Рассказ, при необходимости




НазваниеРассказ, при необходимости
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРассказ
9 класс.

Рекомендуемая продолжительность олимпиады – 3 часа.

I. Интерпретация художественного текста.

Проанализируйте рассказ М.М. Пришвина «Голубая стрекоза». Анализируя рассказ, при необходимости опирайтесь на следующие вопросы:

1. Какие проблемы поднимаются в рассказе М.М. Пришвина «Голубая стрекоза» ?

2. Какое значение приобретает в рассказе пейзаж?

3. Как характеристика главного героя связана с идеей рассказа?

4. Почему рассказ называется «Голубая стрекоза»? (20 баллов)
М.М. Пришвин

Голубая стрекоза

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все свои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня свершалось.

Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью; то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, и все же шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.

- Вы с ума сошли, - сказал мне строгий голос из-под земли. Я глянул и
увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами
было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел
выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у
него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:

- Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие
минуты заниматься своими пустяками?

- Что же мне делать? - спросил я, очень обрадованный его
решительным тоном,

- Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы
скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых ...

Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

В это время один умирающий шептал мне:

- Вот бы водицы!..

Я по первому слову раненого побежал за водой. Но он не пил и повторял мне:

- Водицы, водицы, ручья!..

С изумлением поглядел я на него и вдруг вес понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.

Мы с санитаром взяли носилки и отнесли ею на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

В косых лучах вечернего солнца особенным, зеленым светом, как бы

исходящим изнутри растений, светились минаретики хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку.

Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу.

И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.

- Спасибо, - прошептал он.

Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал «спасибо» и снова закрыл глаза.

Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

- А что, она еще летает?
Голубая стрекоза еще кружилась.

-Летает, - ответил я, и еще как!

Он опять улыбнулся и впал в забытье.

Между тем мало-помалу смеркалось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:

- Все еще летает?

- Летает, - сказал я, не глядя, не думая.

- Почему же я не вижу? - спросил он, с трудом открывая глаза.

Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.

Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.

Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить, её па фоне темнеющего леса, но вода - эти глаза земли - остается светлой, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

- Летает, летает! - воскликнул я так решительно, так радостно, что
больной сразу открыл глаза.

И я ему показал отражение. И он улыбнулся.

Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, - по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогли песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.
^ II. Интерпретация лирического текста.

Проанализируйте стихотворение И.Ф. Анненского «Третий мучительный сонет», опираясь на предложенные вопросы:
1. Почему сонет назван «мучительным»? О каком неравном бое идет в нем речь?

2. Какие поэтические образы показались вам самыми неожиданными и

почему?

3. Какие особенности поэтической формы сонета помогают понять его содержание?

И.Ф. Анненский

^ Третий мучительный сонет

Строфы

Нет, им не суждены краса и просветленье;

Я повторяю их на память в полусне,

Они - минуты праздного томленья,

Перегоревшие на медленном огне.

Но все мне дорого — туман их появленья,

Их нарастание в тревожной тишине,

Без плана, вспышками идущее сцепленье:

Мое мучение и мой восторг оне.

Кто знает, сколько раз без этого запоя,

Труда кошмарного над грудою листов,

Я духом пасть, увы! Я плакать был готов,

Среди неравного изнемогая боя;

Но я люблю стихи – и чувства мне святей:

Так любит только мать, и лишь больных детей. (20 баллов)
^ III. Теория и история литературы.

1. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Ямб», приведите три примера из художественных текстов. (5 баллов)

2. Кто из русских поэтов так сказал о значении своего творчества

(назовите автора и произведение):
А) …первый дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.
Б) …чувства добрые я лирой пробуждал,

…в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.
В) Я знак бессмертия себе воздвигнул… (по 2 балла)
^ IV. Литературная эрудиция.

1. Какому из героев русской литературы принадлежат эти объяснения в любви? Назовите автора, произведение и героев.

А) - Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни ... Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться. Я расстаюсь с вами сегодня ... сей же час ... Но прежде я должен вам открыться, чтобы вы не проклинали меня, не презирали. Думайте иногда о ... Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить как никогда…

Б) - Я тебя люблю, чернобровый казак! За то люблю, что у тебя карие очи, и как поглядишь ты ими - у меня как будто на душе усмехается: и весело, и хорошо ей; что приветливо моргаешь черным усом своим; что ты идешь по улице, поешь и играешь на бандуре, и любо слушать тебя.

В) Отвечай мне, чего тебе надобно,

Моя милая, драгоценная!

Хочешь золота али жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать,

Лишь не дай мне умереть смертью грешною:

Полюби меня, обними меня

Хоть единый раз на прощание! (по 3 балла)

2. Кому посвящены эти произведения русской литературы?

А) И.С. Тургенев «Первая любовь».

Б) А.С. Пушкин «Борис Годунов». (по 1 баллу)

У. Литературное творчество.

Составьте загадки, ответами на которые были бы слова «сонет», «эпиграмма», «портрет». (9 баллов)

Максимальное количество баллов - 71

Похожие:

Рассказ, при необходимости iconРассказ. Сырье технологические процессы
Прочитайте раздел параграфа «Производство цемента», заполните схему и составьте по ней рассказ
Рассказ, при необходимости iconТеория
Развернутый ответ па вопрос и рассказ о литературном герое. Устное словесное рисование. Сочинение рассказа. Устный отзыв о самостоятельно...
Рассказ, при необходимости iconНаучно-технический бюллетень лаборатории ихтиологии инэнко. 2003. № С. 29-31
Танькин, 1979а; Танькин, Борякин, 1981). Поэтому при необходимости осеменять большие количества икры (например, при получении бестера...
Рассказ, при необходимости icon• Рассказ написан в форме (авторских воспоминаний, диалога, повествования, автобиографии)
Рассказ / статья рассматривает / касается / описывает/ изучает / показывает / раскрывает (разоблачает) / останавливается на / объясняет...
Рассказ, при необходимости iconПо всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться...
В особых случаях, чтобы не было задержки сроков начала лечения, при появлении первых характерных признаков заболеваний рекомендуется...
Рассказ, при необходимости iconСхема лексического разбора слова
Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка)
Рассказ, при необходимости iconСоглашение
Свердловской области, исходя из необходимости структурной перестройки экономики Свердловской области, исходя из необходимости рационального...
Рассказ, при необходимости iconМуниципальное предприятие
Программу рекомендуем включить в многодневный тур по Тюменской области. При необходимости можно сделать расчет на любое количество...
Рассказ, при необходимости iconУрок №7 (2 часа)
...
Рассказ, при необходимости iconОглавление
Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница