два сезона года: сухая зима и влажное лето. Когда солнце находится в зените, внезапно наступает дождливое время и длится оно в течение трех недель. Местные жители свою саванну называют «ньяика», что означает «негостеприимная земля». В ньяике и шага не ступишь, не зацепившись одеждой за колючий кустарник или не оцарапавшись о твердый, как железо, шип акации. По побережью Гвинейского залива тянется полоса саванн, где растут баобабы, пальмы с шапками крупных веерных листьев. Между деревьями и кустарниками растет высокая трава. Священным символом Африки является дерево баобаб.

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что это за дерево? (Ответы учащихся).

^ Саид. Для саванн характерно еще одно необычное дерево, его называют колбасным.

Учащийся. Я знаю про это дерево. Оно растет одиноко среди саванн, а с его ветвей свисают плоды, похожие на ливерную колбасу. Но это только по внешнему виду. Плоды колбасного дерева совершенно непригодны для пищи.

Саид. Встречаются также молочаи – это древовидные растения, лишенные листьев и покрытые колючками, которые, приспосабливаясь к сухому климату, накапливают в них влагу. Такие растения носят название суккулентов. Древовидные акации встречаются в африканской саванне всюду. Они могут выглядеть и как могучие деревья, и как низкие кустарники, но всегда имеют кривые колючки или длинные шипы. Шипы и колючки – средство самозащиты. Гладкая непроницаемая кора надежно предохраняет их от обильного испарения, а листья появляются лишь за несколько дней до начала сезона дождей. Для саванн характерна также слоновая трава.

Такое изобилие диких животных можно в наше время увидеть только в заповедниках. Разнообразен животный мир. Так как наша флора богата травянистыми растениями, здесь можно встретить таких травоядных животных, как зебра, буйвол, антилопа, носорог, бегемот. В саванне живет уникальное животное – жираф. Вытягивая длинную шею, он поедает листья акации, которые очень питательные и до которых ни одно животное, кроме жирафа, дотянуться не может. Густые длинные ресницы защищают глаза жирафа от соприкосновения с листвой и колючками, а гибким языком, совершенно нечувствительным к уколам колючек, он срывает самые нежные листья. Травоядным животным сопутствуют многочисленные хищники: гепарды, леопарды, шакалы, гиены. И, конечно, какая саванна без царя зверей – льва?!

Учитель. Природа одарила обитателей саванны – жирафа, леопарда, зебру – причудливой окраской.

Подумайте, с чем это связано.(Расцветка шкур настолько сливается с красками пейзажа африканской саванны, что на его фоне почти невозможно их заметить).

Учитель. Ребята, а как вы думаете, какие еще особенности животных африканской саванны помогают им выжить в этой природной зоне? (Крепкие конечности…).

Саид. Саванны Африки необычайно богаты птицами. Здесь и маленькая красивая нектарница, и самая крупная птица на земле – африканский страус. Птица марабу, которая встречается только в Африке. Чрезвычайно много в саванне термитов, их прочные высокие постройки разнообразной формы – термитники - характерная деталь зоны.

Учитель. почему пустыни сменяются саваннами?

Спасибо, Саид, за твой интереснейший рассказ. А нам, ребята, для того, чтобы продолжить наше путешествие дальше, предстоит выполнить следующее задание.

Игра «третий - лишний»

      1. Саванны располагаются:

а)субэкваториальный пояс

б) экваториальный пояс

в) тропический пояс

2. Для климата характерно:

а) смена сухого и влажного сезонов

б) обилие света и свежесть воздуха

в) очень высокая температура

3. Среди растений чаще встречаются:

а) баобаб

б) верблюжья колючка

в) слоновая трава

4. для животных характерно:

а) защитная маскирующая окраска

б) стадный образ жизни

в) многие животные обитают на деревьях

V. Итог урока.

Учитель. Вот, ребята, мы и не заметили, как пролетело время и урок наш подошел к концу. Ответьте на следующие вопросы:

- Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

- Если бы вам представилась возможность путешествия, какую из изученных на уроке зон вы посетили бы и почему? (ответы учащихся)

Задание. Перед вами лежат карточки с африканскими пейзажами, нарисуйте себя там, где вы сейчас хотели бы оказаться. Какое место на изученном нами материке сейчас больше всего соответствует вашему настроению?

(учащиеся показывают свои рисунки и кратко комментируют их).

Учитель. Вы сегодня плодотворно поработали на уроке, проявили находчивость, смекалку, а некоторые из вас – и артистические способности, и за это получаете следующие отметки…
На дом: параграф 28 стр. 123-124 (до тропических пустынь)

Похожие:

Урок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса iconУрок географии в 7 классе Тема: Природа Африки. Влажные экваториальные леса
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, физическая карта Африки, карта природных зон Африки, хрестоматия,...
Урок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса iconУрок-путешествие. Тема урока: Пустыни. Жестколистные леса
Дать характеристику зоны влажных экваториальных лесов. (заполнить таблицу) (1 чел.)
Урок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса iconТема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели
Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок – путешествие в семью. Вы сможете познакомить всех со своей семьёй, её членами, традициями...
Урок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса iconТема: транспорт леса
Характерной особенностью транспорта леса является односторонность грузопотока, что предопределяет неизбежные
Урок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса iconУрок 49. Тема урока: повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»
Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку...
Урок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса iconУрок по окружающему миру 4 класс. Тема: лес и человек
Продолжить на основе диалектико- материалистического мировоззрения формировать представление о связях природы и человека, в том числе...
Урок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса iconУрок путешествие по теме «Решение задач и уравнений»
Организационный момент. Сообщаю учащимся о том, что сегодня мы должны повторить весь материал по теме «Натуральные числа» и для этого...
Урок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса iconУрок-путешествие
Целью нашего урока является: закрепление умений и навыков работы с различными по содержанию картами. Для достижения этой цели я вам...
Урок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса iconСогласовано Утверждаю Председатель профкома
Уходите быстро поперек ветра в направлении «из леса». Если Вы не можете определить направление «из леса», нужно влезть на высокое...
Урок-путешествие. Тема: Влажные экваториальные леса iconУрок проводится после изучения рассказа Р. Брэдбери "Зелёное утро", как урок внеклассного чтения
Ц е л ь: провести бинарный урок литературы и математики о деревьях и растениях нашего леса; показать красоту и пользу наших деревьев;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница